Через несколько месяцев исполнится
|
Целями настоящей статьи является дать расширенную картину жанра ККИ, сделать первую попытку классификации и сравнительной оценки этих игр, тем самым сориентировать геймеров, клубмейкеров и, возможно, потенциальных отечественных разработчиков в этом разнообразном мире.
Классификация
Классифицировать игры можно по самым различным категориям и свойствам: по "жизнеспособности" (живые, давно вымершие), по жанрам (фэнтези, киберпанк, спорт, комиксы и т.п.), по происхождению (по фильмам, книгам, ролевым играм...), по типу иллюстраций (рисунки, кинокадры), по количеству игроков, по принципам игровой механики (стратегия, квест, action), по целевой аудитории, роли случая в игре, сложности коллекционирования и освоения, а также многим другим параметрам. Подробную классификацию ККИ, которую мы разработали, можно посмотреть в приложении на компакте журнала.
Сравнительный анализ большинства достойных ККИ
Сразу оговоримся: наверняка найдутся читатели, чья любимая игра не попадет в наши обзоры. Злого умысла искать не надо. На сегодняшний день в мире существует порядка 120-130 ККИ. Да-да, именно столько! Среди этого количества примерно каждую третью можно определить как достойную внимания или просто хорошую. Мы попытаемся охватить несколько десятков игр, что и так потребует много места в журнале и вашего терпения.
Несмотря на обилие критериев, по которым будет проводиться сравнение, окончательные результаты будут носить все же субъективный характер и, вероятно, вызовут возмущение и споры. Что поделать, кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик, — это наша вторая оговорка.
Для начала определимся с критериями оценки. Среди них есть неоспоримо значимые и те, которые могут показаться лишними. Поэтому их весомость разная. Более того, ряд "архивных" игр мы сейчас не в состоянии оценить по некоторым критериям, поскольку не всегда ясно, какие по ним проводились соревнования (и проводились ли вообще), насколько интересны они были с точки зрения колод и спортивного накала.
Итоги сравнения мы подведем сразу после того, как в кратких обзорах познакомим вас с играми. По сумме полученных баллов можно будет судить о каждой игре в целом. Для любителей детального анализа поместим сводную таблицу результатов. Кроме того, сгруппируем лучшие результаты по отдельным критериям, определив своеобразный Top 6 в каждой номинации. Но уже по ходу обзоров мы, естественно, будем прямо указывать на тот или иной выдающийся показатель, чтобы не томить читателя и чтобы табличные результаты не стали громом среди ясного неба. Наиболее значимые игры мы осветим на страницах журнала, другим же место найдется в приложении на компакте.
|
Legend of the Five Rings
Живая классика... Родившись в 1995, игра стала достойным ответом MTG. Действие разворачивается в фэнтези-стране Rokugan, уклад которой срисован с феодальной Японии и приправлен историко-фольклорными пряностями Дальнего Востока. Мир населен самураями, боевыми магами шугенджами, монахами, нагами-человекозмеями и другими необычными существами. Его проработанность позволила создать полноценную настольную RPG.
У каждого игрока по две деки: Dynasty с черными рубашками и Fate с зелеными. В Династии кладутся персонажи (самураи, шугенджи...), холдинги (источники ресурсов и других полезностей), регионы и события. В колоду Судьбы — подразделения (followers), предметы, заклинания и магические кольца элементов (5 Rings — квинтэссенция мироздания: воздух, огонь, вода, земля и пустота). В начале игры каждый игрок выкладывает на стол цитадель. У нее четыре основных показателя: цвет рамочки, указывающий на клановую принадлежность (ныне дублируется клановой иконкой), и три числовых, определяющих силу провинций, производство золота за ход и стартовую честь клана. Между двумя колодами рубашками вверх выкладываются 4 карты из Dynasty, символизирующие 4 провинции клана. Из колоды Судьбы набирается рука — 5 карт. Затем последовательно переворачиваются карточки, лежащие в провинциях. Если открывается событие, то оно тут же срабатывает. Если открывается регион, то карточка кладется возле этой провинции, указывая на ее характерную особенность.
