Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live

Спец — Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Рассказываем о лучших игровых площадках и о том, что они могут предложить. Как хорошего, так и плохого.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox LiveИзучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Уже достаточно давно игровая индустрия из тусовки энтузиастов, гиков и творцов превратилась в бизнес. Бизнес огромных масштабов, суровый и беспощадный. Все эти истории вокруг заоблачных ценников, систем защиты, лутбоксов и прочих вещей, которые отравляют жизнь обычным игрокам, плотно обосновались в новостях. Но осталось ли, кроме игр, хоть что-то хорошее?
Мы решили пройтись по разным популярным площадкам и посмотреть, какие недостатки у них есть сейчас, а главное — что приятного они могут предложить игрокам, осталось ли там место для щедрости, полезных и интересных задумок и прочих позитивных вещей.

Steam

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Само собой, первым делом в голову приходит Steam. О цифровом магазине Valve от Гейба Ньюэлла знают сейчас, наверное, все. Ну, или почти все. Самая обширная библиотека игр, самые щедрые скидки, самое многочисленное сообщество, в общем, всё самое-самое-самое.
Плюсов у Steam хватает. Количество разнообразных игр там перевалило уже за пятнадцать тысяч, а ещё чуть ли не в любой праздник там проводятся щедрейшие акции: на зимней, например, ценники GTA 5 и третьего «Ведьмака» сбросили аж по 60%, а отдельные проекты и того больше. Что порой приятно удивляет.
И да, отдельно стоит упомянуть такой прекрасный сайт, как steamgifts.com, где игроки бесплатно «разыгрывают» лишние копии игр среди других пользователей сервиса. Шанс выиграть невелик, но иногда отхватить какие-нибудь проекты всё же удается. И это безумно приятно!
Отдельного внимания заслуживают побочные активности, вроде системы карточек или наград. В Valve постоянно придумывают, как превратить процесс покупки во что-то по-настоящему творческое. Так, играя в игры, можно зарабатывать карты, которые потом продаются за реальные деньги или меняются на всякие полезности. Некоторые, накопив карт, умудряются продать их за сумму, которой достаточно на покупку новенького ААА-проекта.
А несколько лет назад в новогодние праздники за самые разные действия, вроде заполнения профиля или достижения в какой-то конкретной игре, можно было получать «угли». Накопил достаточное количество — обменял на подарок. И призы порой выпадали впечатляющие: коллекция классических Fallout, например.
Но главное, что отличает Steam от всех конкурентов, — это развитая инфраструктура и огромное количество побочных сервисов. Тут есть и социальная сеть, и мастерская, где можно продавать свои моды, и встроенный функционал, вроде возможности делать скриншоты или поддерживать голосовую связь с друзьями, и системы достижений, и списки желаемого, и отправка подарков, и облачные сохранения, и автоматические обновления, и даже возможность спрятать раздражающие проекты с глаз долой. Да, само собой, всем этим уже никого не удивишь, но по количеству и качеству функционала продукт Valve — лидер. Причём новые идеи появляются у них, как правило, раньше всех.
Сейчас акции Steam удивляют куда меньше, но в своё время именно они были законодателями мод.
Приятно, что и любую покупку можно вернуть, главное, чтобы вы не успели наиграть больше двух часов, а с момента покупки прошло не более двух недель. Уберечь кошелёк игрока поможет и неплохая система отзывов. Любой игрок может написать свою маленькую рецензию на игру, при этом вы увидите общий рейтинг (который, как правило, вполне объективен), комментарии на своём языке, узнаете, сколько часов наиграл товарищ, прежде чем оставить отзыв, а самые полезные мнения обязательно окажутся наверху. Не то чтобы универсальный инструмент для оценки, но порой действительно помогает.
Похвалить можно и систему защиты: так, включённый Steam Guard позволяет спасти свой аккаунт даже в том случае, если злоумышленник узнал ваш логин и пароль. Да, вашу драгоценную коллекцию всё равно могут украсть (периодически мошенники находят уязвимости в системе или обманывают неопытных пользователей), но Valve куда активнее других борется с воришками, так что вероятность беды ниже, чем на большинстве площадок.
Значительное количество игр доступно сразу для трёх платформ: PC, Mac и Linux.
Да и в целом стабильность работы у сервиса похвальная, хотя без косяков, естественно, не обошлось. Так, много вопросов вызывают региональные ограничения, когда из-за политических мотивов в некоторых местах магазин и вся библиотека игр могут стать недоступны. Или какие-то купленные на территории России игры не удастся запустить где-нибудь в США, например, ведь там принципиально другие ценники. Придраться можно и к лицензионному соглашению, согласно которому все купленные игры формально предоставлены вам в аренду, а не принадлежат пользователю. Да и несправедливые баны случаются нередко.
Другие недостатки площадки вытекают из её достоинств: в последнее время она стала слишком большой. А когда на смену системе отбора игр Steam Greenlight пришёл Steam Direct, благодаря которому за 100 долларов выкладывать на витрину можно что угодно и когда угодно, магазин заполонили тысячи отвратительных игр. Некоторые из них можно сделать за 15 минут, в другие невозможно играть.
Всё это, конечно, кажется мелочью — не хочешь, не покупай. Только вот в огромном потоке трэша трудно найти хорошие игры. А они там есть. И для инди-индустрии такой поворот, когда любой проект может затеряться среди мусора, обернулся настоящей трагедией.
Steam в своё время стал главной надеждой инди-разработчиков на светлое будущее. Он же сейчас эту надежду активно и «убивает».
Ещё один минус — не самая отзывчивая техподдержка. Когда пользователей больше 120 миллионов человек, вовремя им всем ответить по-настоящему трудно. Хотя порой возникает мысль, что сотрудники Steam даже и не стараются (надеемся, что это не так).

