Об авторe
Алексей Пилипчук
Алексей Пилипчук
Автор «Игромании». Искренне верит в то, что игры – это всё-таки искусство, и мечтает застать те времена, когда разработчики научатся рассказывать истории круче, чем в кино и книгах. Момент, когда в руки впервые попала «Игромания», считает переломным: именно тогда и осознал, что хочет писать об играх, а по возможности и делать их. Этим, в итоге, и занимается.
Игра в материале
Hellblade: Senua's Sacrifice
8,0Рейтинг
Игромании
8,3Рейтинг
игроков
PS4   PC
Жанр: Боевик
Разработчик: Ninja Theory
Издатель: Ninja Theory
Дата выхода: 8 августа 2017
Обзор Hellblade: Senua’s Sacrifice. Храбрый портняжка

Обзор Hellblade: Senua’s Sacrifice. Храбрый портняжка

Рецензии — Обзор Hellblade: Senua’s Sacrifice. Храбрый портняжка
Рассказываем о том, удался ли Ninja Theory ее эксперимент: сделать ААА-проект маленькой командой и с небольшим бюджетом.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Hellblade: Senua’s Sacrifice. Храбрый портняжка
Обзор Hellblade: Senua’s Sacrifice. Храбрый портняжка
Несмотря на любовь к творчеству студии Ninja Theory, мы не особенно интересовались Hellblade как игрой. Куда больше она интриговала как эксперимент: удастся ли команде из полутора десятков человек буквально за копейки создать проект ААА-уровня?
Почти весь процесс разработки сопровождался дневниками. Если вы наблюдали за ним с самого начала, то после релиза наверняка почувствовали гордость за ребят.

Инди-блокбастер

Ранее компания уже успела выпустить несколько крупных игр. Не важно, чем они были: приключением в зеленом постапокалипсисе, фэнтези о волшебном мече или слэшером про подростка-нефилима, — проекты этой студии всегда отличались эмоциональными сюжетами, чудесной музыкой и экшеном с холодным оружием. Только вот продажами Ninja Theory похвастаться не могла. В какой-то момент перед студией встал нелегкий выбор: делать игры для мобильных телефонов или вовсе закрыться.
В Hellblade нашлось место и еще одной фирменной черте Ninja Theory: сильной девушке с выразительным взглядом.
Долго, впрочем, за «мобилками» просидеть они не смогли. И тогда у руководства родилась идея: а что, если в корне изменить производственные процессы и попытаться сделать так же круто, но дешевле?
Они попробовали: в команду вошли лишь двенадцать человек, первый трейлер сделали за несколько сотен фунтов, motion capture записывали прямо в офисе, используя купленное на eBay барахло вроде шлема для крикета (он помогал с захватом лицевой анимации). И шаг за шагом дотянули аж до самого релиза.
Перед выходом игры многих удивила идея окончательной смерти героини, когда после определенного числа рестартов сюжетная линия обрывалась навсегда, а все сохранения стирались. На деле, к сожалению (или к счастью), проверить работу этой фишки нам не удалось. Видимо, для полного провала умирать нужно очень и очень часто.
Недостаток денег и рук в Hellblade и вправду почти не ощущается. Здешний мир выглядит восхитительно, а лицо и мимика героини словно настоящие. Звучит игра тоже лучше многих: здесь и отличная музыка от лидера группы Combichrist Энди Ла-Плагуа, и хваленый бинауральный звук (когда понятно, где его источник). Даже маркетинговой кампании позавидовали бы, пожалуй, некоторые крупные издатели: за попытками сделать инди-ААА следили многие. Без всякой рекламы, просто потому что интересно.
Только вот «проекта мечты» все равно не получилось. И, что забавно, большая часть проблем лежит в области, меньше всего зависящей от бюджета: игру подвел геймдизайн.

