Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас

Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас

Рецензии — Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Красивая, но технически недоработанная детективная история.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди насОбзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Игры, в основу которых легли фильмы или книги, частенько оказываются наспех собранными или просто посредственными продуктами: взять хоть большинство адаптаций «Гарри Поттера», «Терминатора», «Матрицы» или недавнюю John Wick Hex. Но временами лицензии всё-таки достаются по-настоящему умелым и преданным оригиналу разработчикам. Примеры тому — отличная Alien: Isolation или Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast и Jedi Academy.
Детективу Блэксаду, герою одноимённого комикса, посчастливилось попасть в число последних. За работу над игровым воплощением его приключений взялась студия Pendulo, ветераны разработки квестов, трудившиеся над серией Runaway. Ещё на ИгроМире-2019 мне удалось провести несколько часов за демоверсией игры, и тогда же я предположил, что Blacksad: Under the Skin окажется хоть и ни разу не революционной, но весьма достойной приключенческой игрой в стиле сериалов от Telltale и Life is Strange.
Так оно и есть.

Асфальтовые джунгли

Как и оригинальный комикс, игра с ходу очаровывает нуарной эстетикой. Шумный Нью-Йорк середины ХХ века, винтажные автомобили, энергичная джазовая музыка — всё это мир Джона Блэксада, ветерана войны, а ныне частного детектива. В Blacksad: Under the Skin ему предстоит расследовать дело о таинственном самоубийстве владельца боксёрского клуба, которое ему подкидывает давний приятель — горилла по имени Джейк. Именно эту цепочку преступлений Блэксад и будет распутывать в течение всей игры.
Самая заметная черта первоисточника — животные образы всех персонажей. Классический детективный сюжет смотрится неожиданно свежо, если роль талантливого юного боксёра исполняет зубастый бойцовый пёс, скользкого мошенника — крыса, ну а сам детектив выглядит как гигантский чёрный кот. Который, к слову, и сам не прочь пошутить о том, что его девять жизней расходуются как-то уж слишком быстро.
Постановщики любят выбирать кинематографичные ракурсы
Сюжет игры самостоятелен и не повторяет ни одну из арок комикса, но при этом очевидно, что Pendulo очень бережно отнеслась к оригинальной вселенной. В сценарии то и дело всплывают отсылки к событиям бумажного «Блэксада», а в расследовании активно участвуют друзья Джона: пёс-детектив по фамилии Смирнов и хорёк-репортёр Уикли. Причём разработчики не ограничились одними лишь отсылками — временами они открыто цитируют первоисточник, а в какой-то момент даже устраивают игроку небольшой тест на знание вселенной. Внимание к мелочам поражает. Более того, по ходу прохождения в меню паузы открывается специальный раздел в виде комикса, где пересказаны события игры. Страниц там в итоге оказывается не меньше, чем в стандартном выпуске «Блэксада».
Сложным и мрачным темам, которые поднимал оригинал, в сценарии тоже нашлось место. Герои обсуждают и расовый вопрос, и политические проблемы, и травмы ветеранов Второй мировой, и тяжёлые судьбы восходящих звёзд спорта. Пару раз придётся наблюдать и сцены физической жестокости: в исполнении персонажей-животных они смотрятся как-то особенно жутко, неожиданно вызывая ассоциации с «Маусом» Арта Шпигельмана. Всё это в том или ином виде всплывало и в комиксах, и в этом смысле сюжет Blacksad напоминает что-то вроде аккуратного сборника лучших находок первоисточника. 
В режиме детектива герой ищет улики, но чисто формально: упустить ни одну из них не удастся
Кроме того, разработчики постарались не просто скопировать циничный образ детектива, но и предоставить игроку некоторый контроль над его характером. Вы сами решаете, каким окажется ваш Джон Блэксад: будет он чёрствым или чутким, осторожным или наглым, алчным или бескорыстным. При этом видимых расхождений с каноном за всё прохождение набирается не так-то много: большинство поступков персонажа в любом случае удаётся вписать в его образ из оригинала, пусть и с некоторой натяжкой. Благодаря этому даже самые великодушные выборы и реплики кота не кажутся слишком наивными.
Не менее убедительно смотрятся и другие герои. Нарочито холодная дочь погибшего, боящаяся показать слабину. Жёсткий мафиозо-ирландец, который не может не произнести торжественную речь о семье и политике перед тем, как лично расправиться с врагом. Обворожительная красавица-спортсменка, способная умело манипулировать окружающими, — в каждом виден яркий и продуманный характер, так что наблюдать за ними не надоедает.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас

Приземление на все четыре лапы

С точки зрения геймплея разработчики недалеко ушли от механик Telltale: в каждом эпизоде приключения Джон попадает на небольшой уровень, где нужно с кем-то поговорить либо отыскать очередные улики. Иконки взаимодействия в каждой локации пропустить сложно, так что застрять где-то по сюжету вряд ли получится.
Единственные места, где нужно действительно напрягать извилины, — это режимы детектива и дедукции. В первом кот переключается на эдакое «туннельное зрение», которым очень внимательно осматривает собеседника или предметы в поисках конкретных улик. А дедукцию решили показать в виде классической доски расследования: на ней надо вручную соединять новые зацепки, чтобы продвигаться дальше по сюжету. Ни то, ни другое особо сложным не назовёшь, но обе механики делают одну замечательную вещь: позволяют не просто наблюдать за историей со стороны, как в той же The Wolf Among Us, но в деталях видеть ход мыслей Джона и понимать, почему он сделал тот или иной вывод.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Pendulo явно решила сосредоточиться на нарративе и не добавлять в проект сложные головоломки или новаторские механики — они только отвлекали бы игроков от сюжета. Хотя, возможно, и стоило: начиная со второй половины игры геймплей становится даже слишком простым. Единственное, что не даёт окончательно расслабиться, — неожиданные QTE. Если не успеть вовремя прожать все нужные кнопки, Джона запросто могут застрелить, зарезать или отравить. А порой ваша ошибка может стоить жизни важному сюжетному персонажу — и это уже, разумеется, прямо повлияет на концовку.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Впрочем, диалоги развлекают куда успешнее базовых геймплейных механик: они не только достойно написаны, но ещё и регулярно заставляют игрока раздумывать над проблемами этики и серой морали. К тому же «правильный ответ», который продвинет разговор в нужном направлении, далеко не всегда очевиден. Ляпнув что-нибудь неуместное, можно не только затормозить расследование, но и заплатить за неосторожные слова головой.
 Осторожно, мелкие сюжетные спойлеры
Например, однажды Джону выпадет возможность спасти человека, попавшего в плен к мафии. Конечно, можно сразу побежать к нему на выручку сломя голову. А можно немного подождать — и тогда вскоре выяснится, что сама «жертва», мягко говоря, не безгрешна, а мафиозо, наоборот, преследует хоть и незаконные, но вполне понятные цели.
Или, допустим, перед вами оказывается убитая горем дочь жертвы преступления — что с ней делать? Какие подобрать слова утешения? Это может быть не очевидно, но конкретно в этой ситуации самым лучшим ответом станет молчание (для этого надо просто не выбирать ни одну реплику до истечения таймера). А вот попытки приободрить девушку ни к чему хорошему не приведут — и это вполне реалистичная ситуация, которая здорово добавляет убедительности всей сцене.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас

Презумпция невиновности

Основное слабое место сценария — отсутствие хоть сколь-нибудь значимой нелинейности. Выборы игрока влияют не столько на развитие сюжета, сколько на характер Джона: его персональные черты отражаются в главном меню в виде отдельного графика. Но если уж коту было суждено попасть в передрягу или куда-то, например, опоздать, этого никак не избежать. Скажем, некоторые обещания, данные друзьям, вы не сможете сдержать в принципе — игра просто не даст такого шанса.
На некоторые детали сюжета, конечно, можно повлиять, но случается это крайне редко. Изменить можно, например, концовку: игра не предполагает никакого продолжения, поэтому нам предоставлен довольно широкий выбор между разными вариантами завершения истории. И среди них нет однозначно «хорошего» и «плохого» — зато есть огромная разница в судьбах ключевых персонажей.
Впрочем, даже здесь Pendulo не слишком расщедрилась на вариативность: по факту концовки отличаются мало — меняются лишь модельки персонажей да некоторые строчки диалогов. А потому и проходить повторно Blacksad нет особого смысла — весь контент (за исключением мелких деталей) можно увидеть за один раз. В этом плане игра серьёзно проигрывает даже не блещущим нелинейностью сериалам вроде Life is Strange.
Тот самый график личностных характеристик главного героя
Но, пожалуй, главный бич Blacksad — это технические недоработки и баги. Изначально релиз проекта официально отложили до 14 ноября, но из-за ошибки игра вышла на консолях гораздо раньше, чем запланировали разработчики, — 5 ноября. И, увы, попала к игрокам в неотшлифованном виде — за это разработчики мгновенно извинились и призвали всех консольщиков потерпеть до обновления в день официального релиза.
Мне, впрочем, досталась пресс-версия для ПК, но у неё проблемы были ровно те же: периодически пропадающий звук, вылеты и сбои лицевой анимации, спутанные аудиодорожки, модели персонажей, трясущиеся в эпилептических припадках…  Я честно ждал патча первого дня, которым разработчики обещали всё исправить, но он решил только часть проблем. Лицевая анимация всё ещё бедновата и несколько топорна: персонажи во время эмоциональных диалогов иногда смотрят друг на друга пустым взглядом, вяло подёргивая челюстью. Хотя временами выражения звериных морд, напротив, попадают точно в цель — в такие моменты они не менее яркие, чем в оригинальном комиксе.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Кроме того, патч никак не повлиял на неудобное управление. Переходить к предыдущим главам сюжета можно только через вышеописанный комикс, и его каждый раз надо медленно листать вручную, чтобы найти нужную страницу. Некоторые иконки событий могут случайно затеряться в интерфейсе, и даже с такой банальной функцией, как пропуск диалогов, есть большие проблемы — я так и не разобрался, как её использовать на ПК, хотя даже в демоверсии с ИгроМира подобной проблемы не было. Наконец, временами уровень прогружается на 99%, а потом просто зависает — и решается эта проблема только через Alt+F4 и перезапуск. Всё это, разумеется, сильно мешает вовлечению в приключения персонажей.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Несмотря на все технические недочёты и отсутствие настоящей нелинейности, Blacksad всё равно хочется назвать хорошей приключенческой игрой. Если смириться с отсутствием выбора и багами, отлично написанная и просто эффектная детективная история вряд ли отпустит вас до самых титров. Проблема, пожалуй, лишь в исполнении. Так что всем, кто соскучился по достойным представителям жанра, я советую подождать хотя бы с несколько месяцев: может быть, за это время Pendulo приведет игру в более пристойный вид. Сейчас получать от неё удовольствие довольно сложно.
  Порадовало
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
  • захватывающий сюжет и яркие персонажи;
  • умело воссозданная эстетика нуара;
  • уважение к оригиналу.
  Огорчило
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
  • технические недочёты;
  • линейность сценария;
  • низкая реиграбельность.
  Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC
Сколько: девять часов отняло само прохождение, а ещё три — мучения из-за багов.
  Ачивка редакции
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
Сорвиголова
Во время прохождения ни разу не перезагрузить сохранение, чтобы изменить сделанный выбор.
Обзор Blacksad: Under the Skin. Кот среди нас
★★★☆☆ Сойдёт
Вердикт
Blacksad: Under the Skin — это в первую очередь увлекательный фильм в жанре нуар и лишь во вторую — почти линейная приключенческая игра с очень простыми механиками. Впрочем, своих фанатов она обязательно найдёт: сюжет у Blacksad и впрямь отличный. Не было бы на релизе столько багов — и получилось бы заслуженное «Достойно». Но пока, увы, можно поставить только «Сойдёт».
Комментарии
Загрузка комментариев