25 июля 2017Кино
Обновлено 17.05.2023

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда»

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - изображение обложка

Жанр фильмов о кун-фу начал формироваться в Гонконге в 1960—1970 годах. Он был популярным и всенародно любимым, но боевая хореография в подобном кино казалась аляповатой даже по меркам той эпохи. Ситуация изменилась с приходом амбициозного юноши и трудоголика по имени Брюс Ли. Именно Ли Сяолун (таково настоящее имя артиста) первым начал снимать картины с приближенными к реальности и при этом красивыми драками.

В этой статье мы решили вспомнить и рассмотреть поближе кинокартины с самой эталонной экшен-хореографией в мире.

Брюс и его первый фильм

Брюс Ли до первой своей коммерчески успешной картины успел посниматься в Голливуде, там же поучить американцев китайским боевым искусствам и поднабраться опыта в производстве качественного кино. Благодаря ролям в американских сериалах «Зеленый шершень» и «Лонгстрит» Брюс донес до западного зрителя образ сильного духом китайца-героя — непобедимого, мужественного мастера восточных единоборств. До этого в сознании зрителей тех лет азиаты представали в амплуа слабохарактерных комичных персонажей в очках и с выразительными передними зубами.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 1

Брюс Ли в сериале «Зеленый шершень».

В 1971 году Брюс вернулся в Гонконг и в том же году на студии Golden Harvest снял «Большого босса». Фильм тепло приняла аудитория, а коммерческий успех картины позволил Ли снимать свое кино так, как он хочет. Успехом фильм обязан харизме главного героя и кропотливо проработанным боевым сценам, которые ставил лично «Маленький Дракон».

Драки в «Большом Боссе» подкупают простыми, но четко отработанными ударами. В фильме отсутствуют веревки и лишние красивые движения: реальную ударную технику оказалось смотреть интереснее, чем цирковые постановки. А человечный сюжет про борющегося с несправедливостью героя только оттенил красоту хореографии.

Ножевая потасовка с толпой даже сейчас напрягает и волнует. Финальная схватка с «боссом» на высоких скоростях и с фирменным ударом ноги в прыжке в конце в наше время выглядит лучше, чем драки в сериале «Железный Кулак». А фильм вышел более сорока лет назад.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 2

Знаменитый удар в прыжке.

Далее Ли снял еще четыре великолепные картины, и каждое произведение сильно повлияло на представление общественности о том, как должны драться герои в массовом кино. Свой пятый и самый амбициозный проект, «Башню смерти» , он доснять не успел. Актер умер в 1973 году при загадочных обстоятельствах, картину заканчивали с дублером. В итоге фильм получился кривым и халтурным.

Путь не пьяного мастера и закусочная на колесах

Не все знают о том, что Джеки Чан снялся вместе с Брюсом Ли в фильме «Выход дракона» (1973). Чан в фильме сыграл статиста, которого герой Брюса хватает за волосы и задает взбучку. Молодой Джеки впоследствии стал много играть в конвейерных постановках о кун-фу, но этого будущей звезде было мало. Юный Чан, несмотря ни на что, продолжал искать себя и собственный стиль.

Джеки Чан на самом деле никогда не занимался настоящими боевыми искусствами, он выпускник Пекинской оперы. Актер учился вместе с небезызвестным Саммо Хунгом и Юэнем Бяо. Троица впоследствии немало снималась вместе, а самый заметный их совместный фильм — «Закусочная на колесах» (1984).

Комедия получилась отличной по многим параметрам, и в ней есть одна из лучших боевых сцен за всю историю — бой легендарного кикбоксера Бенни Уиркидеса с Чаном. Драку снимали долго, она далась гонконгскому артисту непросто, ведь Бенни не умел бить по-киношному, поэтому Джеки пришлось терпеть много реальных ударов по корпусу, ногам и голове. Благодаря отменной технике американского кикера и мастерству Джеки эта сцена до сих пор считается одной из самых реалистичных и красивых в истории.

Задолго до «Закусочной на колесах» Чан усердно работал над собой и искал свое амплуа. Он понимал, что быть вторым Брюсом Ли — моветон. Актер пытался делать что-то свое, особенное и неповторимое. В результате он все же придумал, как использовать свои таланты и потенциал: в собственном поджанре комедийного боевика. Чан как юморист полностью раскрылся в фильме «Пьяный мастер» 1978 года.

