12 февраля 2019Кино
Обновлено 17.05.2023

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся?

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - изображение обложка

Ещё задолго до премьеры фильм «Алита: Боевой ангел» вызывал немалый скепсис, чему есть самое малое две причины. Во-первых, экранизации манги — жанр, прóклятый ещё страшнее, чем экранизации видеоигр. Его даже японцы освоить не могут, что уж говорить об американцах и прочих гайдзинах. «Спиди-гонщик» , «Драконий жемчуг: Эволюция» , «Призрак в доспехах» — все попытки увенчались провалом, как творческим, так и финансовым. Во-вторых, признаем очевидное — Роберт Родригес давно не в форме. Да, «Мачете» был вполне задорным и кровавым капустником, но вот его продолжение казалось уже вымученным и ненужным. Так же, как и второй «Город грехов». А убожество под названием «Дети шпионов 4D» все, кажется, решили просто забыть, как неудачный розыгрыш.

При этом у создателей «Боевого ангела» был веский аргумент в свою защиту — участие в проекте великого выдумщика Джеймса Кэмерона, который грезил «Алитой» ещё с нулевых. Занятость аж четырьмя «Аватарами» не позволила ему поставить фильм лично, однако автор «Терминатора» успел написать сценарий и выступить продюсером картины.

Итого два минуса на один плюс. Как же сработала эта формула? Надо признать, весьма неожиданным образом.

Рай не на земле

XXVI век. Земля еле-еле оправилась от разрушительной войны с Марсом, бушевавшей три столетия назад. Остатки человечества ютятся в Железном городе, грязном и опасном. Мегаполис возведён вокруг гигантской свалки, куда сбрасываются отходы из Залема — неприступной обители элиты.

Однажды среди гор мусора робототехник Идо находит разбитого в хлам киборга с лицом большеглазой девочки. Из жалости и научного интереса он забирает его в свою мастерскую, чинит и даёт имя — Алита. Чудо техники оказывается не только разумным и тонко чувствующим, но ещё и необычайно сильным. Навыки рукопашного боя у кибердевочки развиты так хорошо, что она может голыми руками разбирать на части головорезов, и выясняется это во время первой же потасовки в трущобах. Но откуда такая мощь — и как настолько совершенная машина оказалась на свалке?

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - фото 1

К огромным глазам Алиты привыкаешь минуты за две, и дальше эта деталь, над которой так издевались в сети, уже не отвлекает

Начнём с главного — «Алита» потрясающе выглядит. Это, вне всяких сомнений, самый красочный и визуально богатый фильм за всю карьеру Родригеса (если не считать вырвиглазных опусов для детей). И дело даже не в графике — к ней при желании можно придраться (например, лица актёров, прилепленные к роботелам, иногда выглядят ужасающе неестественно). Дело в общей стилистике и обилии деталей. В Железном городе переплетены киберпанк и постапокалипсис. Дряхлые небоскрёбы светят выгоревшими окнами, по пыльным улицам вышагивают роботы-танки, а у каждого второго жителя какой-нибудь причудливый протез.

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - фото 2

Цельнометаллическая оболочка

Киборги — вообще произведения искусства. Дизайн любого персонажа позволяет с ходу составить представление о его характере. Например, первое тело Алиты будто сделано из фарфора и покрыто цветочным орнаментом — сразу ясно, перед нами создание нежное. Охотник за головами Запан похож на разрисованного татуировками бойца якудза, что недалеко от истины, а наёмница Ниссиана — на какое-то жуткое насекомое сродни богомолу. Её прямо хочется раздавить — что и происходит на радость зрителю (никаких спойлеров, это было в трейлере). Футуризм сбоит только тогда, когда в кадре появляются персонажи-люди. Футболки, куртки, пальто, шляпы — неужели за пятьсот лет мода ни капли не изменилась?

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - фото 3

Экшен в «Алите» тоже на высоте. Драки стремительны, красивы, потрясающе поставлены и при этом жестоки. Родригес нашёл элегантный в своей простоте способ обойти ограничения рейтинга PG-13: кровь у киборгов синяя, а значит, затирать её не нужно. Да и по поводу расчленёнки можно особо не переживать, так что Алита без колебаний рубит, ломает и расплющивает врагов. Погоня на арене моторбола — главного спортивного состязания в Железном городе — одна из самых захватывающих и адреналиновых сцен последних лет. Забавно, что Родригес фактически процитировал своих же «Детей шпионов 3D» , но на совершенно ином технологическом и режиссёрском уровне. Как к постановщику к нему вообще мало претензий: из имеющегося материала он выжал максимум.

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - фото 4

То ли люди, то ли куклы

Подвёл, как ни парадоксально, именно Кэмерон. Вместе с соавтором Лаэтой Калогридис он выдал крайне слабый сценарий, буквально разваливающийся на куски. Видно, что в один фильм попытались впихнуть события нескольких томов манги. Но первоисточник — это сериал, где основной сюжет развивается медленно, перемежаясь филлерами на один-два выпуска. Оттого полнометражная «Алита» кажется не цельным произведением, а сшитой белыми нитками нарезкой из ярких эпизодов.

То, что Джеймс Кэмерон совсем не против затёртых штампов, было понятно ещё в «Аватаре». Вот и в «Боевом ангеле» их просто уйма. Сама Алита — немногим более, чем кибернетическая «Мэри-Сью». Она с самого начала круче всех, а потому всё у неё получается если не с первой попытки, то со второй точно. Стать лучшим охотником за головами — с полпинка. Выиграть чемпионат по моторболу — по щелчку пальцев. Размотать самый могущественный криминальный синдикат Железного города — да уж лучше пусть сами из окна выпрыгивают. При этом Алита почти не развивается как персонаж. Единственный раз проиграв, она берёт реванш не потому, что выросла над собой или посмотрела на проблему под другим углом, — нет, она просто прокачалась, получила технический апгрейд.

«Алита: Боевой ангел» — Родригес вернулся? - фото 5

Героиня Дженнифер Коннелли должна была быть глубокой и противоречивой, а получилась поверхностной и непоследовательной

Роза Салазар прекрасна в главной роли, а цифровой грим и вправду делает персонажа выразительнее. За ней хочется наблюдать, особенно когда она только знакомится с мрачным и по-своему притягательным Железным городом. Но на одном её обаянии фильм не вытащить, а герои второго плана ни капли не помогают. Таланты оскароносных Махершалы Али и Кристофа Вальца пропадают зазря. Вектор вышел одним из самых примитивных и невзрачных злодеев последних лет, а доктор Идо нужен исключительно для того, чтобы выдавать экспозицию. Единственная сцена с его участием, способная вызвать эмоции у зрителя, запорота убогими диалогами.

С ними в фильме вообще беда. Вместо того чтобы говорить хоть немного по-человечески, персонажи декламируют фразы для трейлеров. Положительные — что-нибудь пафосно-духоподъёмное («Этот мир жесток. Надо бороться за свои мечты»), отрицательные — что-нибудь пафосно-злодейское. В манге или аниме это вполне допустимо (и то не всегда), но на большом экране вызывает зевоту.

«Алита» оставляет неоднозначные впечатления. Картинка и экшен местами могут вызвать почти детский восторг, но всё остальное вгоняет в тоску. Да, вероятно, из всех американских экранизаций манги эта — лучшая. Но только на фоне прочих катастроф.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь