Об авторe
Денис Павлушкин
Денис Павлушкин
Человек странных вкусов и широких взглядов. Готов переигрывать в Hammerfight до скончания времён.
Игра в материале
BATTLETECH
6,5Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC   PS4
Жанр: Стратегия, Пошаговая стратегия, Тактика, Боевик
Разработчик: Harebrained Schemes
Издатель: Paradox Interactive
Дата выхода: начало 2018 года
Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах

Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах

Рецензии — Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах
С большими амбициями приходят большие проблемы.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах
Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах
Harebrained Schemes не лукавили, когда заявляли, что BATTLETECH будет их самым масштабным и амбициозным детищем. Камерные истории и тесные улицы мегаполисов трилогии Shadowrun остались в прошлом: BATTLETECH — это грандиозная космическая опера. И, несмотря на присущий жанру пафос, перестрелки многотонных роботов и перегруженный сюжет, она на удивление элегантна.
Да! Адаптация монструозного, медлительного, целиком завязанного на математику настольного варгейма из восьмидесятых элегантна. Даже больше: боевая система BATTLETECH — это чистейшая безжалостная тактика безо всяких бантиков, рюшек и костылей. Только вы, противник, задача и поле боя.
Редкий гость в наших краях.

Минное поле

В Mechwarrior управлять даже одним мехом — задача непростая и полная нюансов, а брать под командование небольшой взвод равносильно логистическому кошмару (полистайте на досуге правила настолки). Но BATTLETECH мастерски избавилась от математической тягомотины варгейма. В какой бы ситуации, на какой бы планете вы ни оказались, проект задаёт одни и те же простые вопросы. Какого меха сейчас активировать? Куда его переместить? По какой цели открыть огонь? Из какого оружия?
В ответах на эти вопросы, без преувеличения, заключена вся игра.
В местном интерфейсе сам чёрт ногу сломит: как будто кто-то чихнул на экран слайдами из PowerPoint
Спустя семь часов сюжетной кампании мне показалось, что Harebrained Schemes морят моего внутреннего тактика голодом. Если вы избалованы разнообразием опций в серии XCOM, бои в BATTLETECH покажутся вам слишком простыми, недостаточно кризисными и мозголомными. «Вот твои роботы, вот чужие. Стреляй по чужим, защищай своих». Ни тебе десятка активных способностей, ни набора молотков, которыми нужно вбить один и тот же гвоздь. Это же примитив!
Так я думал. Ровно до тех пор, пока не совершил первую ошибку.
Оказывается, лёгкие мехи неспроста называются лёгкими: машины хотя бы на одну категорию тяжелее запросто сминают их в комок. На этом «Пауке» живого места не осталось
Красота боевой системы BATTLETECH кроется в соотношении риска и награды: именно постоянная угроза, которую невозможно оценить на сто процентов, вдыхает жизнь в битвы ревущих железяк.
Боевые мехи только на первый взгляд кажутся несокрушимыми. На деле даже самый тяжёлый робот — это стеклянная пушка. Да, у мехов есть шкала брони и прочности, но атаки наносят урон не всей броне, а отдельной части тела, у которой свои показатели защиты. Дуплет из лазеров попадёт в корпус, рой ракет — в правое плечо, пулемётная очередь — по ногам. При этом у игрока нет (за редкими исключениями) контроля над прицеливанием: так разработчики сымитировали специфическую неповоротливость мехов.
Если в поле зрения находится сразу несколько противников, при наличии нужного навыка можно открыть огонь по всем целям в зоне досягаемости. Правда, урон будет сильно рассеиваться
Иными словами, вы никогда не знаете наверняка, от какой именно атаки ваша или вражеская машина разобьются вдребезги: какой бы толстой ни была броня авангарда, она не гарантирует неуязвимость. Даже пилота, сидящего в безопасном кокпите, могут контузить попадания, а продолжительный ракетный обстрел рано или поздно лишит равновесия, и… Распластавшийся на земле мех — жалкое зрелище и лёгкая мишень.
А что, если уничтожена не только броня, но и внутренний механизм? Если противник, к примеру, наступил на лежебоку, раздавив ему предплечье? Всякое случается. Если вы не подумали и закрепили на предплечье нечто взрывоопасное (например, патроны для артиллерийской пушки), оно наверняка рванёт, и пилоту придётся, мягко говоря, несладко. А что, если в предплечье был ваш самый дорогой, самый редкий и мощный рейлган? Ну… Надеюсь, у вас найдётся запасной.
Сухопутную технику противника не стоит недооценивать. «Какой милый танчик», — сначала подумал я. Потом танчик пальнул по мне из всех башен, и стало уже не до шуток
Один просчёт, подобно костяшке домино, вызывает лавину последствий, и даже победа в бою не всегда окупает потери. Травмированный пилот после миссии отправится в лазарет — вполне возможно, что на пару болезненно долгих месяцев. Уничтоженное снаряжение для меха не вернуть, оторванные выстрелом руки, ноги и листы брони — тоже. Ремонт сильно потрёпанного меха влетает в такую копеечку, что иногда целесообразней просто продать раздолбанную машину на металлолом.
И всё бы ничего, не будь ваша группа наёмников по уши в долгах. Каждый игровой месяц кредиторы требуют денег, пилотам положено выплачивать жалование, технику — обслуживать. На всё это нужно откуда-то добывать финансы, и не шибко просто этим заниматься, когда ваш лучший пилот при смерти, а самый крутой мех не подлежит ремонту. Нанимать ненадолго нового пилота невыгодно, идти на прибыльное задание без аса слишком опасно. Приехали.
По итогам миссии вы получите компенсацию, даже если не справились с задачей. Перед стартом можно выбрать, какая часть гонорара будет выплачена деньгами, а какая — лутом с поверженных мехов противника

