Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please

Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please

Кино — Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Смотрим вторую отечественную экранизацию видеоигры
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, PleaseПремьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Есть всё-таки нечто кармическое в том, что при всех проблемах российского кинематографа именно отечественная команда помогла хоть чуть-чуть сгладить проклятье экранизации видеоигр. Талантливых фанатских короткометражек по мотивам популярных проектов выходит немало, но Papers, Please молодого режиссёра Никиты Ордынского выделяется на общем фоне.
Во-первых, это не просто самодеятельность, а вполне себе официальная адаптация: Лукас Поуп, автор оригинальной игры, фильм благословил и даже помог со сценарием. Во-вторых, подобные проекты часто стараются зацепить зрителя тем, что обычно ассоциируется с игровой индустрией: экшеном и спецэффектами. Вспомните хотя бы нашумевший Uncharted с Натаном Филлионом. А Papers, Please — это маленькая история о маленьком человеке. Создатели полагались на густую атмосферу и актёрскую игру Игоря Савочкина.
И ставка сыграла — короткометражку оценили как у нас, так и за рубежом. Поэтому когда Ордынский и его товарищи анонсировали аналогичный проект по мотивам Beholder, к ним уже было приковано немало глаз.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Лично я не могу долго играть в Beholder. Пытался, и не раз — не получается. Как и в случае с This War of Mine, она для меня слишком мрачна. И это не эффектная мрачность нуарных фильмов, а реальная, невыносимая безысходность. Но, наверное, это лишь доказывает, что команда Warm Lamp Games со своей задачей справилась отлично. Ведь тоталитаризм — это страшно. А экранизация лишний раз подчёркивает эту прописную истину.
Самое жуткое в тоталитарном режиме не то, что он преступен, а то, что он превращает обычных людей в соучастников преступления. Он даёт им возможность запросто ломать чужие жизни. Один донос, одна жалкая бумажка — и человека нет. Этой властью необязательно пользоваться, но она есть. И ты об этом знаешь. Это подтачивает изнутри, особенно в тяжёлых обстоятельствах, как показано в фильме. Герой Евгения Стычкина не может выбрать изо всех зол, потому что меньшего зла не существует в принципе. Каждое решение влечёт за собой чью-нибудь смерть. И до тех пор, пока человек остаётся человеком, а не безмолвной шестерёнкой в государственной машине, верного пути не будет.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
С технической точки зрения Beholder выполнен отлично. Это, безусловно, гигантский шаг вперёд по сравнению с Papers, Please. Да, это скорее сюжетный клип, нежели фильм в привычном понимании, но он всё равно цепляет. Кавер на одну из самых известных русскоязычных песен про режим — «Скованные одной цепью» группы «Наутилус Помпилиус» — не просто дополняет картинку, но и задаёт ритм событиям. Трек цикличен, как и метания главного героя, а его решения меняются вместе с мелодикой, от припева к припеву, ведь каждое из них страшно по-своему
Да и выглядит фильм просто отлично. Чтобы перенести визуальный стиль игры на экран как можно точнее, создатели прибегли к хитрости: покрыли отдельные объекты флюоресцентной краской и снимали в свете ультрафиолетовой лампы, чтобы те и впрямь светились. Потом всё, разумеется, докрашивалось на компьютере, но всё равно идея великолепная.
Да и в принципе видно, что Beholder создавался с желанием сделать всё и красиво, и глубоко. Для десятиминутного фильма амбиции серьёзные, но тем не менее их удалось реализовать.
По случаю премьеры фильма я и мой коллега Сергей Епишин пообщались с создателями короткометражки — режиссёром Никитой Ордынским и продюсером Лилией Ткач.
Уже вторая короткометражка посвящена судьбе маленького человека в тоталитарной машине. Это просто совпадение, или же вам интересна именно эта тема?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Лилия Ткач: Если честно, для меня обе истории больше относятся к теме неоднозначности выбора и его последствий, отсутствию границ между хорошим и плохим. Все остальное — скорее эффектный сеттинг, работающий на идею.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Никита Ордынский: Да, мы в меньшей степени рассказываем о мире. В первую очередь нам интересны характеры героев, которые проявляются под воздействием таких сложных, давящих обстоятельств. В этом помогает сам формат короткого метра, который гораздо больше подходит для небольших, личных, историй.
Кто был инициатором создания картины? Разработчик/издатель после вашего Papers, Please или вы сами связались с авторами Beholder после успеха первой картины?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
ЛТ: По обоюдному желанию. Ещё снимая Papers, Please, мы часто шутили о съёмках Beholder и думали, как его сделать. Поэтому, когда с нами связался Alawar, сомнений не осталось.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Когда мы вплотную подошли к релизу Papers, Please, на почту пришло письмо с интригующим заголовком «Привет из Alawar». Они рассказали, что их впечатляет наш фильм, и спрашивали, не хотим ли мы попробовать сделать нечто похожее о Beholder. Как верно отметила Лиля, шутили мы об этой возможности давно. Поэтому сразу ухватились за идею, стали придумывать концепции, фантазировать.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Как вы оцениваете ваш успех с Papers, Please? Писал ли вам Лукас на тему картины?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Для нас этот успех стал неожиданностью. Готовясь к релизу, мы аккуратно, не говоря этого вслух, мечтали о миллионе просмотров. А в итоге получили его всего за два дня. Самым важным для нас, безусловно, стало то, что фильм оказался интересен людям по всему миру. Его смотрят, обсуждают, спорят, рисуют фан-арты. И это самое важное.