Фильм снял культовый боевой хореограф Юань Хэпин, которого, к слову, очень любит и уважает Квентин Тарантино. Для американского режиссера Хэпин поставил все боевые сцены в дилогии «Убить Билла» (2003-2004). До фильма Тарантино китаец успел поработать над культовой «Матрицей» (1999). Хэпин готовил актеров к дракам в фильме, которые он полностью поставил со своей командой. Уже немолодой киноделец отвечал и за боевые сцены в оскароносной драме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000).

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 3

Джеки Чан и Юань Сяотянь.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 4

Юань Хэпин.

Неповторимый почерк боевого хореографа начал вырисовываться именно в «Пьяном мастере». Сцены тренировок Джеки и его поединки в упившемся состоянии отлично подали и срежиссировали, и, несмотря на комедийную наигранность, некоторые из них выглядят драматично. А поучительный сюжет и безукоризненная игра Чана сделали фильм эталонным представителем жанра комедийных боевиков.

В «Пьяном мастере» таланты Юаня Хэпина и Джеки Чана раскрываются в полной мере. Оба деятеля заслужили уважение Голливуда и мирового киносообщества благодаря своему трудолюбию и полной отдаче.

Джет Ли, популяризация спортивного ушу и культ Шаолиня

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 5

Промофото к фильму «Храм Шаолиня».

В конце 1970-х — начале 1980-х годов в Китае стали активно культивировать спортивное ушу. Незадолго до появления спортивной дисциплины культурная революция Мао Цзэдуна почти истребила традиционные боевые искусства Китая (и не только их). При этом государству был необходим идейный фундамент, и им стало спортивное ушу, которое, по сути, есть мешанина из традиционных техник, без прикладного аспекта и с обилием акробатики.

Фильм «Храм Шаолиня» в 1982 году произвел настоящий фурор сразу по нескольким причинам.

Во-первых, в съемках участвовали реальные чемпионы и лучшие спортсмены страны, их техника и отточенность движений способны приковать взгляд не только заядлых фанатов экшенов. Актеры и каскадеры в картине продемонстрировали скорость, невероятные возможности своего тела и серьезную подготовку. Главную роль исполнил самородок ушу Ли Лянцзэ, известный массовому зрителю как Джет Ли. Актерская карьера спортсмена пошла в гору именно благодаря «Храму Шаолиня».

Во-вторых, в фильме помимо «спортивки» показали вполне прикладную технику — правда, не шаолиньскую, но тоже традиционную. Мастер Юй Хай сыграл в фильме роль старшего монаха, наставника молодых. Герой Юй Хая в картине использует стиль богомола, который мастер изучает по сей день. Юй до сих пор преподает в своей школе и, несмотря на преклонный возраст, изредка играет наставников в фильмах. Последняя его заметная работа — «Мастер тай-цзы» (2013) с Киану Ривзом в режиссерском кресле (и в роли антагониста) и Тайгером Ченом в главной роли.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 6

Юй Хай учит героя Тайгера Чена тай-цзи. Фильм «Мастер тай-цзи».

«Храм Шаолиня» не только породил очередную волну помешательства на боевых искусствах, но и как следует пропиарил культовый Суньшанский монастырь. Поток туристов в храм увеличился, а прибыль от посещений и сувенирной продукции приносит в казну социалистическому государству миллионы юаней каждый год. Шаолиньский храм стал развлекательным центром, где любой может за двести долларов и две недели умеренных тренировок получить удостоверение мастера шаолиньского ушу. Настоящие носители традиции, видя коммерциализацию монастыря, покинули буддийскую обитель и организовали неподалеку частные школы, где они учат своему искусству только искренних и упорных учеников.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 7

Джет Ли в фильме «Кулак легенды» (1994).

«Храм Шаолиня» зажег звезду Джета Ли: актер стал мировой знаменитостью и, как Джеки Чан, успешно поработал в Голливуде. Самые заметные его работы в Америке — «Ромео должен умереть» и «Запретное царство». В последней Ли сыграл вместе с Джеки Чаном, в картине есть драка двух легенд гонконгского кино — ее, кстати, ждали не один десяток лет.

