Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey

Спец — Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Отправляемся за геймерскими воспоминаниями в ноябрь 2014-го, 2009-го, 2004-го и 1999 годов.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest JourneyВо что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
В 2014 году мы вернулись в Тедас, чтобы возглавить Инквизицию и положить конец проискам Корифея. В 2009-м — изучили крыши Флоренции XV века как свои пять пальцев и заодно раскрыли заговор тамплиеров. Пятнадцать лет назад мы шатались по ночному Лос-Анджелесу, стараясь по возможности не нарушать Маскарад, а ещё на пять лет раньше изучали загадочные Старк и Аркадию в компании Эйприл Райан. Пришла пора вспомнить, во что мы играли в ноябре 5, 10, 15 и 20 лет назад.

5 лет назад — Dragon Age: Inquisition

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
В момент релиза «Инквизиции» пять лет назад сложно было представить, какую роль этот проект сыграет в истории студии BioWare. Тогда канадцы выпускали самую большую и амбициозную игру в своей карьере: уже не привычную сюжетную RPG с коридорными уровнями, а грандиозный открытый мир с механиками, близкими к механикам в ММО. Такой, который вдоль и поперёк обойдёшь минимум часов за семьдесят.
И, разумеется, далеко не все игроки одобрили смену курса: Dragon Age: Inquisition ругали за гринд, огромные пустые локации, сюжет, который выдаётся слишком малыми порциями, иллюзию выбора… Впрочем, даже несмотря на частичную смену жанра, это всё ещё была «та самая» Dragon Age: взрослое и ироничное фэнтези с харизматичными героями. И именно благодаря тому, что большинство фанатов любят Dragon Age за сюжет, а не за боёвку или другие геймплейные механики, затея всё-таки выгорела. Несмотря на критику, третья часть получила звание «Игры года» на The Game Awards 2014 и рейтинг 85 на Metacritic.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Но, как позже рассказали работники студии, именно этот успех превратил BioWare в компанию с сомнительной репутацией, которую мы знаем сейчас. Всё дело в том, что во время разработки «Инквизиции» боссы BioWare постоянно меняли свой взгляд на то, как должна выглядеть игра, поэтому финальный проект собирали в дикой спешке буквально за последний год. Менеджеры же верили, что, какой бы хаос ни творился в студии, в последние месяцы перед релизом всё склеится как надо. «Некоторые люди в Эдмонтоне так выгорели, что прямо говорили: Inquisition должна провалиться, чтоб наши начальники поняли, что больше нельзя делать игры таким путём», — утверждал один из бывших разработчиков компании.
Увы, надежды этих людей не оправдались. Спустя несколько лет студия выпустила сначала спорную Mass Effect: Andromeda, а потом и провальную Anthem — и да, обе игры разрабатывали сходным способом. Остаётся лишь надеяться, что хотя бы будущую Dragon Age 4 (а она обязательно выйдет, хоть и не раньше 2022-го) ждёт иная участь.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
В Inquisition BioWare собрала все, чему научилась за годы, и двинулась дальше. Здесь студия впервые экспериментирует с большими масштабами и открытым миром — причем толково, а не как с катанием на «Мако» в первом Mass Effect. Впрочем, это и вполовину не так важно, как может показаться. В Inquisition по-прежнему главенствуют прописанная вселенная и характеры, а открытый мир имеет мало значения.