Origin

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Какое-то время серьёзным конкурентом Steam казался Origin, который принадлежит компании Electronic Arts. К счастью или к сожалению, полноценного противостояния не вышло: помимо самой ЕА, другие издатели и разработчики к Origin не потянулись, а сам сервис ещё долго (да и сейчас!) страдал от технических проблем.
Впрочем, это не помешало приложению площадки плотно обосноваться на многих компьютерах. Во-первых, благодаря тому, что большая часть ЕА-игр привязана именно к ней, а это и Battlefield, и Crysis, и Star Wars: Battlefront, и так далее. Во-вторых, «электроники» додумались до одной очень приятной инициативы: раздавать игры бесплатно. Так, периодически они дарят своим пользователям такие проекты, как Battlefield 3 или Jade Empire, и другую классику. И делают это на регулярной основе, из-за чего у многих копилка дарёных проектов уже достаточно внушительная.
В своё время именно щедрая раздача Battlefield 3 привлекла чуть ли не большую часть пользователей сервиса.
Приятно и то, что во многие игры ЕА дают поиграть какое-то время бесплатно — чисто чтобы попробовать и понять, хочется их покупать или нет. Причём сроки порой получаются внушительными.
Ещё один плюс сервиса — это библиотека Origin Access. Суть её проста: за фиксированную сумму в месяц подписчики получают неограниченный доступ к целому набору проектов, вроде Titanfall 2 и Battlefield 1.
При всех своих недостатках одна Titanfall 2 стоит денег за подписку. А таких проектов там достаточно.
Всё это, правда, несколько меркнет, если задуматься, насколько Origin уступает тому же Steam. Во-первых, библиотека игр ЕА очень ограничена, ценники порой радуют своей демократичностью, но чаще неприятно удивляют, а главное — это отсутствие привычного для площадки Valve функционала и не самое удобное приложение. Тут и не очень качественная работа поиска, и отсутствие нормальной системы рекомендации, и не самый комфортный интерфейс. Да, EA старается, решает проблемы и добавляет новые функции, но делает это не очень расторопно. Например, какие-то уже привычные детали он получает только сейчас. Причём служба поддержки тоже не всегда радует оперативностью.
Ещё одним большим минусом Origin была и остаётся техническая реализация сервиса. В последнее время он стал работать гораздо лучше, но при этом по-прежнему случаются досадные промахи, вроде долгих загрузок, проблем с авторизацией и нестабильной работой серверов. Не раз случались беды и с безопасностью сервиса, что подтверждает солидное количество «угнанных» аккаунтов. А ещё Origin не единожды обвиняли в шпионаже за игроками. Хотя и не вполне ясно, насколько обоснованно.
В своих играх Ubisoft немало внимания уделяет темам кибербезопасности. Оттого особенно забавно, что из всех крупных игроков у них с этой безопасностью самые большие проблемы.
За технические огрехи, кстати, можно пожурить и Uplay площадку Ubisoft, ещё одного крупного издателя. В их версии недостатков даже больше: вернувшись в сервис, можно неожиданно обнаружить, что кто-то уже умудрился поиграть в недавно купленную вами копию игры и даже загрузить свои сохранения в ваше облако, а техподдержка отвечает на запросы по несколько дней. Что особенно неприятно, Ubisoft зачем-то заставляют привязывать даже купленные в Steam игры к своему сервису, что растягивает запуск проекта.
Хотя плюсы у них тоже имеются. Так, например, они время от времени раздают игры вроде Watch_Dogs, а ещё у них есть интересная система «прогресса», когда за преданность сервису и заработанные за разные действия очки можно покупать косметические добавки для игр. Мелочь, а порой приятно.

