ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдно

ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдно

Прямым текстом — ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдно
Маркс, Энгельс, Гейгер, Фарго.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдно
ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдноATOM RPG и ATOM RPG Trudograd. «Наш ответ Fallout», за который не стыдно
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
К серии Fallout в наших краях всегда было особое отношение. Уж не знаю, дело ли в типичном виде из российского окна где-нибудь в спальном районе, или в том, что любой житель СНГ, заставший распад СССР, лично пережил локальный конец света. В любом случае, так вышло, что «наш ответ Fallout» принято искать в каждой восточноевропейской игре, хоть как-то связанной с темой постапокалипсиса: от S.T.A.L.K.E.R. до «Санитаров подземелий».
Подобные сравнения всегда были весьма натянутыми и не в пользу «отечественного производителя», но это никого не останавливало. Большинство таких игр, вроде Frozen State или Krai Mira, оказывались в лучшем случае посредственными, потенциально интересные вещи типа «Нового Союза» до релиза доживали редко. А уж сколько «проэктов» погибло в недрах форума GameDev.ru — не сосчитать.
И только в 2018 году ATOM RPG смогла доказать, что у людей, которые пишут слово «постапокалипсис» исключительно с большой буквы, могут быть прямые руки.

Fallout 86

Тот, кто играл в первые, классические части Fallout, по факту уже знаком с ATOM RPG. О главном источнике вдохновения здесь кричит буквально всё: от подзаголовка Post-apocalyptic indie game до расположения кнопочек в интерфейсе. Вот только при всей похожести на детище Фарго и Уркхарта, обвинять проект AtomTeam во вторичности совершенно не хочется. Ведь уникального в нём ничуть не меньше, чем заимствованного.
В этом мире ядерная война, о необходимости которой всё время говорили большевики, свершилась-таки в 1986 году. Мирный атом стёр с лица Земли тот самый перестроечный Союз, так что никаких кабриолетов с атомными двигателями, плазменных винтовок и болтливых «Мистеров Помощников» в постсоветском постапокалипсисе можно не искать. В роли техники здесь выступают преимущественно банальные «москвичи» да «газоны», за смертоубийство отвечают Калашников и Токарев, а боевых роботов на все Пустоши целых два. И то один сломан.
Мистики в игре не меньше, чем научной фантастики. Эта каменная спираль, скажем, здесь тоже неспроста
Зато комнаты украшают плюшевые чебурашки и олимпийские мишки; в сталкерском схроне можно отыскать чай «со слоном» и сгущёнку в сине-белых банках; выпитый натощак пузырь горилки неизбежно вызывает похмелье, лечить которое нужно, само собой, огуречным рассолом… В общем, всё настолько родное и знакомое, что поначалу даже ощущаешь себя как-то неловко. Словно попал в какой-то хитро замаскированный «русский квест», а не в большую RPG.
Взять хоть здешних NPC. Небольшой деревенькой руководит участковый с внешностью Анискина (вернее, актёра Михаила Жарова). Довоенные руины исследует отряд сталкеров с лицами постъядерных Труса, Балбеса и Бывалого. «А-а-автомобиль!» можно купить у вылитого Якубовича, пусть у того и нет усов. Неудивительно, что такие персонажи вместо антирадина употребляют слегка просроченный тарен, вместо «Нюка-Колы» пьют «Ядер-Квас», а крышки уступили полновесным советским рублям.
Музыка — не самая яркая сторона ATOM RPG, но две отличные песни в жилом блоке «Бункера 317» обязательно стоит послушать
Да-да, именно — нормальные рубли. В отличие от американских выживальщиков, советским гражданам не понадобились 200 лет на восстановление общества. Бомбы упали не так уж давно, старожилы ещё прекрасно помнят и саму войну, и жизнь до неё. Дикарей, поклоняющихся синим комбинезонам, здесь нет, а виды выжженных солнцем Пустошей не слишком отличаются от пейзажей моей родной Саратовской области. Хотя в плане фантасмагоричности, конечно, чуток её превосходят. Бродячий цирк мутантов, который охраняют вооруженные клоуны, канализационный орден культистов Чёрного Козлика, говорящие животные, демоны и пришельцы из холодных глубин космоса… Ну и, конечно, таинственная «Чигирь-звезда», что сверкает в ночном небе и с каждым днём растёт всё сильнее.
Вот в такой вот мир отправляется наш Выходец… То есть, простите, кадет секретной правительственной структуры АТОМ. Задание у него вполне конкретное: найти пропавшую экспедицию генерала Морозова. А вот как это задание выполнять и стоит ли его вообще выполнять — решать нам. Благо игра предусматривает любой вариант развития событий.
Мир игры очень компактный. Мало-мальски крупный город — с пригородом, центром, правительственным бункером и катакомбами — в нём всего один. Краснознамённый, он же КРЗ. По масштабам ATOM RPG всё-таки ближе к первой, а не второй Fallout

