Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)

Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)

Ретро — Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
К 20-летию Игромании выкладываем на сайт обзоры культовых игр из самых первых номеров журнала.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Ретро
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно плохого качества — их кое-где пришлось поменять).
Рецензия на BloodRayne была опубликована в №6 за 2003 год. Приятного чтения!
Команда Игромании
Похожесть:
Вволю поиграв с «нуаром», контора Terminal Reality, ответственная за появление Nocturne, самого «черного» action в истории индустрии, продолжает экспериментировать со стилями. Наш сегодняшний пациент не имеет ничего общего с мистером Стрейнджером, черными плащами и Хэмфри Богартом. BloodRayne — идеальный, грамотно выстроенный и с любовью выпестованный трэш. В лучшем смысле этого слова.

Этот трэш у нас песней зовется

Когда культовая киностудия Troma снимала свои теперь уже классические шедевры «Токсичный мститель» (Toxic avenger, 1985) и «Тромео и Джульетта» (Tromeo and Juliet, 1996) — они просто валяли дурака, откровенно стебаясь над политкорректностью. Спустя почти десять лет с момента выхода «Токсичного мстителя» Квентин Тарантино, обладатель «Оскара» и «Золотой ветви» Каннского фестиваля, во всеуслышание признается в любви к Troma и ее фильмам. Сегодня трэш не просто в моде — он превратился в мейнстрим. Крупные киностудии подписывают под экранизацию Resident Evil такие суммы, на которые кудесники из Troma смогли бы снять еще десяток-другой культовых лент.
BloodRayne появилась на стыке «больших денег» и откровенного трэшака. Представьте, что Ллойду Кауфману (хозяину и автору всех нетленок Troma) вдруг доверили бюджет «Людей Икс 2». Так вот, что-то похожее произошло и в нашем случае. Чувствуется, что парни из Terminal Reality прилежно выполняли домашнее задание — и перед тем, как засесть за создание своего опуса, отсмотрели всю трэшевую классику последних десяти лет.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
BloodRayne — это, конечно, не шалости независимой «Тромы». Находясь под строгим надзором издателя Majesco, разработчики выпустили продукт, с коммерческой точки зрения продуманный до каждой мелочи. Следуя незыблемой формуле «секс + насилие = никакой политкорректности», они умудрились создать самый аутентичный трэш в истории игроиндустрии, привив своему проекту все плюсы (равно как и минусы) экранных прототипов.
Результат превзошел все ожидания, и BloodRayne подмял под себя большую часть западной прессы, которая была сражена наповал — видимо, невиданной физикой молочных желез главгероини. Что характерно — первыми цитатами в разделе «press» на официальном сайте игры стоят выдержки из... мужских журналов. Англоязычные Maxim, FHM и даже Playboy открыто признаются в любви к BloodRayne. Нам же с вами предстоит разложить игру на самые что ни на есть составные части и выяснить, так ли она хороша, как кажется на первый взгляд. Добро пожаловать на наш операционный стол, мисс Рейн!
Наша девочка разъярилась — режим «blood rage» в действии.

Она трясется!

Начать все же хочется за здравие. Первые кадры игры заставляют любого трэшефила натурально подпрыгивать на месте от удовольствия — такого концентрированного и продуманного с маркетинговой точки зрения маразма индустрия не видела давно. Итак, для тех, кто еще не в курсе, краткий экскурс в игровую атмосферу. Главная героиня BloodRayne — модельных пропорций девушка, наряженная в черную кожу и крепко стоящая на высоченных каблуках. Она — тайный агент некоего Brimstone Society и, по совместительству, наполовину вампир, рожденная в результате неуставных отношений матери-человека и папы-вампира.
События игры происходят в 36-38 годах двадцатого века. Нацисты в очередной раз балуются с оккультными науками, искренне надеясь с их помощью выиграть Вторую Мировую (сладкий привет Индиане Джонсу), и остановить их, видимо, может только красавица-вампир в черном латексе. По ходу пьесы к фашистам присоединяются зомби, демоны, мутанты, оборотни и разнообразные членистоногие. Если у вас вдруг еще не сформировалась в голове картинка — взгляните на выразительные скриншоты. Плейбоевская красотка с клыками и двумя лезвиями на руках рубит в мелкий салат фашистов и зомби, пополняя жизненные силы старым вампирским способом. Начинаете понимать, о чем я?
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Секс и насилие — два главных движущих локомотива современной индустрии развлечений, срабатывает  безотказно. Рейтинг «Mature» (только для лиц старше восемнадцати лет) здорово развязал кудесникам из Terminal Reality руки.
Как и в случае со свежеотрецензированным Indiana Jones and the Emperor's Tomb, зашкаливающая харизма главной героини служит у авторов идеальной наживкой, моментально заглатываемой потребителями. Рейн протяжно стонет (да так, что Лара Крофт надевает ползунки и забивается в угол), сквернословит («что за на..?» — типичная реакция нашей любимицы на появление очередного монстра), комментирует происходящее («кажется, ты кое-что потерял,» — меланхолично изрекает она, глядя на наци, удирающего на единственной оставшейся после жесткой ампутации ноге) и просто бесподобно выглядит.
Прелести рейтинга Mature: «долгий поцелуй на ночь» с ненавязчивыми некрофильскими мотивами.
От нее не отстает и вторая героиня — вампирша-наставница, щеголяющая с глубоким, как Марианская впадина, декольте и в чулках с подвязками. Такая нынче униформа у тайных борцов с фашизмом... И, конечно, грудь. Этой важнейшей части тела отведена в BloodRayne особая роль. Все без исключения женские персонажи наделены от природы (роль которой в нашем случае играют парни из Terminal Reality) внушительного размера молочными железами, которые при каждом удобном случае вибрируют, трясутся, колышутся и всячески привлекают к себе внимание. Вот Рейн прихлопывает на шее комара («проклятый кровосос!») — грудь в этот момент, конечно же, трясется. Вот наставница, запыхавшись, вбегает в комнату — грудь, сами понимаете, трясется. Вот очередной босс — нацистская блондинка (всенепременно в белых чулках и мини-юбке, а как иначе?), заливается дьявольским смехом, и ее грудь... в общем, сами понимаете. Ситуация периодически доходит до полнейшего абсурда — грудь трясется просто так, без причины. Источник этих колебаний, остается, видимо, за рамками цензуры.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)