Ешь или стань едой

В отличие от многих тактических стратегий, BATTLETECH не прощает игроку промедление и опрометчивые ходы. Чем дольше схватка, тем больше дыр в вашей броне и тем меньше патронов в загашнике, а подлатать себя посреди перестрелки волшебной аптечкой не выйдет. Постепенно пространство для манёвров сокращается настолько, что одна незначительная ошибка в неподходящий момент способна погубить весь ваш отряд.
Ваши подопечные — обычные люди, сидящие внутри редких, баснословно дорогих машин. Противники зачастую ни в чём не уступают: у них есть доступ к той же экипировке, мехам и даже навыкам персонажей, что и у вас. Вы одинаково уязвимы. Оружие никогда не бывает лишним, но победителем далеко не всегда выходит тот, кто лучше вооружён. Фортуна улыбается эффективным, а не храбрым.
Structure exposed — вот слова, которые мечтает услышать каждый пилот после залпа орудий. Это означает, что снаряды пробили броню и наносят урон внутренней конструкции меха
Как только вы это поймете, из простенькой тактики BATTLETECH превратится в беспощадную погоню за оптимизацией. Вы позиционируете мехов так, чтобы все орудия работали на полную мощность и с максимальной точностью, а повороты корпуса и поля зрения рассчитываете до последнего градуса. В ангаре вы тоже подолгу корпите над мехом, прикидывая, влезет ли в корпус ещё одна пушка, охладительный элемент или реактивный двигатель. А если нет, то почему бы не пожертвовать парой тонн брони?
Даже в разгар боя, зная, что одна шальная пуля может разнести ядро вашего лучшего меха на атомы, вы идёте на компромисс. Катапультироваться ещё рано: если сейчас этот мех уйдёт, остальные падут. Может, повернуть его под таким углом, чтобы корпуса не было видно? Или трусливо спрятаться за союзником? Или наплевать на всё и стоять до последнего, надеясь, что пилот переживёт вероятный взрыв? В такие моменты забываешь про медлительность действа, про то, как долго и неуклюже проходят бои. Когда вражеская артиллерия атакует самого ценного и почти добитого меха, взгляд намертво прилипает к счётчику брони. Сколько она ещё выдержит? Выдержит ли?! Промахнись, промахнись, да промахнись ты уже!
Игра не говорит об этом прямо, но при расчёте урона и попаданий учитывается целый ряд параметров, включая рост и вес атакующего. Штурмовой мех «Атлас» (справа) одним пинком расплющил кабину пилота противника
По накалу страстей BATTLETECH иной раз с лёгкостью обгоняет даже XCOM, а игры серии Mechwarrior и подавно: любой критический удар или просто удачный залп раз за разом вызывает бурю эмоций. Успехи и провалы ощущаются почти физически, ведь никогда не знаешь, что конкретно произойдёт, как сыграет сделанная тобой ставка. Да, от удачи и случайных чисел здесь зависит многое, и в тактических стратегиях чрезмерную важность рандома принято порицать — но не в этот раз. Своенравная BATTLETECH — генератор напряжённых, незабываемо эмоциональных ситуаций. От неожиданно удачной атаки врага сердце моментально уходит в пятки, а после собственных успехов губы сами растягиваются в ухмылке.
Изучение особенностей конструкции мехов — на редкость занятный процесс. И не бойтесь того, что поначалу вообще ничего не понятно. Главное правило Battletech: чем больше крепежей для оружия, тем лучше. Слева — средний мех, справа — штурмовой. Видите разницу?
Всего этого BATTLETECH добивается минимумом средств, местами дословно цитируя правила оригинального варгейма. Harebrained Schemes смогли не только грамотно перенести их в игру, но и добавить в игровой процесс адреналин, динамику и раж, которых от него совсем не ждёшь. Когда Battletech работает, хочется задать только один вопрос: в кого надо прицельно швыряться деньгами, чтобы в будущем и Shadowrun получила адаптацию с такой же глубиной механик?
Но этот эффект длится только пока игра действительно работает — то есть первые пятнадцать-двадцать часов. Затем играть становится скучно.

Турбулентность

Первые пару дней игры в BATTLETECH я был настроен оптимистично. На третий и четвёртый подустал. А в пятый, шестой и седьмой уже ловил себя на мысли, что запускаю игру через силу, чтобы наконец пройти её, написать этот текст и снова стать свободным человеком.
Герои вроде бы произносят реплики, о чём-то рассказывают, демонстрируют нам старания сценаристов... Но всё, о чём я думаю в эти моменты, — что они даже не похожи на собственные рисованные портреты в диалоговом окне. Зато видно, что крупные планы игру совсем не красят
Проблема BATTLETECH в том, что она пытается быть всем и сразу: и космооперой, и суровой тактикой, и симулятором наёмника с псевдоживым открытым миром. Неторопливую, небогатую на события механику очень старомодного варгейма поместили на сюжетную прогрессию XCOM: Enemy Unknown и нарратив Shadowrun. Пытаясь усидеть на всех стульях разом, Harebrained Schemes смачно плюхнулись в лужу. Даже описывать неловко.
Забавный факт: при создании персонажа игра предлагает выбрать предпочитаемое местоимение. Включая гендерно-нейтральное «they». Его я и взял, решив, что мой герой будет сексуально идентифицировать себя как штурмовой мех. После чего… игра вылетела на рабочий стол с ошибкой. Знак свыше?
Прежде всего, сюжет. Он настолько плох, что каждый поворот и «сюрприз» виден за несколько световых лет. Да, это так: в игре от создателей трилогии Shadowrun один из самых унылых, под завязку набитых клише сюжетов за последние годы. Сценаристы вываливают на игрока декалитры экспозиции, десятки бессмысленных терминов, имён, дат и событий и до последнего делают вид, что это важно и нужно. Тогда как на самом деле никакие старания, если они вообще были приложены, не могут скрыть того, что сюжет в BATTLETECH — лишь ленивый довесок к гигантским роботам. Сделанный просто потому, что от студии этого ждут.
Менеджмент базы, подчистую скопированный из XCOM, тоже не работает. Harebrained Schemes подглядели хорошую механику, но не сообразили, как её реализовать. В периоды затишья вы можете поковыряться в мехах, поболтать с командой своего корабля (пустая трата времени), и… всё. Нажимаете на кнопочку и смотрите, как ваш корабль летит к месту выполнения следующего задания. Никаких решений, инженерных вопросов, подбора апгрейдов, ни-че-го. Холодная пустота космоса.
Историей о вражде космических князьков сложно проникнуться, даже если очень захотеть. Камеа Арано, желающая вернуть себе престол, воюет сама по себе, изредка присоединяясь к отряду для определённых сюжетных миссий. Вы у неё, как говорится, «на аутсорсе» — партизаните на заднем плане. А вот сам фронт игра никогда не показывает
Иногда, конечно, в пути могут приключиться какие-нибудь случайные события: экипаж решит сыграть в покер, нарвётся на пиратскую засаду или засечёт сигнал бедствия. Но этих ивентов прискорбно мало, и они до смешного часто повторяются — иногда по нескольку раз за игру. За полсотни часов я видел только пять уникальных событий и штук десять повторов.
Перелёты раздражающе скучны и отнимают слишком много времени, а чтобы ускорить этот мучительный процесс, надо вкладывать средства в прокачку двигателя — совсем как в какой-нибудь мобильной F2P.
Если целиком прокачать ангар для мехов, то ремонт будет производиться настолько быстро, что уже можно не беспокоиться ни о каких дедлайнах. О финансовых затратах — тоже, потому что ко времени, когда эти апгрейды станут доступны, ваши наёмники будут ворочать миллионами кредитов
Обещанная «открытая для исследования галактика» пуста, в ней нечего искать. Да, у звёздных тел есть характеристики: какие-то планеты якобы густо населены и технологически развиты, другие — бедны, заброшены и покрыты снегами. Но это пустозвонство и не влияет на геймплей.
Все эти обидные, откровенно глупые ошибки в дизайне громоздятся одна на другую. В какой-то момент начинаешь понимать, что заявленные десятки часов геймплея — отнюдь не плюс: треть из них уходит на никчёмную рутину, пока BATTLETECH пытается усидеть на всех своих стульях. Ещё одна треть — на загрузки: игра кошмарно оптимизирована и пожирает слишком много оперативной памяти. Релизный билд попросту не отлажен.
Самые масштабные битвы в BATTLETECH (с техникой, турелями, мехами и прочими мелочами) проще всего описать двумя словами: семь кадров
Реального контента в игре как раз на пятнадцать-двадцать часов. За это время можно увидеть почти всё, что там есть. Оставшийся хронометраж искусственно растянут: самые занятные мехи, пушки и ситуации собраны именно в последней трети игры. BATTLETECH по кусочкам скармливает игроку новый контент, надеясь создать иллюзию прогресса и маячащей на горизонте цели... но на самом деле её нет. И никогда не было.
В современной индустрии, где за внимание и свободное время пользователя борются сотни талантливых проектов, BATTLETECH помыкает игроком как ей вздумается и не предлагает ничего в награду за понапрасну убитые часы. Как будто надеется, что вы ей всё простите... лишь потому, что это BATTLETECH. Потому что мехи.
Возможно, это просто не моя игра. Возможно, я ждал от неё чего-то, чем она никогда не пыталась быть. Внутри, под многотонной бронёй, BATTLETECH — один из самых свежих и интересных тактических проектов последних лет. Ей удаётся быть по-настоящему самобытной там, где это действительно важно: в бою, где мехи сходятся стенка на стенку.
Но слишком уж много она на себя берёт.
  Порадовало
  • отличная адаптация непростого первоисточника;
  • несложная, но глубокая боевая система;
  • мехи снова в моде;
  • достойный саундтрек.
  Огорчило
  • разработчики явно поторопились с релизом;
  • время игрока слишком часто тратится впустую;
  • ужасная оптимизация;
  • безвкусный сюжет;
  • бездна нереализованных возможностей.
  Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PC
Сколько: 44 часа.
  Ачивка редакции
«BL4CK KN1GHT»
Забодать противника мехом, лишившимся рук ещё на первом ходу.
  О локализации
Её нет. В игре полно технического английского, сленговых выражений и терминов, поэтому отсутствие перевода может стать серьёзной проблемой.
Неплохо
6,5
Оценка
Игромании
Вердикт
BATTLETECH делает одну вещь правильно, но почти всё прочее — абы как. Стоит ли терпеть её огрехи ради хороших пошаговых боёв? Если вы давно влюблены в Mechwarrior, то однозначно. В противном случае лучше подождать минимум двух-трёх патчей — после них можно будет накинуть в оценке ещё полбалла.
Комментарии
Загрузка комментариев