Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу

Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу

Рецензии — Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
Action-RPG о суровом мире и надёжных спутниках — с узнаваемым визуальным стилем и походами за тридевять земель.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплуОбзор Ashen. Вдвоём по пеплу
Ролёвку с открытым миром Ashen сделала команда А44 из Новой Зеландии. Многие мои коллеги уже успешно подхватили лежавшую на поверхности шутку о «Dark Souls для бедных» — а меж тем Ashen не столько безликий клон беспощадной японской серии, сколько её последователь. И даже если её и впрямь адресовали гипотетическим «бедным», то им на этот раз досталась вполне приличная игра.

Вы в мире Пепельной. Удивляйтесь!

Представьте, что апокалипсис случился не в современности и не в далёком будущем, где мы обычно привыкли его видеть, а в средние века: божественная птица Пепельная умерла, мир, где она обитала, погрузился во тьму, а раздор, голод и массовые беспорядки быстро обратили города и селения в руины.
Дубина, щит из досок и модные лохмотья. По здешним меркам — рыцарь!
Меж обломков цивилизации разгуливают Тёмные боги, людей и животных косит чума (на этот раз причина ей — Свет, а не Тьма, как обычно), бандиты и монстры расплодились сверх меры. Почти все земли погрузились в вечный сумрак, а в воздухе кружится снег пополам с пеплом. Спасти оставшихся в живых способен только птенец той самой Птицы — и тут в дело вступает наш герой: именно он отправляется на его поиски. Вместе с ним мы попадём в края, где каждый камень будет напоминать о том, что под ногами не до боли знакомая планета Земля, а странный, чужой и натерпевшийся горя мир. Сеттинг Ashen — фэнтези, но от условного Средиземья здесь ушли предельно далеко.

Родные просторы

Карта Dark Souls представляет собой набор относительно небольших локаций, соединённых в изящный лабиринт, — а вот в Ashen перед нами открытый мир внушительных размеров. Именно в нём заключена одновременно и сила, и слабость проекта.
Здешние пейзажи — однозначный успех разработчиков: они разнообразны, детализированы, а главное, создают нужное настроение. Приглушённая цветовая гамма, немного фантасмагории, немного гигантизма — и Ashen запоминается надолго. Скалы, уходящие к облакам, пещеры размером с большой посёлок, леса, полные живности, — прогулки по миру Ashen дарят эмоции радостного туриста за границей. Огромный летающий сом так и вовсе одна из лучших игровых декораций последних лет: рассматривать его хочется до бесконечности.
Нет, это не олимпийский мишка
Вдобавок местные локации вправду интересно изучать в поисках добычи. Меня вот, например, надолго лишил покоя свисающий с вершины башни скелет, до которого никак не удавалось добраться, — а ведь именно среди костей всегда попадается самый интересный лут! Пробегая сотый раз по знакомой тропке, можно заметить крохотную пещерку и, сунув туда нос, обнаружить ценный приз. Неторопливое изучение локации, будь то развалины крепости или мрачное подземелье, не только увлекает, но и постоянно поощряется. Похожие впечатления когда-то давали игры серии Gothic.
Но, увы, путешествия по просторам Ashen могут здорово утомить. Если у Геральта из «Ведьмака 3» всегда была под рукой густая сеть точек быстрого перемещения, а рядом фыркала и переминалась с ноги на ногу преданная Плотва, то герою Ashen не досталось ни того, ни другого — придётся много бегать трусцой. Когда в очередной раз открываешь карту, чтобы найти следующий пункт назначения, порой приходит паническая мысль: это же реальные полчаса на своих двоих! К тому же враги бессовестно респавнятся на прежних местах — и это никак не добавляет геймплею увлекательности.
Да, со временем мы оседлаем крылатого милягу — щенка дианоры, — но первое время придётся до тошноты бегать по одним и тем же тропкам. Да и на поздних этапах сюжета эти излишне далёкие странствия никуда не денутся: убивают здесь гораздо реже, чем в Dark Souls, зато и до места гибели приходится топать гораздо дольше. С точками сохранения вообще беда: отыграв часов десять и пробежав не меньше сотни реальных километров, я нашёл на глобальной карте всего три (!) таких благословенных места. 
Наш Пегас
А главное, в мире Ashen при всех его красотах отчаянно нечего делать: любому из последних проектов с открытым миром он проиграет с разгромным счётом. Изредка на берегу реки можно встретить унылого бродягу, но в основном сталкиваться вы будете с бандитами, терпеливо ждущими вашего приближения. Справедливости ради скажу, что однажды, улепётывая от крабораков, я вбежал прямиком в лагерь грабителей, а когда начал отступать, заметил, что чудища уже обо мне позабыли и сами сцепились со злодеями, — но такие моменты редки.
Практически все встречные персонажи, кроме разве что парочки аборигенов, хотят нашей крови

