Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад

Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад

Рецензии — Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
Разбираем продолжение одного из самых «классических» японских ролевых сериалов на PlayStation 4
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
Миллионы фанатов по всей России, большие тиражи, жаркие обсуждения в сети... Всё это не относится к сериалу Dragon Quest от японского издателя Square Enix. На родине этот цикл jRPG считается едва ли не эталонным, но у нас (и даже Европе и США по большей части) остаётся уделом фанатов жанра. В такие игры играют те, кто не против свыкнуться с условностями местного мира, перетерпеть необходимость гринда и махнуть рукой на сказочно-классическую сюжетную завязку: про чистого сердцем и душой мальчика из деревни, вынужденного сражаться со злобным злом.
Проблема в том, что Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age — это игра, которая целиком и полностью состоит из морально устаревших клише. Она педалирует ими. Возводит в абсолют. Будто издевается над покупателями.
Но это не делает её плохой.
Если вас не отпугнут кадры из этого трейлера, то визуальный стиль DQ XI зайдёт на ура

По старым рельсам

Попади на разделочный стол любая другая jRPG с завязкой в духе «жил-был мальчик — потом он стал героем» и приторной атмосферой второсортного аниме, она автоматически была бы записана в категорию «мусор». Просто потому, что jRPG как жанр слишком долго находится в глубокой стагнации. На всякий отличный проект в духе The World Ends with You, Persona 5 или Final Fantasy XII приходится гора непотребства, пригодного разве что для растопки печки-буржуйки. Со штампами размером с небоскрёб, пустыми персонажами и лживыми моральными дилеммами.
Одиннадцатая часть драконьей саги от «Скворечника» буквально состоит из ненавистных в нормальном обществе элементов… но Dragon Quest эти элементы и создала, ещё во времена 8-битной Famicom. Точнее, адаптировала опорные точки западных RPG для азиатского рынка. Прогулки по подземельям, накопление опыта в однотипных сражениях, копеечные сюжеты на потребу геймеров — это то, без чего сложно представить золотую эпоху jRPG. И в виде стройной формулы всё это появилось именно благодаря Dragon Quest.
Завязка в двух словах: жил-был мальчик. Потом его отправили жить в деревню после нападения зла. И вот он вырос и стал героем. Классика? Разумеется!
Сериал не менялся годами. Хорошела картинка, платформы подрезáли друг друга на коммерческих поворотах, а Dragon Quest оставалась прежней — тёплой, ламповой, раздражающей переизбытком сражений. Именно поэтому одиннадцатый номерной выпуск не очень-то и хочется журить — он такой просто в силу традиций, которые сам же когда-то и создал. Никто в индустрии, кроме команды Square Enix, не может делать классические jRPG настолько аутентичными по ощущениям.
Если вы хоть раз запускали старые консольные RPG, можете считать, что знаете о новой Dragon Quest если не всё, то почти всё. Добавить что-нибудь значимое не получится; DQ XI — это игра, где главный герой исследует мир, в пошаговом режиме уничтожает врагов, много разговаривает и берёт штурмом подземелья. Просто имейте это в виду, планируя покупку после прохождения одной из частей Tales of или Final Fantasy XV.
Echoes of an Elusive Age уже с первых кадров погружает в нужную атмосферу. Завязка, в которой младенца от верной гибели сплавили по реке в деревушку, первая встреча со слаймом на лужайке в компании с анимешной девочкой и ми-ми-шным пёсиком. Непонятная сила (и великая ответственность, конечно же!), что заставляет героя отправиться в долгое путешествие. Воришка, которого встречаешь в королевской тюрьме. Зачистка подземелий. Гринд. Сохранения в церкви. Если хоть что-то из перечисленного у вас вызывает эмоциональное отторжение, проходите мимо Dragon Quest XI сразу и смело. Тут ведь как: игра цепляет не современным геймдизайном, а возможностью проникнуться духом прошлого на технически современной консоли, с неплохой картинкой и соответствующем бюджетом.
И в этом весь Dragon Quest XI. Не ждите от игры ничего сверхъестественного в плане сюжета — за драмой, мраком и жестью лучше отправиться в какую-нибудь из частей Shin Megami Tensei

