За что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандале

За что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандале

Киберспорт — За что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандале
BlizzCon в этом году обещает быть очень интересным.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
За что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандале
За что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандалеЗа что Blizzard забанили игрока из Гонконга? Разбираемся в скандале
Уже который день весь интернет обсуждает Blizzard. Компания запретила одному из участников турнира по Hearthstone участвовать в официальных соревнованиях — и всё из-за поддержки протестующих в Гонконге.
Тотчас на голову компании посыпались обвинения: мол, Blizzard прогнулась под Китай, Blizzard наплевать на демократию, Blizzard предала свои идеалы. Некогда любимая всеми студия превратилась в объект ненависти. Сотрудники компании открыто высказывают недовольство действиями работодателя, а пользователи со всего мира удаляют свои аккаунты в Battle.net.
Разбираемся, из-за чего весь сыр-бор и что теперь будет с Blizzard.
Теперь одного гонконгского киберспортсмена знает в лицо вся сеть

Что произошло?

В азиатско-тихоокеанской лиге турнира Hearthstone Grandmasters (крупнейшее состязание по Hearthstone под официальной эгидой Blizzard) участвовал игрок Нг «blitzchung» Вай Чунг. Он не то чтобы лучший в дисциплине: если верить статистике, в этом полуфинале он показал отрицательный результат (шесть побед, восемь поражений) и заработал за сезон около $3000. Копейки по меркам большого киберспорта.
Отыграв последний матч на турнире, он заглянул на официальную Twitch-трансляцию для постматчевого интервью — и устроил сюрприз организаторам. Во время матча Чунг был в обычной одежде, но для беседы с комментаторами надел каску, лыжные очки и респиратор. В конце интервью, оттянув маску, он выкрикнул: «Свободу Гонконгу!», после чего стрим моментально прервался на рекламу.
Студия оперативно удалила VOD’ы полного интервью, но интернет всё помнит
Вскоре Blizzard официально заявила, что blitzchung нарушил правила турнира: его публичное высказывание якобы нанесло непоправимый ущерб бренду и оскорбило некую «группу лиц». В наказание за этот проступок корпорация исключила игрока из программы Grandmasters, отняла у него уже заработанные призовые и на год запретила участвовать в любых официальных соревнованиях по Hearthstone. А напоследок уволила обоих комментаторов. Видимо, на всякий случай.
Общественность отреагировала незамедлительно. Когда информация о случившемся пошла в массы, интернет взбунтовался: официальный форум студии на Reddit перешёл в приватный режим, а часть сотрудников Blizzard устроила стачку у статуи рядом с входом в офис — у той, рядом с которой увековечены ключевые ценности корпорации.
Фото стачки. Зонты — ещё один неотъемлемый предмет гардероба протестующих

А при чём тут вообще Гонконг?

Вай Чунг — единственный на турнире уроженец Гонконга. Своей выходкой он открыто поддержал протестное движение, которое не стихает там уже больше полугода. Власти материкового Китая пытаются принять в Гонконге несколько новых законов. Например, о выдаче преступников на большую землю. Но, по мнению жителей города, новые правила подрывают автономию региона. Своё несогласие с политикой властей они выражают в ходе многотысячных протестов.
Каска, очки и респиратор — фактически опознавательные знаки протестующих: экипировка помогает им защититься от полиции, которая при любом удобном случае использует слезоточивый газ, перцовый спрей и резиновые (а иногда и боевые) пули. Слова, произнесённые blitzchung на стриме, уже давно стали слоганом всего движения.
Вечернее шествие протестующих. Фото Getty Images
О своей поддержке протестов игрок рассказывал в Twitter ещё летом. А после бана, в интервью сайту Polygon, blitzchung добавил, что своим поступком он хотел привлечь внимание к проблеме. И тем самым помочь соотечественникам.
Чунг утверждает, что судьба жителей Гонконга настолько беспокоила его, что он не мог толком готовиться к турнирным матчам. И что это был его долг — сказать хоть что-нибудь, а не молчать о нарушениях прав человека.

Выходит, Blizzard поддерживает Китай? Почему?