|
|
В игре применяются дополнительные тактические приемы, оговоренные правилами. Прежде всего, это дуэли между персонажами и получение/использование благосклонности императора (Imperial Favor).
|
Правила L5R сложнее MTG, но не переходят границы, за которой резко падает играбельность и динамика. Сложность освоения с лихвой окупается удовольствием от игры. Интерес к игре подкрепляется развивающимся сюжетом, причем на развитие влияют лучшие игроки — приверженцы того или иного клана. Клан, чьи представители добились реальных побед в турнирах, занимает доминирующие позиции в сюжете. Возможно, это был один из факторов, позволивший выжить игре после переходов из рук в руки (от Alderac к Wizards of the Coast и обратно) и сомнительного маркетингового эксперимента под названием Rolling Thunder. Суть его сводилась к ежемесячному выпуску малых сетов с упрощенной системой редкости (до двух видов) карт. Авторы идеи посчитали, что игра будет лучше развиваться и продаваться, если уменьшить период оборота денежных потоков в цепочке "дизайн-типография-дистрибьюторы-магазины-игроки". После первых месяцев было зафиксировано снижение числа активных игроков вдвое, а регистрирующихся новичков стало меньше на 80%! Под лапу
|
L5R мы награждаем по нескольким категориям. В стартерах Gold Edition лежит роскошнейшая книжка правил. Правила начинаются с перечисления последних изменений: очень удобно для старых игроков. У игры замечательный геймплей, изобилие вариантов конструирования колод, расклад красиво смотрится на столе и не требует жетонов, игральных костей и других предметов, кроме счетчика чести (в Pearl Edition счетчики были вмонтированы в карты стронгхолдов). Хочется отметить хороший подбор карт в стартерах, что встречается нечасто. В отличие от MTG, вам не потребуется крупная сумма, чтобы собрать турнирную колоду. Во-первых, число одинаковых карт в деке не может превышать трех штук. Во-вторых, редкие карты почти всех сильных персонажей уникальны, в деке может лежать не более одной. Также в ней не может быть более одного конкретного события. Игроки MTG, начинающие собирать колоду с поиска денег на покупку четырех "райских птичек", могут завидовать.
В России сформировалась устойчивая группа поклонников L5R, регулярно проводятся санкционированные турниры, однако нам не известны случаи выступлений "наших" на международных соревнованиях.
Вердикт: Игра для тех, кому приелась "Магия", а также для поклонников Акиро Куросавы и Тосиро Мифунэ.
Rifts CCG
Игра вышла в 2001 году, и пока судьба ее находится в подвешенном состоянии, поскольку фирма Precedence в апреле 2002 объявила о ликвидации активов. Лицензия вернулась к Palladium Books, которая ищет нового издателя. Созданная на основе одноименной RPG, Rifts CCG переносит нас в постапокалиптический мир. В результате взрыва разлились потоки магии, в местах пересечения потоков (nexus) образовались эти самые rifts — переходы в иные миры и измерения. Оттуда понесло монстров, демонов и прочую нечисть. Пришельцы смешались с умирающей человеческой цивилизацией.
В игре пять типов карт: nations, field units, base units (у юнитов есть показатели атаки, контратаки, устойчивости к повреждениям и стоимости ввода; многим присущи специальные способности), assets (качества, предметы) и events (события). Изюминкой являются 9 nations, напоминающие strongholds из L5R. Они указывают на клановую принадлежность, определяют, какие и сколько ресурсов вырабатывается за ход, и (внимание!) максимальное количество карт в деке и как набираются карты в руку. Например, у одних nations в начале партии в руку берутся две карты по выбору плюс первые три после тасовки колоды, у других просто шесть карт после тасовки. Там же указаны способности и ограничения. Особенно важен показатель максимального количества карт в деке, поскольку победа достигается путем опорожнения деки противника. Установлен и минимальный размер деки: он может быть только на 5 карт меньше максимального.