Букет ностальгии

В такой вот безумно узкой для российского рынка нише и существует новая часть драконьих приключений. Лично я радовался как ребенок уже с первых минут. Просто потому, что в аранжировке игры используются восьмибитные звуковые эффекты. Из-за ретро-атмосферы, выверенной настолько, что даже имя персонажу приходится давать самостоятельно, заготовок нет. И ведь это не очередной инди-проект, стилизованный под классику, это и есть современная классика, которую можно купить в любом магазине по сходной цене!
Echoes of an Elusive Age дарит ощущения, сравнимые с ощущениями от первого запуска японской версии Landstalker (потому что другой в магазин с картриджами не завезли) или Phantasy Star 2. Этим она и ценна. Но если смотреть на вещи не через призму той эпохи, то картина получается довольно удручающей. Dragon Quest XI не способна зацепить современного до мозга костей геймера. От слова «совсем».
И дело тут в целой куче аспектов. Во-первых, абсолютно «никакой» сюжет, в котором махровые штампы начинаются с первой же заставки. Дальше всё развивается по накатанной. Не ждите от DQ XI жести в духе жертвоприношения ребёнка из Tales of Berseria или «голливудского» роуд-муви из Final Fantasy XV. Для неё максимумом стали правильные мотивации спутников героя — они, надо признать, не такие уж и картонки. Визуальный язык — образы персонажей, их внешний вид, экипировка — тут даже чересчур японский, игру словно собирали по методичке. Будто смотришь дешёвый аниме-сериал для мальчиков младшего и среднего школьного возраста.
То чувство, когда игра предлагает тебе сохраниться в церкви. Прямо как в 16-битную эру… или в GTA 2
Шутка ли: японский вариант Echoes of an Elusive Age настолько верен старой школе, что вышел на местном рынке без озвучки. В англоязычной версии герои разговаривают, но только в значимых сценах — остальное, как и встарь, будьте добры читать. И это, в сочетании с отсутствующей локализацией, ещё один отпугивающий фактор для большей части российских геймеров. Впрочем, далеко не главный.
Важнее то, что пройти DQ XI без гринда не получится. Забудьте про «формулу трёхмерных Final Fantasy», в которой усиленно качаться приходилось только ради парочки боссов непосредственно перед финалом. По своей сути Echoes of an Elusive Age ближе к какой-нибудь Ni no Kuni: Wrath of the White Witch от Level 5. В ней, если помните, сказочная атмосфера Миядзаки прерывалась часами утомительных сражений. Здесь примерно так же.
В этом месте необходимо провести одну важную черту. Echoes of an Elusive Age  — это игра, где вас сразу бросает в геймплей. Не ждите часового вступления и долгого разжёвывания того, кто в этом мире есть кто. По факту вступление в DQ XI длится добрых часов десять, но эти десять часов под завязку заполнены битвами с монстрами — то бишь тем, чем и славится сериал Square Enix. Никакой попсы с утомительным просмотром гигантских видеороликов, обстоятельствами, лицами, датами. Разработчики обозначают сюжетную канву и, словно котёнка в ведро с водой, выбрасывают геймера в мир.
Понятно, что первые битвы не будут сложными. Интересное произойдет дальше. Например, один из ключевых сюжетных поворотов напомнит геймерам старой закалки (или просто любителям играть на эмуляторах) 16-битную Final Fantasy. Есть даже что-то вроде стелс-элементов — например, попытка сбежать от дракона (с предсказуемым результатом), но всё это меркнет на фоне рафинированной концепции.
Это не камера с ума сошла. Просто в этот игровой момент Dragon Quest XI предлагает свою версию стелса. Ничего сложного, можно и напрямик ломануться — в этом случае вас ждёт не рестарт, а сражение с тюремщиком
С прокачкой всё просто: выбрать класс персонажа нельзя, изволь качать то, что имеешь. Но есть и плюс: создать непригодного для жизни в интерактивной среде буратино не получится. Очки умений можно перераспределить, что даёт некоторую свободу и послабление для тех, кто не привык продумывать каждый ход заранее. Пожалуй, единственный однозначно негативный момент связан с отсутствием кнопки паузы. Сразу вспоминается один из выпусков Angry Video Game Nerd, в котором Джеймс Рольф сетовал на невозможность остановить Ghostbusters 2. Думаю, не стоит говорить, насколько это неудобно. Вот с одиннадцатым «квестом» та же история.

