Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом

Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом

Рецензии — Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
Paradox вновь вернулись к исторической тематике. Нас ждут греческие философы и римские завоевания.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят РимомОбзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
В современной игровой индустрии осталось не так много студий, способных порадовать фанатов по-настоящему больших стратегий. Firaxis Games молчит, разрабатывая дополнения к Civilization VI (относительно казуальной). Creative Assembly в ближайшее время выпустит очередную Total War, вновь сделав упор на красочные тактические битвы. А Paradox Interactive продолжает делать сложные, перегруженные таблицами и полные неочевидных механик игры, которые, вопреки отсутствию зрелищных сражений, увлекают на десятки часов.
Надо отдать шведам должное: они регулярно пробуют что-то новое. В погоне за идеалом каждый новый проект студии сохраняет удачные механики предшественниц, добавляя пару новых идей: хоть Stellaris и пряталась за маской космической 4Х-стратегии, под ней она была всё тем же симулятором управления государством, что и ранее. От смены сеттинга суть кардинально не изменилась.
Сейчас Paradox вновь вернулись к исторической тематике. В Imperator: Rome вместо рыцарских турниров и изобретения пороха нас ждут греческие философы и римские завоевания. Очередная экономическая стратегия от Paradox ожидаемо оказалась отличной.

Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным — доход

Античная эпоха студии вовсе не в новинку: в 2008 году вышла Europa Universalis: Rome, охватившая временной промежуток между Пуническими войнами и началом правления Октавиана Августа. Казалось бы, Imperator: Rome стоит сравнивать именно с этой игрой… Но нет. За одиннадцать лет подход к геймдизайну изменился настолько, что новый Рим больше всего похож на Europa Universalis IV — по крайней мере, по духу.
Игроки, знакомые с творчеством Paradox, почувствуют себя как дома: глобальная экономика, сотни реальных государств (или племён) и пьянящая свобода действий. Хочешь — веди подданных к процветанию, хочешь — пытайся завоевать весь мир. Imperator: Rome не загоняет ни в какие рамки и не диктует, каким правителем вам быть, однако ни один из ваших замыслов не будет беспроигрышным или стопроцентно удачным. По-быстрому исследовать военную ветку, наклепать тяжелых юнитов и аккуратненько атаковать с возвышенности недостаточно. Полагаться на что-то одно, будь то мощь экономики или армии, не выйдет; нужно манипулировать всеми доступными инструментами и учитывать варианты развития событий, а это — настоящее искусство.
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
Скажем, вы решили играть за Рим. Сейчас империя знаменита своими завоеваниями, легионерами, S.P.Q.R. и всем в таком духе, но в 304 году до нашей эры она была лишь одним из множества поселений италиков на Апеннинском полуострове. Политическая обстановка в соседних странах крайне нестабильна, так что с самого начала игры добрая часть соседей готовится совместно на вас напасть. У Рима есть небольшая армия, к тому же всегда можно привлечь корпус наёмников. Такое удовольствие сильно бьёт по карману, но итальянские земли богаты на ресурсы, отлаженная экономика позволяет держаться на плаву. Да и союзники в беде не оставят: почти всегда можно рассчитывать на подкрепление.
Стало быть, объявляем войну негодяям, разбиваем их жалкие ряды и захватываем новые территории. Здорово? Не совсем. Во-первых, из-за военных действий повышается уровень агрессивной экспансии. Если бездумно захватывать земли, вашу державу неминуемо ждут проблемы с торговлей, ухудшение отношений с соседями, культурные перемены и недовольство населения.
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
Во-вторых, нужно решить, что делать с пленными. Показательно перебить всех заключённых? Сурово, зато народу Рима это понравится и правитель получит немного очков популярности. Можно казнить всех, оставив в живых только богатых; тогда состоятельные семьи сбегут в соседние страны, затаив обиду, но уровень экспансии снизится. А можно, напротив, приютить влиятельных особ в своей новой империи. Всё-таки среди них могут оказаться талантливые люди. Ну а остальных никогда не поздно отправить на гладиаторскую арену.
Всё? Не так быстро. Из-за новых городов ранг страны увеличился, и теперь у вас держава регионального уровня, что приводит к немедленному разрыву отношений со всеми союзниками! Дружба должна быть равноправной, а теперь вы представляете для них смертельную угрозу. Без торговых путей казна стремительно пустеет: всё уходит на восстановление свежезавоёванных земель и пополнение гарнизона.
Случаются и совсем непредвиденные вещи...
Приходится затянуть пояс потуже и увеличить налоги, но и это не помогает. Оказывается, один из губернаторов всё это время присваивал себе часть сборов с провинции. Настоящий правитель такого не потерпит — казним преступника! Ой, срабатывает случайный эффект, и правитель получает черту характера «безумец». Члены семьи казнённого губернатора и их близкие друзья из сената вам больше не верны; один из полководцев, как раз добывший для вас эти земли, поднимает в некогда враждебных городах мятеж и уводит с собой половину армии. Народ не желает видеть сумасброда во главе государства. По всей стране вспыхивает гражданская война…
И это далеко не самый интересный сценарий развития событий.

Лучше умереть, чем быть рабами

Если я бы всерьёз начал перечислять все до единой механики и тонкости Imperator, этот текст получился бы размером с научную работу. Поверьте на слово: нюансов много, и далеко не все лежат на поверхности; один из пользователей выложил в сообществе игры в Steam вручную собранный справочник на 280 (!) страниц. Однако я категорически не советую изучать Rome по гайдам. Основам мерно и постепенно научит сама игра — успевай только читать всплывающие подсказки.
Даже интерфейс попытались сделать предельно дружелюбным, хотя местами с ним приходится побороться. Соглашусь, сложно впихнуть в игру столько иконок и дополнительных окон с информацией, не захламляя рабочую область. И это нормально. А вот сломанный поиск по названию городов и провинций — нет. Учитывая масштабы карты, искать на ней конкретный городишко — всё равно что выкапывать иголку из стога античного сена. Или вот, например, слетающие окна с информацией: нельзя просто взять и сравнить торговый оборот двух городов, для каждого приходится заново открывать меню. Короче говоря, игра в целом дружелюбна к новичкам, но не лишена типично «парадоксовских» изъянов.
Партия в Imperator: Rome начинается в 450 году от основания Рима (304 г. до н.э. по григорианскому календарю). Несмотря на название и римское времяисчисление, играть можно за любую державу, расположенную в Европе, Северной Африке, Индийском субконтиненте и части Азии. Список стран большой, и сам масштаб — первое, на что обращаешь внимание.
От выбора стартовой державы зависят и экономика, и религия, и геополитическая обстановка в регионе. Но похоже, что разработчики намеренно отдали предпочтение именно римской кампании. Их тяжёлая пехота чертовски сильна, да и внутриигровых событий при игре за Рим гораздо больше
Всего на карте несколько тысяч провинций. Естественно, каждая обладает собственными характеристиками, будь то ландшафт, наличие ресурсов и так далее. К тому же изменилась сама организация карты: теперь самым мелким объектом считается город (что равносильно провинциям в той же EU IV), а провинция — это группа городов одной и той же страны. В неё входят около десяти населённых пунктов, и именно через провинцию можно контролировать местную торговлю и назначать губернаторов.
Сочетание масштабов и традиционной для Paradox проработки мелочей создаёт странный эффект. Играя за случайное североевропейское племя, я за первые пять часов в пух и прах разнёс все соседние племена и захватил их земли. Увеличив начальную территорию раз в пять, я уже было возомнил себя отличным полководцем и вторым Александром Македонским, но... Отдалив карту, я выяснил, что в моём распоряжении территория размером с современную Германию — не больше.
При этом у каждого города своя микроэкономика, завязанная на постройки и население: рабы генерируют товары и деньги, племена платят налоги и увеличивают людские ресурсы (как и свободные жители), а граждане генерируют очки исследования и прибыль. То же касается и зданий: рынок, крепость, тренировочный лагерь или амбар — всё приносит пользу и влияет на состояние экономики.
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
Основной источник дохода — предсказуемо, торговля. Излишек товара можно продать за рубеж или в пределах собственных провинций. Разумеется, налаживать торговлю с другими странами выгоднее, но избыток каждого ресурса даёт городу бонус: например, излишки камня повышают оборону крепостей. И чем больше у вас провинций, тем больше товаров доступно для обмена; правда, количество торговых путей ограничено. Кстати, приобретать импортные ресурсы тоже можно — вы ещё и изрядно наваритесь на закупках! Не спрашивайте, как это работает, античные законы — та ещё путаница.
Помимо нововведений, покупаемых за гражданские очки, с ростом технологического уровня открываются бонусы. Но посмотреть и изучить всю ветку исследований нельзя. Неудобно! Зачем так, Paradox?
Система ресурсов в целом похожа на то, что мы видели в последних исторических проектах студии. Есть золото, получаемое с налогов и торговли; оно идёт на развитие регионов и содержание армии. Есть население, используемое в основном для создания и пополнения войск. Оба ресурса зависят от размера государства. Тут всё просто: чем больше, тем лучше.
Но есть четыре параметра, которые не растут с экспансией державы; тут всё работает по аналогии с политическими, военными и административными очками в EU IV. Военные очки основаны на боевом навыке вашего правителя и уходят на получение новых военных традиций (читай, апгрейдов) или использование уникальных способностей войск. Гражданские предназначены для открытия исследований, прокладки торговых путей, управления поселением и многих других вещей. Ораторские очки зависят от харизмы и нужны для фабрикации претензий перед войной, улучшения отношений, ввода законов, поддержки партий и других мероприятий, где важен хорошо подвешенный язык. Ну а религиозные отвечают за способность обращать других персонажей в свою веру и просить благословения богов.
В Imperator: Rome на редкость развитая система персонажей, но здесь, в отличие от Crusader Kings, мы играем за державу, а не за династию. Если с правителем что-то случится, его место быстро займёт другой
Управлять большой территорией в одиночку — дело гиблое, поэтому помимо правителя державой управляют восемь чиновников и четверо учёных. Правитель устанавливается автоматически, в зависимости от формы правления (республика, монархия и племя), а вот чиновников и учёных выбирает игрок. От характеристик персонажа меняется эффективность тех или иных правительственных бонусов; подчинённых можно назначать на посты губернаторов и полководцев, казнить на потеху публике или использовать в случайных событиях. Архетипов персонажей много, и, помимо четырёх базовых показателей (харизма, набожность, хитроумие и военное искусство), NPC отличаются уникальными чертами и амбициями.
Ещё древние римляне говорили: «Наглость — второе счастье»!

