22 апреля 2019Спец
Обновлено 17.05.2023

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - изображение обложка

За десятилетия существования игровой индустрии профессия «геймдизайнер» обросла бесчисленным количеством мифов и заблуждений. Кто-то предполагает, что они занимаются сборкой уровней, кто-то — что именно геймдизайнеры пишут код и вылавливают баги, а некоторые уверены, что эти специалисты ответственны за визуальную составляющую: модели, концепт-арты и прочие художества.

Тем, кто всё ещё не знает правильного ответа на вопрос о том, кто же такие геймдизайнеры, и хочет в деталях разобраться, из чего состоит их работа, и посвящается этот текст. А воплотить его в жизнь удалось благодаря партнёрам Игромании: компании LG Electronics и специалистам школы компьютерных технологий Scream School. Этот материал помог дополнить преподаватель программы «Геймдизайн» Николай Клячин.

Профессиональный подход

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 1

Игромания и LG Electronics объявили конкурс для инди-разработчиков из России: автору лучшей идеи для будущей игры достанется грант на 300 000 рублей от компании LG. А претворить задуманное в жизнь поможет второй главный приз — широкоформатный монитор LG UltraWide, незаменимый инструмент для художника и геймдизайнера. Отдельно мы разыграем подарки для читателей, которые будут участвовать в голосовании за лучшую работу: им достанутся ещё один монитор, портативные зарядки и другие полезные гаджеты.

Новый LG 34WK95U-W — это 34 дюйма IPS-матрицы с 4К-разрешением 5120х2160. Формат 21:9 увеличивает угол обзора на 30%, DP 1.4 и Thunderbolt 3 позволяют выдержать частоту в 60 Гц, новая технология nano-IPS обеспечивает полноценную поддержку HDR, а отклика в 5 мс хватит даже на самые динамичные игры.

Узнать больше оБ LG 34WK95U-WПерейти на страницу «Инди-битвы»

Кто такие геймдизайнеры?

Итак, чем же обычно занимаются эти мифические специалисты? Как ни странно, чуть ли не в каждой компании перечень их задач трактуется по-разному. Но стандартная формулировка примерно одна: функция геймдизайнера — придумать и продумать правила, по которым будет работать игра, причём сделать их как можно интереснее. А потом донести свои идеи до остальной команды — и желательно так, чтобы у всех в головах нарисовалась примерно одинаковая картинка. Именно геймдизайнеры обычно решают, что можно и нельзя будет делать игроку, как будут вести себя враги, какие на пути будут препятствия, а также какой конечный опыт получат пользователи.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 2

Головоломки, боевая система, поведение врагов и даже количество стамины у лошади — всё это, как правило, продумывают именно геймдизайнеры

Чаще всего главным инструментом дизайнера в его работе служит дизайн-документ. Именно в нём он будет в деталях объяснять механики будущей игры: расписывать всё до мелочей, начиная с управления и заканчивая подачей истории, а также составлять десятки табличек с характеристиками, формулами и прочими важными цифрами. Именно благодаря этим самым таблицам в какой-нибудь Divinity: Original Sin появляется такая сложная и сбалансированная ролевая система. В общем, если сильно упростить формулировку, то геймдизайнеры придумывают игру в своей голове, расписывают её на бумаге и предельно подробно доносят своё видение до остальных членов команды.

Scream School : __ Можно выделить основную функцию геймдизайнера — решение задач по проектированию игрового опыта игрока. Геймдизайнер не только выбирает, как и во что будет играть пользователь, но и решает, какие эмоции он будет испытывать. Геймдизайнер — одновременно режиссёр и инженер игрового фана.

Примерно вот так выглядит дизайн-документация. К слову, этот образец оформления, составленный Крисом Тейлором, можно скачать здесь.

Зачастую помимо диздока геймдизайнеру приходится составлять и технические задания — документы, содержащие описания задач для остальных специалистов, а также список примеров (их ещё называют референсами). Например, чтобы художник лучше понимал, кого ему предстоит рисовать, дизайнер может описать внешний вид персонажа вплоть до цвета пуговиц, расписать его характер и место в игре. И явно не лишним будет набор картинок, предельно схожих по стилю с ожидаемым результатом.

Scream School : Игра состоит из огромного количества элементов и решений: механики, арт, 3D-объекты, технический движок, музыка, сценарий и многое другое. Геймдизайнер обязан сделать так, чтобы эти элементы были гармонично связаны друг с другом. Без коммуникаций желаемого результата добиться невозможно. Надо взаимодействовать с продюсером, который часто является носителем видения игры, художниками, воплощающими идеи в виде арта и других визуальных объектов, программистами, реализующими логику и игровые механики, саунд-дизайнерами и руководителем проекта, управляющим ресурсами и людьми. Все это делает работу геймдизайнера крайне интересной и важной, но при этом требует серьёзных коммуникативных навыков.

Впрочем, далеко не каждый геймдизайнер обязательно сталкивается со всем вышеперечисленным. В каких-то студиях диздоки предпочитают не вести вовсе, с ходу набрасывая прототипы самой игры или моделируя отдельные ситуации сразу на движке. Как правило, такие геймдизайнеры умеют писать код сами или пользуются игровыми конструкторами (например, GameMaker или Construct ), чтобы показать программистам и всем остальным, как примерно должны играться их идеи. Или обкатать какие-то задумки на практике: например, боевую систему, которую нереально прописать хорошо без десятков предварительных тестов.

Первый скриншот взят из движка Unity , второй — из конструктора Game Maker 2. И тот, и другой для новичка выглядят как китайская грамота, но на самом деле разница в глубине и лёгкости освоения колоссальная. Хотя сейчас благодаря множеству ассетов (дополнительных инструментов) и десяткам уроков в сети овладеть что тем, что другим может каждый. Всё, что нужно, — упорство и много свободного времени

Бывают случаи, когда геймдизайнеры работают в одиночку, — тогда без знаний программирования точно не обойтись. Хороший пример подобного специалиста — Мишель Ансель ( Beyond Good & Evil, Rayman ), который ради мечты делать игры научился буквально всему: и музыку писать, и код, и рисовать. Что, в конечном итоге, и позволило ему влиться в коллектив Ubisoft в семнадцать лет.

Или вот Клифф Блежински ( Gears of War ), который умел программировать ещё в школьные годы и тогда же создал свой первый проект. Да и сказочник Питер Молинье ( Black & White, Fable ) — хороший программист, который в начале своего пути совмещал дизайн с написанием кода. Как и великий Сид Мейер. И даже Нил Дракманн, который сейчас выступает в роли ведущего сценариста, режиссёра и дизайнера серий Uncharted и The Last of Us. А вот композитор Тоби Фокс, наоборот, программировать не умел — но всё равно как-то собрал Undertale в Game Maker.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 3
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 4
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 5

Прежде чем придумать Gears of War, поработать над Unreal и разочароваться в индустрии с LawBreakers , Клифф Блежински в семнадцать лет сделал простенький квест The Palace of Deceit: Dragon’s Plight.

Scream School: Основное отличие [работы в больших и маленьких командах] — это внутренние производственные процессы. Это связано с организационными ограничениями и бюджетом. В инди-студиях геймдизайнер может работать сразу как несколько специалистов: исполнять все функции геймдиза, немного программировать, тестировать, заниматься анализом рынка и аудитории, нести на себе функции руководителя проекта. А вот в крупных компаниях геймдизайнер обычно — часть производственного цикла и отвечает за определённую узкую специфику.

Нарративные дизайнеры — те самые люди, что пишут тексты для разных дневников, компьютерных терминалов и прорабатывают мифологию, а также думают о подаче истории: например, через окружение с помощью расстановки каких-то объектов, персонажей, создания постановочных сцен. Все наверняка помнят, как в Fallout 3 можно было найти скелет в ванной, на дне которой лежал тостер. Такие вот сценки, лучше раскрывающие мир игры, — тоже часть забот нарративного дизайнера.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 6

Именно Крис Авеллон, который за время своей карьеры успел поработать над Planescape: Torment , Fallout 2 и кучей других игр, занимался нарративным дизайном Prey. И это заметно: побочные истории, изобретательно вписанные в мир игры, сделаны куда лучше, чем главный сюжет

Впрочем, основной сценарий тоже может лежать на плечах геймдиза: некоторые специалисты, вроде Криса Авеллона, Даниэля Вавры или Хидэо Кодзимы, предпочитают не только продумывать геймплей, но и писать истории самостоятельно, не привлекая отдельных специалистов (разве что соавторов). Это же порой касается и внутриигровой режиссуры: как поставить камеру, что персонажи должны делать в кадре и в каком порядке, какими должны быть эмоции на их лицах и какая музыка будет играть в этот момент. И им опять-таки приходится расписывать всю ситуацию до самых мелочей, чтобы донести своё видение до множества самых разных исполнителей — от композитора до художников.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 7

Многие схватки в God of War играют важную роль в рассказе истории: это не просто геймплейные вставки между катсцен, а полноценная часть сценария

Такие примеры «многостаночников» кажутся особенно забавными, если учесть, что в некоторых крупных компаниях геймдизайнеры привязаны к какой-то одной, мелкой, области. В прошлогодней God of War, например, были отдельные дизайнеры боёв, которые отвечали только за схватки в игре. Главный из них, Дэнни Йе, не раз рассказывал о том, как создавались эти эпизоды. Именно он решил, что первый бой с боссом должен быть не особенно сложным, но как можно более разрушительным, чтобы создать ощущение схватки двух богов, передать накал страстей и подчеркнуть эмоции Кратоса. И именно он продумывал, какими будут дуэли с самыми сильными противниками в игре — валькириями, — начиная от их паттернов атак и заканчивая уязвимостями.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 8
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 9
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 10
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 11

А вот так выглядел питч (документ для инвесторов) первой BioShock , который во многом напоминает сильно упрощённый диздок. Полную версию можно найти здесь

Ну и, пожалуй, последняя значимая группа — это геймдизайнеры-математики. Их часть работы — как раз подсчёт табличек, формул и баланса игровых механик. Именно они заботятся о том, чтобы в какой-нибудь мобильной игре или сетевом шутере всё было рассчитано до мелочей и ни один игрок не получал преимущества над другим. Они же следят за тем, чтобы казуал, играя в какую-нибудь Angry Birds , прошёл уровень на три звезды только с десятого раза, но при этом и не разбил в сердцах свой телефон из-за чрезмерной сложности.

Зачастую ещё одна забота таких специалистов — монетизация. Да-да, именно геймдизайнеры нередко придумывают, как выкачивать из игроков побольше денег: где рекламу показать, где бонус предложить, а где подсунуть предложение купить какой-нибудь сундучок за реальную сумму денег. Или как заставить пользователя раскошелиться на премиум-аккаунт в той же World of Tanks.

Scream School: Давайте подведём итог. Деление на профессии в команде во многом зависит от бюджета и игры. Однако можно в целом выделить функциональные роли геймдизайнеров, которые присутствуют в большинстве проектов:

  • геймдизайнер-механик проектирует правила игры, контролирует видение проекта, отвечает за игровой опыт в целом;
  • геймдизайнер-математик проектирует и рассчитывает математический баланс, игровую экономику, вероятностные события и прочие математические модели;
  • левел-дизайнер проектирует дизайн уровней, расположение объектов, точки старта, события на уровнях, триггеры, детали и многое другое;
  • UI/UX-дизайнер проектирует игровой опыт, связанный с пользовательскими интерфейсами и взаимодействием игрока с проектом посредством интерфейса, манипуляторов, и т. д.;
  • нарративный дизайнер отвечает за дизайн повествовательных механик игры — всего, что связано с историей, сценарием, речью, диалогами и др.; он связывает воедино сценарий и игровой опыт.

Это основные виды ролей, но в разных проектах они могут быть как более раздробленными, так и совмещёнными в рамках одного человека.

Как начать делать игры?

Что нужно уметь, чтобы стать новым Кодзимой? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, каким геймдизайнером вы хотите стать (хотя выбирать зачастую не приходится: при найме на работу это сделают за вас). Первый и, пожалуй, самый важный навык геймдизайнера — разбираться в играх и иметь огромный игровой опыт. Если вы прошли сотни разных проектов и знаете, что делает одну игру хорошей, другую — лучшей, а третью — игрой года, то это уже неплохо.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 12

Умение анализировать, доносить свои мысли до других и солидный игровой опыт — чуть ли не главные навыки, необходимые геймдизайнеру

Второй пункт — способность аналитически мыслить и доносить свои задумки до окружающих. Мало просто знать, какая игра хорошая и за счёт чего она выделяется. Неплохо было бы ещё и уметь так красиво и доходчиво это объяснить, чтобы поняли все, даже самые упрямые и непонятливые члены команды. Тяжело придётся и людям без фантазии — по крайней мере, когда речь идёт о творческих и новаторских проектах. Всё-таки без богатого воображения придумать шедевр и интересные механики — задача непростая. Ну и, конечно же, было бы неплохо уметь красиво и понятно писать. По крайней мере, если ваша команда работает по диздоку или вы хотите поучаствовать в создании сценария проекта.

Scream School: В целом, для проектирования игрового опыта необязательно уметь программировать, нет необходимости уметь рисовать, создавать модели, визуальный концепт, звуки и т. д. Один из основных навыков — собирать все эти элементы в одно целое ради достижения определённых целей проекта. Часто этот навык заключается в написании различных геймдизайн-документов, способностях коммуницировать с коллегами, в умении логически и критически мыслить. И, разумеется, геймдизайнер должен постоянно играть сам.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 13
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 14
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 15
Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 16

А это вырезки из дизайн-документа самой первой Deus Ex. Причём ещё тех времён, когда игра даже называлась иначе. Полная версия документа лежит здесь

Остальные навыки — зачастую факультативные. Но опять же, всё зависит от того, где вы будете работать и какие перед вами поставят задачи. Режиссёру было бы неплохо уметь рисовать раскадровки. Геймдизайнерам в маленьких командах (да и некоторых больших) хорошо бы уметь программировать хотя бы на простеньких скриптовых языках и иметь опыт работы с каким-нибудь движком вроде Unity или Unreal Engine. Всё-таки самый удобный способ донести свои идеи — это сделать прототип, а для настройки баланса и механик иногда всё же придётся лезть во «внутренности» программы и что-то там менять. Ну а если ваша цель — делать игры-сервисы, казуалки, сетевые шутеры и мобильные проекты, придётся подтянуть математику. Причём речь не только о школьной базе, но и о теории вероятностей.

Scream School: Геймдизайнер одновременно и технический работник, и режиссёр — эдакий «творческий инженер», если можно так выразиться. Бóльшая часть работы любого инженера — это документация, но при этом задумки у него могут быть какие угодно. И вот найти для каждой идеи решение, сформулировать, реализовать в документе, донести до команды, протестировать — всё это тоже своего рода искусство.

Тяжелей всего будет, если вы решитесь поработать в крохотной инди-команде. Тогда границы ваших обязанностей будут напрямую зависеть от того, что вы умеете делать (а то, чего не знаете, хорошо было бы выучить). Писать диздоки, собирать уровни, расписывать сценарии и технические задания, решать какие-то юридические вопросы, заниматься маркетингом и управлением командой, составлять бизнес-планы и вести деловую переписку — в общем, готовьтесь к тому, что лезть придётся во всё. И что далеко не всё и не сразу будет получаться хорошо. Хотя и опыт вы, само собой, приобретёте бесценный.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 17

Stardew Valley — один из лучших примеров того, как можно дать старт своей карьере. Её создатель Эрик Барон на протяжении пяти лет работал над игрой в одиночку, а на старте не умел делать практически ничего

Сложности — вообще то, с чем будущему геймдизайнеру придётся сталкиваться множество раз. Если в первое время новички представляют себе бескрайние просторы для воплощения своих идей, то с опытом приходит понимание, что 90% задумок не получится реализовать из-за ограничений бюджета, а ещё какие-то придётся менять прямо в процессе, потому что они наверняка не сработают. А потом ещё надо будет придумать, что сделать с оставшейся частью игры, чтобы всё осталось в гармонии. На какие-то задачи не хватит времени и придётся расставлять приоритеты: добавить ещё одну уникальную фишку или потратить оставшиеся месяцы на полировку тех, что уже есть. Что-то придётся поменять из-за изменившихся условий на рынке, а порой подобные перемены и вовсе ставят крест на потенциально крутой идее. Ну и отдельная проблема — классическая путаница в команде или банальные просчёты, когда внезапно выясняется, что кто-то неправильно понял задачу и сделал совсем не то.

Что делают геймдизайнеры? И как стать одним из них - фото 18

Ну и, наверное, самый важный вопрос: как всё-таки стать геймдизайнером, если в большинстве «серьёзных» университетов этому всё ещё не учат? Ответ, как правило, один и довольно простой: делайте игры. Осваивайте конструкторы, если не умеете программировать, или ищите того, кто умеет писать код, но обделён фантазией. Составляйте диздоки и расписывайте свои проекты мечты до малейших мелочей и так, чтобы любой прочитавший мог легко понять, о чём речь.

Ну и, конечно, не забывайте играть в игры, смотреть хорошее кино, читать и, что самое важное, обдумывать то, что вы увидели. Ведь если вы научитесь понимать и объяснять, что отличает плохое произведение от хорошего, а хорошее от великого, то можно будет сказать, что часть работы уже сделана. Ну и, конечно, не забывайте работать над собой: изучайте книги и статьи опытных людей (например, из списка здесь), ходите на курсы и по возможности задавайте вопросы состоявшимся разработчикам (зачастую они отвечают — даже самые крутые).

Кто знает? Может, через несколько лет спрашивать совета будут уже у вас.

Scream School: Чтобы быть геймдизайнером, нужно делать игры. Когда к нам приходят на собеседование на курс геймдизайна и говорят: «Хочу делать игры», мы всегда спрашиваем: «А почему до сих пор не делаете?». И обычно не получаем внятного ответа. Да, в школе мы помогаем структурировать информацию, показываем «подводные камни», закладываем профессиональные навыки, помогаем с командой. Но если вы хотите быть геймдизайнером — начните и закончите свою игру.

Сейчас очень много доступной информации, простые и бесплатные игровые движки, о которых раньше можно было только мечтать. Просто попробуйте создать что-то своё, наберитесь опыта в процессе. Причём для начинающих качество игры не так важно — важнее наличие опыта создания. И несколько законченных маленьких проектов — это куда круче, чем одна грандиозная игра мечты, существующая только в вашем воображении.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь