Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества

Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества

Рецензии — Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
Как What Remains of Edith Finch превращает смерть в захватывающее волшебное приключение?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночестваОбзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
Вот представьте: минут через пять или через полчаса в ваш дом врежется самолет. Или что-то рухнет на него сверху, как в «Донни Дарко». Всё, финиш! И что тогда останется после вас потомкам, если они есть, или прочим родным и близким? О чем они будут вспоминать, посещая вашу могилку?
Подобные мысли могут показаться мрачными и несвоевременными, да и вообще как-то не принято обсуждать будущую смерть. И, наверное, зря. Во всяком случае, после знакомства с What Remains of Edith Finch со смерти снимается неписаное табу, и она перестает быть страшной.

Дом, который утонул

Человек не связан с землей, если в ней не лежит его покойник.
Г. Г. Маркес, «Сто лет одиночества»
Предки семьи Финч уплыли из Норвегии в попытках избавиться от семейного проклятия, уносящего жизни всех представителей рода. Уплыли не с пустыми руками: за собой они волокли целый дом, невесть как снятый со своего места и водруженный на баржу. Но несчастье плыло следом: у самого берега острова Косаток сильный прибой отправил дом и прародителя рода на дно. А выбравшиеся на сушу Финчи выстроили новое родовое гнездо. Но начать им пришлось с обустройства кладбища.
Дом, который построило семейство Финч.
К тому времени когда Эдит, последняя из своей семьи, после долгого отсутствия вернулась домой, родовое гнездо превратилось в фантазийный замок. Четыре поколения Финчей достраивали и перестраивали его каждый по своему разумению, поскольку никто и не пытался занять комнаты умерших родственников. Все пустые спальни наглухо запечатаны, а единственный имеющийся у Эдит ключ подходит явно не ко входной двери.
Все спальни не только заперты, но и надежно запечатаны. Однако в каждую можно заглянуть через глазок. А потом и пробраться внутрь по потайному ходу.
Вся внешняя канва игры — это проход по обширному лабиринту потайных ходов и лазов. И это само по себе интересно, ведь и дом, и остров просто замечательно красивы и полны ярких, точных и продуманных деталей. Но для Эдит прогулка по дому имеет иную цель: девушке надо узнать, вправду ли над ней висит родовое проклятие.
В каждой комнате есть какой-нибудь секрет. Иногда их поиски тоже становятся мини-игрой.

Двенадцать и одна смерть

— Скажи ему, — улыбнулся полковник, — что человек умирает не тогда, когда должен, а тогда, когда может.
Г. Г. Маркес, «Сто лет одиночества»
Тексты, субтитры и письма — тоже часть игры. Они буквально ведут нас по истории.
Что-то подсказывает, что приготовленный по этому рецепту яблочный пирог выйдет очень недурным.
Странная, поэтичная, причудливая прогулка по полному воспоминаний дому сама по себе интересна, даже несмотря на полную линейность. Но на ней, как на ветке, при каждом шаге распускаются яркие цветы историй представителей рода Финчей. И это не истории жизни, но истории смерти.
Один за другим ныне покойные обитатели дома оттягивают внимание на себя. И мы проживаем вместе с ними последние дни, часы, а то и минуты их существования. По сути, каждый раз нашей целью будет довести главного героя до смерти. Сопротивляться бесполезно, можно лишь оттянуть момент конца. Но очень быстро становится ясно, что делать этого не стоит, ведь каждая смерть по-своему прекрасна!
Игра непринужденно переходит от стилизованной условности к почти фотореалистичной точности.
Одну из историй мы проживем в настоящем комиксе.
Все встроенные мини-истории и мини-игры разные. Есть совсем коротенькие: например, пролистать флипбук и посмотреть нарисованный мультфильм. Есть целые короткометражки, притчи и просто яркие эпизоды. В одной из жизней мы побываем в облике девочки, кошки, акулы и некоего чудища — возможно, мутировавшего осьминога. В паре других мы даже с места не сдвинемся: смерть сама нас отыщет, надо ей лишь чуть-чуть помочь.
Особо долго раздумывать не придется ни в смертельных сюжетах, ни в путешествии по дому. Игровые тексты сами по себе служат подсказками, возникая именно там, куда стоит глянуть. Но порой потребуется координация. Одну из историй мы «проживаем» одновременно обеими руками: одной исполняем рабочие обязанности, второй ведем героя через приключения в придуманном мире.
Монотонная конвейерная работа не должна стать помехой поискам прекрасной принцессы. Ну, или принца, никто не запретит выбрать по вкусу.
Совершенно не похожи друг на друга и смерти. Некоторые вполне обычны, даже заурядны, но и они подаются как невероятное приключение. Прочие же так и остаются загадкой. Ну да, чудовище, понятно, верим, но умер-то он от чего? Авторы дали главную подсказку в коротком воспоминании. Прабабушка Эди все время твердила, что одного из семьи убил дракон. И так все и было: дедушка Свен строил огромного деревянного дракона, а тот свалился и пришиб его. Так что там было про чудовище?
Свен, которого убил дракон. Всё так и было, вон, даже в газете написали!

Ненужный тортик

Время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, а потому кусок времени может отколоться и навечно застрять в какой-нибудь комнате.
Г. Г. Маркес, «Сто лет одиночества»
Дом буквально загроможден книгами и фотографиями. И фотографии выглядят вполне настоящими. Да и большинство книг можно найти в библиотеке.
Бумажный змей так весело кружит в небе, что даже буквы тянутся за ним хвостом.
Долго задерживаться в ожидании смерти не стоит, эти кусочки игры прекрасны своей лаконичностью. А вот путешествие по дому стоит продлить.
Активных точек, в которых мы получим осколок воспоминаний или размышлений Эдит, совсем немного. Но в историю складываются не только тексты, но и сами вещи, как в Gone Home. Места обитания всех членов семьи пронизаны их характером, привычками, образом жизни и мечтаниями. Часть деталей понятна сама по себе, как засохший нетронутый тортик в комнате девушки, что в детстве была кинозвездой, но потом выросла. А какие-то мелочи обретают особое значение уже после того, как их владелец умрет, — ведь смерть зачастую говорит о здешних обитателях больше, чем вся их жизнь.
Как ни странно, единственной, о ком мы почти ничего не узнали, окажется главная героиня Эдит. Она так и осталась за кадром, будто голос «от автора». Потому что для нее не приготовили посмертный натюрморт?
Барбара не стала есть свой тортик. Взросление превратилось для нее в трагедию.
У каждого памятного портрета собраны самые важные и любимые вещи. Маленькая история жизни в одном натюрморте.
В короткие пару часов втиснута целая сага о семье Финч. Немудрено, что каждая минута геймплея и каждый игровой экран насыщены событиями и красноречивыми деталями. Студия покрупнее, с огромным бюджетом, вполне могла бы растянуть здешний сюжет на сотню часов приключений в открытом мире. И наверняка при этом крошечная волшебная игра утратила бы львиную долю своего очарования.
Постепенно родословное древо в дневнике Эдит оживает. А мы в конце игры сможем заново пройти любую из историй.
Не все концы удалось свести с концами, но даже в недосказанности есть своя правда и прочная реальная основа. Не все тайное становится явным, и порой люди просто исчезают без следа. Умышленные лакуны, как и не совсем ясный финал, позволяют каждому придумать собственный вариант истории.
Но не злоупотребляют ли порой сценаристы приемом «вы же умные, придумайте сами»? Неожиданный финал оставляет странное послевкусие: мы только что увидели настоящий шедевр, но так и не поняли до конца, зачем нам его показали.
Взрослые приняли самые строгие меры безопасности, чтобы трагедий стало поменьше. Но это не помогло.
Чудище с длинным щупальцем сейчас испортит кому-то праздник.
Авторы даже из скучных титров сделали прекрасную инсталляцию.
Игра What Remains of Edith Finch рассказывает о целой дюжине смертей, но при этом ухитряется остаться светлой, прекрасной и волшебной. А немеркнущий налет грусти от стольких потерь лишь придает истории трагических неудач оттенок безмятежного покоя. Ведь от каждого, младенца ли, или глубокой старухи, что-то осталось, в том числе и нам: любовь к жизни, забота о семье, смелость шагнуть за рамки обыденности, воспоминания, наконец.
А что останется от нас?
  Порадовало
Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
  • удивительный мир с запоминающимися героями;
  • внимание к деталям;
  • плеяда прекрасных маленьких историй;
  • даже не хочется искать недостатки.
  Огорчило
Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
  • делать почти ничего не нужно;
  • игра совсем короткая;
  • слишком резкий финал;
  • мы мало что узнали о главной героине.
  Как мы играли
Во что: игра куплена автором.
На чем: РС
Сколько: пять часов.
  Ачивка редакции
«Бабушка вязала?»
Срисовать для себя фасон вязаных митенок.
  О локализации
Все тексты на русском. Разве что шрифт не всегда удачно подобран: оказывается, все Финчи пишут записки одинаковым почерком. А вот озвучка осталась английской.
Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества
Отлично
8,5
Оценка
Игромании
Вердикт
What Remains of Edith Finch — из тех проектов, где созерцание и сопереживание составляют основу игрового процесса. И пусть на всем пути нам не встретится ни одного серьезного препятствия и ни одной сложной загадки, сам путь от этого не становится менее прекрасным и полным эмоций.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Светлана Нелипа
Светлана Нелипа
Редактор Игромании. Росла нормальной девочкой, пока не увидела компьютер с запущенной Half-Life. С тех пор ждет выхода Half-life: Episode 3, хоть и тщетно уверяет всю редакцию, что лучшая игра в мире — The Sims 3.