Нет никакого извинения проступку, даже если совершишь его ради друга
 

А вот всё, что касается сражений, в I:R работает как-то двояко. С одной стороны — слишком просто. Юнитов как таковых в игре всего девять типов, боёвка работает по принципу «камень-ножницы-бумага». Дешёвые лучники хороши против пехоты, но слабы против кавалерии, верблюды отлично показывают себя на флангах и здорово справляются со слабо бронированными отрядами, а дорогие боевые слоны затопчут всех, кого смогут догнать. Флот вообще представлен лишь одним видом кораблей — триремами.
Военные традиции открывают доступ к уникальным способностям и новым типам войск, а также дают бонусы уже существующим. В игре семь подобных традиций, привязанных к культурным группам, а каждая традиция разделена на три ветки. Это на случай, если вам не хватало таблиц...
А с другой стороны, всё как-то… перегружено. При столкновении двух и более отрядов исход боя решает не только (и не столько) количество юнитов, но и ряд других параметров. От характеристик полководцев и свойств местности до боевого духа солдат и выбранной ветки военных традиций. Вы можете изменять боевой порядок: какие юниты будут на флангах, какие — на передовой, а какие — в защите; можете задавать тактику сражения, исходя из состава войск, увеличивать жалованье для повышения боевого духа и так далее.
Вдобавок всякое может случиться по пути на поле битвы. Скажем, если вы движетесь большим войском через малонаселённые районы, будет плохо с провизией. Если идёте через горный перевал, то потеряете людей на опасных горных тропах. Да и армия перемещается не мгновенно — а значит, враг может избежать сражения, устроив марш-бросок до ближайшей крепости. Как и в случае с экономикой, в военном деле приходится следить за большим количеством информации и распоряжаться отрядами с умом. Иначе непомерно большое войско попросту сожрёт всю казну.
Помимо занятых государствами земель и непроходимых районов огромную часть Европы занимают нейтральные земли. А территория современной России пустует — словно задел на будущие DLC
ИИ всё ещё далёк от идеала, но здесь, в сравнении с той же Europa Universalis, компьютер делает меньше ошибок. Иногда нападает небольшими отрядами вместо того, чтобы объединиться и ударить сразу всеми. Бывает, игнорирует местность и загоняет себя в менее выгодное положение. Но с дипломатией дела обстоят куда лучше: другие страны прекрасно поживают и без вашего внимания. Где-то торгуют, захватывают земли и заключают союзы. Если до предела отдалить камеру и понаблюдать за картой в ускоренном режиме, можно отчётливо увидеть, как стремительно меняется политическая ситуация в мире без вмешательства игрока.
Но больше всего впечатляет поведение дружественного ИИ. Например, у меня была ситуация, когда, заключив союз с равным мне по силе государством, я напал на большую державу. Союзник тут же отправил войска мне в помощь, и военная кампания шла успешно, пока наш враг не заключил союз с небольшим племенем, которое граничило с моим новоиспечённым другом. Отбиваться союзнику было нечем, и он попросил меня о помощи. Разумеется, я согласился, но все мои войска были заняты первоначальной миссией, так что я просто продолжил заниматься своими делами.
