В ночи никто не увидит твой фейспалм
Безликого джентльмена в стильном чёрном костюме сотворил в 2009 году пользователь форума Something Awful. Нехитрые манипуляции с фотошопом — и родилась легенда о долгоруком монстре, что гипнотизирует и похищает людей.
Про Слендера пишут страшные истории, снимают ролики и делают игры. Естественно, киношники не могли остаться в стороне: Sony Pictures выпустила свою полнометражную картину о Тонком человеке, её прокат в России стартует 16 августа. Режиссёром выступил француз Сильвен Уайт, на счету у которого неплохие сериалы ( «Менталист» , «Древние» , «Империя» ) и несколько посредственных фильмов ( «Лузеры» , «Я всегда знал, что вы сделали прошлым летом» ). «Слендермену», увы, светит только второй список.
Чем дальше в лес…
В тихом американском городке живут четыре закадычных подружки. Типичные подростки: ходят в школу, флиртуют с мальчиками и коротают вечера за совместным просмотром чего-нибудь. Однажды они находят в интернете видео, которое призывает Слендермена, — ну и, как подобает классическим героиням фильма ужасов, беспечно его открывают.
Спустя неделю одна из них пропадает, а остальных начинают мучить кошмары во сне и наяву. Понимая, что всё это — дело щупалец Слендера, девочки отважно отправляются в ночной лес, где можно связаться с Тонким человеком и попросить вернуть подругу.
Итог этой затеи, как водится, немного предсказуем.
Это не первый полнометражный фильм о Слендермене. Предыдущий выходил в 2015 году, был снят на мизерный бюджет в избитом жанре мокьюментари (некоторые верят, что Слендера можно увидеть лишь через объектив видеокамеры) и не снискал одобрения ни у зрителей, ни у критиков.
Куда успешнее миф о Тонком человеке воплощали в играх. В своё время инди-разработчики наводнили интернет короткометражными ужастиками на тему, но самыми удачными считаются Eight Pages и Slender: The Arrival. В первой надо убегать от Слендера по тёмному лесу и собирать записки его жертв, вооружившись камерой и фонариком. Вторая игра логически продолжала Eight Pages, но уже имела неплохую картинку, сразу несколько локаций и полноценный сюжет.
Я играла в обе: держа поблизости валидол, дрожащими пальцами щёлкала мышкой, чтобы взять очередную записку, и включала генераторы в катакомбах заброшенного завода, вслушиваясь в тихий топоток, возвещавший о приближении врага. А ещё смотрела летсплеи и видела, как визжат и матерятся от страха даже самые суровые с виду игроки. При всей своей простоте эти игры на ура справлялись со своей главной задачей: они пугали. И от фильма хотелось получить если не такие же, то хотя бы близкие впечатления.
Когда смотришь «Слендермена», понимаешь, что хотя бы в Eight Pages (и её многочисленные моды) создатели фильма играли точно. Тут тебе и деревья, сучья которых напоминают щупальца, и колокольный звон, сопровождающий появление монстра… Антураж воспроизведён. А вот главное — атмосферу иррационального ужаса, когда ты без оглядки бежишь от кошмара за твоей спиной, — повторить не удалось.
Демогоргоны не одобряют
Фильм очень старается напугать. В наличии все классические приёмы: скримеры, сюрреалистические видения, игра в кошки-мышки, нагнетающая саспенс. Тревожный эмбиент от Рамина Джавади, композитора «Игры престолов» , вроде бы уместен (хоть музыка в титрах и до боли похожа на заглавную тему «Реквиема по мечте» ), но даже самые напряжённые сцены тут выглядят слишком дёшево и предсказуемо, чтобы вызвать настоящий страх. И не в последнюю очередь — из-за посредственной актёрской игры.
Хотя начало ленты отчасти напоминает «Очень странные дела» , быстро понимаешь, что это иллюзия: по части атмосферы сериал даст «Слендермену» сто очков вперёд, а Милли Бобби Браун в одиночку переиграет весь каст фильма на раз. Юные дарования визжат так же неубедительно, как и изображают сумасшествие, а со временем их нарочитые вопли начинают так раздражать, что искренне благодаришь Слендера за очередное убийство. Героиня Джулии Теллес и вовсе полфильма ходит с неизменной задумчивостью на лице: как будто перед съёмками вместо уроков актёрского мастерства штудировала все части «Сумерек».
Но справедливости ради скажу, что даже талантливые актёры едва ли сумели бы вытянуть подобные роли. Персонажи не просто блеклые — они никакие. Это картонки, созданные с одной целью: быть убитыми (да и то за кадром). Им не удосужились прописать хоть сколько-нибудь берущие за душу характеры и биографии — изо всех возможных личностных качеств девчонок наделили разве что исключительной глупостью. Она же работает и основным сюжетным двигателем.
Кроме того, многие сюжетные арки просто не довели до конца, и непонятно, что тому виной: сценарий или монтаж. К примеру, гибель одной из девочек показали в трейлере, однако из финальной версии вырезали подчистую. В картине её судьба остаётся неизвестной: мы расстаёмся с героиней в тот момент, когда она безучастно пялится в окно. Лента и так разваливается на куски, вместо стройного сюжета являя бессмысленные блуждания героев от одной псевдопугающей сцены к другой, но куда бы эти герои в итоге ни пришли, нам и этого рассказать не соизволят!
А был ли Слендер?
Вместе со сценами смертей монтажные ножницы вырезали и ответ на главный вопрос: что же такое Слендер? Материален Тонкий человек или нет? Могут его щупальца убивать, или он лишь насылает безумные видения, чтобы ты задушил себя собственными руками? Найдут ли однажды в лесу тела пропавших девушек, или жертвы Слендера исчезают бесследно?
При желании в фильме можно найти подтверждение любой теории. Создаётся ощущение, что режиссёр так и не решил, что хочет сказать, и предпочёл нагнать туману. Но в этом тумане затерялись как связность, так и логика повествования. А ещё, как ни грустно, сама харизма Слендермена: о нём рассказали до обидного мало, а то, что всё-таки озвучили, осталось слишком нескладным, чтобы зритель мог смотреть на длиннорукого джентльмена с суеверной дрожью. В результате смех в зале звучал куда чаще, чем можно ожидать от фильма ужасов, и вовсе не на тех моментах, которые задумывались смешными.
Самое забавное, что ещё в 2012 году вышла вполне достойная экранизация легенды о Слендере. Судите сами: есть некий монстр, который гипнотизирует и порабощает детей. Невидимый человеческому глазу, но фиксируемый на фотографиях и видеозаписях. В чёрном костюме и белой рубашке, с серым лицом без рта…
Правда, это вовсе не Тонкий человек. Это Багул из фильма «Синистер». И, в отличие от «Слендермена», этот ужастик способен пощекотать нервы — настолько, что после просмотра вам не захочется гасить свет в коридоре. Мало ли, придётся ночью выйти из спальни и окунуться в объятия недружелюбной темноты!
Увы, «Слендермен» больше подростковая комедия, чем фильм ужасов. Он не сумел достойно преподнести ни один из своих элементов: ни пугающую атмосферу маленького городка, где творится чертовщина, ни интригующий сюжет о монстре, ворующем детей, ни героев, что ему противостоят, ни даже самого монстра. Можно посмотреть, если вдруг захочется убить вечер за стереотипным скверным ужастиком, но и в этом случае нет никаких гарантий, что вы получите удовольствие.