Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках

Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках

Рецензии — Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Разработчикам Layers of Fear не удалось сыграть на знакомом поле психоделического хоррора
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималкахОбзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Сразу скажу, я не поклонница «Ведьмы из Блэр». Я признаю фильм как веху хоррор-жанра и классику мокьюментари, но посмотрела его слишком поздно, чтобы он мог меня хоть сколько-нибудь впечатлить. Зато после Layers of Fear я выдала огромный кредит доверия студии Bloober Team, и Observer лишь укрепила мою уверенность: вот ребята, за творчеством которых я буду следить, и неважно, на какую тему окажется их новый проект.
К сожалению, Blair Witch доказала, что иногда мы спешим с раздачей регалий.

Чем дальше в лес…

1996 год. Неподалёку от маленького городка Бёркетсвиль пропадает восьмилетний Питер Шэннон. К поискам мальчика подключается Эллис — бывший коп, который надеется спасением ребёнка искупить грехи прошлого. В компании верного пса Пули он отправляется в лес Блэк-Хиллз, где пару лет назад уже исчезла группа студентов.
Собака быстро берёт след, но тот уводит Эллиса всё глубже в чащу. И в лесу, где размываются привычные рамки времени и пространства, герой сталкивается не только с человеком, похитившим Питера, но и с собственными демонами.
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Завязку игры хочется исключительно хвалить: Блэк-Хиллз встречает солнцем, пробивающимся сквозь зелёную листву, восхитительно детализированным подлеском и кустарниками под шершавыми елями. Следуя за Пулей по лесным тропкам, почти чувствуешь запах хвои и снова убеждаешься в том, что атмосферные локации Bloober Team делать умеет.
Конечно же, вскоре солнце сменяют сумерки и дружелюбный светлый лес становится совсем не таким приветливым. В сердце Блэк-Хиллз Эллиса вместо стройных ёлочек окружают голые корявые стволы, а яркие краски выцветают до серо-бурых. Пуля приводит хозяина к брошенному палаточному лагерю, где Эллис находит забытую кем-то видеокамеру… и теряет сознание, чтобы увидеть пару флэшбеков. Когда же герой открывает глаза, вокруг царит непроглядная темень, а вместе с темнотой приходят чудовища.
Из оружия у бывшего копа — лишь фонарик, который обжигает монстров в лучших традициях Alan Wake, да верный пёс, что всегда предупредит об угрозе. Но Эллису не остаётся ничего, кроме как идти вперёд, надеясь отыскать мальчика и выход из проклятой чащи, — ведь лес, где властвует ведьма из Блэр, никого не отпускает просто так.
Разница между дневным и ночным лесом налицо
Отпугивать чудищ прицельным лучом фонаря нам предлагали уже не раз (помимо хита Remedy можно вспомнить тот же Slender: The Arrival), но совсем уж приесться механика пока не успела. К тому же её обрамляют другие геймплейные находки, которые не дают поставить на Blair Witch штамп «глубоко вторично».
В первую очередь это, конечно же, взаимодействие с хвостатым спутником. Пуля не только вовремя зарычит на невидимых тварей, которых без его помощи очень трудно разглядеть во мраке, но и выведет заплутавшего Эллиса к следующей улике, если отдать ему нужную команду.
Кроме того, Эллис — ветеран войны, с посттравматическим расстройством (типично для героев Bloober Team), так что вдали от пса у него быстро начинается паническая атака. Пулю лучше держать поближе к себе, благо тот охотно отзывается на клич хозяина… если его, конечно, хвалить, гладить и подкармливать лакомствами. Можно и ругать, но это повлияет как на отношения с питомцем, так и на концовку игры. А пока Эллис занят своими делами, Пуля ведёт себя так же, как любая настоящая собака: валяется на траве пузом кверху, облаивает всё, что ему не нравится, и время от времени тащит хозяину найденную ерунду вроде пустых бутылок.
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Стычек с монстрами немного, но и без них в прóклятом лесу будет чем заняться. К примеру, искать улики и решать головоломки с помощью видеокассет, меняющих реальность. Или колесить по железной дороге на дрезине, пытаясь миновать область, где монстры охотно закусят пешеходом. Или пробираться через непроглядный туман, где ждут чудовища, против которых фонарик не поможет: придётся обходить врагов стороной, ориентируясь по указаниям, звучащим из рации, да по картинке на экранчике камеры, что вовремя подсветит затаившуюся тварь.
В перерывах предстоит ещё и налаживать отношения с девушкой, разговаривая с ней по допотопному мобильнику в тех немногих местах, где ловит сеть. На тот же старенький телефон Эллису будет писать неизвестный, подсказывая, что делать дальше… или просто издеваясь над героем. В любом случае копаться в винтажном аппарате — отдельное удовольствие. Можно даже в «Змейку» сыграть.
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках

