Российский офис Electronic Arts — всё... Что мы (и другие хорошие люди) об этом думаем
Вместо предисловия
Официальный комментарий Electronic Arts в России касательно изменений работы компании на территории РФ:
— Мы развиваем издательское направление, создавая новую центральную команду, сосредоточенную на распространении продуктов на различных рынках. В связи с этим мы передаём операционную деятельность на территории России команде, отвечающей за работу с расширенным регионом Восточной Европы — отдельный офис российского подразделения в Москве будет закрыт, и это логичный шаг в централизации процессов.
— Россия войдёт в состав объединённого и расширенного региона «Восточная Европа / Развивающиеся рынки». Россия остается сильным рынком для EA, и российские игроки очень важны для нас. Изменения не приведут к снижению уровня поддержки и локализации игр EA в России.
— Несколько сотрудников московского офиса присоединятся к новой региональной команде, чтобы обеспечивать поддержку продуктов в России.
— Изменения не коснутся представления игр EA ни в цифровых магазинах, ни в ритейле.
— Мы начали процесс выбора партнёров для дистрибуции игр в России, а окончательное решение будет принято в течение следующих трёх месяцев.
Александр Кузьменко, руководитель проекта «Games.Mail.Ru»
ЕА была первой крупной игровой конторой, которая открылась в России больше десяти лет назад и стала первой, что уходит из нашей страны. Это очень тревожный звоночек для всего отечественного рынка. Игры у нас вот уже несколько лет из сферы доступных развлечений перешли в, извините, «лакшери»-сектор. При средней зарплате в $500 позволить купить себе «Фифу» за три-пять тысяч рублей может далеко не каждый. Это очень грустно, конечно, но это экономика, а ЕА всё же капиталистическая корпорация и думает в первую очередь о деньгах.
И в России их, похоже, уже нет.
Захар Бочаров, директор по развитию DTF
ЕА можно не любить за их решения по бизнесу, некоторые игроки неиронично желают им зла. Но ничего хорошего в закрытии российского офиса нет: пропадает локальная структура компании, защищающая её интересы на нашей территории. Хотя поддержка и локализация должны остаться на прежнем уровне, есть много потенциальных неудобств — как минимум, могут исчезнуть региональные цены.
Я помню славное время, когда мы все радовались появлению российских отделений крупных компаний. Открытие офиса Ubisoft в Москве анонсировали на «Игромире», игроки были счастливы. Сейчас сворачивается Xbox , отступает ЕА, тучи ходят над Nintendo Россия. Благая тенденция встала на диаметрально противоположный курс.
Трагедии не случилось, но новость для нас с вами однозначно неприятная. А ситуация — тревожная.
Георгий Курган, обозреватель видеоигр
То, что Electronic Arts переживает кризис, — секрет Полишинеля. Турбулентный запуск Battlefield 5 , атмосфера разочарования вокруг Anthem… У ЕА и раньше была репутация компании, которая только и умеет что гнобить хорошие идеи и тиражировать одни и те же игры из года в год, но теперь это стало как-то совсем уж очевидно.
В этой ситуации сокращение издержек — скорее признак оздоровления: руководство компании пытается сосредоточиться и избавиться от всего, чем можно пренебречь. Российский офис для транснациональной корпорации как раз попадает в эту категорию: рынок у нас не самый большой, а с основными функциями регионального представительства (локализация и работа с прессой) легко может справиться компактный штат русскоязычных сотрудников, сидящих где-нибудь в Европе.
Конечно, ушла эпоха… и всё такое прочее, но если смотреть глобально, то поведение ЕА вселяет надежду, что теперь они наконец-то очнутся и сосредоточатся на играх.
Денис Майоров, главный редактор «Канобу»
Не хочется играть в диванного аналитика, строить догадки и делать вид, будто я прямо в оба глаза слежу за ЕА и читаю её финансовые отчеты. Но факт увольнения трёх с половиной сотен сотрудников по всему миру, например, не говорит ни о чём. Для компании, в которой работает под десять тысяч человек, это обычная оптимизация ресурсов.
