31 октября 2018
Обновлено 17.05.2023

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - изображение обложка

Для начала нужно кое-что прояснить. Call of Cthulhu от Cyanide Studio — это не ремейк игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth , которая вышла в 2006-м, а скорее цифровое воплощение одноимённой ролевой настолки. Сюжет не базируется на каком-то конкретном произведении Говарда Ф. Лавкрафта. Действие разворачивается в месте, которого вы не отыщете ни в одном рассказе писателя. Более того, в игре появятся существа, о которых писал не сам «отец мифов Ктулху», а его последователи.

Но, несмотря на всё это, французским разработчикам удалось самое главное и самое сложное: поймать лавкрафтовский дух и передать его так близко, как только возможно.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 1

Волны безумия

Городок Даркуотер, примостившийся на островке неподалёку от берегов Бостона, окутан вечным туманом. Издавна здесь жили рыбаки и китобои, но лучшие дни города позади. Рыба перевелась в прибрежных водах ещё в XIX веке, а последний кит, пойманный тогда же, вошёл в местные легенды как «Чудесный улов». Правда, ходят слухи, что это был и не кит вовсе, а неведомая тварь, похожая на Кракена, но стоит ли верить байкам суеверных деревенщин?

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 2

Ныне на дворе «ревущие двадцатые», и Даркуотер медленно умирает. Его прообраз из рассказов Лавкрафта, городок Иннсмут, сумел удержаться на плаву благодаря сделке с Глубоководными: в обмен на жертвоприношения морской народ давал жителям Иннсмута рыбу и золото. Однако обитатели Даркуотера заключили несколько иную сделку. Так что привольно на острове себя чувствуют только бутлегеры, спокойно проворачивающие свои делишки вдали от материковой полиции… и культисты, мечтающие пробудить Владыку Миров.

Где-то тут и начинается история нашего героя, детектива Эдварда Пирса. Он прибывает на остров, чтобы расследовать смерть Сары Хокинс, талантливой художницы и жены местного аристократа. Но узкие улочки Даркуотера, по которым стелются щупальца зловонного тумана, и его тёмные воды (где прячутся щупальца уже совсем не туманные) скрывают куда больше тайн, чем Пирс рассчитывал раскрыть.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 3

В предыдущем тексте я надеялась, что игра окунёт в атмосферу ужаса и безумия, — и мои надежды оправдались. Но кое в чём демоверсия меня обманула. По первым трём часам казалось, что Call of Cthulhu будет неторопливой, размеренной и вязкой, как лавкрафтовская проза, а расследовать придётся больше, чем бегать и прятаться. Оказывается, демка обрывалась ровно на том моменте, после которого события закручиваются так, что за чаем отойти некогда.

И это не плохо, вовсе нет. Даже наоборот. В конце концов, сам Лавкрафт в своих рассказах не чурался ни погонь, ни пряток.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 4

В первых четырёх главах Пирс обстоятельно исследует Даркуотер, пытаясь выяснить, вправду ли несчастная Сара пыталась убить свою семью. Пятая стартует с внезапного сюжетного поворота, после которого ты вместе с героем задаёшься вопросом, что тут вообще происходит и что из происходящего правда. Чем больше я играла, тем дальше действо уходило от предсказуемого русла, чтобы в финальном акте умчаться за грань разумного.

В буквальном и исключительно положительном смысле.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 5

В лабиринте страха

Игра проходится за восемь-десять часов, даже если внимательно изучать каждую локацию. На пути Пирса не громоздятся баррикады из искусственно созданных препятствий и бесконечных задач, для решения которых нужно разобраться с другими задачами. Но даже будь Call of Cthulhu длиннее, она вряд ли надоела бы по одной простой причине — игра не любит повторяться.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 6

В какой-то момент начинаешь даже тосковать по спокойным первым главам с их режимом расследования. Ближе к концу герою будет совсем не до этого

Каждая глава встречает чем-то особенным. В особняке Хокинсов нужно изучать место преступления и искать улики. В катакомбах под особняком — бежать со всех ног, чтобы тебя не погребло под завалом. В картинной галерее ждёт чистый стелс, в книжной лавке — любопытная загадка. Ближе к концу можно даже чуточку пострелять… и заглянуть в чужую голову. Лавкрафт любил тему обмена сознаниями, так что Пирс сможет на время переноситься в тела других персонажей.