…тем больше злишься

Казалось бы, эти симпатичные детали должны образовать не менее симпатичное целое, но итоговая картина отнюдь не радужна. В первую очередь потому, что «шокирующую» концовку ты угадываешь в первый же час игры.
За обе части Layers of Fear я привыкла по кусочкам собирать историю героя, узнавая его психологические травмы, но в Blair Witch драму Эллиса считываешь слишком быстро, и к финалу игре уже просто нечем удивить. Последний час и вовсе уныл до безобразия. Казалось бы, вот она, кульминация, момент, когда все ружья должны выстрелить, а разрозненные сведения о прошлом Эллиса — сложиться в цельную историю… но тебе не выдают никакой свежей порции сюжета, а вместо этого раз за разом повторяют всё то, что ты давно уже понял. Трагические проступки Эллиса мусолят так, что чувствуешь себя котом, которого тычут в жёлтую лужу у лотка.
Ну хоть выглядят флэшбеки эффектно...
Геймплей в последнем акте тоже не радует. Закольцованные коридоры со времён P.T. успели порядком приесться (Layers of Fear немало этому способствовала), и блуждать по развалинам очень скоро надоедает. Скримеры и декорации спустя десять минут напрочь перестают пугать, однотипные испытания «пройди мимо монстра, не глядя на него» утомляют, а ничего нового разработчики не припасли. В итоге ты уже и рад бы сдохнуть в объятиях чудища, лишь бы это наконец закончилось, да не дают...
К моменту, когда я увидела финальный ролик, мне просто хотелось убивать. Если разработчики таким образом добивались полного отождествления пользователей с персонажем, можно им поаплодировать, но желания вернуть игру и потраченные деньги это не отменяет.
Непосредственно перед финальной катсценой я вообще провалилась сквозь текстуры. В итоге пятнадцать минут игры пришлось проходить заново... и снова бродить по осточертевшим коридорам. Спасибо, Bloober Team, мне только этого и не хватало!
Разброд и шатания
ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!
В этой главе разбирается финал игры. Читать на свой страх и риск!
Концовки (их тут две), как и способы их получения, — главное разочарование. В Layers of Fear всё казалось логичным: ты внимателен, ты исследуешь мир, ты обшариваешь тайники и закоулочки — держи в награду позитивный финал. В Blair Witch логики нет. Тебя побуждают подбирать разбросанные тут и там мелочи, бороться с монстрами, ломать ведьминские символы из прутьев — ведь они очень не нравятся Пуле, который при виде этих сувениров тут же начинает скулить и рычать. А ты уже привык, что пёс охраняет тебя от чудовищ и бережёт твою психику, — значит, к его интуиции стоит прислушаться, правда ведь?..
Если Пуля заливается истерическим лаем, значит, где-то поблизости на ветке висит подобная достопримечательность
Нет. В награду ты получишь издевательское сообщение о том, что зря старался, и чувство, что тебя крупно накололи. Оказывается, для хорошей концовки нужно тупо ломиться вперёд, ни в коем случае не трогая и не делая ничего лишнего; только вот о том, что это лишнее, догадываешься лишь постфактум. Ты заходишь в комнату, ты видишь персонажа, с которым можно взаимодействовать, — и никак не ждёшь, что при взаимодействии тут же вгонишь ему нож в шею. Без вариантов, без возможности выбора. Перезагружаться поздно — уж очень не хочется заново проделывать долгий путь по опостылевшим коридорам. Да, когда тебя заставляют плясать под указку ведьмы, ты подозреваешь, что дело нечисто, но о том, что из ситуации в принципе есть альтернативный выход, догадаться по первому прохождению невозможно.
Игра не устаёт при каждом запуске напоминать, что твои шаги имеют значение. Не особо помогает...
Зато другие действия, что кажутся важными и должны бы менять судьбу героя, на финал никак не влияют. К примеру, мой Эллис исправно звонил девушке при любой удобной возможности — я полагала, что это поможет персонажам преодолеть кризис в отношениях. Как выяснилось, можно было не утруждаться: судьбу Эллиса определяют другие факторы, а если герой плохо кончит, девушка в любом случае махнёт на него рукой и даже не всплакнёт о потерянном возлюбленном. Неважно, готов ли ты признать ошибки прошлого или пожертвовать собой ради друга, — куда важнее, подбираешь ли ты разбросанные тут и там деревянные фигурки, хотя они даже особо зловещими не выглядят. Верный путь на тёмную сторону, ага.
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
Ах да: если вы любите «Ведьму из Блэр» или её продолжение 2016 года, а в игре надеетесь увидеть знакомые места или окунуться в атмосферу фильмов — не надейтесь. От оригинала тут только фигурки из прутиков, кучки камней да дом, где разворачиваются финальные акты обеих картин. Вход в ведьминский лес тоже напоминает тот, каким его показали в «Новой главе», но на этом всё.
Такое ощущение, что Blair Witch лениво склепали на скорую руку где-то в промежутке между этапами работы над Layers of Fear 2, и в итоге это не пошло на пользу ни одному проекту, ни другому. Новая игра Bloober Team не пугает, не удивляет и не трогает — разве что в моменты, когда нарисованный пёс лижет твою руку. Сперва ты даже проникаешься красотой и мистикой леса, который существует где-то на грани между реальностью и вымыслом, но к концу всё это уходит, оставляя только раздражение.
Не то чувство, с каким хочется заканчивать любую историю, — особенно если она об искуплении.
  Порадовало
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
  • красивый атмосферный лес;
  • некоторые интересные геймплейные находки;
  • пёсик!
  Огорчило
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
  • баги;
  • однообразные локации;
  • самоповторы;
  • отсутствие логики в концовках;
  • сомнительная привязка к оригиналу;
  • ни капельки не страшно.
  Как мы играли
Во что: купили игру в Steam
На чем: PC
Сколько: 8 часов
  Ачивка редакции
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
«Хороший мальчик»
Хвалить и тискать Пулю при любой удобной возможности, даже если на вас вот-вот напрыгнут монстры.
  О локализации
Добротные субтитры.
Обзор Blair Witch. Alan Wake на минималках
★★☆☆☆ Печально
Вердикт
Нестрашный хоррор и неработающая драма. Хорошие задатки и атмосферные декорации загублены странными геймплейными решениями и скверно исполненным финалом.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгения Сафонова
Евгения Сафонова
Редактор Игромании. А ещё писатель, геймер, музыкант и злая бука. Давно и безнадёжно подсела на книги и кино. Верит, что игры – это искусство, а искусство спасёт мир.