Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Рецензии — Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Создатели очередной фантазии на тему Лавкрафта были на волосок от провала, но всё же выдали достойный проект, которому есть чем порадовать поклонников писателя.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против КтулхуОбзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Co Stygian я познакомилась ещё на Игромире-2018. Демоверсия с ходу покорила меня, комментарии разработчика лишь подогрели интерес, и релиза я ждала с нетерпением, надеясь на атмосферное приключение в мире, где в кои-то веки можно встретить не только рыболюдей и Ктулху, но и других, куда менее известных героев Лавкрафта.
В результате я получила меньше, чем ожидала, но разочарованной не осталась. Хотя были все шансы!

Зов тухлых

Обычно в проектах по Лавкрафту, будь то видеоигры или настолки, люди пытаются предотвратить пробуждение Древних. Разработчики Stygian решили не идти по проторенной дорожке — они отправляют игроков в небезызвестный город Аркхем уже после того, как Древние вспряли ото сна. Дремлющий Ктулху дождался своего часа, и большая часть человечества этого не вынесла: люди сошли с ума, дали волю своим животным инстинктам и поубивали друг друга. Немногие выжившие влачат жалкое существование в городе, отрезанном от остального мира искажениями во времени и пространстве, забросившими его в пустоту между измерениями.
Главная героиня (в моём случае) ничем не отличалась от товарищей по несчастью — за исключением того, что во снах она видит загадочного незнакомца, которого прозвала Чёрным Гостем. В очередном кошмаре незнакомец приводит её к воротам Мискатоникского университета, где поутру девушка находит таинственный ключ. С этого начинается череда её приключений и злоключений, финалом которых станет долгожданная очная ставка с Чёрным Гостем. Главное только — не спятить по дороге…
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Создатель игры Кен Орел называет Stygian «хоррор-RPG». Не скажу, что игре удалось меня напугать (разве что кошмарными багами, о чём я расскажу позднее), однако ролевой составляющей можно только поаплодировать. У Cultic Games вышла хардкорная RPG в лучших традициях первых частей Fallout — и, что приятно, она побуждает по-настоящему отыгрывать созданного персонажа.
Герою можно выбрать не только привычные характеристики вроде силы и интеллекта, но также пол, типаж, возраст, прошлое и даже мировоззрение. Молодые персонажи получат бонус к силе или ловкости, но меньше очков для прокачки прочих навыков. Пол тоже имеет значение: если местным проституткам не слишком принципиально, что у клиента между ног, то в случае с другими персонажами это повлияет на отношение к персонажу и реплики в диалогах. Ну а выбор предыстории даст те или иные преимущества, уравновесив их незначительными минусами.
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Самый занятный пункт — мировоззрение. Ваш аватар может стать эзотериком, нигилистом, гуманистом, материалистом, рационалистом или верующим. И если грамотно отыгрывать выбранную роль в диалогах, реплики будут восстанавливать герою очки рассудка — а это, поверьте, очень важно. По мере прохождения Stygian персонаж так и норовит сойти с ума: Аркхемом правят жестокие гангстеры, по улицам свободно расхаживают культисты, убивающие всех неугодных, в заброшенных домах ждут гули и прочие твари. Неудивительно, что шкала рассудка регулярно пустеет!
Поправить дело можно выпивкой и наркотиками, но рано или поздно они вызовут привыкание — и все прочие негативные последствия. Секс тоже может помочь, однако проститутки хотят денег… вернее, сигарет, которые в этом безумном мире стали основной валютой. Некоторые персонажи на привале готовы устраивать друзьям сеансы психотерапии, но даже это не восстановит шкалу целиком. Так что ролевой отыгрыш — самый надёжный и, главное, бесплатный способ получить драгоценные очки рассудка. Гуманист должен утешать встречных NPC, нигилист — уверять их в тщетности всего сущего, а рационалист — искать разумное объяснение всей невообразимой ктулховщине, которая творится вокруг.
Ещё один способ обрести душевное равновесие — читать книжки во время отдыха. Нигилиста, разумеется, успокоит томик Ницще, эзотерику подойдут сочинения Алистера Кроули, а гуманист оценит «Маленьких женщин»
Типаж определяет не только бонус к тому или иному параметру, но и сильные стороны героя. Учёному можно до предела прокачать одни навыки, оккультисту — другие. Аристократ на старте получит в компаньоны личного дворецкого, путешественник — верного пса. Одни персонажи хотят дружить с теми, кто разбирается в оккультизме; другие питают уважение к тем, кто хорошо владеет оружием. Всё и сразу прокачать невозможно — придётся выбирать.
