Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия

Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия

Рецензии — Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
Очень приятный аперитив перед полноценной третьей частью.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академияОбзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
«XCOM для бедных», «домохозяйкам понравится», «Diablo Immortal от Firaxis» — какие только обидные описания не давали спин-оффу знаменитой тактической серии. Chimera Squad действительно не похожа на то, что мы привыкли видеть во франшизе, да и ощущается совсем иначе. Прямо скажем, это довольно смелая смена курса, которая точно не всем зайдёт. Но главное осталось неизменным: во-первых, играть в Chimera Squad всё равно интересно, а во-вторых, по духу это та же XCOM, что и раньше.

Добро пожаловать в Сити-31

Хотя надо признать, что тут куда менее гнетущая атмосфера. Помните, как мрачно выглядел мир в первой и второй части? Сначала завязка в духе «Дня независимости» с вторжением отвратительных инопланетян, криссалидами, прячущимися в тушах китов, и расстрелами мирных граждан. А затем ещё более безысходный сиквел с неумолимым тиканьем счётчика проекта «Аватар», зомби-нашествиями странников и охотой на оперативников XCOM.
Так вот, Chimera Squad — уже совсем иная по настроению игра. В этот раз миру, в общем-то, ничего не угрожает: проблемы чисто локальные. Вы берёте на себя роль руководителя элитного полицейского отряда, отправленного в Сити-31 — мегаполис, где вместе уживаются люди и инопланетяне. Недавно там начали происходить тревожные события: в городе был убит мэр, а таинственные террористы то похищают инопланетян, то создают секты, то открывают подставные фирмы, чтобы прикрыть свои тёмные дела. Разумеется, позже выясняется, что за всем этим скрывается Большой Заговор, и мир всё-таки снова под угрозой... Но чисто формально.
Весь сюжет подаётся вот в таких комиксах — никаких больше эпичных роликов на движке
Увы, громкие заявления разработчиков о том, что в спин-оффе будет серьёзный сюжет со смыслом, не оправдались. Да, оперативники обзавелись биографиями, уникальными портретами и модельками, и даже, не поверите, характерами: это выражается в коротких беседах между миссиями. И написаны эти диалоги, кстати, очень неплохо. Герои перешучиваются, подкалывают друг друга, обсуждают обстановку в городе, свою жизнь до XCOM, вы даже можете почерпнуть что-то полезное из этих бесед. Но… всё это никак не влияет на игру. На поле боя герои как были, так и остаются просто болванчиками, которые, конечно, могут поддержать товарища, когда тот совершает полезное действие («Отличный выстрел!»), но не более того. А сценарий пусть и сбавил уровень пафоса за счёт более приземлённого конфликта, но так и остался набором штампов из фантастики.
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
Ну и ладно. В конце концов, за глубоко проработанным сюжетом логичнее идти в Mass Effect, а тут у нас тактическая стратегия — геймплей важнее нарратива. Но Chimera Squad — на редкость уравновешенная игра: вместе со снижением накала страстей уменьшился и масштаб стратегических механик. Вместо большой базы — небольшой оперативный штаб «полиции XCOM», в котором ничего не надо строить, не нужно заботиться об энергоснабжении, обороняться от летающих тарелок или продумывать план модернизации. Вместо карты целого мира — план небольшого городка с девятью районами. В каждой зоне, по идее, должна быть своя уникальная архитектура уровней, но на деле различия найти не так-то просто. Вместо шести активных бойцов из пары десятков солдат — всего четверо в отряде из доступных одиннадцати. Вместо полусотни уникальных исследований — типовые модернизации типа «улучшенный пистолет — сильно улучшенный пистолет — очень сильно улучшенный пистолет». Короче говоря, контента гораздо меньше — поначалу кажется, что его вообще нет.
Ветки навыков у персонажей тоже скромноваты. С другой стороны, среди них нет практически ни одного бесполезного: даже начальные умения будут вам нужны до самого конца игры

Без паники! Только без паники!