Ходячие коммунисты

Ролевая система — почти точная копия S.P.E.C.I.A.L. Причём не того жалкого анацефала от Bethesda, а полноценной. Разве что набор оружейных навыков скромнее, и прокачать тяжелое или энергетическое оружие нельзя (да и незачем, ведь ни гранатомётов, ни лазерных пушек тут не выдают). Зато на месте убеждение, азартные игры, выживание, технологии и другие мирные специальности. Совершенно бесполезных умений нет, а проверок по навыкам и характеристикам, кажется, даже больше, чем в New Vegas. Расстраивает разве что система перков: большинство из них просто дают прибавки к характеристикам.
С особенностью «Герой боевика» персонаж начинает во время драк сыпать коронными фразочками из фильмов эпохи VHS. Совершенно бесполезно, но забавно
Дополняют всё это дело простенькие механики выживания и крафта. Схлопотать отравление или лучевую болезнь можно было и в калифорнийской пустыне, но в ATOM RPG токсины и очаги радиации встречаются чаще, а эффект от них куда более ощутимый. Эти аспекты геймплея не слишком хорошо проработаны, но в некоторые места без противогаза или желательно ОЗК лучше вообще не соваться. А к отравлению и облучению до кучи добавляется ещё и голод. Он тоже работает весьма поверхностно, но с ним тушёнка, галеты и другой провиант перестают быть балластом без практической пользы.
Что же до крафта, то степень полезности создаваемых предметов колеблется от умеренной до околонулевой. Все эти рецепты в духе «махорка + газета = самокрутка» нужны не столько для дела, сколько для погружения в мир. Вряд ли кто-то будет проходить игру, сжимая в потных ладонях вечно клинящий многоствольный самопал, когда в магазинах полно более качественного и убойного оружия на любой вкус. Можно без всякого труда подобрать пушку под свою тактику.
Монстры, само собой, не подстраиваются под уровень героя, а невыполнимые на определённом уровне квесты — это норма. В общем, всё как в старые добрые
Правда, «тактика» — это сильно сказано. Особо тактическими местные битвы назвать сложно. Всё как двадцать лет назад: никаких приседаний, перемещения ползком, перекатов и укрытий. Типичное сражение в ATOM RPG выглядит следующим образом: на идеально ровном бильярдном столе стоят несколько джентльменов и лупят друг в друга из обрезов. Кто умрёт первым, тот и проиграл. Вот и вся тактика.
К счастью, большинство квестов реально пройти без насилия, а возможностей для того, чтобы проявить самостоятельность, хоть отбавляй. Хочешь — нюхай клей «Момент» у ночного костра, лови рыбу на мозги гигантского паука, обзаведись собственным домиком в дачном кооперативе «Красный боец», набей на пузе татуировку «Король чуханов», переспи с трёхгрудой проституткой. Делай, в общем, что душе угодно. Но на закономерные последствия вроде «ядерного сифилиса» не обижайся.
Чего только в краснознамёнской канализации не найдёшь…