10 лет назад — Assassin's Creed II

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
А вот Ubisoft выпуском Assassin's Creed II, наоборот, не пустила серию под откос, а положила начало её золотому веку. Конечно, первая часть тоже нашла своих фанатов, но, пожалуй, ни один выпуск «ассасинов» не вспоминают с такой любовью и ностальгией, как второй. Итальянский пройдоха и любимец женщин по имени Эцио Аудиторе стал настоящим символом франшизы — и задержался в ней ещё на две игры, не считая мобильных проектов и спин-оффов. А механики открытого мира, которые толком развились именно в Assassin's Creed II, используются во многих проектах Ubisoft и по сей день.
Увы, сейчас AC II вряд ли вызовет у кого-то такой же восторг, как в 2009-м, когда карту черепичных крыш Флоренции хотелось (и получалось!) выучить почти наизусть. А управление, особенно на ПК, и десять лет назад казалось диким: где это видано, чтоб для обычного бега надо было зажимать сразу три клавиши, а в бою — отдельно управлять руками, ногами и головой? Да и сюжет звёзд с неба не хватает — даже на момент выхода игры он был, мягко говоря, вторичным. Но всё это не имеет никакого значения, потому что Assassin's Creed II берёт не сложным сценарием, не боёвкой и не головоломками, а самой атмосферой.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Только там можно побрататься с молодым Леонардо да Винчи, забраться под самые купола реальных храмов, раскрыть политический заговор, изменить ход истории… Узнать, что на самом деле приключилось с библейскими Адамом и Евой, в конце концов! А вот все последующие части серии, хоть там тоже хватало и легендарных событий, и реальных исторических персонажей, мало-помалу теряли это очарование. Возможно, просто потому, что такие яркие впечатления от Assassin's Creed можно получить только один раз в жизни.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Когда мы в редакции обсуждали Assassin's Creed II, Александр Кузьменко, главный фанат и защитник первой части, брезгливо кривился — дескать, все то же самое, что и в первой части, да еще и все персонажи говорят со смешным акцентом. Это чистая правда: капитальных изменений в механике игры нет. Более того, от некоторых чудачеств так и не удалось избавиться: AI дает сбои, управление перегружено, а сражения выглядят странно из-за особенностей боевой системы — герой сражается с одним противником, а остальные в это время кружат рядом с угрожающим видом и чего-то ждут. Если в первой части вас раздражало именно это, то вряд ли за Assassin’s Creed стоит садиться сегодня. Но, на наш взгляд, ради возможности заколоть чванливого вельможу ядовитой иглой и раствориться в суматохе венецианского карнавала можно и потерпеть.

15 лет назад — Vampire: The Masquerade – Bloodlines

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Что мы представляем себе при слове RPG? Игру, где можно выбрать расу и внешность героя по своему вкусу, как в Skyrim или той же Dragon Age? Огромный мир с обилием персонажей и диалогов, как в «Ведьмаке 3» или недавней The Outer Worlds? Сложную боёвку с разветвлённой системой прокачки и менеджментом лута, как в Dark Souls и Divinity: Original Sin?
Как ни смешно, для настоящей RPG ключевым не будет ни один из этих элементов. Само название «ролевая игра» (по крайней мере, в том смысле, что вкладывали в него создатели Dungeons and Dragons) подразумевает прежде всего отыгрыш персонажа. Но в контексте современных игр понятие «отыгрыш» всё чаще становится пустым звуком: какая разница, злой ты или добрый, если исход всего сюжета определят один-два квеста в самом конце? И какая разница, какого ты выбрал персонажа, если в любом случае увидишь плюс-минус одну и ту же историю?
В игровой индустрии есть всего несколько RPG, которые всерьёз относились к своим настольным истокам, ставя во главу угла именно отыгрыш. И если Planescape: Torment или Fallout 2 до сих пор регулярно приводят в пример молодым разработчикам, то Vampire: The Masquerade — Bloodlines вспоминают куда реже. А зря: несмотря на технические недоработки, с которыми игру выпустили в продажу, это одна из самых талантливо написанных ролёвок, где ваш выбор напрямую влияет не только на исходы квестов, но и на сам тон повествования.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Безумный Малкавиан всю игру будет носиться по клубам и подворотням Лос-Анджелеса, кусая кого ни попадя, по дороге точно выведет из себя десяток NPC и наверняка переспит с местной сердцеедкой Жанетт Воэман. А вот Носферату настолько безобразен, что ему можно передвигаться исключительно по канализации, — какие уж тут тусовки и романтика! При этом свобода действий самая настоящая: большинство проблем можно разрешить несколькими путями, да и сам набор квестов отличается в зависимости от того, за кого вы решили начать прохождение.
Да, на релизе в Vampire: The Masquerade — Bloodlines было почти невозможно играть из-за багов, но сейчас, после тонны патчей и доработок, её можно смело назвать лучшей игрой про вампиров в истории. И пока к выходу в 2020-м готовится вторая часть, самое время (пере)пройти первую. Если продолжение хотя бы приблизится к планке, которую задал оригинал, это будет огромный успех.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Bloodlines оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, мы давно уже не видели RPG такого высокого уровня — пожалуй, с момента выхода безупречной Star Wars: Knights of the Old Republic. Специалисты Troika еще со времен Arcanum славились своей способностью делать игры, в которых во главу угла поставлен сюжет, и в Bloodlines они показали себя на все 100%. С другой стороны, кто-то может бросить игру чуть ли не сразу после просмотра вступительного ролика, который тормозит безбожно, — такое пренебрежение к системным требованиям простительно монстрам вроде DOOM 3 и Far Cry, но никак не ролевой игре.
Bloodlines похожа на неотшлифованный бриллиант. Будьте терпеливы — и он заиграет перед вами всеми своими гранями.