В духе времени

К счастью, нельзя сказать, что DQ XI совсем уж лишена черт современных игр. В ней, например, всё-таки можно увидеть противников заранее — они разгуливают по карте, а не, в лучших традициях, материализуются из воздуха. Да и в самих сражениях персонаж может двигаться. Правда, толку от этого немного: зона сражения всё равно ограничена жёсткими рамками, а убежать от удара противника не получится при всём желании. А ещё можно переложить бразды правления партией на плечи искусственного интеллекта и не разочароваться — спутники героя ведут себя адекватно ситуации.
Человек, который никогда в жизни не играл в jRPG прошлого, едва ли поймёт ностальгический смысл этого скриншота. Примерно так начинались битвы в ретроролёвках. Но такое внимание к мелочам работает в обе стороны. Кто-то не поймёт и скажет «дешёвка». Другие же будут фонтанировать восторгом
Изредка Echoes of an Elusive Age даже пытается уклониться «в драму», но в сочетании с нарочито мультяшным ми-ми-ми-дизайном выходит у неё не очень. Зато её мир действительно интересно исследовать. В этом аспекте на первый план выходят города: они  уникальны, колоритны и атмосферны. Огромный плюс погружению в мир игры! И тут же минус: подземелья страдают всеми болячками жанра, назвать их выдающимися не получится при всём желании.
Не стоит удивляться и побочным квестам в духе «подай-принеси» или «поди-найди». Было бы странно ждать от откровенно японской Dragon Quest заданий уровня третьего «Ведьмака» или серьёзных моральных выборов, как в недавней Vampyr.
 Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age стала отличным подарком для фанатов жанра и ночным кошмаром для тех, кто хотел получить современную jRPG по популярной вселенной. Square Enix сделали красивую, нарочито японскую консольную игру, которая дарит ощущения из прошлого… Но у Echoes of an Elusive Age нет ни единого шанса прийтись по душе массовому геймеру в России — здесь слишком много «но» и откровенных архаизмов (вроде необходимости гриндить).
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
Советовать покупать одиннадцатый «Квест» сложно: в наших реалиях это игра «не для всех». Но если вы относитесь к людям, что запоем пытались одолеть 16-битную классику на «лунном», можете смело идти в магазин. DQ XI вас не разочарует.
  Порадовало
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
  • отличный дизайн;
  • отказ от случайных сражений;
  • сказочная атмосфера.
  Огорчило
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
  • необходимость гриндить;
  • обилие штампов;
  • отсутствие кнопки «пауза»
  Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4 Pro
Сколько: пятьдесят часов
  Ачивка редакции
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
«Терпи, геймер, самураем станешь»
Попробовать проникнуться атмосферой старых видеоигр золотого периода jRPG.
  О локализации
Локализация отсутствует.
Обзор Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age. Один взгляд назад
★★★☆☆ Сойдёт
Вердикт
Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age — история про то, как один издатель-гигант с 80-х годов эксплуатирует одни и те же идеи. Подвох в том, что лучше Square Enix это никто не делает.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Игра в материале
Dragon Quest XI
★★★☆☆ СойдётРейтинг
Игромании
?
Рейтинг
игроков
PS4   3DS   Nintendo Switch
Жанр: Ролевая игра, Боевик
Серия: Dragon Quest
Разработчик: Nintendo
Издатель: Nintendo
Дата выхода: 29 июля 2017
Дата выхода в России: весь 2018 год