Это не совсем соответствует оригиналу. Пирс лишь наблюдает за чужими действиями, а не распоряжается новой физической оболочкой в полной мере — как делал, например, Эфраим Уэйт в новелле «Тварь на пороге». Зато это отличная находка с точки зрения повествования: так мы видим важные вещи, которые иначе остались бы за кадром.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 7

Смена персонажа на геймплее не сказывается. Те же проверки, тот же режим расследования

Даже когда нас возвращают в знакомое место, скучать не придётся. Не только из-за красивой картинки, отменной атмосферы и элемента случайности, позаимствованного из настолки. Знакомые локации обязательно предложат новое занятие, почти всегда нетривиальное.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 8

В подвалах Риверсайдского института нам предстоит побывать несколько раз, причём за разных героев. И всякий раз это чудесное место найдёт чем нас удивить

Приведу лишь один пример. В одной из глав Пирсу придётся бродить по тёмному больничному крылу на изнанке реальности. В его распоряжении два фонаря: зелёный указывает путь и открывает проходы, запечатанные колдовскими знаками, красный позволяет пройти сквозь двери, которые в лучах другого светильника попросту не видны. Если пойдёшь не туда, пространство скрутится, и тебя вернёт к старту.

Загвоздка в том, что лампы можно поменять в строго определённом месте… и в том, что при свете зелёного фонаря ты видишь кое-кого зубастого, обитающего во тьме, — а он, соответственно, видит тебя. Изволь не только грамотно комбинировать светильники, но и быстро бегать к нужной точке для обмена. И держать себя в руках, услышав чьё-то хриплое дыхание в непроглядной тьме впереди.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 9
Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 10

Один и тот же коридор в свете разных ламп. Почувствуйте разницу, как говорится

Помимо задач в каждой локации, игра грамотно чередует сами локации. Жуткие катакомбы сменяет психбольница — и следующие полчаса ты прячешься от добрых докторов, чувствуя себя так, словно ненадолго заглянул в Outlast. На смену обшарпанным стенам лечебницы приходит уютный особняк — и тут же из тёплой гостиной с трещащим камином тебя бросают в кошмар, где ты в лучших традициях Alien: Isolation трясёшься в шкафу, пока снаружи бродит клыкастый монстр.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 11

Но главное — Call of Cthulhu чередует разные типы страха. Страх перед неизвестностью — тот, что Лавкрафт называл «самым древним и самым сильным». Страх быть замеченным и пойманным. Страх перед тем, что таится во тьме. Страх перед подступающим безумием: в иных эпизодах Call of Cthulhu становится не менее сюрреалистичной, чем Layers of Fear , и так же играет с тобой — вещи вокруг меняются, стоит тебе отвернуться. А после очередного кошмара новая глава встречает героя кратковременной передышкой и ярким солнышком… лишь для того, чтобы ты не устал бояться. Ведь у страха, как известно, есть своя степень свежести.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 12
Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 13

На контрасте с мирным особняком, залитым дневным светом, ещё острее чувствуешь ужас, который тебе только что пришлось пережить в казематах психбольницы

Выбор, которого нет

В чём-то демоверсия обещала меньше, чем я в итоге получила, но без разочарований тоже не обошлось.

Я прошла игру дважды, очень стараясь идти разными дорогами. Проблема в том, что твой выбор мало на что влияет, не считая концовки. Да, когда Пирс произносит другие реплики в диалогах, ты получаешь крохи новой информации. Да, при ином пути прокачки детектив делает немножко другие выводы на месте преступления и видит вещи, которых прежде не замечал. Но, в целом, сюжет катится по проторённой дорожке, к одним и тем же катсценам с мизерными отличиями.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 14

В разговорах с персонажами игра не раз многозначительно намекает, что тот или иной ответ изменит вашу судьбу, — а в итоге изменения оказываются куда менее весомыми, чем можно ожидать. Сюжетные линии многих второстепенных героев в любом случае завершатся скомканно, а то и вовсе оборвутся на полуслове. Ты можешь подружиться с кем-то, можешь его оскорбить — это не повлияет ни на что, кроме пары фраз в очередном разговоре. В какой-то момент Пирсу дают выбор, кого из двух знакомых спасти, а кого обречь на смерть, и даже здесь не будет никаких значительных последствий.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 15

Обратите внимание на значок в левом верхнем углу экрана. И немного о том, что на экране: Левиафана в лавкрафтовский пантеон включил не сам писатель, а его последователь Росс Бэгби в рассказе «Артефакты из Квивиры» , но в историю тот вписался удивительно хорошо

Система прокачки тоже сулит больше, чем даёт. Одни навыки полезнее других, и к концу второго прохождения я задавалась вопросом, почему дерево способностей сделали именно таким. Поисковые навыки в любом случае приходится применять куда чаще, чем красноречие или силу. К концу игры два последних умения и вовсе кажутся ненужными: чтобы одолеть финального противника, Пирсу потребуется отнюдь не мастерство слова, а как бы силён ни был наш детектив, его уложит на обе лопатки один удар зомбированного рыбака.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 16

Не все навыки одинаково полезны, а жаль. Особенно учитывая, что за одно прохождение ты никак не раскачаешь каждый до 100%. В таких условиях тратить очки на нечто бестолковое тем более грустно

Отсюда плавно вытекают проблемы с системой фобий, о которой разработчики столько говорили. Часть страхов ты получаешь по сюжету, как ни крути. К концу игры можно остаться в относительно здравом уме, но не в совершенно здравом (и это хорошо вписывается в правила лавкрафтовских мифов). Получение других зависит от нюансов прохождения. Залезешь не в ту комнату, увидишь гору расчленённых трупов — привет, психотравма. Получишь слишком много травм — здравствуй, безумие.