|
В фазу атаки игрок атакует базу оппонента. Назначаются атакующие юниты из числа не повернутых полевых юнитов. У атакуемого в защите базы участвуют как базовые, так и полевые юниты. Подсчитываются суммарные значения повреждений, наносимых атакующими, и повреждения от защищающихся, которые контратакуют. Далее защищающийся распределяет оба "пула" повреждений по своему усмотрению. Повреждения от атаки можно распределить между защищающимися полевыми юнитами (иногда — и базовыми), а также рукой и/или декой, с которых сбрасываются карточки. Повреждения от контратаки распределяются между атакующими юнитами. Игра протекает динамично, резво и непрямолинейно. Необходимо просчитывать самые разные варианты, есть пища для размышлений при построении колоды. В рулбуке предложены варианты нарушений правил. Не нравится, что базовые юниты не производят ресурсы для построения себе подобных — пожалуйста! Хочется класть в деку больше шести одинаковых карт — да сколько угодно! И т.д.
Карты Rifts исполнены с применением глянцевой заливки, они упруги и устойчивы к истиранию: игра несомненно попадает в номинацию "лучший картон". Правда, фон рубашки гладкий и черный, из-за чего заметны отпечатки пальцев даже самых чистых рук. Иллюстрации добротные, но выполнены без вдохновения. Дизайн карт традиционен и удобен для игры, хотя можно было покрупнее дать цифры в текстах карт.
Бустеры стандартные, а вот отношение к стартеру мы определяли долго. Коробка-альбом формата A4, в ней того же формата правила и 80 карт в двух ячейках. С одной стороны, изучать правила, напечатанные крупным шрифтом, приятно, с другой — как такой справочник таскать вместе с картами? Удобнее карманные рулбуки. В стартере — только "коммоны" и 9 карт nations. За все — $12. Поначалу возмутило отсутствие необычных и редких карт, но мы решили, что полный комплект nations это компенсирует. Выгода в том, что можно купить один стартер на несколько человек, распределить между собой кланы и дальше покупать только бустеры. Так что здесь Rifts получает плюсик.
Вердикт: Для любителей быстрой, но не тупой игры, которых не пугает тема апокалипсиса.
|
Harry Potter TCG
Игра не могла не появиться на свет. Оставалось только ждать и гадать, какой она получится. Wizards of the Coast приобрела лицензию и выдала в 2001 году абсолютно рафинированный продукт. С точки зрения вклада в развитие жанра "Визардам" можно поставить в заслугу расширение возрастных границ, поскольку HP ориентирован на совсем юных игроков.
Играть можно начать без рулбука. Достаточно расстелить приложенное к стартеру игровое поле с базовыми правилами и порядком хода. Цель игры — нанести оппоненту повреждения, отчего тот должен сбрасывать карты со своей колоды и проиграть, когда она кончится. В стартере 4 типа карт: персонажи, уроки, существа и заклинания. Бустеры добавляют приключения и вещи. Уроки — полученные в Хогвартской школе знания, выполняющие роль ресурсов для заклинаний. Поворачивать (тапать) эти карты не надо. Знания не расходуются: имеешь достаточный их объем и нужную специализацию — твори в этих рамках что угодно и сколько угодно (в пределах оговоренного количества действий в ход)! Вызванные существа каждый ход наносят противнику повреждения. Заклинания — самые разнообразные карты. Приключение — это задачка-препятствие для оппонента. Пока она не решена, он терпит какие-либо ограничения. Правила проще пареной репы, и все ситуации "разруливаются" легко.
|
В России игра продается не только в игровых клубах, но объемы продаж много ниже западных, ведь наши дошкольники и младшие школьники не владеют в массе своей минимумом английского. А те, кто постарше, хотят большего от игры. За короткий срок вышло пять сетов, и пока поттеромания не пошла на спад, игра обречена на успех. У них, а не у нас.