Что до российского офиса, то, насколько я знаю, он занимался исключительно маркетингом. Многие большие компании работают с RU-регионом через агентов-посредников или поручают этот вопрос европейскому офису — такой вариант, кажется, работает, так что я не удивлён. Для игроков трагедии случиться не должно: компания пообещала, что поддержка и локализация останутся на прежнем уровне… и пока что мы поверим этому заявлению. Никакой конкретики касательно закрытия сейчас нет — для рядовых сотрудников русской ЕА это стало таким же сюрпризом, как и для нас. Могу лишь сказать, что мне чисто по-человечески обидно за Тони Уоткинса, который давно стал очень мемным и совсем нашим, а теперь его наверняка из России куда-нибудь переведут. К тому же в русской ЕА работает мой хороший друг — и вот за него я переживаю.
Лев Левин, редактор Игромании
Соглашусь с Денисом. Конечно, жаль, что игровые компании уходят из России, — в будущем это может сулить большие проблемы. Но если говорить конкретно про уход EA… не думаю, что это как-либо скажется на игроках. Россией не перестают заниматься вообще, у нас останутся и локализации, и, возможно, региональные цены. По-настоящему обидно за Тони Уоткинса и других сотрудников ЕА, с которыми я успел познакомиться за время работы в индустрии, но, мне кажется, они не пропадут.
А вот на ком это точно отразится, так это на нас самих, сотрудниках игровых изданий. Скорее всего, теперь мы будем реже ездить на всякие ранние показы новых игр ЕА и рассказывать вам о них. Или будем, но не все, а приглашать на такие мероприятия будут не пять-десять изданий, а по одному-двум представителям от всего российского региона.
В общем, нам будет чуть сложнее рассказывать вам о новинках ЕА одновременно с западными изданиями.
Впрочем, это наши проблемы.
Сергей Епишин, руководитель отдела социальных медиа Игромании
Как человек, по долгу службы проводящий больше всего времени в социальных сетях, я в первую очередь ценил оперативный контакт с сотрудниками ЕА во «ВКонтакте». Я всегда мог получить от них своевременный комментарий на то или иное событие, локализованный трейлер и любую другую срочную информацию, которая так важна в написании новостей в соцсетях. Как будет теперь, я не знаю, но цепочка, по которой можно получить быстрый ответ, явно удлинится…
Что касается дистрибуции, то ЕА уже давно отвернулась от ритейла, особенно в нашей стране, поэтому передать оставшиеся крохи по этому направлению тому же «СофтКлабу» будет логичным решением. Больших изменений здесь ждать не стоит: купить дисковые и коллекционные издания игр EA теперь может стать чуть сложнее, но всё равно реально. Ну а локализацию многие издатели давно курируют напрямую из западных офисов. Правда, из-за этого у них иногда «поезд делает бум», а в некоторых переводах теряется смысл целых фраз и диалогов, не говоря уже об элементарной грамматике. Временами возникает ощущение, что мы возвращаемся во времена особо выразительных локализаций «Фаргуса».
В целом, не думаю, что обычные игроки заметят разницу между «с офисом EA» и «без офиса EA». Разве что самые заядлые геймеры обратят внимание на ещё большие проседания в локализациях. А вот СМИ и магазинам, специализирующимся на играх ЕА, теперь может стать значительно сложнее.
Но пока это лишь догадки.
Родион Ильин, главный редактор Игромании
Завершить нашу беседу я хочу одной простой мыслью. Да, за последние пару лет ЕА совершала ошибки на глобальной арене и оказалась в центре нескольких крупных скандалов. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Закрытие локального представительства такого крупного игрока рынка — ощутимая потеря для игровой индустрии в России, да и во всём СНГ. По крайней мере, в долгосрочной перспективе. Ситуация — ни разу не повод для ёрничества и ехидных комментариев про былые маркетинговые промахи издателя. Тем более что, в целом, вклад ЕА в игровую индустрию колоссален — сколько культовых игровых серий узнал мир именно благодаря этому издателю!
На ведущих рынках ЕА продолжает работать, а русскоговорящий офис, расположенный в одном из небоскрёбов «Москва-Сити», — распускают. Это и внутренняя проблема самой ЕА, и наша общая проблема — локальный рынок недостаточно силён, чтобы тратиться на местное представительство.