Звучит хорошо, но снова влияет только на финал да ответы в диалогах. Никаких геймплейных последствий не ждите. С пятой главы у героя начинаются панические атаки в замкнутых пространствах — вне зависимости от количества полученных травм. На этом всё.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 17

Самое смешное, что паника тоже ни на что не влияет. У Пирса сбивается дыхание, сердце начинает бешено колотиться, по краям экрана расползается зловещий туман… и только. Я честно посидела в тёмном шкафу, ожидая смерти, новой фобии или хотя бы того, что герой без спроса вывалится наружу прямо под нос кровожадному чудищу, — но игра не наказала меня ничем, кроме забавных визуальных эффектов. Прячься хоть до посинения. Зачем в таком случае оно вообще нужно? Пугать мнимой угрозой?

В общем, при отсутствии открытого мира, небольших локациях и коротком сюжете, который вполне уместился бы в формат одной из лавкрафтовских повестей, я ожидала большей реиграбельности.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 18

И всё равно достоинства Call of Cthulhu перевешивают недостатки. Я не скучала при втором прохождении и обязательно сыграю ещё, чтобы собрать все концовки (напомню, всего их четыре). Для меня эта история идеально дополнила бы сборник с оригинальными мифами Ктулху, только здесь к атмосферному содержанию прилагается прекрасная визуализация.

Я уважаю ребят из Cyanide Studio за то, что они не пошли по простому пути. Легко было бы позаимствовать внешние атрибуты, напихать знакомые имена и названия, нарисовать рыболягушек в золотых тиарах, распевающих «Ктулху фхтагн», зато забыть про главное. В новой Call of Cthulhu нам встретятся и рыболюди (пусть не совсем каноничные), и масса приятных мелочей, отсылающих к лавкрафтовским опусам, но, в целом, это история не столько по Лавкрафту, сколько в духе Лавкрафта.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 19

Из всего обширного лавкрафтовского «зверинца», представители которого могли охотиться за Пирсом на пути к финалу, разработчики выбрали не попсовых шогготов, Старцев или Ми-Го, а Бродящего меж миров. Впервые эта милая тварь появилась в рассказе «Ужас в музее» , и в игре мы увидим её в очень схожих декорациях

Да, меня несколько разочаровало отсутствие весомых сюжетных развилок, но даже в этом я вижу идейный посыл. Люди не способны на равных бороться с Древними. Как ни пытайся, те всё равно сильнее. Как ни барахтайся, тебе не сойти с рокового пути.

Пирс пытается прятаться от правды за материализмом, рассудительностью и привычной реальностью. Но чем больше он узнаёт о том, что лежит за границей этой реальности, тем быстрее сходит с ума — и это открывает ему новые возможности, потому что до некоторых ответов не дойти разумом.

Если хотите составить полную картину происходящего, придётся залезать во всякие подозрительные места, читать подозрительные оккультные трактаты и калечить свою психику. Иначе никак. И, естественно, в финале за это придётся заплатить: чтобы вы могли в полной мере ощутить беспомощность перед неизбывным могуществом зла.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 20

Call of Cthulhu — грамотное сочетание детектива, приключения, хоррора, ролевой игры и элементов настолок. Нереализованные возможности компенсируются интересными геймплейными находками, а стильная картинка и закрученный сюжет погружают в ту самую атмосферу, за которую мы любим лавкрафтовские ужасы.

Спасибо Cyanide Studio, подарившим нам историю, что не только по-настоящему увлекает, но и оставляет место для размышлений после финальных титров. Я очень надеялась, что у них всё получится.

Теперь твёрдо могу сказать — получилось.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ - фото 21
Вердикт

Изобретательное, красивое и пугающее приключение в атмосферных декорациях. Играть всем любителям хороших историй и тем поклонникам Лавкрафта, что не ждут точных иллюстраций к оригиналу.

Достоинства
👍
  • лавкрафтовский дух
  • сюжет и главный герой
  • нетривиальный геймплей
  • шикарная атмосфера, картинка и общая эстетика
  • простор для размышлений.
Недостатки
👎
  • не до конца реализованный геймплейный потенциал
  • сюжетные линии второстепенных героев
  • местами кривая анимация персонажей в диалогах.
Как мы играли

Во что: игра предоставлена издателем

На чем: PC

Сколько: 20 часов

Локализация
Русские субтитры. Перевод хорош, а вот оригинальные голоса актёров кое-где заставляли кричать: «Не верю!» Но, в целом, озвучка очень неплохая.
Ачивка редакции

«Истинный фанат(ик)»

Пройти игру, обложившись тремя томами Лавкрафта и Знаками Древних. На всякий пожарный.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь