Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом

Кино — Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Вспоминаем Эллен Рипли, Сару Коннор, Лару Крофт и других самых крутых киногероинь Голливуда.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримомЖелезные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Женские персонажи прошли в кинематографе тернистый путь, прежде чем стать полноценными героинями. Представительницы прекрасного пола на экране долго эволюционировали от «дев в беде», коварных соблазнительниц и красивых содержанок в самостоятельных и самодостаточных личностей. Разумеется, и поныне никуда не делись принцессы, ждущие спасителя в высокой башне, и роковые женщины-вамп, вытягивающие денюжки из мужей и любовников, однако к началу 90-х в кино наконец появился образ волевой дамы, с которой могли ассоциировать себя не только женщины, но и мужчины.
Мы составили список героинь, что способны были навалять врагам не хуже Джеймса Бонда или Безумного Макса задолго до того, как это стало модным. И да, нынче любят забывать об их существовании — по крайней мере, если судить по тому, как уныло репрезентуют сильные женские образы в лентах вроде «Капитан Марвел».

Эллен Рипли, «Чужой»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Конечно же, ни один список боевитых киногероинь невозможно представить без Эллен Рипли. Появившись на экранах в 1979 году, она стала одним из первых женских персонажей хорроров, которые не играли роль жертвы и успешно доживали до финальных титров. Даже в «Чужом», где Рипли ещё не бегает с импульсной винтовкой и не навешивает лещей королеве ксеноморфов, она демонстрирует завидную силу воли и физическую подготовку. Многие зрители и аналитики отмечали, что большую часть хронометража Рипли выглядит бесполым существом, и верно: единственная сцена, где героиня Сигурни Уивер всё же демонстрирует свою женственность, — та, где она раздевается до нижнего белья.
Надо сказать, позже критики ругали  Ридли Скотта за то, что в фильме, абсолютно прорывном для своего времени, он не поборол искушение привнести в женский образ старой доброй сексуальности. Впрочем, в остальном гендерные черты у Эллен решительно отсутствуют: в первом фильме её даже по имени не называют, исключительно по фамилии. Разгадка проста — сперва персонажа как раз написали мужчиной, а превратить дальнобойщика Рипли в железную леди предложил Алан Лэдд, один из боссов студии Fox. За что ему большое спасибо.

Сара Коннор, «Терминатор 2: Судный день»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Сара Коннор — культовая героиня и одна из самых сильных женщин в истории кинематографа. При этом (и тут надо отдать должное мастерству Джеймса Кэмерона) за два фильма Сара проходит долгий путь от обычной девочки-студентки до ярой милитаристки — и то, что в первом «Терминаторе» её показывают беспомощной и слабой, не даёт усомниться в смертности Сары при просмотре второго. Отчего в контексте происходящего ею восхищаешься ещё сильнее.
В «Судном дне» Сара Коннор уже знает, что воспитывает будущего лидера сопротивления, который должен спасти человечество от «Скайнета» и восставших машин: она скупает оружие, рассказывает сыну, как с этим добром обращаться, и обучает всему, что поможет маленькому Джону выжить в неравной борьбе с роботами. И хотя многие знания умножают печали, а уж знание о грядущем Апокалипсисе грозит суицидальной депрессией, Сара понимает всю ответственность, что легла на её плечи, и твёрдо намерена довести свою миссию на этой Земле до конца. Это ли не героизм?

Зена, «Зена — королева воинов»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Наверное, все зрители старше двадцати пяти хорошо помнят Зену в исполнении Люси Лоулесс. Когда-то непобедимая воительница во главе собственной армии сжигала мирные деревни вместе с жителями, но потом раскаялась, остепенилась и встала на путь добра. Теперь она путешествует по миру и помогает тем, кто в этом нуждается… а иногда и тем, кто не нуждается. Что поделать: когда добро не только с кулаками, но ещё и с целым арсеналом холодного оружия и кровавым прошлым за плечами, как-то неловко признаваться, что спасать тебя не требуется.
Зена — не только могучий воин, облачённый в тугой кожаный корсет, но и типичная femme fatale, при виде которой все мужчины теряют голову: порой героиня обезоруживает противников привлекательностью и обаянием даже успешнее, чем клинком. Правда, иногда поведение Зены слишком уж смахивает на мужское, особенно в том, что касалось её взаимоотношений с лучшей подругой Габриэль, — из-за этого зрители подозревали, что девушек связывают не только дружеские чувства. Впрочем, никаких официальных подтверждений этому нет… если не считать того, что в готовящемся ребуте Зену планируют сделать лесбиянкой.

