Agony. Адские муки

Agony. Адские муки

Рецензии — Agony. Адские муки
Когда хотели сделать игру про ад, а вышла просто адская игра...
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Agony. Адские муки
Agony. Адские мукиAgony. Адские муки
Проект независимых разработчиков из Madmind Studio еще в период сбора средств на Kickstarter привлёк немало внимания. Он и правда выглядел интересно: создатели обещали рассчитанный на зрелую аудиторию приключенческий ужастик от первого лица, где события разворачиваются прямо в аду со всей сопутствующей ему экзотикой, притом, что немаловажно, без купюр и назойливой цензуры. И если с той же скандальной Hatred всё было понятно с самого начала, то Agony по-хорошему интриговала: «А вдруг это и правда будет нечто большее, чем просто дешёвый шок-контент?»
С каждым новым трейлером игра обрастала свежими сюжетными подробностями, а вот геймплейная составляющая вызывала опасения: полюбоваться есть на что, но интересно ли в это будет играть?..
И вот, после шумихи вокруг «вынужденной цензуры», итогового рейтинга Mature (18+) вместо Adults Only (21+) и прочих релизных неприятностей, Agony всё-таки вышла на PlayStation 4, Xbox One и PC во всём своём мучительном великолепии.
Если разработчики хотели достоверно передать всю боль адских мук, то у них определённо получилось: в Agony вы и правда будете страдать, как самый последний безбожник. И не получите ни капли удовольствия.

Адский рейв

Из вступительной катсцены, сжатой словно под стандарты YouTube 2007 года, мы выясняем, что играть предстоит за самого обычного грешника, который в полном беспамятстве угодил в преисподнюю. Ввиду загадочного отсутствия Сатаны здесь заправляет Красная Богиня — и правит она рукой в латной перчатке из раскаленного железа. Именно эта дама окажется главным ключом к спасению нашего героя.
Agony. Адские мукиAgony. Адские мукиAgony. Адские муки
Настроение, в котором пройдёт путешествие на волю, игра задаёт сразу как только персонаж ступает за адские ворота: там его ждут не ужасы, достойные пера Данте Алигьери, а лишь скука, тлен и угнетающее блуждание в кромешном мраке. После вступления разработчики с места в карьер отправляют игрока обнимать стены ближайших катакомб в поисках обходного пути. Ни напряжённой экшен-сцены, ни интересной стартовой активности — ничего. Разработчики не скрывают: перед нами старая добрая бродилка от первого лица, с рудиментарными элементами стелса, неинтуитивными задачками и спорной архитектурой уровней.
Agony. Адские муки
Вникать в сюжет и познавать мир игры нам предстоит через прямолинейные диалоги из двух-трёх предложений (иногда даже предлагают выбрать вариант ответа), суматошные сюжетные вставки и чтение бессвязных записок, щедро разбросанных по уровням (зачем кому-то в аду понадобилось их писать, а главное, для кого — до сих пор остаётся загадкой).
Уже чувствуете погружение в атмосферу?
Но чёрт с ними, с записками. Проблема в том, что всё это никак не мотивирует играть. Следить за сюжетом скучнее, чем целую вечность вариться в бесовском котле, персонажи — словно картонные силуэты из дешёвого «дома ужасов» в заштатном лунапарке, а озвучка способна вызвать только испанский стыд. Ну ладно, дорогие создатели Agony, ясно, что сценарий — не ваш конёк. Так, может, стоило принять это, умерить амбиции и направить остатки бюджета на проработку масштабных и запоминающихся локаций, от которых у игрока захватывало бы дух? Сделать мощное интерактивное путешествие по ужасающим туристическим тропам преисподней? В конце концов, подсмотреть наработки у коллег?
Кстати, об этом…

Слёзы Данте

Ад в исполнении Agony оставляет до обидного мало впечатлений. На фоне гротескной Dante’s Inferno, драматичной и местами завораживающей Hellblade: Senua’s Sacrifice, а также жестоких и брутальных Doom и Painkiller местная геенна огненная кажется вторичным боди-хоррором — не страшным, но и не вызывающим должного отвращения. Окружающий героя мир попросту… скучный. Да, некоторые образы отдают творчеством Лавкрафта, религиозно-оккультная эстетика на месте, контент для взрослых вроде тоже, но это ни капли не захватывает.
В преисподней явно не хватает цемента
 Обнажённые телеса, расчленение, вёдра крови, суккубы с грудью третьего размера, болтающиеся на ветру детородные органы, стена с замурованными младенцами … Не могу назвать себя бесчувственным или циничным человеком, но напугать или хотя бы впечатлить всё это может разве что детей, не знакомых с интернетом. Сколько бы визуальной «запрещёнки» ни вывалила перед игроком Agony, эмоционально она не задевает ничуточки.
Agony. Адские муки
Agony. Адские муки
Правда, если не обращать внимания на кромешную темноту и однообразные кости, мясо, камни и кусты, торчащие из каждого угла, замечаешь, что некоторые локации вправду удались с точки зрения дизайна. И грамотный звук местами отлично нагнетает атмосферу: когда напряженный саундтрек, истошные крики мучеников и зловещий шёпот в голове героя грамотно сочетаются с бесовщиной, творящейся на экране, формула Agony таки начинает работать. Но, увы, просветы крайне редки — да и масштабные декорации, за которые хочется похвалить Madmind Studios, мелькают не слишком часто. И терпения на то, чтобы дождаться очередного «подарка» от создателей, у игрока однажды может не хватить.
Agony. Адские муки