Но не торопитесь бросаться помидорами в экран. Смена масштабов вполне логична, потому что мы теперь не спасаем весь мир, а руководим точечными вылазками и стараемся не допустить беспредела в одном-единственном городе. Больше нет кнопки «сканировать», чтобы промотать время на глобальной карте: одна проведённая операция равняется одному прошедшему дню. По аналогии с предыдущими частями, в разных районах на карте города всегда есть сразу несколько заданий, и надо постоянно расставлять приоритеты. Если выполнить основную миссию, но проигнорировать побочное событие в другом месте, там тут же поднимется паника. Как только уровень паники в одном из районов достигает критической отметки, возрастает уровень анархии — это местный аналог счётчика «Аватара» из прошлой части. А если анархия, в свою очередь, дойдёт до максимума, то вы просто проиграете.
Криссалиды по-прежнему пугают местное население (а заодно и вас) сильнее всего
В таком подходе есть свои плюсы: минимум механик предполагает больше динамики. Панику и анархию в районах можно сдерживать при помощи наблюдательных пунктов, которые покупаются за разведданные (один из трёх местных ресурсов, помимо кредитов и элерия для проведения исследований). Приходится рассчитывать свои силы: лучше сэкономить на оружии, но вложиться в улучшение наблюдательного пункта в буйном районе, чтобы не допустить вспышки паники. К тому же, если население дойдёт до красного уровня тревоги, начнутся беспорядки — на них тоже придётся отвлекаться, чтоб зачищать уровни от врагов и спасать гражданских.
Словом, даже при том, что драма теперь разворачивается на считанных квадратных километрах, скучно всё равно не будет. Да, поначалу шкала анархии не особо беспокоит: мы расслабленно объявляем карантины, отправляем свободных агентов на спецоперации и таким образом нивелируем часть волнений. А вот к середине второго расследования (всего их три) заветная полоска начнёт расти как на дрожжах. И вот тут адреналин уже по полной ударяет в голову: если неправильно рассчитать силы и затянуть с расследованиями, то город взбунтуется — и начинать придётся с самого начала.
Мутоны в игре стали похожи на каких-то пучеглазых прямоходящих рыб и одеваются в толстовки и пижонские рубашки