Перекатывайтесь! Перекатывайтесь!

Почти без изменений новозеландцы перенесли из Souls систему потери и возврата опыта — только вместо душ мы собираем некий шлак — и некоторые мелочи вроде ритуальных камней (аналоги костров) или горлянки (эстус). А ещё, разумеется, боевую систему. Она повторяет японский вариант почти дословно: слабый и сильный удары, выносливость, блок щитом. И перекаты, куда же без них! В Ashen эта несложная акробатика не менее полезна. За определёнными видами оружия закреплены особые движения, а свалившись на врага сверху, вы нанесёте дополнительный урон. Всё это мы уже видели, и всё это по-прежнему хорошо работает. Лишь несколько увеличилась скорость по сравнению с привычным темпом Souls. А ещё классическая надпись You Died не будет вестником нервного срыва: боевая часть Ashen охотно прощает многие ошибки, а рядом ощущается плечо товарища, даже если это просто ИИ.  
При этом бои в Ashen — грамотное цитирование классики, а не поспешное копирование в духе «дай списать». До смертоносных танцев из Nioh игре, конечно, далеко, но сражения увлекают. Разборки с боссами тоже можно внести в список сильных сторон проекта: негодяев в сюжете всего пятеро, зато каждый старается чем-то удивить. Один, к примеру, буквально гасит свет — добираться до злодея приходится чуть ли не на ощупь.
Иметь дело будем вот с такими милыми ребятами
В странствиях и драках в Ashen вас всегда сопровождает один из компаньонов. Все они разные, у каждого своя история, шкала прокачки и вооружение. Именно постоянное присутствие компаньона чётко выделяет игру на фоне проектов подвида souls-like. Компьютерные соратники — хотя доступна и игра с другим пользователем — вправду полезны, сражаются весьма неплохо и резво поднимают на ноги поверженного главного героя. Так что в ход идёт простейшая тактика: храбро прячемся за спину напарника и бьём увлёкшихся недругов в спину. После Ashen даже непривычно запускать другие RPG: и одиноко, и руку никто не подаст...
Правда, время от времени соратники уходят в самоволку, и вы попросту не знаете, где они болтаются и придут ли на помощь в бою. Иногда они не могут спрыгнуть с каменного выступа или просто стоят без движения, глядя, как вы пытаетесь удрать от местных гопников. А если герой падёт под ударами врагов, соратник сразу же бросится его поднимать и самоотверженно падёт рядом, получив топором промеж лопаток. Такая преданность, конечно, радует, но лучше бы от врагов сначала отмахался…
Словом, интеллект сопартийцев неплох, если брать общую картину, но временами даёт сбои. Есть надежда, что А44 поправят ситуацию патчами