Xbox Live

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Впрочем, это всё касается владельцев компьютеров. Если же вы счастливый обладатель консоли Xbox, то ваш выбор невелик. Вернее, вариант всего один — Xbox Live. За годы у части аудитории эта площадка закрепилась как что-то нехорошее из-за не самого интуитивного интерфейса и давних проблем со злосчастной Games for Windows. Однако, на самом деле, Xbox Live тоже есть за что любить.
Во-первых, это недавняя практика выпускать какие-то игры по схеме Xbox Play Anywhere, что позволяет купить одну цифровую копию игры, которую можно запустить и на Windows 10, и на консоли Xbox One. Не всегда версии игр работают одинаково хорошо, а ценник все же кусается, но идея очень приятная. Как и возможность приобрести и запустить многие из классических игр c Xbox 360 на новой консоли. Приставка и сервис от Sony этим, к сожалению, похвастаться не может — оценить классику там тоже можно, но в куда более скромных масштабах.
Не все игры с Xbox 360 работают идеально на новой консоли. Но разработчики их «чинят»: ту же Halo: Reach, которая долгое время была почти неиграбельна, постепенно привели в норму.
Ещё одна приятная затея, которая раньше, правда, воспринималась негативно, — это подписка на Xbox Live Gold. Благодаря ей обладатели консоли, во-первых, получают доступ к сетевым функциям игр, а во-вторых, ежемесячно пополняют свою коллекцию четырьмя новыми проектами (правда, не навечно: доступны они лишь пока действует подписка). И далеко не самого плохого качества: в ноябре, например, среди них были Tales from the Borderlands и Trackmania Turbo. Помимо всего прочего, подписчики сервиса получают еженедельные эксклюзивные скидки до 70%, дни бесплатной игры и прочие плюшки, вроде командного голосового чата. Хотя и с распродажами у магазина всё хорошо: щедрые акции устраивают регулярно.
Нашлось на Xbox место и для аналога Origin Access — EA Access, который также за определённую плату предоставляет абонемент на множество игр одноименного издателя, от комедийной Battlefield: Bad Company до Mass Effect или Dead Space. И это не считая солидной спортивной линейки, которая на платформе Microsoft всегда пользовалась повышенным спросом.
Впрочем, ещё интереснее выглядит другая подписка, имя которой Xbox Game Pass. Её суть в том, что за 599 рублей в месяц вы получаете полный доступ к библиотеке из более чем сотни игр. Что, как и в случае с ЕА Access, кажется вполне справедливой сделкой. Неоспоримый плюс Game Pass в том, что копилка игроков пополняется самыми разноплановыми играми (в том числе и от сторонних разработчиков), от DiRT Rally и Mad Max до Halo 5. Причём, есть в подборке как адаптированные под Xbox One игры с Xbox 360, вроде BioShock или первого Mass Effect, так и эксклюзивы нового поколения. Пока, правда, совсем уж «убийственной» линейку не назовешь, но список обещают обновлять, а на первое время игр более чем достаточно.
При подписке на Xbox Game Pass постепенно состав игр будет меняться: какие-то проекты исчезнут из подборки, какие-то появятся.
Особенно это актуально, если вы недавно купили консоль или только-только собираетесь это сделать. За доступную цену подписчики могут сразу же получить чуть ли не все эксклюзивы, включая серию Gears of War, пятый Halo, Sunset Overdrive и солидное количество мультиплатформенных проектов в придачу. Это, как минимум, позволит начать знакомство с приставкой на позитивной ноте и без страданий дотянуть до тех времен, пока не появится своя коллекция купленных игр. Ну, или просто хорошенько сэкономить, если вам интересны какие-то игры из списка, а денег на них нет всё-таки «прокат» стоит значительно дешевле обычной версии игры, а пройти за это время можно чуть ли не всё, что угодно. Так что, если учесть, что первый месяц стоит всего 30 рублей, попробовать наверняка стоит.
Из минусов Xbox Live можно отметить разве что всё тот же интерфейс, который порой кажется громоздким и не особенно интуитивным. Хотя справедливости ради надо сказать, что в Microsoft постепенно движутся в нужном направлении: за последние пару лет пользоваться их сервисами стало куда удобнее.

PlayStation Network

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
А это в каком-то смысле конкурент Xbox Live, хотя напрямую они не соперничают — платформы ведь разные. По сути, PSN — почти такой же магазин, только без обратной совместимости (хотя некоторые игры с PS One и PS2 всё же присутствуют) и подписок на библиотеки с играми. Впрочем, искупается это регулярными щедрыми скидками и удобством (хоть и не во всём!).
Придираться хочется разве что к скорости скачивания игр: иногда она падает до совсем неприличных значений. А ещё у многих жителей СНГ возникают проблемы с доступом к магазину, особенно в случае с динамическим IP-адресом. Приходится либо жить какое-то время без PSN, либо раскошеливаться на «белый» IP-адрес.
Ещё несколько лет назад PSN была одним из самых щедрых мест в индустрии. Сейчас им похвастать особо нечем, кроме разве что внушительных скидок и акций вроде «2 игры по цене 1».
Весомым плюсом платформы долгое время был бесплатный мультиплеер и подписка PlayStation Plus, которая предлагала впечатляющий набор ААА-игр каждый месяц. Увы, с появлением PS4 ситуация ухудшилась: теперь все сетевые функции игр стали распространяться по подписке, а достойные игры в ежемесячных наборах появляются реже. Хотя сюрпризы всё же по-прежнему случаются, вроде пятого Metal Gear Solid. Причём сразу для нескольких платформ: проекты раздают как для PS4, так и для устаревших уже PS3 и PS Vita.
Ещё один потенциальный козырь в рукаве — это облачный сервис PlayStation Now. Пока он работает лишь в нескольких странах, зато плюсы дает весомые: так, по подписке можно удалённо поиграть в огромное количество отличных эксклюзивов для PlayStation 3. Доступен сервис не только на PS4, но и на персональных компьютерах. Технически над ним ещё работать и работать, но перспективы перед Sony открываются невероятные.

GOG.com

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
А вот польский GOG.com от CD Projekt — наверное, один из самых человечных сервисов в нашей подборке. Изначально концепция его казалась простой: старые игры без DRM за 5 или 10 долларов. И коллекция проектов для любого ценителя классики в GOG.com имелась внушительная: от Planescape: Torment до всяких The Bard’s Tale. И всё это безо всяких систем защит, лишних приложений и прочего.
Постепенно магазин вырос, а по соседству с классикой разместились и такие гиганты, как новый Divinity: Original Sin 2, например. Но от этого сам сервис хуже не стал: он по-прежнему простой, не требует лишних приложений (хотя они и есть, вроде менеджера загрузок или клиента GOG Galaxy) или возни с DRM, позволяет скачивать дистрибутивы игр на свой компьютер и обращаться с ними как заблагорассудится (они не привязаны к GOG.com, количество загрузок не ограничено и т. д.), а ценники остаются очень даже демократичными.
Как и Valve ранее, GOG.com любит превращать покупки во что-то интересное. Так, например, на новогодние праздники можно купить «звёзды», из которых выпадают случайные игры. Каждый проект стоит до 20 долларов, только вот пока не откроешь звезду, не узнаешь, что именно в ней лежит.
Многие игры поддерживают и сторонние патчи, которые порой идут сразу в комплекте, и даже предлагают неофициальные переводы, вроде любимых многими «фаргусовских» локализаций и прочих радостей ретроманов. В общем, всё для того, чтобы старенькие игры запускались на новых операционных системах как можно чаще. И это выгодно отличает сервис от Steam, где «старички» могут и вовсе не запуститься.
Отдельно отметим человечное отношение поляков к своим потребителям: тут и отзывчивая техподдержка, и возможность вернуть незапустившуюся игру в течение тридцати дней, и региональные цены, и куча бонусных материалов, которые отдают в комплекте с проектами, и даже возможность активировать некоторые купленные в Steam проекты и здесь. Ну, чтобы не тратить деньги несколько раз. А ещё они регулярно раздают отличные игры совершенно бесплатно: недавно вот даром отдавали Oxenfree и ремастер Grim Fandango.
Хотя GOG.com — это тоже бизнес, площадку можно похвалить за человечность в отношении игроков.
А вот минусы GOG в его размерах: тут очень много классики, только вот по-настоящему актуальных игр, по сравнению со Steam, не хватает. К тому же кому-то будет недоставать того обширного функционала, что есть у продукта Valve. Хотя магазин растёт и развивается, и, пока Steam Direct медленно убивает инди-сегмент ПК, поляки вполне могут занять пустующую нишу. Другое дело, что они не особенно к этому стремятся: для них Steam — не прямой конкурент, а скорее просто куда более богатый сосед, которого GOG.com пытается дополнять.

Humble Bundle

Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Мы подошли к самому щедрому и милому пункту нашей программы. Humble Bundle — тоже магазин, который торгует, правда, Steam-ключами, но по более приятным ценам. Вернее, как... В самом магазине нет региональных ценников, так что отдельные игры там обойдутся существенно дороже, чем на более крупных площадках. Но есть одно «но», вокруг которого Humble и построен. Это так называемые «бандлы».
Изначально проект и задумывался как эксперимент, по ходу которого сразу несколько игр отдавались буквально за копейки. Причём по схеме «сколько хочешь, столько и плати». Так, за любую сумму, которую вы сами введёте с клавиатуры (стартовая цена: 1$) иногда можно забрать сразу несколько интересных проектов, а если заплатить чуточку больше (допустим, 6$), можно отхватить ещё несколько более крупных игр. Например, целый набор от SEGA, куда могут входить Valkyria Chronicles, обе Company of Heroes, несколько частей серии Total War и первые две главы Warhammer 40,000: Dawn of War.
Если изначально в бандлах щедро раздавали лучшие инди-игры, то несколько позже наборы стали составлять в том числе из дорогущих ААА-проектов.
При этом, что приятно, указав сумму, можно вручную определить, какие деньги пойдут разработчикам проектов, а какие уйдут на благотворительность. Мелочь, а очень приятная: за все время существования Humble Bundle передал благотворительным организациям (например, Child’s Play и «Красному Кресту») более ста миллионов долларов.
Ещё одна интересная инициатива — это подписка Humble Monthly, устроенная по принципу Xbox Live Gold или PS Plus, только ключи и сами игры остаются с вами даже после истечения срока действия соглашения. А самих проектов раздаётся больше: от семи до двенадцати в месяц.
Ценник для российских игроков на это счастье, правда, внушительный: от 12 долларов за месяц до 119 за весь год. Но общая стоимость розданных игр, естественно, превышает эти траты, а 5% ежемесячной выручки по традиции идёт на благотворительность. Хотя кого-то явно расстроит, что все игры в наборах — по сути, сюрприз, так что там могут оказаться как Rise of the Tomb Raider или Resident Evil 5, так и что-то куда мельче.
Изучаем игровые сервисы. От Steam и Humble Bundle до PlayStation Network и Xbox Live
Собственно, на этом наш разбор и заканчивается. Мы попытались как можно объективнее описать то, что предлагают различные площадки, а главное, найти в них приятные для обычных игроков сервисы и инициативы. И хочется верить, что это оказалось вам полезным. Ну а если нет, расскажите о ваших мыслях и опыте использования разных площадок в комментариях. Кто знает, может, именно ваше экспертное мнение поможет другому игроку выбрать свой любимый способ отблагодарить разработчиков за их труд.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Алексей Пилипчук
Алексей Пилипчук
Автор «Игромании». Искренне верит в то, что игры – это всё-таки искусство, и мечтает застать те времена, когда разработчики научатся рассказывать истории круче, чем в кино и книгах. Момент, когда в руки впервые попала «Игромания», считает переломным: именно тогда и осознал, что хочет писать об играх, а по возможности и делать их. Этим, в итоге, и занимается.