Сгореть в котле страданий

Главный недостаток Agony — однообразие. Одинаковые грешники с мешками на головах, повторяющиеся ситуации и враги. Геймплей никак не развивается, и по мере погружения в глубины ада лишь сильнее ощущается стагнация. Вы просто исследуете местные локации (в основном катакомбы, подземелья или просто запутанные коридоры), на которых для продвижения по сюжету надо найти выход и собрать необходимое количество «ключей» — сердец, черепов или других частей тел.
Герой бродит по лабиринтам, общается с другими грешниками, в большинстве своём несущими околесицу, собирает пресловутые золотые статуэтки, записки и рано или поздно натыкается на демонов, которые и привносят в Agony элементы стелса. Да и ими вам насладиться не дадут: всё портит та же раздражающая темнота. Самое досадное в подобных ситуациях — это, крадясь на цыпочках, пяткой задеть демона, застрявшего в тёмном углу, и мигом получить на орехи.
Agony. Адские муки
Ужасающие безглазые создания якобы ориентируются на звук (поэтому наш персонаж умеет задерживать дыхание), но тем не менее реагируют ещё и на факелы, а также способны заметить героя на приличном расстоянии, даже если тот стоит как вкопанный и не издаёт ни единого звука. В условиях, где наш бедный грешник не умеет ни перекатываться, ни даже ползти, а ещё по-каскадёрски вспыхивает от контакта с любым подсвечником, любая «скрытная» секция уровня превращается в бесконечный круг неудачных попыток.
Чувство несправедливости подогревается и тем, что противники так и норовят сбиться с заданного скриптом курса, завернуть не за тот угол и устроить герою пранк, вышедший из-под контроля. В некоторых местах нельзя разобраться, куда идти, освещая себе путь факелом (и так не самая простая задача), — надо красться в вырвиглазной темноте, прижимаясь к стенам, задерживать дыхание, протискиваться в щели или закапываться в горы трупов.
И всё ради того, чтобы грешника не заметил какой-нибудь рогатый, который одной атакой превратит его в… призрака.
Agony. Адские муки
Да, один из ключевых элементов геймплея — регулярное превращение в эдакий блуждающий дух. Система любопытная — жаль, что исполнена криво.
Во-первых, перемещаться в призрачной форме неудобно: схема управления частично изменяется, появляется странная задержка, из-за которой кажется, что персонаж плывёт против течения. Во-вторых, время пребывания в астральном теле ограничено. Важно понимать, что превратившись в призрака, вы не можете перескочить неугодную локацию и продвинуться по сюжету, потому что ваш персонаж не имеет возможности вселиться в грешника с мешком на голове — последний обязательно нужно снять, прежде чем «овладевать» телом бедолаги.
Всё это искусственно затягивает прохождение: не успели вселиться в другое тело после очередной несправедливой смерти от рук демона — назад на точку сохранения; три смерти — чекпойнт сгорает, прогресс откатывается, а игроку приходится искать другое зеркало души, чтоб сохраниться.
Этот загрузочный экран запоминается надолго
Правда, если вы боитесь прожечь любимый стул, эти элементы без труда настраиваются перед началом игры: можно убрать ограничение на число смертей или обеспечить своего мученика бесконечным количеством «путей судьбы» (волшебный луч света, который должен указывать герою верный путь, но чаще всего пропадает в очередном тупике или за закрытой дверью). Однако сильно заигрывать с настройками не стоит: если упростить и без того не самый увлекательный игровой процесс, есть риск забросить игру с концами.
Со временем грешник учится вселяться в суккубов, демонов и прочих мракобесов, но геймплей это не спасает: любая ситуация с поиском нового тела остаётся мучительным и скучным процессом, а не интересной задачкой или новым опытом.
Этого осьминога нарочно повесили над пропастью, чтобы не позволить призраку срезать путь между этажами. Трать драгоценное время, летай по коридорам…
Может, хоть ролевые аспекты вытягивают остальные механики? Ну… вы уже знаете ответ. Накапливая очки прокачки, можно развивать доступные навыки: длительность задержки дыхания, уровень шума при ходьбе и тому подобное. Эта добавка обладает лишь одним преимуществом: не мешает прохождению. Слабые повышения статистики не особенно влияют на геймплей: я, например, регулярно забывал использовать накопленные очки развития и не сильно от этого страдал. От игрового процесса успел настрадаться.