Что такое безумие

Правда, благодаря умению Ninja Theory рассказывать истории и нагнетать атмосферу поначалу это почти незаметно. Сюжет основан на скандинавской мифологии. Девушка по имени Сенуа всю жизнь страдала от «проклятия», или, проще говоря, психоза. От сумасшедшей героини отвернулись даже родные — все, кроме ее возлюбленного. Так что, когда его убили, Сенуа отправилась прямиком в мир мертвых, Хельхейм, навстречу монстрам и собственным страхам. И все ради того, чтобы вернуть душу единственного близкого ей человека.
Сценарий не самый простой для восприятия. Где-то события подаются намеками и урывками, где-то приходится достраивать картину самому. Это не недостаток, но понравится не всем.
Первое время, правда, проникнуться историей не удается из-за ее спорной подачи. Закадровый голос сначала всячески избегает конкретики и просто философствует — и это совершенно не хочется слушать. А кат-сцены — пожалуй, единственное, что по-настоящему пострадало от недостатка денег. Большая часть событий в роликах разворачивается на темном фоне. Показывают одну Сенуа — большинство других персонажей появляется только в виде силуэтов, голосов или «живого» видео, что на фоне компьютерной графики смотрится диковато.
Роль Сенуа исполнила Мелина Юргенс — видеомонтажер студии. И хотя никакого актерского опыта у нее до этого не имелось, Мелина отлично вжилась в образ.
Но все меняется, как только разработчики выдают первые сведения о жизни девушки. Постепенно удается собрать картинку: понять, почему героиня стала именно такой, почему готова пожертвовать душой ради спасения возлюбленного. Даже начинаешь замечать параллели между основной сюжетной линией и мифами, которые здесь тоже озвучивают.
Вырисовывается целая история жизни одного несчастного человека. История отнюдь не глупая и с серьезным посылом: о том, как тяжело жить с психическими заболеваниями среди настоящих монстров — обычных людей. И хотя это не тот рассказ, который хочется вспоминать годами, послевкусие все равно остается приятное.
История Сенуа, к слову, далеко не единственная в Hellblade. Нашлось здесь место и для множества самых разных скандинавских легенд. Не все из них интересно слушать, но некоторые захватывают и даже подталкивают глубже изучить тему. Хочется узнать ведь, чем же закончились рассказы про Сигмунда и что стало с несчастным Бальдром.
Но главное даже не это. Hellblade не столько про сюжет, сколько про эмоции героини: игра буквально погружает в мир Сенуа, дает возможность прочувствовать ее переживания, услышать все ее ушами и увидеть все так, как видит она. И самое сильное здесь — это атмосфера полного, подлинного безумия. Мир Hellblade сам по себе хорош: живописные леса и горы, древние постройки, полумертвые враги... Но, когда в дело вмешиваются страхи героини, происходящее на экране становится еще более убедительным.
Временами игра жутковата. В лучшем смысле этого слова.
Во-первых, Сенуа слышит голоса. Множество голосов, причем постоянно. Идут они с разных сторон (спасибо объемному звуку!), почти не затихают, комментируют историю, подсказывают что-то, смеются, спорят, ругают, сбивают с толку — в общем, нагнетают атмосферу так, словно с ума сходит вовсе не Сенуа, а вы сами.
Во-вторых, здесь все время происходит что-то безумное: крики, иллюзии, меняющиеся на глазах локации. Нашлось даже место для моря мертвых с настоящими горами из тел, чьи руки непрерывно тянутся к игроку. Выглядит завораживающе.

В лучших традициях...