В итоге прохождение за разных героев подчас кардинально отличается. Моя оккультистка благодаря знанию Каббалы получила весомые бонусы у местного торговца артефактами и избежала стычки с толпой озлобленных горожан. Зато позже ей пришлось сражаться с целым лагерем индейцев, с которыми мой охотник в другое прохождение мирно договорился, блеснув навыками ближнего боя перед их вождём.
Если драться не хочется, почти всегда можно найти иной способ решения проблемы: подкупить, уговорить или просто прокрасться мимо. Впрочем, иногда вступать в бой всё же придётся — и тут нас ждут пошаговые сражения, в которых угадывается наследие не только Fallout, но и Heroes of Might and Magic. Причём в Stygian тактически отступить зачастую благоразумнее и выгоднее, чем доводить сражение до конца
К сожалению, даже если исправно побеждать врагов и не терять спутников в кровопролитных драках, у персонажа будут потихоньку копиться очки отчаяния: постапокалиптический Аркхем, где спятившие жители рыдают прямо на улицах, слишком мрачен и жесток, чтобы в нём можно было радоваться жизни. А за полную шкалу заставят выбрать отрицательный перк (например, штраф на получение опыта), и это усложнит герою и без того нелёгкую жизнь.
Экран загрузки честно предупреждает, что игрокам не будут преподносить всё на блюдечке, и ни капли не преувеличивает. В журнале редко увидишь услужливые подсказки относительно того, что делать дальше — над этим приходится думать самому,  — а персонажи временами задают каверзные вопросы, ответы на которые не прочтёшь в путевых заметках. В некоторых ситуациях помогает перезагрузка с последнего сохранения, но всё «методом тыка» не пройдёшь, изволь запоминать и сопоставлять информацию самостоятельно. Словом, Stygian не считает своих игроков дураками, и это приятно. Во всяком случае, тем, кто не хочет, чтобы их вели за ручку.
Вот в этом домике ждёт настоящая проверка на детективные способности — причём именно для игроков, а не для героя

На волосок от смерти и провала

Скажу честно: изначально эта рецензия была куда более негативной, потому что прохождение ревью-копии для меня превратилось в настоящую войну с багами. Герои отказывались подниматься по лестницам, при загрузке некоторых локаций игра переставала на что-либо реагировать, аптечки в виде шприцов с лауданумом таинственным образом исчезали из инвентаря… Дважды я и вовсе упиралась в критические ошибки, которые не позволяли мне продвинуться по сюжету. Однако, честь и хвала разработчикам, ровно накануне релиза вышел патч, устранивший все баги, что я успела заметить.
Возможно, где-то и остались ошибки. Но в последние часы игры мне (наконец-то!) ничего не мешало — и я смогла оценить мир и сюжет, не костеря каждые пять минут на чем свет стоит геймплейные недоработки. Потому что, в конце концов, от игры по Лавкрафту хочется в первую очередь Лавкрафта, а все ролевые примочки и свобода отыгрыша — уже бонус. И если поначалу Stygian может показаться атмосферной, но скучноватой бродилкой, где от мифоса не так уж много, то по мере приближения к финалу происходящее становится всё сюрреалистичнее, а отсылок к творчеству писателя встречается всё больше.
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Из трёх лавкрафтианских игр, вышедших за последний год (если брать за точку отсчёта релиз новой Call of Cthulhu), в Stygian с «матчастью» поработали лучше всего. Здесь в центре Аркхэма не встретишь избитых рыболюдей из «Теней над Иннсмутом» — зато во время привала героя ждут путешествия в Страну Снов, где бродит Рэндольф Картер, а проход к Мискатоникскому университету загораживает метеорит прямиком из «Цвета иных миров». Персонажи будут воевать с ми-го, телепатически пообщаются со Старцами, а с Изгоем из одноимённого рассказа можно даже… закрутить роман. Ну а что, постапокалипсис — не повод забывать про личную жизнь, в самом деле.
А любовная линия вышла интереснее, чем во многих мелодрамах!
По мере изучения Аркхэма не только с восторгом встречаешь всё больше знакомых героев, мест и образов, но и проникаешься сумасшедшим шармом происходящего. Где ещё можно собрать «команду по спасению мира» из мёртвого солдата, байронического урода с прекрасной, но чёрствой душой, а также культистки-гуманистки, которая обхаживает монстров лопатой? И это далеко не единственный вариант. Компаньонов тут много, они разные, харизматичные, за время путешествия ко всем искренне привязываешься… а потом тебе вдруг предлагают нелёгкий моральный выбор, с кем из них расстаться, и хочется воскликнуть: «Cultic Games, беспощадные вы мерзавцы!»