Вердикт: Для читателей Дж. Роулинг, тех, кто ищет подарок юному гимназисту, а также всех желающих узнать, что такое ККИ.
|
В одном из следующих номеров журнала мы продолжим наш сравнительный обзор. До встречи!
Критерии оценки
Каждая ККИ оценивалась по одним и тем же параметрам, все они приведены ниже. В будущих статьях будут подведены итоги по оценкам и названы победители в отдельных категориях.
1. Иллюстрации. 0...10 баллов.
Насколько стильно, детализированно, вдохновенно выполнены иллюстрации. Оценивается не последний сет игры, а все карточки в целом.
2. Качество картона. 0...4 балла.
Устойчивость карты к истиранию, изгибам и разрывам. Сюда же относим сопротивление рубашек к отметинам, и даже заметность последних на фоне рисунка рубашки.
3. Дизайн карты. 0...7 баллов.
Изящество и удобочитаемость карты. Расположение иллюстраций, числовых и графических параметров, в том числе с учетом расположения карт в руке.
4. Layout и удобство управления игрой. 0...5 баллов
Как располагаются карты в процессе игры на столе, образуют ли нечто симпатичное, много ли этот расклад требует площади и дополнительных предметов, часто ли в течение хода приходится манипулировать кубиками, жетонами, специальными карточками (например, ресурсными).
5. Rulebook и удобство освоения. 0...3 балла.
Не путать с легкостью освоения. Приветствуется многоцветная, четко напечатанная книжечка, в которой правила игры изложены доходчиво, без разночтений, с примерами игр или ситуаций.
6. Механика игры. -5...5 баллов.
Четкость и однозначность игровой механики, трактовки правил. Учитывается также оправданность корректировок или изменений правил в последующих выпусках. Влияет на этот показатель обилие "эррат" (исправлений текста) и запрещенных карточек.
7. Gameplay. Интересность. 0...10 баллов.
Разнообразие в способах и условиях достижения победы. Ненадоедливость. Азарт.
8. Новаторство. 0...6 баллов.
Влияние на развитие жанра. Непохожесть. Ценные находки, взятые на вооружение другими разработчиками.
9. Constructed. 0...6 баллов.
Простор для творчества в домашнем колодостроении. Учитывается турнирная поддержка для этого формата со стороны издателя.
10. Sealed. 0...4 балла.
Аналогично пункту 9 для форматов sealed deck и draft.
11. Multiplayer и командность. -2...3 балла.
Возможность мультиплеера, который почти наверняка открывает те или иные новые грани игры; поддержка соответствующих соревнований.
12. Бюджетность. 0...5 баллов.
Очень актуальный пункт для тех, кто больше игрок, нежели коллекционер, и кто хотел бы успешно играть, имея ограниченный набор редких карт. К сожалению, во многих хороших играх новичку соперничать с толстосумом — это как "школьнику драться с отборной шпаной". Также учитывается относительная сила стартеров.
13. Коллекционирование. 0...7 баллов.
Возможность собрать все или почти все карточки игры. Учитывается наличие и доступность промокарт. Порой выясняется, что даже за деньги можно найти не все!
14. Flavor story. 0...5 баллов.
Качество первоисточника игры, будь то книга, фильм, RPG...
15. Упаковка и сортировка. 0...3 баллов.
Содержимое стартовых наборов, как сами карты, так и оригинальные фенечки. Многие могут привести самые нелепые случаи обнаружения содержимого коробочек и пакетиков.
16. Стабильность выпусков. 0...4 балла.
17. Диапазон возрастов. 0...4 балла.
Легко ли найти партнера для игры в собственной квартире? Не вырастешь ли быстро из игры, как из коротких штанишек?
18. Особые заслуги. 0...5 баллов.
19. Особые проблемы. -5...0 баллов.