Только вот когда дело доходит до игрового процесса, вылезают самые разные проблемы. Условно игру можно разделить на две части: исследование мира с головоломками и сражения. На первый взгляд, с ними все замечательно.
Экшен в игре хороший, но его куда меньше, чем думали многие.
Бои выстроены по классической схеме. Есть тяжелая и легкая атаки, рукопашные удары, уклонение, блок, парирование, замедление времени — и все это нужно комбинировать, находя эффективные связки. Враги тоже бывают разными: и обычные с мечами, и «тяжелые» с секирами, и викинги со щитами, и шустрые товарищи с метательными топориками, и даже боссы с уникальным набором атак и уязвимостей. Зачастую они нападают по несколько штук с разных сторон, заставляют маневрировать и следить за всем полем боя. При этом каждый удар или блок ощущается тактильно, чуть ли не всем телом: управление тут интуитивное. Казалось бы, все прекрасно.
Никаких подсказок, списков комбо или обучающих видео здесь нет — все тонкости приходится разузнавать и осваивать самому.
Такое же впечатление складывается и на другом фронте: в исследованиях и головоломках. Их здесь куда больше, чем сражений. Задачки разные: найти на уровне скрытые символы, взглянуть на объекты под определенным углом, чтобы сложить из них картинку. Есть даже этапы, где нужно открывать двери в одном мире, чтобы разблокировать проход в другом, и так далее.
Подсказок в интерфейсе нет, так что всю информацию приходится получать либо от голосов в голове героини, либо благодаря визуальным деталям.
Однако везде вылезают какие-то мелкие, но все же недостатки. Во время сражений в тесных пространствах фиксированная камера утыкается в стены из-за передвижений врагов. А головоломки раздражают из-за слабого дизайна уровней. Да, все уровни здесь выглядят богато, но ради красоты страдает функционал. Какие-то места напоминают нагромождение объектов, где трудно найти нужный путь. Иногда не совсем понятно, куда можно зайти, а где дорогу преградит невидимая стена. Или проход и вовсе скроют где-нибудь в темноте в углу.
При этом геймплею не хватает изюминки и глубины. Сражения интересные, но в них нет второго дна или простора для экспериментов: как только понимаешь, что делать, и заучиваешь паттерны поведения врагов, все схватки становятся однотипными (хотя надоесть все равно не успевают). Да и задачки не удивляют: тут открыл дверь, вернулся назад, там открыл дверь, побегал кругами, пока не обнаружил нужный символ, и так далее.
Хотя геймплейно этапы отличаются мало, однообразие компенсируется постановкой. Например, иногда вас отправляют искать символы на болота или в темные пещеры, а во время сражения включают красивую музыку или отнимают у героини зрение.
К тому же игра не всегда поддерживает нужный темп. В какой-то момент вас могут задавить кучей врагов и множеством схваток подряд, а следом отправят целый час блуждать среди головоломок. Где-то один и тот же тип задачек будет повторяться, а потом вас и вовсе оставят скучать: знай себе беги вперед, слушай голоса. Из-за этого игра местами напоминает многочисленные симуляторы ходьбы.
Что в игре происходит на самом деле, а что — лишь в голове безумной Сенуа, придется разбираться самостоятельно.
К счастью, общее впечатление спасают выкрутасы психики Сенуа. Механики могут повторяться, но, когда тебя просят найти символы, убегая по лабиринту от огненного монстра, выходит уже интереснее. В следующий момент разработчики могут погрузить игрока в темноту, заставляя ориентироваться только по звуку. Или «поселить» в этой темноте чудовище, боящееся света, и придется бегать от одного освещенного участка к другому и беречь факел. Да и то самое море мертвых со сражениями между горами трупов производит то еще впечатление. К концу истории кажется, что прошел уже всё: огонь, воду и кучу шизофренических испытаний.
И это хорошо.
Несмотря на все красоты, Hellblade все-таки ближе к инди, чем к блокбастерам.
Так удался ли эксперимент? Скорее да, чем нет.
Ninja Theory определенно есть чем гордиться. Маленькая команда со скромным бюджетом создала прекрасную игру с морем креатива и смелых решений, атмосферой психологического триллера, убедительной картинкой, звуками, историей и механикой. В общем, совершила настоящий подвиг, достойный уважения и восхищения.
Только вот Hellblade все равно не сравнить с типичными ААА-играми, да и не то чтобы хочется. У игры особый нрав: кого-то она оттолкнет стилистикой, кого-то — прорвой задач и блужданий (а ждали-то в основном боев!), кого-то — непростым для восприятия сюжетом. Да и в плане полировки, постановки и количества деталей до «гигантов» Hellblade все равно не дотягивается.
Но, в любом случае, других таких проектов пока нет, а последнее слово будет за продажами. Подход Ninja Theory вполне может если не изменить индустрию (секретами экономии разработчики обещали поделиться), то хотя бы обеспечить студии безбедное будущее. В это хочется верить: нам уже не терпится увидеть их новую историю.
  Порадовало
  • правдоподобная атмосфера безумия;
  • возможность прикоснуться к скандинавской мифологии;
  • трогательная история Сенуа;
  • приятная боевая система;
  • обилие по-хорошему шизофренических моментов;
  • атмосферная музыка, голоса и «объемный» звук.
  Огорчило
  • странная подача роликов;
  • проседающий темп;
  • не лучший дизайн уровней;
  • много блужданий туда-сюда.
  Как мы играли
Во что: игра куплена автором.
На чем: PS4
Сколько: 9 часов.
  Ачивка редакции
«Предупреждения читал?»
После игры услышать голоса в реальной жизни.
  О локализации
Русские субтитры есть, но далеко не ко всем голосам в голове Сенуа, а ближе к концу они и вовсе кишат самыми разными ошибками, от опечаток до гендерной путаницы. Впрочем, смысл перевод доносит, а это главное.
Отлично
8,0
Оценка
Игромании
Вердикт
Из Hellblade не вышло полновесной игры класса ААА, но она очень красивая, атмосферная, умная и творческая, что для проекта с минимумом средств — настоящее достижение. Если вы не боитесь голосов, хитрых сюжетов, задачек и долгих блужданий, попробовать ее на зуб определенно стоит. Тем более за такую цену.
Комментарии
Загрузка комментариев