Никитá, «Её звали Никита»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Никита, как и Зена, родилась в 90-х: сперва её образ воплотил на экране Люк Бессон, затем эстафету подхватили американский ремейк и знаменитый канадский сериал. Эта эффектная красотка в не менее эффектных нарядах работала на правительство, систематически калечила и убивала людей — и использовала для этого не только кулаки и оружие, но также хитрость, смекалку и женскую привлекательность. Безвинно посаженная в тюрьму, а затем завербованная контртеррористической организацией, Никита соединяет в себе типажи безжалостной убийцы, роковой любовницы и ярого борца с системой. Она шпионка, и начальство ждёт от неё безропотного повиновения, а также полного отсутствия чувств и эмоций; однако в сериале героиня на протяжении пяти сезонов доказывает, что человек всегда должен оставаться человеком.
В конце концов Никита приходит к мысли, что устала быть сильной: ей хочется простого женского счастья, обычной жизни с любимым мужчиной. Все свои умения и навыки она направляет на то, чтобы добиться желаемого, даже зная, что это счастье может продлиться недолго. И это не делает героиню менее сильной и волевой, ведь отказать персонажу в естественной человеческой потребности любить и быть любимым — значит с большой вероятностью сделать из него картонную пустышку. Жаль, что нынче об этом забывают.

Тринити, «Матрица»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Тринити — героиня, которая не только покорила сердца миллионов зрителей, но и задала модный тренд, к которому до сих пор обращаются модельеры. Действительно, никто не запрещает быть воинственной и стильной одновременно, а чем длинный кожаный плащ хуже корсета Зены?
За трилогию Вачовски (тогда ещё братьев) Тринити не раз демонстрирует исключительный ум, блестящие боевые навыки и недевичью силу и выносливость. При этом героине не отказывают в умении любить, сострадать и жертвовать собой ради тех, кто ей важен. Тринити успевает предстать как в образе машины для убийства с бесстрастным лицом, так и в роли нежной возлюбленной и даже «девы в беде». Именно любовная линия с Нео придаёт характеру героини, блестяще сыгранной Кэрри-Энн Мосс, объём и многогранность.
При этом некоторые критики настаивают, что Тринити с её маскулинностью легко мог бы заменить персонаж мужского пола, и не исключено, что когда-нибудь Голливуд перезапустит «Матрицу» с учётом этих пожеланий. А пока нас ждёт менее радикальный ребут, где уже пообещали возвращение Тринити. Героиня впишется в модные тенденции как нельзя лучше… если только сценарист придумает, как вернуть её к жизни без чудес и магии вуду.

Лара Крофт, «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Безбашенная аристократка-археолог Лара Крофт из киноверсии 2001 года завоевала сердца не только простых зрителей, но и бывалых геймеров: Анджелина Джоли будто создана была для роли героини легендарной игры. Девушка мастерски выполняла сложные трюки, во многих сценах отказавшись от услуг каскадёров, и могла похвастаться всеми характерными чертами Лары Ричардовны: длинной косой, пухлыми губами и парой… пистолетов.
Экранная Лара Крофт — эталонная «сильная женщина» из боевиков начала нулевых: эрудированная, остроумная, обаятельная, красивая, смелая, дерзкая (можете прибавить сюда ещё пяток не менее лестных эпитетов). Это непобедимая героиня с железной силой воли, которая преодолевает любые трудности и найдёт выход из самой сложной ситуации. Ни один мужчина не может перед ней устоять: помимо естественной красоты Джоли, образ секс-символа игровой индустрии дополнили фирменные мини-шорты и нелюбовь к ношению бюстгальтера. И хотя время от времени Лара проявляет интерес к противоположному полу, археологическую миссию она всегда ставит во главу своей пирамиды приоритетов. Увы, мальчики, первым делом — гробницы!

Элис, «Обитель зла»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Можно долго спорить, удачной или нет вышла киноадаптация Resident Evil, но её героиня Элис — ещё один яркий женский образ из блокбастеров начала 2000-х. Она сильна, красива и превращает оживших мертвецов в фарш, а для пущей эстетичности зрелища облачена в кроваво-красное вечернее платье. По словам сценариста и режиссёра Пола Андерсона, образ Элис навеян Адой Вонг; к этому отсылает одежда разных оттенков пурпура, в которой Элис щеголяет на экране во всех фильмах франшизы.
На самом деле персонаж Милы Йовович — клон, однако в первой «Обители зла» Элис об этом не знает. Она вообще мало что знает и помнит, и это не мешает ей лихо разбираться с врагами при помощи различных боевых техник и оружейного арсенала. Даже потеря памяти не отнимает у неё стимула сражаться, за что героиню нельзя не уважать: горы тел истреблённых зомби это подтверждают.