С Лукасом мы находимся в стабильном контакте. Мы немного помогали ему с русским переводом и записью голосов его новой игры, Return of the Obra Dinn. Внимательные игроки даже смогут услышать в ней немного меня. Также показывали и обсуждали наш новый фильм.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
ЛТ: Мы рады, что картина была тепло встречена аудиторией, это очень важно для нас. Но принципиально в нашем производстве ничего не изменилось.
Расскажите, как проходило сотрудничество с издателем? Как с разработчиком?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Мы изначально придумали и утвердили основополагающие элементы: общую концепцию, сценарий, визуальные решения. После чего, на этапах съёмок и постпродакшна, мы периодически показывали результаты работы, присылали фотографии с площадки, тесты графики. Но, в целом, у нас была почти полная творческая свобода.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Как удалось привлечь в проект Евгения Стычкина?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Тут сыграли роль несколько факторов. Мы отправили ему подробную раскадровку проекта. По сути, она выглядела как небольшой стильный комикс, прочитав который можно было в деталях представить, каков будет готовый фильм. После этого мы встретились и лично всё обсудили. Евгения, как мне кажется, заинтересовало то, что, по многим параметрам, это новый для него опыт. Экранизация видеоигры, без диалогов, с необычным визуальным решением и т. д. Вторым фактором стало то, что мы совпали по датам, благо смен было немного.
Почему в качестве музыкального сопровождения был выбран кавер на «Скованных одной цепью»? Понятно, что это часть нашего культурного кода, но ведь англоязычные зрители не услышат ничего, кроме вокала.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
ЛТ: Мы изначально хотели сделать фильм в подобной форме — с постоянно «сопровождающей» песней. Так что тут не песня родила фильм, а наоборот. Я случайно вспомнила об этой композиции, Никите она понравилась. В фильме главное — история и её развитие, текст же есть некое сопровождение, дополнительный второй план. Мы сделаем перевод на английский, но первична эмоциональная составляющая, а не текст и узнаваемость.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Когда родилась концепция бездиалогового фильма, мы точно не знали, какую именно песню используем. Начали искать, перебирать варианты. В идее со «Скованными» меня зацепило несколько вещей. Как я говорил, мы строим историю вокруг личного конфликта главного героя, и в формате короткого метра у нас не остаётся много времени на рассказ о мире за кадром. В этом плане текст песни удачно работает на создание ощущения этого государства, его атмосферы, правил игры. Вдобавок он очень эмоционален и экспрессивен, что создаёт дополнительное напряжение в истории.
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
А почему вы решили сделать Beholder в принципе без диалогов?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Мне всегда хотелось попробовать создать историю, рассказанную исключительно через визуальные средства повествования, без текста. И когда речь зашла о Beholder, мне сразу показалось, что подобный подход может дать интересный результат. Мы решили обсудить это с командой Alawar, предложили им концепцию. На это они ответили, что, по изначальной задумке, у персонажей в игре нет ртов, так как это тоталитарная страна, в которой никто не может ничего сказать. То есть мы попали точно в их первоначальную идею! После этого стало понятно, что фильм надо делать именно так. 
Сколько времени ушло на съёмочный процесс и постпродакшн?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Первые разговоры о фильме начались в феврале 2018-го, где-то к маю мы определились со сценарием. Сами съёмки заняли шесть смен, плюс были небольшие досъёмки в студии. Весь постпродакшн, в который были вовлечены три студии и больше тридцати человек, занял около четырёх месяцев.
Когда мы говорили с вами в прошлом году, вы рассказывали, как скупали реквизит для съёмок Papers Please на Avito и брали у коллекционеров. Есть ли подобные истории, связанные со съёмками Beholder?
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
ЛТ: С Beholder всё ещё хуже. В этом фильме больше локаций, а соответственно, и больше реквизита. А ещё есть одна реальная локация — подъезд. Нам пришлось исследовать половину Москвы, чтобы найти тот самый!
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
НО: Оказалось, что отыскать в столице старый, нетиповой, подъезд без ремонта не так-то просто. Пришлось буквально ходить по центру города и наугад заглядывать в дома, основываясь на их внешнем виде. В итоге после нескольких таких вылазок наша знакомая подсказала нам вариант, который в итоге и стал «тем самым».
Премьера короткометражного фильма Beholder от создателей Papers, Please
Надеюсь, что успех Beholder превзойдёт даже результаты Papers, Please, чтобы в будущем мы увидели ещё больше отечественных игровых экранизаций подобного уровня. Чем чёрт не шутит, может, и до полнометражки дело дойдёт?
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Шепелёв
Дмитрий Шепелёв
Редактор Игромании и потомственный гик. Внук геймера, сын геймера. В пять лет стащил у отца и выучил почти наизусть один из первых номеров Игромании за 2000 год. Вот так все и началось.