Технологический ад

Ещё один увесистый минус Agony — техническое исполнение. Глядя на игру, с трудом веришь, что Madmind Studio работали с Unreal Engine 4! Лицевая анимация возвращает в начало нулевых (жаль, что разработчики вынуждают-таки снимать с персонажей мешки), эффекты частиц и огня шокируют своей примитивностью, а все поверхности будто облиты мыльным раствором.
И далеко не в переносном, а в более чем прямом смысле: полы, стены, потолки и даже самые, казалось бы, матовые текстуры отливают неправдоподобным глянцем. Однако «мыла» как такового в Agony тоже хватает: картинка напрочь убита размытием и аберрацией. Что особенно интересно, их можно отключить в настройках даже на консоли — но это мало помогает.
Спасительное зеркало души. Просто блестяще — буквально. Что это за блеск?
Графическая кривизна усугубляется преступно посредственными анимациями нашего грешника и столь же топорным управлением. Персонаж постоянно цепляется за полигоны, торчащие из стен, застревает в каждом камушке под ногами и раздражающе дёргается, влезая в узкие проходы. Даже в режиме призрака все эти косяки никуда не пропадают! За что, Madmind Studio, за что?..
Лицевую анимацию заказывали?
Кромешным мраком разработчики, очевидно, пытались скрыть графические неровности: выгодная игра света и тени в игре — редкость каких поискать. Как правило, из-за темноты вы не пугаетесь, а просто не понимаете, куда идти и откуда вы явились. Факелами неудобно пользоваться из-за вездесущих демонов, так что выбрасываем единственный источник света — и продолжаем сажать зрение в потёмках.
После баловства с настройками, с одной стороны, наконец удаётся разглядеть детали окружения, а с другой — становится ясно, почему их лучше не видеть. Повышение гаммы, к слову, сказывается не только на картинке, но и на пререндеренных видеовставках — они моментально рассыпаются на пиксели.
Изображение с выкрученной гаммой 
Та же картинка со стандартными настройками
В PC-версии ситуация получше — если, конечно, хватает мощностей на максимальные настройки графики. Для комфортной игры понадобится минимум GeForce десятой серии, Intel Core i5 и 16 гигабайт оперативной памяти — и всё ради того, чтобы хотя бы рассмотреть убогие текстуры. На стандартной же PlayStation 4 и Xbox One наблюдаются периодические просадки fps ниже 15 кадров в секунду — игра просто трещит по швам.
Agony — проект, у которого был огромный потенциал. Думаю, большинству из нас хватило бы уверенного и смелого порнохоррора с гнетущей атмосферой, запоминающимся визуалом и напряжённым геймплеем — даже без глубокого сюжета или ролевой системы. Но разработчикам не удалось разыграть главный козырь с рейтингом 21+, а за напускным обилием «шок-контента» спряталась скромная инди-бродилка без особых достоинств. Игра не вызывает желания разблокировать все концовки, бонусные арты или 3D-модели «висюнов» в меню, все главные геймплейные фишки реализованы из рук вон плохо, и даже контент «для взрослых» не удивил ничем откровенно новым. 
Возможно, конечно, что всё это — ирония умельцев Madmind Studio, которые вместо обычного ада отправили игрока в ад геймплейный, где ничто не работает как задумано, а сам процесс вызывает только раздражение и головную боль. Но мне всё-таки кажется, что нет. Или же мы с вами просто не научились считывать настолько тонкие материи.
Головоломки в стиле «Найди рисунок и повтори его». Что ж, всяко лучше, чем поиск рун в Hellblade...
Я должен был попробовать…
  Порадовало
Agony. Адские муки
  • саундтрек;
  • работа со звуком;
  • дизайн окружений (местами);
  • цена (в Steam со скидкой).
  Огорчило
Agony. Адские муки
  • скудный и однообразный геймплей;
  • кошмарное техническое исполнение;
  • сломанные игровые механики;
  • посредственный сюжет;
  • халтурная озвучка.
  Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PS4
Сколько: 5 часов (можно пройти и быстрее).
  Ачивка редакции
Agony. Адские муки
Must not fap!
Гордо сопротивляться сексуальному контенту.
  О локализации
Текст и субтитры на русском. Есть небольшие неточности в переводе, но общий смысл передаётся.
Agony. Адские муки
Скверно
3,5
Оценка
Игромании
Вердикт
Скучно, безыдейно, криво. Кажется, что бюджет, как и творческий запал создателей, истощился задолго до окончания работы над проектом, и то, что в итоге выпустили, уже не нужно ни игрокам, ни самим разработчикам. Ни капли удовольствия — только впустую потраченные время, нервы и деньги.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Роман Герасимов
Роман Герасимов
Радикальный фанат серии Half-Life, эксперт по диванному кооперативу. Оставил детство в Doom и Doom 2, а отрочество в TES: Morrowind и GTA: Vice City, юность посвятил клану в Call of Duty: Modern Warfare. Фанат рестлинга. Не умеет в «Королевские Битвы».