Байкерши в городе зомби

С насилием в BloodRayne дела обстоят не хуже, чем с сексом. Более того, если последний носит скорее декоративно-прикладной характер, то оторванные конечности, снесенные головы и реки кровищи — неотъемлемая часть геймплея. Я бы даже сказал, насилие — главная местная достопримечательность.
Арсенал умерщвления непокорных супостатов широк как нигде. В наличии имеются тридцать три вида всевозможных пушек (от шмайсера и дробовика до базуки). И не забывайте про смертоносные лезвия, которыми Рейн орудует с изощренностью дипломированного хирурга. Легкий пасс — и правая рука незадачливого фашиста описывает замысловатую дугу, фонтанируя литрами известной алой жидкости.
Это будет последний засос в его жизни.
Первая же битва, в которой вам доведется побывать, стоит всех вампирских игр вместе взятых. Рейн сеет ужас и панику, грациозно обвивает ногами несчастного прихвостня Вермахта и, не обращая внимания на его вопли, прокусывает сонную артерию. Отныне тушка жертвы превращается в живой щит, и в дело вступают пистолеты. Наконец наци хладным трупом валится на землю, а наша красотка неостановимой мясорубкой врезается в толпу врагов. Происходящее в этот момент на экране не в состоянии передать даже самый живописный скриншот. Кто-то получает заточенным каблуком в голову, кто-то отделывается безболезненной декапитацией. Самые несчастные фашисты в буквальном смысле шинкуются в капусту. Конечности, головы и внутренности кровавым гуляшом остаются лежать на полу.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Ближе к концу уровень становится похож на скотобойню, а стены и пол окрашиваются в четкий темно-красный цвет. Нетрудно представить себе, что происходит, когда подобные схватки подкрепляются бодрыми залпами из дробовиков и винтовок.
Но и это еще не все. Добавьте сюда ничем не ограниченный (!) slo-mo — и наслаждайтесь этими вудуистскими плясками в замедленной съемке. Плюс ко всему, у Рейн присутствует так называемый «индикатор бешенства», который пополняется после каждого эффектного убийства. Уложив десяток-другой недругов, вы получаете заветную возможность активировать режим «blood rage», после чего на экране начинает происходить какой-то запредельный садистский сюр, достойный кисти профессиональных художников-сатанистов.
Бешеная акробатика, двойные пистолеты и замедленное движение. «Матрица»? А то!
Также Рейн обладает двумя режимами зрения. Это непонятно зачем прикрученное «увеличение» (заботливо встроенный в игру справочник подсказывает — «для снайперских засад», что в контексте тотального ближнего боя звучит как неприкрытое издевательство) и некое подобие тепловизора Сэма Фишера из Splinter Cell.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)

Экстерьер

Графика, как, впрочем, и все остальное в BloodRayne, оставляет на первый взгляд сугубо положительные эмоции. Шейдерная вода, грамотное использование «бамп-мэппинга» (складки на латексе Рейн бесподобны) и очень приятные модели персонажей. Зрелище главгероини, запрыгивающей на полуразложившегося, с ввалившимися глазами, зомби и со стоном впивающейся в его склизкую шею, — не для слабых желудком. Действительно мерзко.
Вы не поверите, но крови по местным меркам здесь — самый минимум.
Попривыкнув, впрочем, начинаешь обращать внимание на более прозаические вещи: невнятное освещение и удивительно нехудожественный контраст одних текстур с другими. Отменно прорисованные ржавые стены лабораторий тут же соседствуют с «размытыми» развалинами замка. Наконец, тотальное отсутствие даже намека на архитектуру. Унылые однообразные подземелья, бесконечные, «под копирку» (хоть и с любовью) смоделированные кабинеты и дома, минимум деталей. И это в готической игре про фашистов! Разработчикам явно не помешало бы подольше поиграть в двухгодичной давности Return to Castle Wolfenstein с его витражами,
сводами и открытыми пространствами. Единственный пример более-менее человеческого дизайна — подземелье с демонами... без зазрения совести скопированное с Half-Life'oвского Zen Dimension.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Наконец, игроки, избалованные игрой светотени и синхронизацией речи с движением губ, будут неприятно разочарованы. Персонажи методично открывают-закрывают челюсти, проговаривая отведенные им сценарием диалоги. Обидно и несколько портит атмосферу.