Да, в Stygian чем-то (и кем-то) придётся жертвовать. Хотя бы своими моральными принципами. Как ни старайся, пройти игру, не замарав руки, не удастся: не тот случай, когда можно гордо отказываться от сделок с тёмными силами и остаться благородным рыцарем без страха и упрёка. Попытка увильнуть от неизбежного и не платить кровавую цену закончится лишь ироничным сообщением о том, что на этом месте твоё путешествие подошло к концу, и загрузкой последнего сохранения. Мир Stygian с игроком не церемонится — как и положено миру, где все мифы Ктулху внезапно ожили.
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Крутых сюжетных поворотов приготовили не один и не два, как и возможных концовок. Причём одна из них оборвёт повествование задолго до того, как ты узнаешь, кто такой этот загадочный Чёрный Человек и зачем он, чёрт возьми, вообще манил тебя во снах… и при этом не остаёшься разочарован, ведь это отлично вписывается в общий концепт. Лавкрафтовский дух — он такой: хочешь ясности, однозначности и побед — тебе в другие игры и к другим писателям. Тут изволь проникаться красотой безысходности, беспомощностью перед наступающим безумием и непостижимыми силами, что куда могущественнее любого смертного… даже если он культист с лопатой наперевес.
Про лопату я не шутила
Что до недостатков, то, не считая багов, их оказалось немного: затянутое начало, олдскульный и не слишком удобный интерфейс… и отсутствие ячеек для самостоятельного сохранения. Да, в Stygian работает исключительно автосохранение — и это безумно неудобно хотя бы по той причине, что каждый новый персонаж затирает сохранения предыдущего. Если хочешь сберечь прогресс сразу нескольких созданных героев, придётся лезть в системные папки и копировать файлы вручную. Непонятное решение, особенно для игры 2019 года, где всё рассчитано на несколько прохождений.
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Создатели Stygian очень бережно отнеслись к первоисточнику. В итоге получилось по-настоящему ролевое приключение в сеттинге, где «ревущие двадцатые» смешались с мифами Ктулху. Но лично на мой вкус самой жуткой и атмосферной игрой по Лавкрафту всё же остаётся Call of Cthulhu 2018 года. Там погружению в кошмар способствовали вид от первого лица и атмосферное окружение. А здесь стилизация под журналы начала прошлого века и двухмерность сыграли свою злую шутку: глядя на яркую мультяшную картинку, всерьёз проникаться величием Древних, как и трепетать перед ними, просто невозможно.
Впрочем, поклонникам Лавкрафта заглянуть в Аркхем от Cultic Games определённо стоит. Ни в одной другой видеоигре творчество писателя ещё не охватывали так широко... и не копали так глубоко. Конечно, это всё равно фантазия на тему, фанфик, если можно так сказать, но написанный с огромной любовью к оригиналу и очень близкий к нему по уровню исполнения. Во всяком случае, уж точно ближе всех предыдущих игровых воплощений творчества мэтра.
  Порадовало
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
  • дух Лавкрафта;
  • ролевой отыгрыш;
  • свобода и вариативность геймплея;
  • эффектная рисовка;
  • атмосферная музыка.
  Огорчило
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
  • баги;
  • слишком винтажный интерфейс;
  • затянутое начало;
  • отсутствие самостоятельных сохранений.
  Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PC
Сколько: 30 часов
  Ачивка редакции
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
«Лейтенант исполнил свой долг до конца»
Плакать, колоться, ругаться, но всё-таки пройти игру до конца, невзирая на нехватку времени и фатальные баги.
  О локализации
Русские субтитры. Местами проскальзывают непереведённые фразы и слова, но, возможно, грядущие патчи это исправят.
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Олдскульная RPG для настоящих фанатов жанра и крепкая адаптация миров Лавкрафта под видеоигровые реалии. Не особенно страшное, но атмосферное, эффектное и сюрреалистическое приключение, которое вполне позволяет проникнуться духом мифов Ктулху.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгения Сафонова
Евгения Сафонова
Редактор Игромании. А ещё писатель, геймер, музыкант и злая бука. Давно и безнадёжно подсела на книги и кино. Верит, что игры – это искусство, а искусство спасёт мир.