Зефир в шоколаде

Что касается самих боёв, то внешне они всё такие же — за одним крупным исключением. Теперь задания частенько разбиты на два-три боя (читай — фазы), каждый из которых начинается с планирования штурма. Первым делом вы выбираете, у каких входов на локацию разместить бойцов; в некоторых местах можно проложить себе дорогу при помощи старой доброй взрывчатки. Потом надо выдать всем первоначальные действия: кто-то, скажем, лечит часть сопартийцев перед началом штурма. И только после этого вы наконец врываетесь на локацию и начинаете открытую стычку. Выглядит это совершенно по-новому и, надо сказать, свежо. Механика подготовки — не декоративная примочка, а полноценный этап боя. И порой он становится решающим, ведь безграмотные действия во время самого штурма могут отправить в расход половину отряда.
А этого лучше избегать, потому что смерть любого оперативника ведёт к провалу миссии или даже всей игры (в режиме «Терминатор»). Чтобы не проиграть, солдат нужно реанимировать; правда, после этого они всё равно пролежат на земле до самого конца сражения — их можно только заменить бойцами-андроидами. Зато умное планирование служит залогом к успешному исходу боя: есть шанс уложить часть врагов уже в начале столкновения. Для этого у сопартийцев есть особые «штурмовые» умения: инопланетянин Вёрдж, например, может поднимать в воздух не слишком увесистых противников, лишая их укрытия и превращая в лёгкую мишень.
Перед штурмом «Гремлины» могут вылечить бойцов, просканировать местность и поставить метки на врагов. Но сделать это можно всего один раз за задание
И тут на первый план выходит главная фишка спин-оффа — ваши подопечные. Все одиннадцать бойцов в Chimera Squad по-настоящему уникальны и востребованы. Конечно, их специализация во многом повторяет образцы из оригинала. Есть Крёстная — штурмовик с дробовиком, способная вынести сразу несколько врагов выстрелом по площади. Есть Затяжка — змеюка, которая проникает в люки во время штурма, плюётся ядом и подтягивает языком как товарищей, так и врагов. А моя любимая оперативница — это инопланетянка Зефир, которая бьётся врукопашную. На первых порах она довольно слабая и бесполезная, но, если её как следует раскачать, Зефир становится незаменимой. Она вырубает группы врагов сериями атак, блокирует чужие удары и выстрелы и при поддержке сослуживцев-хилеров выносит оппонентов одного за другим.
При этом у вас не получится пройти всю игру с одной и той же четвёркой бойцов. Один может получить травмы, заметно снижающие его эффективность в бою, и придётся отправлять его на восстановление. Другому потребуется апгрейд, чтобы повысить здоровье, и его надо будет временно заменить ещё кем-то. Так что вы в любом случае будете использовать способности всех ваших оперативников — и, поверьте, каждый из них покажет себя как ценный член команды.
А вот что в игре подкачало, так это голоса инопланетян: они разговаривают совсем как обычные люди. Звучит до жути странно
А чтобы вы уж точно изучили возможности каждого бойца и не застревали на ком-то одном, разработчики повысили темп игры. Помните, как в предыдущих частях XCOM некоторые миссии могли длиться по часу, а то и по полтора? Так вот, в Chimera Squad каждый бой длится от силы минут пять-десять, а самые долгие задания редко занимают более получаса чистого прохождения. Причина тому — уменьшенный размер карт: теперь всё пространство уровня может ограничиться, скажем, помещением бара, где окопались 5-6 противников. Прятаться и маневрировать особо некогда — нужно действовать быстро, так что схватка порой длится буквально два-три хода.
Правда, по этой же причине довольно бесполезными кажутся улучшения для оружия, которые обеспечивают перезарядку без затраты ОД. Зачем они нужны, если за весь бой вы можете банально ни разу не перезарядиться? Но одновременно это работает на атмосферу: если раньше не верилось, что на огромной летающей тарелке притаилось буквально два десятка врагов, то теперь всё логично. Вы воюете не с огромными батальонами, а с обособленными группами врагов.
Получив специальную способность, Зефир научится обезвреживать сразу по нескольку противников за один ход. Ай да женщина! Хоть и инопланетная
И ещё одно маленькое, но очень существенное отличие: вы больше не можете свободно переключаться между бойцами. Теперь есть единая колонка очерёдности хода, куда попадают и ваши бойцы, и все враги. Порядок определяется случайным образом, и может случиться такое, что сначала вы походите самым бесполезным бойцом из команды, а потом сразу трое противников откроют по вам огонь и снесут всем добрую половину здоровья.
Ход следующего оперативника можно ускорить, но всего один раз за уровень — так что игра опять-таки вынуждает действовать быстро и не расслабляться. Чувствуешь себя героем боевика про полицию будущего: в дверь с диким рёвом врывается мутон с дробовиком, распугивая ближайших противников, через окна врываются еще двое и расстреливают зазевавшихся гадюк, а последним появляется танк, поглощающий весь вражеский урон. По выстрелу от каждого, пара осколочных — и всё, выносите клиентов. Через некоторое время, правда, это слегка приедается, но потом в команде появляется очередной новый боец, а с ним — новые возможности и тактики.
Многие враги перекочевали в игру из второй части, но у некоторых появились новые способности. Андромедон, например, научился иногда стрелять через стены — хотя это явно баг, а не фича. Впрочем, подобных ошибок не так уж и много
Но есть важное уточнение: всё это работает, если вы проходите Chimera Squad на высоком уровне сложности. А вот на среднем иногда кажется, что с вами играют в поддавки: вы лениво забрасываете врагов ослепляющими гранатами (теперь для броска вообще не требуются ОД), они в панике пытаются отстреливаться, получают пару зарядов плазмы в голову и утихают. Чтобы появился хардкор и хоть какой-то вызов — скажем, враги с толстой шкурой и хорошим уклонением, — надо ставить сложность повыше.
Хотя попадаются и такие миссии, от которых глаза на лоб лезут. До сих пор помню, как я шесть (!!!) часов пытался выиграть бой, на котором нужно было, находясь в крайне невыгодном положении, отстреливать гадов, которые пытались уничтожить драгоценные образцы научных исследований. Ходов постоянно не хватало, а я банально не успевал добраться до врага, не потеряв никого из команды. Пришлось дважды перезагружать уровень целиком, чтобы рандомайзер разбросал врагов по-человечески — тогда наконец получилось хотя бы прорваться к цели, пускай и под шквальным огнем врага.
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
Короче говоря, у Chimera Squad не зря недостаёт заветной цифры «3» в названии: это не полноценное продолжение, а эдакий облегчённый — местами более увлекательный, местами более казуальный — вариант всем известной тактики. Что-то вроде серии Revelations во франшизе Resident Evil: вроде всё то же самое, но наворотов поменьше. Кому-то такой подход понравится больше, кто-то будет плеваться. Вряд ли Firaxis рассчитывала, что старые фанаты единодушно примут новинку с распростёртыми объятиями, но зато такая XCOM отлично подойдёт новичкам — и может стать отличным поводом познакомиться с великой серией.
  Порадовало
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
  • энергичный темп игры;
  • одиннадцать по-настоящему неповторимых бойцов;
  • новая механика штурма перед боем.
  Огорчило
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
  • регулярная просадка кадров при довольно скромной графике;
  • бедный набор оружия;
  • временами становится скучно.
  Как мы играли
Во что: ключ предоставлен разработчиком.
На чем: PC
Сколько: около 18 часов
  Ачивка редакции
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
«Для всех категорий и возрастов»
Научить играть в Chimera Squad папу, младшего братика и сына маминой подруги.
  О локализации
Весь текст достойно переведён на русский, озвучка только английская. Надо признать, что в оригинале шрифты чуть приятнее глазу.
Обзор XCOM: Chimera Squad. Полицейская академия
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Хардкорным фанатам тактических стратегий Chimera Squad наверняка покажется простенькой и слишком казуальной. Но, тем не менее, это самая настоящая XCOM — по духу, настроению и геймплею.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Иван Афанасьев
Иван Афанасьев
Кинокритик и игроман. Считает, что хорошая игра должна дарить новый опыт. Ну, или чтобы в ней было много оружия!
Игра в материале
XCOM: Chimera Squad
★★★★☆ ДостойноРейтинг
Игромании
?
Рейтинг
игроков
Жанр: Тактика
Разработчик: Firaxis
Издатель: 2K Games
Дата выхода: 24 апреля 2020