Книга Ильича

За ручку по Пустошам нас вообще никто водить не собирается. Квестовые указания в журнале в лучшем случае ограничены лапидарным «ищите улики в таком-то городе» — и всё. Правда, большинству заданий особые подсказки и не нужны. В первую очередь это касается банальнейших филлеров в духе «собери N мухоморов» (апофеоз собирательства — квест на поиск пятисот пачек макулатуры), которых тут, не буду лукавить, полно. К счастью, даже такие бестолковые, по сути, квесты частенько хорошо обставлены. Да и вообще интересных приключений с альтернативными вариантами прохождения больше, чем скучных и линейных.
Игра поднимает вполне взрослые темы и с игроком особо не сюсюкает. Тем не менее, по ощущениям и атмосфере она ближе к King’s Bounty или «Космическим рейнджерам», чем к «Санитарам подземелий». По крайней мере, через полчаса игры хочется поиграть ещё, а не помыться и поплакать
Здесь есть всё, от хрестоматийной задачи по проникновению в охраняемый город (решить её помогут подкуп, уговоры или просто длинная верёвка) до организации демократических выборов, поиска актёров для съёмок порнофильма или расследования серии убийств. Само собой, во всех крупных и большинстве мелких заданий в полной мере работает «правило трёх У» (уболтать, украсть, убить). Даже с «финальным боссом» можно просто договориться, избежав последней битвы. Жаль только, концовка получилась немного скомканной, и продолжить игру после титров нельзя — уж это у Black Isle точно стоило позаимствовать. Ну, по крайней мере, итоговое слайд-шоу с рассказом о последствиях наших деяний осталось на месте.
Прямиком сами-знаете-откуда пришли даже целые игровые ситуации. Сцена с «мумией», вскрытие дверей подземного бункера с помощью вагонетки и динамита, разумные говорящие крысы… Но благодаря удачной стилизации и обилию оригинальных деталей это ощущается как оммаж, а не простая калька. Тем более, что досталось, кажется, вообще всему постапокалипсису, включая «Почтальона», «Безумного Макса» и «Метро 2033». Никогда не знаешь, что игра выкинет в следующую секунду, — и это круто.
Местами читать действительно интересно, но при виде некоторых оборотов Нора Галь бы вскрылась в припадке меланхолии
Да, тексты, мягко говоря, написаны не идеально. Порой вся эта литература напоминает фанфики по S.T.A.L.K.E.R. — с весьма спорным стилем и «альтернативной» грамотностью. Местами глаз режут опечатки и лишние знаки препинания. Временами стилистика даёт такого гопака, что диву даёшься: как это всё ещё не развалилось! Но ведь в чём шутка: странная смесь канцелярита, разговорной речи, блатного жаргона и бог знает чего ещё не вызывает отторжения. Она отрицает все нормы литературы и хорошего вкуса, но при этом выглядит по-своему стильно.

