Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней

Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней

Кино — Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней
Один из главных фильмов года — вне зависимости от того, как вы относитесь к комиксам.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней
Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темнейОбзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней
Ещё совсем недавно ответ на вопрос «Почему у Джокера нет своего кино?» был очевиден. Это же злодей — как про него снимать? Если уж антигероев из «Отряда самоубийц» Warner Bros. побоялись показывать во всей их неприглядности, что говорить про сумасшедшего террориста?
Впрочем, со временем руководство студии всё-таки решилось дать клоуну-убийце сольник: то ли упорство Тодда Филлипса сыграло свою роль, то ли сказалась популярность «Дэдпула» и «Логана», ориентированных на взрослую аудиторию. Как бы там ни было, в результате мы получили фильм, который точно займёт своё место в списке самых влиятельных кинокомиксов за всю историю.
Готэм, 1980-е. Экономика в упадке. Предприятия разоряются, люди теряют работу, пропасть между богатыми и бедными разрослась до апокалиптических размеров. Из-за забастовки мусорщиков на улицах растут горы помоев, а в подворотнях завелись гигантские крысы. Город сходит с ума.
Артура Флека всё это мало заботит. Он человек маленький, и своих проблем у него до черта: недееспособная мать, беспросветная депрессия, целый набор психических расстройств и в придачу приступы неконтролируемого смеха. Единственное, что скрашивает его жалкое существование, — мечты о карьере комика да улыбка симпатичной соседки. Но отсиживаться в своём мирке и дальше не получится: судьба начинает бить Артура с особым остервенением... Под этими ударами надломленное сознание окончательно распадается, и тихий больной человек превращается в нечто зловещее.
Грим Джокера в фильме сильно напоминает грим другого клоуна — серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, который подрабатывал аниматором на детских праздниках. Его же псевдонимом, «Пого», назван готэмский стэндап-клуб
Когда после Венецианского кинофестиваля критики говорили, что «Джокер» навеян фильмами Мартина Скорсезе, они даже преуменьшили связь ленты с работами мастера. Одними отсылками, цитатами и стилизацией дело не обходится: две ленты Скорсезе, «Таксист» и «Король комедии», служат Тодду Филлипсу не столько источниками вдохновения, сколько подопытными объектами. Режиссёр вырезает из них целые сцены и элементы сюжета, соединяет, выворачивает неожиданным образом и скрепляет собственными задумками. Например, Роберт Де Ниро, исполнивший главные роли в обоих фильмах, в «Джокере» воплощает полную противоположность своих персонажей. Денировские же герои сшиты в одного Артура Флека: он сочетает в себе черты и наивного фантазёра Руперта Папкина, и озлобленного аутсайдера Трэвиса Бикла.
Всю эту синефильскую метамозаику Филлипс накладывает на вселенную DC. Да, альтернативную и приземлённую, но всё же привычно гротескную. И тут происходит маленькая революция: оказывается, что проблематика и угол подачи респектабельного авторского кино вполне органично переносятся в экранизацию мейнстримных комиксов. Все те же драмы и трагедии могут разворачиваться на улицах выдуманных городов и при участии людей в масках. Это важный шаг в борьбе с мнением о том, будто «книжки с картинками», как и фильмы по ним, — для детей и недоумков.
На приступы смеха в исполнении Феникса действительно страшно смотреть
При этом «Джокер» остаётся развлекательным фильмом. Да, он обыгрывает работы Скорсезе, не боится шокировать и грузить зрителя, но всё же рассказывает понятную и знакомую многим историю. Создатели пошли прямым путём, сделав ориджин Джокера примерно таким, каким его и ждали. Посмотрите трейлер, попытайтесь предсказать сюжет — и, скорее всего, мало где ошибётесь. Однако проскакивающую тут и там вторичность сценария легко оттеняет блестящая постановка.
До премьеры многие поклонники комиксов опасались, что киношники слепят из любимого злодея романтического страдальца и очередной источник цитат для соцсетей. К счастью, этого не произошло. Да, Артур и впрямь персонаж трагический, но создатели не стесняются показывать его жуткую, временами даже мерзкую сторону. Да и культ вокруг образа Хита Леджера обсмеяли очень тонко.
Да, вы уже видели этот кадр в трейлерах, но оцените его ещё раз. В фильме таких много
Хоакин Феникс бесподобен, и что-то расписывать тут бессмысленно. Это потрясающая, комплексная и тонкая работа, на которую способны немногие драматические артисты. Кто-то калибром поменьше наверняка свёл бы всё к кривлянию и фарсу, как Джаред Лето, но Феникс выдал игру, достойную, самое малое, номинации на «Оскар». А ещё это однозначно спектакль одного актёра, поэтому остальной каст, хоть и держит высокий уровень, лишь оттеняет главную звезду.
В техническом плане картина почти безукоризненна. «Джокер» снят на потрясающих локациях, неизменно создающих или подчёркивающих настроение сцен. Готэм никогда не смотрелся настолько живым и натуральным, и, хотя сквозь него частенько просвечивает скорсезовский Нью-Йорк, особая атмосфера самого мрачного города вселенной DC всё равно преобладает.
К тому же «Джокер» потрясающе звучит. Композитор «Чернобыля» Хильдур Гуднадоттир создала саундтрек, не просто дополняющий иные эпизоды — подчас он вытягивает или даже меняет их тон. Можете не заучивать сложную исландскую фамилию — совсем скоро вы будете слышать её не реже, чем «Джавади» или «Циммер».
Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней
«Джокер» — один из немногих фильмов, не позволяющих назвать 2019 год провальным для большого кино. Это умная, эмоциональная, выдающаяся в техническом плане и в плане актёрской игры картина, которая выдвигает экранизации комиксов далеко вперёд. Пожалуй, меньшего архивраг Бэтмена и не заслуживает.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Шепелёв
Дмитрий Шепелёв
Редактор Игромании и потомственный гик. Внук геймера, сын геймера. В пять лет стащил у отца и выучил почти наизусть один из первых номеров Игромании за 2000 год. Вот так все и началось.