Баню поставим возле реки

Развитием поселения в играх, далёких от стратегического жанра, уже никого не удивишь, но в Ashen следить за ростом лагеря как-то особенно приятно. Быть может, из-за того, что вокруг — целиком и полностью враждебный мир (крохотные хутора соседей-бедолаг не в счёт), и своя деревенька вправду кажется тем самым домом, который крепость. А может, из-за того, что от благосостояния лагеря зависит мощь нашего альтер эго. Два параметра — жизнь и выносливость — повышаются автоматически при сдаче квестов, а вот всяческие тонкости вроде усиления конкретных клинков, новых видов копий или крепости горлянки зависят от живущих под крылом у главного героя ремесленников и шаманов.
Возвращаясь из похода, вы увидите, как поселение на глазах растёт, появляются новые здания, а довольные новой жизнью беженцы обязательно скажут что-нибудь ободряющее. А еще в Приюте Бродяги — именно так называется наш посёлок — можно ходить без оружия, торговать и слушать отлично озвученные монологи наших товарищей. Словом, уютное место.
Да, хибара. Зато своя!
Именно здесь раскручивается маховик сюжета, появляются новые детали основной миссии — и здесь же мы получаем от беспокойных граждан побочные задания. Только жаль, что разработчики из А44 не стали тратить силы на их глубокую проработку. Квесты в основном классические, как по учебнику: пойди убей кого-нибудь, принеси потерянное кольцо, найди сундучок или расходники-ингредиенты. Лет пятнадцать назад в той же «Готике» такой подход сочли бы нормой — или хотя бы неизбежным злом, — но современный избалованный пользователь, попав в открытый мир, ждёт разнообразия в заданиях. Ashen здесь оступается и хромает.    
Этот парень поднимет целую роту мертвецов

Все прячут глаза

Хотя визуальная часть проекта оставляет в основном приятные впечатления, отдельные вопросы у меня возникли к тем художникам, что работали над персонажами. Герои с гладкой поверхностью вместо лица, конечно, выглядят необычно, но скорее вызывают недоумение, нежели создают атмосферу. Может показаться, что команда А44 сэкономила на рисовке глаз и ртов, исключив при этом лицевую мимику как таковую, но при этом на моделях каждого персонажа можно разглядеть массу анимированных деталей: всяческие ленты, ремешки, пряжки, завязки. Да, в итоге у Ashen незаурядный внешний вид, но, быть может, для этого эффекта хватило бы и работы с цветовой палитрой?
А вот саундтрек приносит только хорошие впечатления. С началом вступительного видео хочется прибавить звук в динамиках: нам показывают возрождение из пепла новой Птицы, и вы обязательно почувствуете, что именно так и должна звучать эпическая история о гибели целого мира. Все звуковые эффекты чёткие, смачные — от звуков ударов до бормотания монстров, — да и музыка очень даже неплоха. В каждом секторе звучит своя узнаваемая тема из нескольких динамически сменяющихся композиций.
С буквально безликими персонажами не так-то просто выстроить эмоциональные связи — хотя сюжет и система компаньонов их явно подразумевают
Поведение компаньонов порой пугает, опытный глаз отметит недостатки в анимации героя, а в инвентаре изредка может пропадать курсор — но только эти досадные мелочи выдают, что Ashen совсем не ААА-проект. В остальном перед нами большая, насыщенная путешествиями и схватками Action-RPG. Боевая система, пришедшая прямиком из Souls, и механика накопления опыта оттуда же стали в этом проекте важными, но не определяющими элементами. Здесь нет той зубодробительной сложности и, следовательно, того упоения от победы, что в Souls. Здесь можно запросто обойти стороной многих опасных противников. Здесь совсем иной подход к построению игрового мира, а потому куда легче ощутить вольный ветер и романтику странствий.
Да, игра не претендует на souls-трон, но разработчики Ashen, кажется, туда и не метили: вместо очередного клона DS они сделали совсем другую игру — о фантастическом мире и верных соратниках.
  Порадовало
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
  • потрясающий и незнакомый мир Пепельной птицы;
  • арт-дизайн окружения;
  • бодрый экшен;
  • удачные заимствования из Dark Souls.
  Огорчило
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
  • дезертирство соратников;
  • шаблонные задания;
  • мелкие технические шероховатости.
  Как мы играли
Во что: игра куплена по полной цене
На чем: РС
Сколько: 20 часов
  Ачивка редакции
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
«Слепая ярость»
Промазать по оленю всеми девятью копьями и забить бедолагу дубиной.
  О локализации
Текст переведён на русский без особых ошибок.
Обзор Ashen. Вдвоём по пеплу
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Необычный гибрид Dark Souls и Gothic — не крупнобюджетный, но сделанный старательно. Однозначно стоит ждать следующего проекта студии А44.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Алексей Корсаков
Алексей Корсаков
В игровой журналистике с 2010-го. Изучает фантастику как социально-культурное явление. Настольные книги: «Мастер и Маргарита», «Двенадцать стульев». Верит в наступление Эры Милосердия.