Проблема в том, что Китайская Народная Республика не любит, когда кто-то критикует её политический строй или обсуждает неудобные для державы вопросы. «Великий файерволл» — уже давно не шутка. В Китае по факту свой, отдельный, интернет: Google, YouTube, Twitter и все остальные крупные западные платформы там заблокированы, поэтому китайцы пользуются VPN или местными аналогами, которые полностью контролирует партия.
Вскоре после начала протестов в Гонконге из китайского сегмента Сети стала пропадать любая информация о конфликте — да и о регионе в целом. Правительство предпочло сделать вид, что никакой проблемы (как и самого Гонконга) просто нет. А все, кто говорит про какие-то народные волнения, глубоко заблуждаются.
Международные компании, желающие вести бизнес на территории КНР, вынуждены подстраиваться под эти правила. И Blizzard не исключение: прогневаешь партию — мгновенно потеряешь доступ к огромному китайскому рынку, который приносит солидную долю прибыли.
За удобную инфографику спасибо агентству Graph Visual Communications
Азиатско-тихоокеанской лигой Hearthstone Grandmasters занимается не абстрактный глобальный офис Blizzard, а одно вполне конкретное отделение — тайваньское, расположенное в Тайбэе. Тайвань и материковый Китай уже больше полувека не дружат, но тем не менее серьёзная доля аудитории и денег приходит в лигу именно из КНР. Учитывая, что богатейшие китайские инвесторы могут серьёзно обидеться из-за обычного твита, тайваньское отделение решило перестраховаться и прекратить любое сотрудничество с несогласными.
По сути, студии пришлось выбирать из двух зол. Попасть в опалу в КНР или оскорбить «цивилизованный запад»? Blizzard Taiwan выбрала второе — иначе, при полномасштабном бойкоте со стороны Китая, как минимум сорвался бы финал Hearthstone Grandmasters на грядущем BlizzCon. Два финалиста по обязательной квоте (и по отдельным отборочным) проходят именно из КНР.
Недавно случился аналогичный скандал. Генеральный менеджер баскетбольной команды Houston Rockets Дэрил Мори в личном Twitter поддержал протесты в Гонконге — и китайские правительственные медиа отказались транслировать игры команды. Теперь она для КНР просто не существует

То есть это самоцензура?

Да. Самоцензура, преступление против свободы слова, неудачный пиар-ход — зовите как душе угодно. Решение Blizzard действительно во многом достойно критики, но, как говорится, «не всё так однозначно».
На эту тему подробно высказался Брайан Киблер — видный деятель сообщества Hearthstone и бывший комментатор финала Grandmasters (он отказался работать с Blizzard после инцидента с blitzchung). По словам Киблера, компания не хотела создавать прецедент, в котором их официальная платформа послужила бы площадкой для политических действий.
Во всеуслышание заявив о поддержке Гонконга, Чунг мог подставить не только бренд, но и людей, работающих на студию. Поставьте себя в эту ситуацию: вы трудитесь в большой компании, всё у вас хорошо, а потом бац — и из-за слов гостя на стриме вы теряете работу, а может, ещё и жильё или визу, если приехали в Тайвань из другой страны. Как и десятки ваших коллег. И всё просто потому, что спортсмен решил высказаться именно с вашей платформы.
Вы наверняка не раз видели подобные реплики: либо в чате на стримах, либо прямо в игре. Копипасты про площадь Тяньаньмэнь якобы обладают свойством «класть» китайские сайты
Увольнение комментаторов с первого взгляда кажется излишней мерой: дескать, а их-то за что, если провинился гость? Они ведь не знали, что он скажет. Но благодаря пользователям Twitter, владеющим китайским, стало понятно, что комментаторы всё знали — более того, они подбадривали Чунга. На записи трансляции остался этот момент: они сказали спортсмену «произнеси эти восемь слов, и мы закончим интервью», а затем спрятались за ноутбуки, очевидно, догадываясь, чем может быть чревата такая выходка.
Иными словами, наказание было жёстким, но предсказуемым. Корпорации требовалось продемонстрировать, что при сотрудничестве с Китаем Blizzard готова учитывать его политическую повестку — даже если нарушает американские (а компания зарегистрирована в США) законы и нормы этики.
Даже американские массовые СМИ не остались в стороне. Известный киберспортивный журналист Род Бреслау поговорил с FOX News о произошедшем

Всё ясно. Blizzard тоже в кармане у Tencent?