Добро пожаловать в Трудоград

Почти всё, что было сказано выше о первой части, справедливо и для ATOM RPG: Trudograd — продолжения, недавно вышедшего в ранний доступ Steam. Это абсолютно та же ролёвка старой школы — неторопливая, жестокая и требовательная к игроку. Различия, по большому счёту, кроются лишь в сюжете да не самых существенных геймплейных моментах. Но их оказалось вполне достаточно для полноценной второй части, а не просто дополнения.
С событий оригинала прошло два года, в мире игры наступил 2007-й. Наш герой теперь не зелёный Кадет, а самый настоящий Майор — причём перенести его можно прямо из первой части, если есть сохранения . И подрос не только он. «Чигирь-звезда», которую часто упоминали в ATOM RPG, но не ставили на первый план до самого конца, превратилась из источника суеверий во вполне реальную угрозу. Именно в поисках спасения от неё мы и отправляемся на север, в настоящий, по здешним меркам, мегаполис. Трудоград.
Импорт персонажа из первой игры переносит в сиквел принятые решения. Не скажу, что наткнулся на какие-то яркие последствия тех выборов, которые делал в ATOM RPG, но Trudograd сразу напоминает о них — это уже приятно
Хотя выживать в «цивилизованных» условиях проще не стало. Местами даже наоборот: слабаков здесь не любят. Тем более, что к системе выживания добавилась ещё одна угроза — холод. В здешних снегах и насмерть замёрзнуть недолго. Так что следить необходимо не только за голодом, токсинами и уровнем облучения, но и за температурой тела. Тёплая шапка перестала быть просто милым аксессуаром с бонусом к убеждению — теперь она ещё и защищает от коварной гипотермии.
Обновлённая глобальная карта выглядит куда наряднее
Разумеется, смена сеттинга сказалась и на графической стороне вопроса. Внешне Trudograd отличается от оригинальной ATOM RPG примерно так же, как грядущая Wasteland 3 — от Wasteland 2. Засыпанные снежком локации выглядят симпатично, а сам Трудоград и вовсе похож на какую-то рождественскую деревеньку. Картинка после блёклой серо-коричневой первой части смотрится куда чище и свежее, а освещение — мягче. В интерьерах словно стало больше деталей, разнообразия, и анимация больше не режет глаз.
Литературную работу тоже будто бы подтянули. И без того изобретательные квесты стали динамичнее, диалоги — остроумнее, а персонажи — в хорошем смысле слова безумнее. Поболтать интересно со всеми: будь то мужик, потерявший на минном поле баночку с золотыми зубами, безрукая брюквопоклонница (не спрашивайте) или гадалка, которая выдаёт одеколон за древнее снадобье, повышающее харизму.
Локации в Trudograd стали более компактными, но заодно и более насыщенными. Раньше можно было успеть чайник поставить, пока герой бежит из одного конца полупустого уровня в другой
Пока Трудоград находится в раннем доступе, и контента совсем немного. Погулять дают только по пригороду да паре рабочих кварталов. Соответственно, выполнить сюжетный квест до конца никак не выйдет. В будущем обещают открыть остальные районы, добавить задания, персонажей, предметы и прочего контента. Время покажет, но главное можно отметить уже сейчас: Trudograd — это та же самая ATOM RPG, только прилизанная и улучшенная.
Текстовые квесты, добавленные в Trudograd, выглядят весьма многообещающе, хоть и ничего экстраординарного я не нашёл
Серия Fallout всегда была очень знаковой, но одновременно очень американской штукой. Этой вселенной не нужен был никакой мир за пределами постъядерных США, кто бы там о чём ни фантазировал. Теперь же у нас есть игра, способная заполнить этот вакуум. И, судя по активности сообщества, игроки восприняли идею как минимум благосклонно. Ярче всего о народной любви говорят моды. В мастерской Steam поклонники активно пилят всё подряд: от собственных сюжетных кампаний до возможности скрафтить рулон туалетной бумаги из 300 рублей. Разве старались бы так для какой-нибудь бездушной поделки? Сильно сомневаюсь.
А для меня ATOM RPG стала, без шуток, главной ролевой игрой последних лет. Уж не знаю, займёт ли её место Trudograd, когда получит, наконец, полный релиз. Но в одном уверен на все сто: я чрезвычайно хочу это выяснить.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Кирилл Никифоров
Кирилл Никифоров
Юрист, преподаватель, журналист, автор-исполнитель, французский иностранный легионер. Никогда не врёт и принц Нигерии. Беспощаден к врагам Р’льеха. Любит пост-панк, постапокалипсис, постебаться и озорные каламбуры.
Игры в материале
ATOM RPG
ATOM RPG
ATOM RPG: Trudograd
ATOM RPG: Trudograd
IMP