20 лет назад — The Longest Journey

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
В маленьком вердикте Игромании (формата больших рецензий в тогдашнем журнале ещё не было) о The Longest Journey написали: «Никто не мог поверить, что в 2000 году может появиться настоящий квест без экшеновых и прочих добавлений». И это правда: история Эйприл Райан похожа на идеально законсервированный образец жанра — тут вам и обширные диалоги с яркими персонажами, и сложные головоломки с предметами и механизмами, и, конечно, Приключение с большой буквы. В 2000-м она получила звание лучшего квеста года сразу от нескольких крупных игровых изданий, включая GameSpot и IGN, а когда Бенуа Сокаль в 2002-м выпустил ныне легендарную Syberia, её в первую очередь сравнивали именно с творением студии Funcom.
Вторую волну популярности игре (и её сиквелу Dreamfall: The Longest Journey) принесло продолжение Dreamfall Chapters, которое выпускали в виде эпизодов с 2014 по 2016 годы. А самое интересное то, что оригинальная The Longest Journey к тому времени ни капли не состарилась: спустя двадцать лет после релиза с ней легко управляться без особых мучений, даже если вы геймер поколения Z. Немногие игры того же возраста из рубрики «Во что мы играли» могут этим похвастаться.
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад. Dragon Age: Inquisition, Assassin's Creed II, Vampire: The Masquerade – Bloodlines и The Longest Journey
К тому же научно-фантастический Старк и фэнтезийная Аркадия, по которым путешествует главная героиня, почему-то кажутся знакомыми с первого взгляда — как кадры из фильма, который ты разок видел в детстве, а теперь никак не можешь вспомнить его название. Отчасти это заслуга множества отсылок к массовой культуре, которыми попросту напичкана игра, а отчасти — сказочного визуального стиля и впечатляющей графики, что не так-то просто было обеспечить в конце двадцатого века. Но главное, что внешняя красота проекта вполне соответствовала содержанию: Funcom построила живой и трогательный мир, да ещё и заселила его персонажами, за которых неизбежно начинала болеть душа.
А во что вы играли в ноябре пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад? Расскажите в комментариях!
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Екатерина Жорова
Екатерина Жорова
Редактор Игромании с 2016 года. В споре о том, что важнее — геймплей или нарратив, — однозначно выбирает второе (хотя лучше всего, конечно, когда они неделимы). И скептично относится к попыткам делить игры на «плохие» и «хорошие»: любой проект ценен, пока хоть один человек на свете получает от него удовольствие.
Игры в материале
Dragon Age: Inquisition
Dragon Age: Inquisition
Assassin's Creed II
Assassin's Creed II
Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Vampire: The Masquerade — Bloodlines
The Longest Journey
The Longest Journey