Интернет (преимущественно Reddit) решил бойкотировать студию довольно изощрённо: например, сделать из Мэй (единственного персонажа Overwatch родом из Китая) символ освобождения Гонконга
Не совсем. Riot Games в кармане у Tencent: китайский холдинг владеет 100% акций студии, а комментаторы чемпионата мира будто бы с опаской произносят название команды Hong-Kong Attitude. Epic Games почти в кармане у Tencent (40% акций), но Blizzard — нет. Всего 5% акций. Тут ситуация иная: компания пока не в кармане, но явно хочет туда залезть. Согласно финансовому отчёту Activision-Blizzard за второй квартал 2019 года, доля прибыли с азиатского региона составила всего 12% — почти без изменений в сравнении с 2018-м. Хоть корпорация и слегка обогнала предсказанные темпы развития на других фронтах, в Азии всё по-прежнему не очень.
Вбейте в поисковик «blizzard chinese ripoff» и пролистайте новости: Китай обожает копировать игры студии. Получается, что кто-то другой выдвигает на второй по значимости (после США) рынок видеоигр совершенно аналогичные проекты, отнимая потенциальные барыши у самой Activison-Blizzard — поэтому в компании торопятся принять меры.
 Например, в январе 2019-го корпорация продлила соглашение с китайским издателем NetEase до 2023 года: компания занимается изданием и обслуживанием всех игр Blizzard на территории Китая. Более того, они же ответственны за киберспортивные мероприятия, причём документ позволяет им действовать независимо от воли студии. Помните, Blizzard сказала, что прекращает турнирную поддержку Heroes of the Storm? В Китае всё осталось по-старому.
Так-так-так, что тут у нас: и самопальная Hearthstone, и Overwatch, и ассеты из World of Warcraft… В любой другой стране мало кто даже рискнул бы так открыто копировать Blizzard, но в Китае своя атмосфера
Прибавьте сюда же Overwatch League, популярность которой в регионе растёт с каждым годом. Сейчас тихоокеанский дивизион почти на половину состоит из китайских команд, а стоимость одного только «места» в OWL в 2017 году составляла $20 млн (в этом году, по слухам, цифра поднялась до $60 млн).
Короче говоря, сейчас у Blizzard наконец налаживается партнёрство с Китаем, и это хороший шанс закрепиться на огромном рынке. Никто в здравом уме от такого не откажется.

Но мы-то не в Китае живём. Почему всех так волнует эта история?

В свете этого скандала и недавнего удаления Modern Warfare из PSN уже невозможно говорить, что игры должны оставаться вне политики. Они могут стараться быть вне политики, но тщетно: люди, которые их делают, и люди, которые в них играют, по умолчанию политичны.
Бывший сотрудник Blizzard внёс свои пять копеек в дискуссию. За иллюстрации с переведёнными твитами спасибо Зулину
С одной стороны, вся эта PR-катастрофа — уморительный, почти хрестоматийный пример того, как нельзя вести дела. Все официальные аккаунты Blizzard отмалчиваются, форум студии на Reddit переведён в приватный режим. На них набросились все: от простой публики до американских сенаторов и собственных сотрудников. А с другой стороны — грустно это. И очень-очень тревожно. Эпоха невинных игр ушла; теперь уже не притвориться, что политика в играх — лишь дешёвый трюк, используемый разработчиками, чтобы создать вокруг проекта шумиху и сделать его натянуто злободневным. Большие игры становятся таким же инструментом воздействия на широкую аудиторию, в какой уже превратились СМИ, поисковики и соцсети. А издателям больше не удаётся игнорировать политическую повестку стран, где они пытаются заработать.
Хорошо, что Чунг хотя бы получил свои деньги назад: студия Immutable, разработавшая ККИ Gods Unchained, быстренько компенсировала его потерянный выигрыш и пригласила спортсмена на турнир по собственной игре.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Денис Павлушкин
Денис Павлушкин
Редактор Игромании. Человек странных вкусов и широких взглядов. Готов переигрывать в Hammerfight до скончания времён.
Игра в материале
Hearthstone
★★★★☆ ДостойноРейтинг
Игромании
8,4
Рейтинг
игроков
PC   Mac   iOS
Серия: Hearthstone
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Blizzard Entertainment
Издатель: Blizzard Entertainment
Дата выхода: 11 марта 2014
Дата выхода в России: 11 марта 2014