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
В итоге союзник понял, что мне нет до него дела, разорвал наш пакт и увёл армию защищать собственные земли, оставив меня один на один с недобитой сверхдержавой. Причём игра никак не давала мне понять, что я обязан помочь или что отношение ко мне может испортиться из-за бездействия: однажды союзник просто сообразил, что я нагло им пользуюсь, и предпочёл позаботиться о себе (и правильно сделал).
В этом вся Imperator: Rome.
Стратегии от Paradox на релизе частенько страдают от недостатка контента; сообществу приходится ждать одно-два дополнения, прежде чем игра преобразится в лучшую сторону. С Imperator: Rome такой беды нет. За какую державу ни возьмись, какую конечную цель ни поставь, каждая партия всё равно будет развиваться по-своему. Проблемы кроются вовсе не в геймплее, а в архаичных технических решениях. Традиционно неудобный для гранд-стратегий интерфейс, устаревшая графика и жуткая оптимизация, из-за которой мой восьмиядерный Ryzen 7 1700 подтормаживал на максимальной скорости игры (проблема есть и на поколении процессоров i5). И с этим придётся мириться как минимум до патчей.
Зато Imperator: Rome в кои-то веки подойдёт не только фанатам творчества шведов, но и всем, кто интересуется античностью и хочет открыть для себя нечто новое. Освоить ту же «Европу» сейчас, со всеми дополнениями, — непростая задача, не говоря уже о Crusader Kings. Если вас не пугает необходимость мониторить десяток окон с данными и думать перед каждым щелчком мышью (либо вы уже давно собирались опробовать жанр), лучшего времени и игры для знакомства с творчеством Paradox не найти. Благо, пока игра не обросла десятками дополнений, выяснить, как всё работает, можно за пару вечеров.
  Порадовало
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
  • масштабность;
  • легко освоить, но простой игру не назовёшь;
  • достоверная проработка исторического периода.
  Огорчило
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
  • оптимизация;
  • всё ещё не идеальный интерфейс;
  • слабая графика.
  Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PC
Сколько: больше 15 часов.
  Ачивка редакции
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
«Волшебный эликсир»
Захватить Апеннинский полуостров, играя за галлов.
  О локализации
Полный перевод текста, но местами съезжает шрифт. Есть неточности: например, в дневниках разработчики говорили о том, что тренировочный лагерь даёт +10% к числу рекрутов и +10% опыта построенным в городе войскам. В игре про опыт нет ни слова.
Обзор Imperator: Rome. Шведы правят Римом
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Paradox держит марку и радует предельно понятной, но ничуть не казуальной экономической стратегией. Про мультиплеер говорить рано, но проработанный сеттинг и отточенный геймплей уже сейчас способны затянуть на много часов. Ждём ещё больше контента в дополнениях.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгений Калашников
Евгений Калашников
Влюблён в игры с детства с момента знакомства с Crash Bandicoot на японской версии PS1. С тех пор играет во всё, кроме спортивных и гоночных симуляторов. Считает игры искусством, но конкретные проекты не называет, предпочитая скромно отмалчиваться