Любовь к железной обезьяне

Голливуд заметил упомянутого выше Юань Хэпина благодаря его «Железной обезьяне». Фильм вышел в 1993-м, в эпоху видеокассет и массового помешательства американцев на боевиках. Картина выделилась постановкой боев и необычной финальной битвой на горящих столбах. Трюки на бревнах выполнены при помощи подвесов, но при этом заставляют поволноваться зрителей с самыми крепкими нервами: прыжки, удары и перемещения по полю из вкопанных столбов у Хэпина выглядят не так, как нарочитые полеты в других подобных фильмах. «Огненную» схватку до сих пор цитируют в современной массовой культуре. Актер Донни Йен в картине отработал свою роль более чем блистательно.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 8

Донни Йен в картине «Железная обезьяна».

Картину продюсировал Цуи Харк — известный гонконгский продюсер и реформатор китайских фильмов. Квентин Тарантино стал продюсером «Железной обезьяны» в Америке спустя восемь лет после релиза картины на родине. Режиссер решил продюсировать фильм после успеха «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»: Тарантино прокатил боевик по крупнейшим американским кинотеатрам. Его затея принесла компании Miramax Films увесистую прибыль, а жанр гонконгского экшена вновь обрел поклонников на Западе.

Для китайцев история в «Железной обезьяне» имеет важный культурный подтекст. Картину уместно назвать приквелом к истории Вон Фэй Хуна — реально жившего в XIX веке врачевателя и искусного мастера ушу и по совместительству национального героя. В фильме есть сцена потасовки юного Хуна с «плохими парнями», в которой юнец мастерски раскидывает противников при помощи смекалки и шеста.

Джет Ли, в свою очередь, отлично воплотил на экране роль культового врача и мастера ушу в цикле фильмов «Однажды в Китае». Киносерию продюсировал и снимал Цуи Харк, продюсер «Обезьяны», поэтому неудивительно, что боевая хореография в историях Вон Фэй Хуна проработана в каждом движении актеров.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 9

Цуи Харк и Джет Ли в фотосессии для журнала GQ.

В девяностых имена Джета Ли, Донни Йена и Цуи Харка мелькали в большинстве фильмов, производимых в Гонконге. Харк и Ли уже тогда начали покорять голливудский небосклон. Киномагнат снял два фильма с Ван Даммом, а Джет сыграл харизматичного злодея в «Смертельном оружии 4» (1998). Донни Йен редко, но играет в американских блокбастерах — во втором «Блэйде» он исполнил маленькую, однако заметную роль. В картине «Изгой-один. Звездные войны: Истории» актер сыграл слепого монаха Чиррута Имве, который благодаря неколебимой вере управлял Силой, подвластной только джедаям.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 10

Донни Йен в образе слепого монаха Чиррута Имве, героя фильма «Изгой-один. Звездные войны: Истории».

Расцвет тайских боевиков и начало карьеры Тони Джаа

В начале 2000-х различные студии сняли немало отличных фильмов с демонстрацией боевых искусств: красивейший «Герой» (2002) с Джетом Ли и Донни Йеном, забавный вестерн «Шанхайские рыцари» (2003) с Джеки Чаном и Оуэном Уилсоном… Картины со зрелищными драками приносили прибыль, продюсеры и искушенные зрители были довольны. Но новаторами в то время стали не китайцы, а тайцы.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 11

Тони Джаа в образе бойца муай-боран.

В Таиланде у среднестатистического юноши всего два основных пути в люди — тайский бокс и карьера каскадера. Тони Джаа выбрал второй и не прогадал. Тони учился в академии боевых искусств, где изучал не только народный муай-тай, но и ушу, дзюдо и акробатику. Паном Йирам (настоящее имя актера) выступал дублером в фильме «Смертельная битва 2: Истребление» (1997), выполнял сложные прыжки и трюки вместо Робина Шу — исполнителя роли Лю Кана. Но настоящая популярность пришла к нему благодаря первому «Онг Бак» (2003). Фильм примечателен техникой, которую демонстрирует Тони, в драках в «Онг Баке» он активно работает в манере муай-тай, а точнее, муай-боран — традиционном тайском стиле. Несмотря на обилие лишних прыжков, ударная техника в картине намного жестче, а вместе с тем и реалистичнее, чем в гонконгских фильмах того времени.

Тони Джаа благодаря «Онг Баку» не только обратил на себя внимание голливудских дельцов, но и популяризовал тайский бокс во всем мире. В фильме есть показательная сцена, где Тони побеждает соперников, работающих в разных стилях. Актер красиво одолевает недоброжелателей именно в тайской манере.

После оглушительного успеха «Онг Бака» целеустремленный юноша становится эдаким Джеки Чаном от Таиланда: он снимается в качественных боевиках, где вовсю демонстрирует сложнейшие трюки без подвесов и компьютерной графики. «Онг Бак 2» (2008) и «Честь дракона» (2005) — самые запоминающиеся его работы.

Вторая часть «Онг Бака» — красиво поставленный исторический боевик, а «Честь дракона» — история мести за смерть слона. Слон в таиландских семьях считается полноправным членом семьи. В «Чести дракона» есть красиво срежиссированная стычка героя Тони Джаа с толпой вооруженных ножами врагов. В этой сцене он демонстрирует глубокие познания в цинь-на — китайского искусства захватов и заломов. Стивен Сигал в своих фильмах пиарит айкидо, которое имеет много схожего с цинь-на, но именно Тони показал работу с заломами так масштабно.

Тони Джаа, как и его китайские коллеги, стал востребованным на Западе. Трюкач засветился в седьмом «Форсаже» , проходном «Никогда не сдавайся 3» и в блокбастере «Три икса: Мировое господство».

Английский «Юра»

Помимо муай-тай Тони показывает много трикинга. В 2000-х в экшен-кинематографе появляется не менее искусный трикер — Скотт Эдкинс. Британский актер имеет черный пояс по тхэквондо и кикбоксингу, а вдобавок хорошо знает дзюдо и джиу-джитсу. В фильмах с его участием зритель видит неплохую «ударку» и заковыристые панчи ногами в сложнейших акробатических прыжках.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 12

Скотт Эдкинс в роли русского бойца Юрия Бойки.

Больше всего Скотт запомнился массовому зрителю в роли русского бойца Юрия Бойки. Киноистория Бойки продолжается до сих пор, в этом году вышла еще одна часть цикла — «Бойка: Неоспоримый» (2017). Все драки в цикле про русского бойца проходят на рингах, Бойка красиво прыгает и кладет соперников на лопатки. Но изобретательности в поединках, к сожалению, не хватает.

Скотт Эдкинс демонстрировал свои способности и в блокбастере «Люди Икс: Начало. Росомаха» и во второй части «Неудержимых». В этих фильмах он играет роли жестоких антагонистов.

Популярность вин-чун

Донни Йен в 2008 году снялся в дорогом полубиографическом фильме про мастера вин-чун Ип Мана. Картина рассказывает о живущем в XX веке патриархе стиля вин-чун, весьма уважаемом в Фошане. Примечательный факт: в 1950-х годах в Гонконге Брюс Ли изучал вин-чун именно у Ип Мана.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 13

Донни Йен в образе Ип Мана упражняется с манекеном вин-чун.

Техника вин-чун рассчитана на ведение боя на близкой дистанции. В стиле нет высоких и размашистых ударов ногами, поэтому техника смотрится на большом экране не особенно эффектно. Движения вин-чун трудно подать зрелищно, но создатели фильма Уилсон Ип и Саммо Хун поставили и сняли бои в этом стиле настолько хорошо, насколько это возможно в наше время. Постановщиков консультировал лично Ип Чунь — сын Ип Мана.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 14

Ип Ман и Брюс Ли работают над упражнением «Липкие руки», помогающим наработать чувствительность и координацию в ближнем бою.

Фильм «Ип Ман» тепло приняли критики и зрители во всем мире, благодаря чему в многочисленные секции вин-чун хлынула волна новых учеников. Далее вышли еще две части историй про Ип Мана и несколько приквелов, но уже без Донни Йена. Во втором «Ип Мане» есть отлично поставленная сцена боя Ип Мана сразу с несколькими представителями традиционных школ ушу на огромном шатающемся столе. А в съемках третьей части участвовал Майк Тайсон, который вместе с Донни снялся в сцене боя между знатоком английского бокса и мастером вин-чун.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 15

Кадр из фильма «Великие мастера».

