Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный

Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный

Прямым текстом — Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
Перед знакомством с игрой лучше надеть противорадиационный костюм.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Проекты из раннего доступа — это чаще всего адски сырые заготовки, которые страшно покупать за реальные деньги. И я искренне восхищаюсь смельчаками, готовыми вкладывать свои кровные в заведомо недоработанную игру. Но бывает, что в магазинах появляются даже не игры, а просто огрызки программного кода, обтянутые текстурами и наспех озвученные дурными голосами актёров-любителей. Вот и альфа-версия Chernobylite оказалась из таких. Что такого особенного разработчики из The Farm 51 предлагают игрокам за 666 рублей?
Если вкратце — боль, страдания и шесть-восемь часов жизни, потраченных впустую.

«Чернобыль лайт». Без сахара

Пока Chernobylite кажется спешной попыткой выехать на волне хайпа вокруг сериала «Чернобыль», хотя о сюжете в целом судить ещё рано: в альфа-версии доступны лишь пролог, несколько миссий и хаб, который надо обустраивать, как в Fallout 4. Мы играем за некоего Игоря — украинского то ли учёного, то ли военного, который прибыл в Зону спустя тридцать лет после взрыва на АЭС. Тогда он оставил там любимую девушку Татьяну, а теперь надеется встретить её снова — ну, или хотя бы найти её останки.
Чем продиктован такой странный поступок (да ещё и через столько времени), разработчики пояснять не спешат. Узнать об истории главного героя можно только из коротенького ролика вначале, пары куцых записок да голоса Татьяны, который почему-то звучит у Игоря в голове. А помочь ему в поисках возлюбленной призван таинственный кристалл, способный создавать пространственные разломы.
Вот он — чернобылит, тот самый кристалл. Игорь настолько бесстрашен, что сейчас схватит осколок минерала с зашкаливающим радиационным фоном голыми руками
В прологе нам показывают ещё нескольких персонажей. Один из них, Оливер, поселится в хабе после того, как переживёт атаку загадочного «чёрного сталкера» (впрочем, тот вообще не вызывает интереса). Те же впечатления остаются и от остальных персонажей — непонятных людей, что непонятно зачем прибывают в Чернобыль, непонятно зачем убивают там российских военных (игру уже успели обвинить в русофобии за фразу «уж с русскими-то я справлюсь», брошенную главным героем), непонятно зачем помогают друг другу и непонятно о чём говорят. В общем, вместо «плотной, густой атмосферы», которую описывают в отзывах к игре в Steam, я заметил только плотный и густой туман, которого с избытком нагнали сценаристы.
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный

Ни слова по-русски

После пролога мы попадаем на базу, которую, как уже говорилось, надо обустраивать. Изначально в «рабочей зоне» всё завалено хламом, который разбирается нажатием одной кнопки. В хабе можно разместить станки для создания мебели и предметов, установить маленькие теплицы для выращивания грибов и целебных травок, украсить пространство столами, шкафами и кроватями и даже собрать маленький телевизор.
Правда, в отличие от той же Fallout 4, в геймплейном плане всё это просто бесполезно. По крайней мере, в альфа-версии точно: скажем, любые ингредиенты для снадобий легко собрать и прямо на уровнях — зачем возиться с теплицами? Интерьер должен улучшать психическое состояние компаньонов (оно убывает после каждой миссии), но я вообще не заметил никакого влияния всех этих тумбочек на однополчан. Так что пока есть чувство, что обустройство базы добавили просто для галочки: дескать, у нас же тут серьёзная выживалка!
Не спрашивайте, что это такое и как оно оказалось в этом сеттинге. Не исключено, что у разработчиков просто завалялись какие-то ненужные 3D-модели и их решили запихнуть в игру, чтоб добро не пропадало
Там же, на базе, мы планируем дальнейшие действия: если взглянуть на окрестности Чернобыля через бинокль, то на конкретных местах или зданиях всплывут иконки доступных заданий. Хотите — выдвигайтесь на них сами, хотите — отправляйте соратников. Пока их всего двое: тот самый Оливер и ещё более безликий сталкер Сашка, который прибьётся к команде в одной из миссий. С обоими можно поболтать, но поверьте: те две-три строчки, что они выдают в диалогах, никак не обогащают ни сюжет, ни атмосферу. Так что вопрос о том, отправлять ли цифровых болванчиков на задания, рискуя их психикой, даже не встаёт. О чём речь? Конечно, отправлять! Даже если сгинут, главному герою от этого ни холодно, ни жарко.
Ну и куда без местной чернобыльской bratva? От неё вы, правда, маслину не схлопочете: всё местное «братство» воплощает в себе один-единственный сталкер-барыга
Наконец, мы разослали всех подопечных по заданиям (или оставили на базе отсыпаться и восстанавливать психическое здоровье), и теперь наш черёд выходить на дело. Вот тут-то и начинается настоящая головная боль. Сами миссии, несмотря на некое сюжетное разнообразие (собрать документы, набрать ресурсов, ограбить конвой военных, проникнуть на секретный объект), всегда сводятся к классическому «приди — забери/убей/укради — уходи». А локации, которые с виду даже кажутся довольно-таки реалистичными, на деле однообразны до тошноты. Куда бы вас ни занесло — в окрестности базы, в заброшенный посёлок Копачи или на территорию вокруг РЛС «Дуга», — 80% времени вы будете блуждать по одним и тем же лесам. Вся карта заставлена одинаковыми моделями травы, кустов и деревьев, среди которых лишь иногда попадается какой-нибудь обветшалый сарайчик. Да и туда, скорей всего, просто нельзя будет зайти.
Вот в таком сером мыле мы проводим почти всю игру. А ведь даже такие локации можно было бы обыграть интересно. Взять хотя бы кладбище брошенной техники из S.T.A.L.K.E.R. — там тоже была одна ржавчина да безысходность, но как же это красиво смотрелось!
И даже в тех зданиях, куда всё-таки можно попасть, нет ничего интересного. Разработчики хвастались тем, что воспроизвели реальные локации вокруг АЭС, но на деле это просто заброшенные дома из трёх комнат с двумя стульями внутри. А больше там нет ничего — одни голые стены, разве что граффити с героями «Ну, погоди!» попадётся. Серые и унылые дома просто встроены в такой же серый и унылый пейзаж. И даже если разработчики впрямь восстановили ландшафт по реальным картам, никакого ощущения присутствия в том самом загадочном и опасном Чернобыле нет. Вспомните самую первую S.T.A.L.K.E.R. и впечатления от стычки с гопниками на мясокомбинате: в одной той перестрелке больше Зоны, чем во всей Chernobylite.
Впрочем, природу сложно сделать некрасивой: даже с посредственной графикой игра регулярно выдаёт симпатичные пейзажи

Кто на Зоне был, того к Боженьке без доклада пускают

Обещанный «выживач» в игре тоже есть лишь формально. По карте разбросаны ресурсы — их всего шесть: травы, грибы, топливо для костра, электродетали, химикаты и пищевые рационы. И нет, не шесть типов ресурсов, их просто шесть. Травы — это не подорожник или ромашка, каждый со своими свойствами, а просто «травы». Грибы — не сыроежки и подосиновики, а просто «грибы». Еда — безликие консервы. Из них на оборудованных кострищах можно сварить три вида похлёбок, которые восстанавливают здоровье, психическую стабильность и очищают от радиации. Всё.
Но что самое, пожалуй, обидное — ощущения выживания нет и в помине. Вы просто сканируете местность, подсвечивая все ресурсы в определённом радиусе, а потом остаётся лишь пробежаться и собрать их. Причём у местного гибрида сканера и счётчика Гейгера сразу несколько режимов работы, но один из них выделяет сразу все предметы — а значит, переключаться на остальные нет вообще никакого смысла.
В помещениях особенно заметно, что локации делали наспех
Можно предположить, что спокойно заниматься сбором лута помешают другие сталкеры и военные, — но нет, не мешают. Противников на карте раз-два и обчёлся. Да, их может быть тяжело заметить, поскольку они попросту сливаются с однотонным пейзажем, — поэтому нередки идиотские ситуации, когда вы вылезаете из кустов и вдруг оказываетесь лицом к лицу с российским бойцом...
Но даже в этом случае не возникает никаких проблем: местные «опричники» слепы и глухи, очень неохотно обнаруживают игрока, а уйти из их поля зрения проще некуда. Доходит до смешного: вы можете подойти со спины и вырубить врага почти под носом у его подслеповатого коллеги, а потом шмыгнуть в кусты, отсидеться пять секунд... и он начисто забудет о вашем существовании! Один раз я таким образом выкосил сразу четырёх противников, которые смотрели прямо друг на друга, собрал лут и был таков.
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
Зато если уж вас заметили, готовьтесь к самым унылым в своей жизни перестрелкам. Из-за очень странного ограничения вы не можете подбирать оружие врагов (хотя оно исправно подсвечивается как активный предмет, если навести на него прицел), а потому почти всю игру предстоит стрелять исключительно из нагана и дробовика. Патронов поначалу жутко мало, хотя со временем вы сможете клепать их у себя на базе в промышленных масштабах.
Что же до самих перестрелок… Мало того, что на выстрелы стягиваются все окрестные вояки, так они ещё и палят по вам совершенно непредсказуемо: могут часами мазать, а могут завалить с одного-двух попаданий. А если учесть, что во время стрельбы они либо стоят на месте и палят по игроку, либо сонно движутся от укрытия к укрытию, ввязываться в такие перестрелки с каждым разом всё скучнее и скучнее. Куда проще обойти опасный участок по кустам или стянуть нужную вещь прямо у врагов из-под носа, а потом скрыться в неизвестном направлении (всё в тех же кустах).
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный

Жучиное царство

При этом местами видно, что разработчики честно пытались оживить эти мёртвые декорации. На карте есть места, помеченные знаком вопроса, где вас ждёт некое событие: например, можно встретить местного торговца Жеку, продающего (вот это сейчас не шутка!) лутбоксы в обмен на рационы. А один раз я случайно набрёл на двух военных, планировавших расстрелять безоружного сталкера. Разобравшись с нападавшими, я подошёл к спасённому пареньку в надежде услышать что-то интересное, но в ответ получил ровно две реплики: «Спасибо, что спас!» и «Надеюсь, ты не один из них». После этого он просто стоял как вкопанный — я даже застрелить его не смог. При повторном прохождении я вновь наткнулся на этот ивент, но во второй раз решил подождать и посмотреть, что будет, если я не стану вмешиваться. Вы догадываетесь, что меня ждало: военные просто повторяли по кругу одну и ту же фразу о том, что они сейчас убьют незваного гостя, — и так его и не убили, пока я не прервал их мучения.
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
Возможно, виной тому один из множества багов, наводняющих игру. Исчезающие и телепортирующиеся предметы, противники, стреляющие и видящие сквозь стены (но не сквозь кусты!), предметы, пропадающие из инвентаря, зависания на загрузках, пули, летящие сквозь врагов, не прогрузившиеся до конца скрипты и так далее — словом, джентльменский набор раннего доступа. Про колченогую анимацию персонажей, кошмарную оптимизацию с просадками до 5–6 FPS и просто низкокачественную озвучку, которую вдобавок заглушает саундтрек, я и вовсе молчу. Самое смешное, что говорят персонажи на русском языке, хоть и с заметным польским акцентом, а вот субтитры, интерфейс и весь остальной текст есть лишь на английском.
Впечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанныйВпечатления от Chernobylite. «Сталкер» недоделанный
Поверьте, я пишу это не ради удовольствия поиздеваться над беднягами-разработчиками из The Farm 51. Наоборот: прежде чем впервые запустить альфа-версию, я искренне надеялся, что наконец увижу достойную игру про настоящий Чернобыль. Но, когда проект буквально состоит из одних лишь недостатков, его попросту нечем защищать или оправдывать.
И это не тот случай, когда временные проблемы можно объяснить ранним этапом тестирования. Бьюсь об заклад, что и на релизе всё не сильно переменится. Да, наверняка уберут кое-какие баги, немного поправят оптимизацию, вырежут пару несработавших механик и добавят другие им на замену. Но разработчики выставили проект на продажу уже сейчас — да ещё и с ценником в 666 рублей, которые можно потратить куда с большей пользой. И вот это уже говорит не об искреннем рвении выпустить классную игру, а лишь о желании поскорее на ней заработать.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Иван Афанасьев
Иван Афанасьев
Кинокритик и игроман. Считает, что хорошая игра должна дарить новый опыт. Ну, или чтобы в ней было много оружия!
Игра в материале
Chernobylite
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC   XONE   PS4
Жанр: Ужасы
Разработчик: The Farm 51
Дата выхода: 16 октября 2019
Игра в раннем доступе