Беатрикс Киддо, «Убить Билла»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Беатрикс за свою жизнь пережила немало. Сначала она долгие годы была киллером и любовницей криминального авторитета по имени Билл. Потом забеременела, решила отойти от дел и попыталась жить как обычная женщина: нашла себе жениха, организовала свадьбу и даже наняла актёра на роль отца, чтобы тот отвёл её под венец. Однако тёмное прошлое настигло её прямо у алтаря: встреча с бывшими коллегами закончилась тем, что Беатрикс потеряла ребёнка и впала в кому. А очнувшись, возжаждала мести.
Любопытно, что в первой части дилогии нам не называют имени Беатрикс: она известна зрителю как Невеста. Интересное и очень женственное прозвище для профессиональной убийцы, да ещё лучшей в своём роде. Беатрикс мастерски владеет любым видом оружия, но предпочитает катану, которой большую часть экранного времени и прорубает себе путь к человеку, отнявшему у неё всё. Чтобы привлечь мужское внимание, Беатрикс не нужны ни вечернее платье, ни укладка, ни макияж — достаточно миловидного лица, хорошего телосложения и неповторимой харизмы Умы Турман.

Селин, «Другой мир»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Селин, воплощённая Кейт Бекинсейл, — ещё одна мстительница, но уже в сеттинге готической саги о противостоянии вампиров и оборотней. До поры до времени Селин безжалостно истребляла ликанов, которых считала виновными в гибели своей семьи. Однако в какой-то момент девушка узнаёт, что всю жизнь ненавидела не тех. Это становится для Селин большим потрясением, но она находит в себе силы изменить свои взгляды и приоритеты, чтобы из слепого орудия геноцида превратиться в вершителя справедливости.
К сожалению, в последующих фильмах серии стараниями сценаристов героиня потихоньку забывала о том, что решила больше не поддаваться слепой ярости, и в конце концов кинулась мстить чуть ли не всем подряд. Тем не менее Селин запомнилась как женщина, готовая уничтожить любого, кто причинит вред её близким… и, что важнее (и сложнее), идти против собственной природы ради тех, кто ей дорог.

Лилу, «Пятый Элемент»

Железные леди: какими были сильные женщины в кино до того, как это стало мейнстримом
Люка Бессона смело можно назвать специалистом по сильным героиням. Правда, в последние годы это играет с режиссёром злую шутку: возникает ощущение, что он бесконечно пересказывает на новый лад одни и те же сюжеты, только порядком подрастеряв мастерство. Но в его копилке не один женский образ, ставший классикой и примером для подражания: выше упоминалась Никита, и нельзя забывать о Лилу, блистательно сыгранной юной Милой Йовович.
Лилу — совершенство, идеальное существо, призванное противостоять Абсолютному Злу. И это редкий случай, когда все громкие слова, которые звучат в адрес героини из уст других персонажей, не вызывают сомнений и смеха. Лилу красива, сурова и трогательна; она пачками вырубает врагов, двигаясь в бою с грацией танцовщицы, — и при этом очень уязвима. У зрителя сжимается сердце, когда израненная девушка, скрючившись в вентиляции, молит о помощи — и разбивается вдребезги, когда людская жестокость заставляет Лилу плакать, глядя на гриб от ядерного взрыва. Лилу умеет быть сильной, но не боится быть слабой. Именно это влюбляет в героиню и не даёт ей превратиться в терминатора в юбке (причём куда менее симпатичного и обаятельного, чем добрый Т-800).
Разумеется, мы перечислили не всех знаменитых героинь, которым не нужен принц на белом коне. Можно вспомнить и старых «Ангелов Чарли», и Электру, и Матильду из «Леона», и «Солдата Джейн»… Ясно одно: с каждым годом сильные женщины в кино подвергаются всё большим трансформациям. Показывать на экране сексапильных красоток, вырубающих врагов одной левой, теперь не комильфо, а половая принадлежность и сексуальная ориентация персонажей зачастую выпячиваются сильнее, чем сюжетная фабула.
Спорить о том, хорошо это или плохо, можно бесконечно, однако закрывать глаза на подобную тенденцию не выходит при всём желании. А что думаете вы? Скучаете ли по «железным леди» ушедшей эпохи? Каким героиням удалось завоевать ваше уважение?
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторах
Кристина Грекова
Кристина Грекова
Искренне считает видеоигры в равной степени искусством и видом психотерапии. Любит решать головоломки и крошить виртуальных врагов в капусту. Неистовый фанат Devil May Cry.
Евгения Сафонова
Евгения Сафонова
Редактор Игромании. А ещё писатель, геймер, музыкант и злая бука. Давно и безнадёжно подсела на книги и кино. Верит, что игры – это искусство, а искусство спасёт мир.