История болезни

Наш патологоанатомический экскурс по телу BloodRayne подходит к сердцу игры — геймплею. И тут мы видим, что пациент родился с врожденными пороками в виде жуткого дисбаланса и банальной скучности процесса. Освоившись с различными способами мелкой нарезки фашистов, вы обнаружите отсутствие сколько-нибудь вменяемой боевой системы — никаких намеков на «страйки», комбо же попросту забыли прикрутить.
В результате процесс изничтожения врагов сводится к попеременному нажатию левой (лезвия) и правой (оружие) кнопок мыши. Мы же не в Diablo играем, уважаемые! Туториал, впрочем, утверждает, что комбо есть. Под ними подразумевается методичное нажатие атаки после завершения очередного удара. Резанули лезвием — нажмите еще раз, и Рейн выполнит замысловатый кульбит. Еще раз — и она ударит с другого бока. И так до бесконечности. Процесс этот нам с вами неподвластен, и решать, когда ударить ногой, а когда пырнуть лезвием — нельзя, что очень огорчает. По ходу пьесы Рейн разучивает новые акробатические номера и удары, но они, как елочные игрушки из бородатого анекдота, отчего-то не радуют.
Поверженный нацист — это не только амуниция и запасной автомат, но и два-три литра вкусной арийской крови.
Еще больше удручает тотальный дисбаланс всего и вся. Вы мечтали о бесконечном bullet time в Мах Payne? Забудьте, а заодно возблагодарите Remedy за строго дозированный slo-mo. Потому как, пресытившись замедленной расчлененкой, вы поймете, что сколько-нибудь равные вам по силе враги в игре попросту отсутствуют. Но это еще можно стерпеть — Рейн изначально позиционируется как существо, намного превосходящее ничтожных людишек. Гораздо хуже обстоит дело с боссами. Убить их в «нормальном» состоянии — практически нереально, а делать это в slo-mo — довольно скучно. Как результат, процесс борьбы с локальными главгадами заключается в следующем: вы включаете замедленный режим, обходите негодяя сзади и начинаете методично лупить его по спине, изредка позевывая. С учетом отсутствия комбо — тоска смертная. Наконец, дождавшись, пока заполнится «индикатор ярости», вы включаете режим «blood rage» и за пару минут приканчиваете бедолагу. Скучно, девушки.
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Наконец, BloodRayne периодически вспоминает, что она является родственницей Tomb Raider в пятом колене, заставляя нас заниматься скучнейшей акробатикой. Горной ланью летает девушка-кровосос с одного уступчика на другой, периодически срываясь вниз и вызывая у игрока исключительно тупое раздражение. Подтягивания и прочие силовые трюки отсутствуют как класс, поэтому, промахнувшись на два миллиметра, вы обрекаете себя на мучительный полет вниз. Добавьте сюда «приставочную» систему сохранений и основательно взвесьте все получившиеся «за» и «против». Нервные клетки, между прочим, не восстанавливаются.

Посторонним В.

Если не задвигать в дальний угол все недоработки, из потенциального шедевра BloodRayne превращается в игру исключительно для фанатов трэша. Оправданность ожиданий объективно стоит скинуть процентов на двадцать, а цифра 90 — исключительно для преданных поклонников. Если ваше сердце замирает при виде ретроспективы Troma, покупайте игру не раздумывая — это единственный на сегодняшний день качественный образчик жанра. Если же вы далеки от трэш-культуры, то рискуете заскучать уже на третьем-пятом уровне.
Геймплей: 7
Графика: 8
Звук и музыка: 6
Интерфейс и управление: 8
Новизна: 5
Ретро-обзор. Bloodrayne (2002)
Отлично
8,0
Оценка
Игромании
Дождались?
Уже не попса, но еще и не постмодернизм. Самые аутентичный на сегодняшний день игротрэш со всеми вытекающими плюсами и минусами.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Игра в материале
BloodRayne
8,0Рейтинг
Игромании
8,2Рейтинг
игроков
PC   GameCube   PS2   Xbox
Серия: BloodRayne
Мультиплеер: 
Разработчик: Terminal Reality
Издатель: Majesco
Издатель в России: Новый Диск
Дата выхода: май 2003
Дата выхода в России: 7 июля 2005