19 августа 2019
Обновлено 17.05.2023

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - изображение обложка

Казалось бы, инди-квесту для успеха нужно немногое. Напиши цепляющую историю, дополни логичными загадками и сносной картинкой — и выйдет если не хит, то как минимум добротный представитель жанра. Но The Great Perhaps от отечественной студии Caligari Games и именитого немецкого издателя Daedalic Entertainment предлагает куда больше: тут и интересная механика, завязанная на перемещения во времени, и ностальгическая графика в духе советских мультфильмов, и родной колорит со знакомыми цитатами и мемами. Жаль только, что вызывать настоящие эмоции всей этой красоте всё равно не удаётся.

Мир, которого нет

Игра с первых же минут настраивает на мрачный, меланхоличный лад. Её главный герой, безымянный космонавт, просыпается от столетнего криогенного сна на орбите и обнаруживает, что человечество погибло из-за какой-то аномалии. Благодаря неожиданно умной программе-ассистенту он соглашается пока не кончать с собой и вместо этого отправляется на Землю разбираться, что же произошло.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 1

Картинка радует обилием мелких деталей. Но пиксельхантинга бояться не стоит: полезные предметы удобно подсвечены

Родной город нашего космонавта, где тот вскоре приземляется, — это некий собирательный образ постсоветского пространства: улицы с типовыми многоэтажками и обветшавшими деревенскими домиками, метро с синими вагонами, богато украшенные парки. От всей этой эстетики советских «заброшек» с агитплакатами и полустёртыми картинами светлого будущего веет особым шармом — в конце концов, не зря же люди едут за ней даже в заражённую радиацией Припять. В игре некоторые пейзажи тоже смахивают на зону отчуждения ЧАЭС.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 2

Местные виды кажутся до боли знакомыми, хотя и не копируют реально существующих мест

Вскоре выясняется, что у героя есть шанс не только разобраться в настоящем, но и изменить его: ему в руки попадает таинственный фонарь, который позволяет ненадолго перемещаться в прошлое. Там всё похоже на период конца восьмидесятых и начала девяностых — с такими же яркими цветами и безумной эклектикой.

Caligary Games говорят, что при создании графики вдохновлялись мультфильмами про братьев Пилотов и прочей анимацией того периода, и сходство действительно есть. Но The Great Perhaps может похвастаться куда большей детализацией, чем старые мультики. Местные уровни настолько проработаны, что при всей фантастичности повествования кажутся реальными. По мере прохождения я то и дело пыталась припомнить, не видела ли я в жизни похожей мозаики или барельефа, настолько убедительно всё смотрится.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 3

Обилием многозначительных сцен и высокопарных фраз игра напоминает авторское кино

Не верю!

А вот сюжетом проникнуться сложнее, чем атмосферой. Завязка интригует, да и одинокому космонавту сложно не сопереживать, тем более что его реплики талантливо озвучены. Вот только всему этому странствию сквозь время и пространство не хватает глубины. В описании The Great Perhaps значатся «запоминающиеся персонажи, у каждого из которых своя история», но в игре их нет. Есть несколько людей, с которыми можно перекинуться парой фраз, но на целую историю это никак не тянет. Героя толком не раскрывают, привязаться к нему за время прохождения тоже не выходит. Сеттинг вроде бы идеален для душещипательных рассказов и эмоциональных сцен, но с драматургией у авторов игры не задалось. Даже философские беседы главного героя с программой-ассистентом звучат как-то наигранно.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 4

Отчаявшемуся писателю хочется сопереживать, но не получается. Слишком мало мы о нём знаем и слишком клишированные у него реплики

Зато комедийные моменты у Caligary Games получились неглупыми и действительно смешными. Тут подростки в кинотеатре обсуждают комиксы, пациент психбольницы говорит, что видел вещи похлеще появляющихся из воздуха космонавтов, а клоун для надувания шариков просит принести ему гелий… и спирт. А уж всевозможными цитатами и отсылками игра забита просто под завязку, хоть соревнования с друзьями проводи, кто больше и быстрее заметит. Тут и музыка, и кино, и мемы, отечественные и зарубежные, свежие и полувековой давности.

Отсылок в игре куча. От очевидных до высоколобых, на русском, английском, японском, эльфийском…

Удачные шутки отвлекают от скучного сюжета, но не спасают от главного разочарования — финала. Беда даже не в том, что он открытый и игроку предлагается связать между собой намёки и самому додумать, что и почему произошло. А в том, что наступает он совершенно неожиданно и неуместно. Герой идёт к очередной головоломке, а вместо разгадки и новой порции сюжета получает короткий ролик и титры. Никакой кульминации и откровений напоследок — игра просто обрывается на полуслове.

Прятки с прошлым

На этом фоне геймплей The Great Perhaps приятно удивляет. Волшебный фонарик в руках героя — не только средство перемещения; с его помощью можно подглядывать в другое время и благодаря этому избегать опасностей. Их хватает повсюду: на руинах цивилизации героем не прочь закусить гигантский осьминог, крысы-мутанты и прочие чудища, а в мирном прошлом его могут схватить бдительные врачи и вахтёры. Чтобы ни с кем не встретиться, нужно следить за окружением и вовремя перемещаться в нужную реальность. Получается нехитрый аркадный стелс, не требующий особой сноровки и в то же время держащий в напряжении. Есть тут и головоломки (правда, всего одного вида), и сцена с погоней, и подземный город, где нужно уворачиваться от падающих обломков. Словом, это не просто симулятор ходьбы — не заскучаете.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 5

По мере прохождения головоломки немного усложняются

Без элементов квеста тоже не обошлось. Они тут очень простые: у героя нет способностей к крафту и инвентаря, так что починять примус или строить хитрые планы по обмену одной вещи на другую не приходится. Бродишь себе, подбираешь всякие ключи и батарейки, переносишь их между временами и используешь в нужном месте. Всё компактно и логично, почти без раздражающего бэктрекинга и прочих неловких способов замедлить прохождение игры. Хотя, быть может, удовольствие стоило бы растянуть. Даже для скромной независимой поделки The Great Perhaps вышла довольно короткой: я прошла игру за четыре часа, подолгу разглядывая красивые фоны, высматривая отсылки и обсуждая с друзьями забавные моменты. Если не отвлекаться, её хватит часа на три от силы. Качество, конечно, важнее количества, но больший хронометраж мог бы дать раскрыться сюжету.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 6

Сцена с побегом от тени проходится как настоящий хоррор: герой впопыхах расчищает себе дорогу, пока монстр дышит ему в спину

The Great Perhaps вызывает противоречивые чувства. Игра прекрасно выглядит, полна отменных отсылок и проходится на одном дыхании. Но её сюжет и герои не вызывают эмоций, а оборванная концовка заставляет недоумённо чесать в затылке. Может, команде разработчиков стоит попробовать себя в более весёлых жанрах? С чувством юмора и эрудицией у них явно полный порядок. К тому же пафосных психологических приключений сейчас навалом, а вот грамотной и неглупой сатиры не хватает.

Обзор The Great Perhaps. Приступ стильной меланхолии - фото 7
Вердикт

Эффектное и разнообразное маленькое приключение, на которое не жалко потратить вечер. Главное — не ждать от игры сюжетных откровений. Форма тут одержала уверенную победу над содержанием: мозаики с рабочими и цитаты из песен на стенах запоминаются гораздо лучше пресной истории, сдобренной нарочито глубокомысленными диалогами.

Достоинства
👍
  • самобытный визуальный стиль
  • разнообразный геймплей
  • масса отсылок и удачных шуток.
Недостатки
👎
  • скомканная концовка
  • примитивный сюжет
  • только один вид головоломок.
Как мы играли

Во что: игра предоставлена издателем.

На чем: PC

Сколько: 4 часа.

Локализация
Caligari Games — российская студия, так что и душевный текст, и отличная озвучка на русском языке имеются.
Ачивка редакции

Иная реальность

Собраться посмотреть мозаику на станции метро «Площадь Гагарина» и понять, что она существует только в игре.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь