Лучшие игры. Год 2011: TESV: Skyrim, Portal 2, L.A. Noire, Uncharted 3
Предупреждение: Все игры выбирались внутриредакционным голосованием. Если вашего любимого проекта в списке нет, это не означает, что мы про него забыли, — ему просто не хватило голосов.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Несмотря на всё качество исполнения Oblivion , многие фанаты серии The Elder Scrolls приняли её довольно прохладно. Одна из причин в том, что у неё в каком-то смысле не было своего лица, особенно на фоне Morrowind. Это было самое обыкновенное «ванильное» фэнтези.
Про Skyrim такого сказать точно нельзя. Суровые земли нордов зачаровывали игроков своей холодной красотой и кипящей в них жизнью. Игра предлагала полную свободу, десятки великолепных побочных заданий… И, по традиции, насквозь клишированный сюжет. Многие игроки так и не завершили основной квест, ведь просто странствовать по заснеженным пикам в поисках приключений и ловить рыбу в горных реках гораздо увлекательней.
Portal 2
Если есть на свете безукоризненные, совершенные игры, то Portal 2 именно из таких. В ней прекрасно всё — и загадки, и музыка, и молчаливое женское противостояние главной героини и GLaDOS, и секретки, и дизайн, и история, и ненавязчивый юмор, и даже мультиплеер! Каждый раз, как вспоминаешь эту игру, в ушах начинает звучать пение турелей из финального мультика, а сердце сжимается, словно его поместили в куб-компаньон. Так что, когда у вас спросят, какая игра с цифрой 2 в названии у Valve лучшая, не спешите называть «Доту» или Half-Life…
L.A. Noire
Один из лучших симуляторов детектива в истории игровой индустрии. L.A. Noire была совершенно не похожа на типичную игру от Rockstar , что, возможно, и стало причиной её коммерческого провала. Да, в ней был открытый мир, погони и перестрелки, но подо всем этим скрывался почти чистокровный квест. С поиском улик, подбором нужного порядка действий и уймой блестяще написанных диалогов. А лицевая анимация персонажей и по сей день не имеет себе равных. Как они морщились, отводили глаза и покусывали губы, когда пытались утаить правду от детектива Фелпса, — загляденье!
Deus Ex: Human Revolution
История Адама Дженсена, которого сделали киборгом, хотя он «никогда об этом не просил», показала будущее пугающе реалистично — со всей человеческой ненавистью, жадностью, высокими технологиями и подминающими под себя всё и вся корпорациями. И, разумеется, иллюминатами, которые, лишь слегка высунув из-за кулис свой любопытный нос, перевернули весь мир с ног на голову.
Как и самая первая Deus Ex , Human Revolution давала потрясающую свободу в плане достижения поставленных целей — можно было убивать всех направо и налево, оглушать, прокрадываться мимо, забалтывать. Ну а на то, чтобы действительно проникнуть во все тайны это мрачного киберпанка, требуется с пяток прохождений. И даже зная сюжет назубок, очень приятно переживать эту историю снова и снова, слушая восхитительные диалоги и прошмыгивая тенью под самым носом у врагов.
Dark Souls
Игра, название которой стало нарицательным. Игра, возведённая в статус культурного феномена. Лакмусовая бумажка, по которой часто определяют игровой вкус человека. Заслуженно ли? Не беремся судить. Одно известно наверняка — несмотря на шероховатости и пару спорных моментов, Dark Souls остаётся бриллиантом игровой индустрии. Во всём, от боевой механики до построения мира и атмосферы, она стала примером для подражания. А заодно и игрой, которую многие по новой проходят минимум раз в год.
Uncharted 3: Drake’s Deception
Несмотря на название, третья часть похождений Натана Дрейка нисколько не разочаровывала, а наоборот — показывала, что герой находится на пике формы, но уже начинает подумывать о спокойной жизни. Ведь быстрая смена места действия способна утомить кого угодно. Вот Дрейк в Сирии, а незадолго до этого во Франции почти разрушает замок. Что уж говорить про самолет, ставший олицетворением всей части! Игра считается законодательницей приключенческого жанра и символом заката эпохи PlayStation 3.
Batman: Arkham City
Arkham Asylum была почти идеальной игрой про Бэтмена, но кое-чего в ней всё же не хватало. Того, что имеет первостепенное значения в самом мифе о Рыцаре ночи, — Готэма. И вторая часть этот ключевой недостаток исправила с блеском. Открытый мир в Arkham City относительно невелик, но феноменально проработан, и, что немаловажно, его хочется изучать вдоль и поперёк. Каждую тёмную улочку, каждую подворотню.
К этому подталкивают и запоминающиеся побочные задания, каждое из которых выливается в самостоятельную сюжетную линию, и масса всяческих трофеев, и тонны пасхалок для фанатов комиксов. Драматический накал стал куда выше. Теперь история не вертится вокруг очередного коварного плана злодейского злодея (хотя и без этого не обошлось), но выводит извечное противостояние Бэтмена и Джокера на финишную прямую.
Недаром Марк Хэмилл хотел, чтобы Arkham City стала его «лебединой песней» в роли клоуна-убийцы (жаль, не сложилось, Warner Bros. уговорили его озвучить ещё пару мультиков). Игра стала пиком развития серии от Rocksteady. Хотя Arkham Knight диво как хороша, она всё равно вторична на фоне этого творения.
To the Moon
Есть игры, способные действительно вышибить слезу, оставляя тебя рыдать над финальными титрами. To the Moon — не столько игра, сколько интерактивная история в духе фильмов Кристофера Нолана, с примитивным игровым процессом и графикой из jRPG эпохи GameBoy Color. Мы выступаем в роли агентов, исполняющих последнее желание умирающего, чтобы он покинул мир счастливым. В его сознании, разумеется, — это чистая наука, никакой магии!
Но, когда ты залезаешь в чужую голову по работе, неизбежно натыкаешься в ней на тайны — и порой такие, о каких не догадывается и сам хозяин головы. А что это за тайны, узнавайте сами. Игра короткая и к прохождению просто обязательна. Это не просто штучный товар — ничего подобного даже припомнить не получается.
Bastion
Дебютный проект Supergiant Games , принесший им мировую славу, привлекает внимание по ряду причин. Это и приятная рисованная графика, и занятный мир, и увлекательный игровой процесс, застрявший где-то посередине между платформером и Alien Shooter. Но главная фишка — наличие рассказчика, который комментирует происходящее на экране: наш геймплей рождает его историю. А еще в Bastion несравненный саундтрек, доводящий меломанов до экстаза.
Bulletstorm
КРОВЬ-КИШ… Стоп, секундочку. Мы ведь уже так начинали, разве нет? И правда, было дело. Но что уж тут поделаешь, если очередной проект от People Can Fly получился не менее зубодробительным и драйвовым, чем Painkiller. Да какое там — Bulletstorm начисто уделывает и стрелялку про чертей, и прочие «мясные» шутеры. Здесь есть отличный сюжет, прекрасно прописанные персонажи, здоровая доля комедии и громадный арсенал, где попадаются действительно уникальные стволы.
А еще игра всеми доступными путями побуждает не просто палить по недругам, но уничтожать их с выдумкой, благо есть энергетический хлыст и окружение, просто утыканное всевозможными ловушками. Один из лучших боевиков за всё время существования игровой индустрии, незаслуженно проигнорированный широкой публикой в год выхода.
Minecraft
Кажется, сейчас про «игру в кубики» слышали уже все — мир из блоков, в котором нужно выживать и можно строить невообразимо сложные вещи, поселился и на PC, и на приставках, и даже в телефонах. Minecraft дал «поколению LEGO » потрясающую площадку для самовыражения, став при этом самой влиятельной инди-игрой в истории, — и благополучно вышел из числа инди-проектов!
Именно этому творению Маркуса Перссона мы должны быть благодарны за расцвет жанра «выживастика» и невероятное количество сопутствующих товаров. Но будем честны: самый обаятельный период существования игры закончился с ее выходом. Когда проект стал мейнстримом, Нотч озолотился, а и без того шикарный игровой процесс разбавили ролевыми элементами — в Minecraft что-то умерло. Возможно, дух инди. Это по-прежнему уникальная игра-конструктор, но раньше трава была зеленее, а солнце — квадратнее.
Magicka
Невероятно позитивное фэнтезийное приключение для нескольких друзей — море смеха, куча комбинаций заклинаний и бесконечное количество неловких ситуаций. Что ещё нужно, чтобы скрасить вечер?
The Binding of Isaac
Эдмунд Макмиллен пришел в игровую индустрию, чтобы заставить вас страдать. Он дал это понять еще в Super Meat Boy , а The Binding of Isaac только подтвердила коварство безумного геймдизайнера. Совершенно больной в плане арт-дизайна «рогалик», из которого очень сложно вылезти — он будет бессовестно жечь ваши нервы и время. А ещё игра тяжёлым катком проезжается по религии, но делает это так мило, что ни о каком оскорблении чувств верующих и речи быть не может.
Battlefield 3
Именно в этой части DICE объявили войну монополии Call of Duty в жанре блокбастерных военных шутеров и вырвались в высшую лигу. Великолепная графика, которая впечатляет даже спустя семь лет, масштабный и разнообразный экшен и наконец-то полноценная сюжетная кампания — всё, что нужно фанатам военных боевиков.
Total War: Shogun 2
Одна из лучших частей Total War и лучшая стратегия 2011 года, по версии нашей редакции.
Saints Row: The Third
Когда GTA встала на путь сурового реализма, кто-то должен был подхватить знамя разудалой песочницы про весёлую бандитскую жизнь. И третья часть Saints Row справилась с этим на ура. Игру до отказа набили юмором разной степени плоскости, классным оружием и продуманным до мелочей в плане удобства геймплеем — если вставал выбор сделать реалистичнее или удобнее, делали удобнее.
В итоге здесь и на вертолете летать легко, и пресс регулярно потягиваешь от смеха. А сюжет постоянно балансирует между бредом сумасшедшего и едкой сатирой. Еще бы графику и физику машин сделали получше — и был бы реальный конкурент GTA, а не просто наместник на опустевшем троне разгильдяйских игр про криминал.
Alice: Madness Returns
Кто-то назовет продолжение «Алисы» слишком тягучим и запутанным, кто-то — сложным, как и подобает приличному приключению. Одно можно сказать наверняка: любоваться извращенной красотой жестоких миров Американа Макги никогда не надоедает.
Mortal Kombat
Самый культовый мордобой в истории вернулся в 2011 году и снова собрал друзей у экранов. Гротескная жестокость, постоянный драйв и любимые персонажи быстро сделали игру обязательной частью коллекции любого, кто считает себя геймером.
История рассудила
В 2011 году редакция полностью переложила ответственность за выбор «Игры года» на читателей. Те отдали свое предпочтение Skyrim, как и мы сейчас.
Продолжение следует…
Авторы: Евгений Пекло, Дмитрий Шепелёв, Лев Левин, Анна Браславец, Денис Павлушкин, Александр Милашенко, Екатерина Жорова
Лучшие игры. Год 2010: Red Dead Redemption, Fallout: New Vegas, Heavy Rain