Серия фильмов про «Ип Мана» стала невероятно популярной. На волне успеха даже культовый Вон Кар Вай решил снять фильм про учителя Брюса Ли. Его «Великие мастера» (2013) получился атмосферным и красивым, но, к сожалению, местами затянутым. За два года до съемок «Великих мастеров» исполнители главных ролей упорно тренировались: изучали вин-чун, синъицюань и багуачжан — традиционные внутренние стили ушу. Кар Вай хотел, чтобы исполнители двигались естественно и легко без помощи каскадеров. В итоге боевая хореография прекрасно легла на режиссерский стиль культового постановщика.

Выход Индонезий

Американский режиссер и продюсер Гарет Эванс «заболел» индонезийскими боевыми искусствами на съемках документального фильма о пенчак-силат. Постановщик не на шутку увлекся силатом и начал учиться у настоящих мастеров стиля, среди которых выделялся тогда еще юный Ико Ювайс. Звезда «Рейда» (2011) отличался упорством и полной отдачей искусству.

Первый боевик Эванса с Ико в главной роли, «Мерантау» (2009), вышел не таким зрелищным, как последующий «Рейд». Первая часть «Рейда» получилась жестокой, мрачной и эффектной. Атмосферности картине добавил сочный саундтрек от Майка Шиноды из группы Linkin Park.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 16

Гарет Эванс и Ико Ювайс.

В первом «Рейде» чувствуется талант Эванса как режиссера: он снял криминальную драму с невиданно жестокими и при этом отменно поставленными боями. В фильме все трюки и бои исполнили мастера пенчак-силат, и, несмотря на киношность экшена, их умение и опыт хорошо видны в каждом кадре. Актеры-каскадеры много бьют по коленям, ломают локти, разбивают головы о стену и изысканно орудуют ножами и мачете. Особенно хороша финальная схватка двух положительных героев с персонажем по имени Бешеный Пес, которого умело воплотил на экране Яян Рухиан — коллега Ювайса.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 17

Кадр из финальной стычки Бешеного Пса с главными героями.

«Рейд 2» (2014), несмотря на серьезный криминальный сюжет и изобретательную хореографию, больше походит на аниме. В сиквеле есть гротескные персонажи, брат и сестра. Брат ломает кости с помощью бейсбольной биты и мяча, а сестра проламывает затылки парой молотков. «Рейд 2» отличается от первой картины атмосферой, но режиссура и бои так же качественны.

Особенно поражает финальная схватка, где актеры с особой жестокостью мутузят друг друга на кухне ресторана, а в конце антагонист демонстрирует техничную работу с традиционными короткими ножами, которые считаются визитной карточкой силата.

Боевые искусства в фильмах: от «Выхода дракона» до «Рейда» - фото 18

Кадр из фильма «Рейд 2».

Гарет Эванс благодаря любви к силату и киноискусству произвел в жанре маленькую революцию. Даже гонконгские коллеги стали снимать фильмы в манере Эванса: жестко и реалистично.

Эванс обещает снять третий «Рейд» в течение нескольких лет. Индонезийские дельцы вымучили странную и вычурную картину Headshot (2016), в российском прокате фильм показывали под названием «Рейд 3: Пуля в голове». Картину режиссировал не Эванс, и итог получился не таким качественным, как у англичанина.

Кинобоевики с боевыми искусствами развиваются, уровень постановки растет из года в год. Это видно и в голливудских блокбастерах, где супергерои вселенных Marvel и DC мутузят друг друга красивее и изощреннее, чем, скажем, десять лет назад. Боевики с Джейсоном Стэтхемом, Томом Крузом и Киану Ривзом за последние два десятка лет тоже стали сильнее в плане хореографии поединков, что делает фильмы с их участием только лучше.

Один из героев фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003) говорит Нео: «Ты можешь понять человека только в схватке». Голливудские постановщики с помощью языка поединка научились шире раскрывать характеры, стремления и мотивы персонажей современных блокбастеров.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь