История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»

История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»

Спец — История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»
Как создавали и как убивали потенциальный хит от авторов легендарных «Корсаров».
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»
История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»История «Приключений капитана Блада». «Русская God of War», которая стала «русской Silent Hills»
В России умеют делать крутые игры. Причём речь не только о мелкотравчатом инди: у нас было немало крупных проектов, популярных и на Западе. Взять хотя бы Silent Storm, King’s Bounty, Space Rangers или даже ATOM RPG, о которой я писал совсем недавно. Вот только всё это пусть и глубокие, но весьма нишевые вещи. Сложные, с высоким по сегодняшним меркам порогом вхождения и не особо впечатляющей графикой.
Пожалуй, ближе всего к понятию «блокбастер» в отечественной индустрии была серия «Корсары». Не важно, что она напоминала не «Пиратов Карибского моря», а скорее какой-нибудь «Баунти» с угрюмым Энтони Хопкинсом в роли капитана-садиста Уильяма Блая. Но именно благодаря «Корсарам» в прокуренной атмосфере российского геймдева возникла мысль сделать не суровый симулятор капитана парусного флота, а бодрый пиратский экшн. Неудивительно, что именно её взяла на вооружение «Акелла», когда начала работу над самым нетипичным для нашего игростроя проектом.
Первый трейлер «Одиссеи капитана Блада», обещающий «эпическое пиратское приключение». В итоге приключением эта игра стала разве что для своих создателей

Рождение капитана Блада

Идея, как и положено яркому летнему боевичку, была выбрана простая, но цепляющая. Взять всё тех же «Корсаров» и на их основе сделать что-то более развлекательное: с живым морем, киношными схватками и книгами Рафаэля Сабатини в качестве сюжетной основы. Никакой больше стратегической возни и дотошного воссоздания матросских будней — только яркое постановочное действо, флибустьерская романтика и прочий Голливуд. Идея была невероятно амбициозной для того времени: нечто подобное на достойном уровне смогла реализовать разве что Ubisoft в Assassin’s Creed IV: Black Flag, и то спустя добрый десяток лет.
А пока что на дворе стоял 2003 год. Пхеньян вышел из договора о нераспространении ядерного оружия, в Бельгии легализовали однополые браки, а богомерзкая игра-по-мотивам «Пиратов Карибского моря» благополучно провалилась. «Акелла» горевала недолго: вскоре её внутренняя студия засела за новый проект… чтобы почти сразу же его свернуть и перезапустить под заголовком «Одиссея капитана Блада». Бывшие руководители разработки основали студию .dat (в будущем они сделают Disciples III: Renaissance), а у руля «Одиссеи» встали Ренат Незаметдинов и Юрий Рогач — далеко не последние люди для «Корсаров».
Первая итерация игры, 2004 год. Море чертовски красивое
Судя по восторженным превью 2004 года, работа кипела вовсю, а команда горела своим делом. Вплоть до того, что руководитель разработки заставлял подчинённых учить романы Сабатини наизусть. Байки, конечно, но кто ж его знает.
Штука получалась и впрямь весьма интересная. Реалистичная физика, красивейшее для своего времени море — смотрелась игра отлично. Правда, почти всеми геймплейными механиками, которые не вписывались в бесконечную череду поединков на суше и на воде, авторы пожертвовали. Но зато битвы полировали на совесть. Были здесь и корабельные сражения, и разнообразные комбо, и прокачка, и огромный арсенал — исторически достоверный, но оттого не менее смертоносный. Короче говоря, выходило нечто похожее не на «Корсаров», а на The Lord of the Rings: The Return of the King.
На КРИ-2005 «Одиссею капитана Блада» вывели в люди. Западным издателем стала компания Playlogic, а помимо ПК релиз намечался и на Xbox 360, которая тогда ещё даже не вышла и была самым настоящим некстгеном. В общем, будущее игры было светлым… буквально пару месяцев. Уже в ноябре руководство оставило проект, его пришлось заморозить. Правда, ненадолго. Но на грядущий производственный ад это намекало не менее отчётливо, чем парез намекает на скорый инсульт.
Ещё один артефакт из 2004 года

Падение капитана Блада

Во время второго перезапуска в 2006 году теперь уже «Приключения капитана Блада» получили новое руководство (командовать парадом стали Сергей Макеев и Александр Нагорный), отказались от сурового реализма в пользу более «комиксовой» картинки, а заодно избавились от последних ПК-заморочек. То есть проект и до этого не тянул на новых «Корсаров», даже упрощённых. Теперь же его и вовсе превращали в то, что тогда было принято презрительно называть «консольной игрой».
Появилась динамическая сложность, которая не позволяла даже самым слабым игрокам застрять надолго. Остатки ролевой системы убрали — даже комбо теперь прокачивались сами, без участия игрока. Зато добавились, прости господи, QTE, которые сегодня иначе как дурновкусием уже и не назвать (в превью Игромании они проходили под кодовым обозначением «ритмические игры»).
Примерно 2006 год. Много крика и нарочитая мультяшная жестокость
Но всё это не помешало «Приключениям капитана Блада» взять на КРИ-2007 награду за лучшую экшн-игру. Ведь здесь были стрельба, взрывы, достоверно разлетающиеся тела, «фаталити» (причём не только рукопашные, но и корабельные), огромные боссы (включая книжного капитана Левассёра, боцмана с гигантской кувалдой и вождя индейцев, кидающегося взрывными черепами), недурно поставленные кат-сцены и почти киношный размах. В общем, выглядело всё круто и по-заграничному. Пусть даже от романов Сабатини остались разве что название да пара персонажей, а восторженный тон журналистов постепенно сменялся на что-то вроде сдержанного одобрения.
Как оказалось, неспроста. К 2007 году «Акелла» и Playlogic погрязли в сутяжничестве. Тонкости судебных разборок выходят за рамки этого материала: важно лишь то, что в итоге разработчики «Капитана Блада» были проданы . Так бывшая внутренняя студия «Акеллы» получила имя «1С: Морской Волк», а релиз «Приключений капитана Блада» в очередной раз перенесли. Примерно в это время надежды на то, что игра хоть когда-нибудь выйдет хоть в каком-нибудь виде, начали медленно умирать.
2006 год

Смерть капитана Блада

Те, кому довелось поиграть в «Капитана» на КРИ-2008, сравнивали его аж с God of War. Вот только сравнение было явно не в пользу российской стороны. У нас получался в лучшем случае клон хита от Santa Monica Studio, пусть и разбавленный бодрыми морскими баталиями. Только масштабом помельче, а исполнением — похуже. Зато с толпами одинаковых испанцев вместо богатого античного бестиария в качестве врагов.
Короче говоря, то, что игра была редкая и даже уникальная для российского геймдева, не делало её выдающейся саму по себе. Сейчас, в 2020-м, «Капитан Блад» того периода выглядит максимум как проходняк на пару вечеров. Отхватить номинацию «Лучшая игра для игровых консолей» на КРИ наша героиня могла только по одной причине — из-за тотального отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. Да и тогда уже было понятно, что ничего невероятного из игры не выйдет.
Трейлер приблизительно 2007-2008 года
Работа в этот период шла ни шатко, ни валко: когда у студии сменился владелец, больше половины сотрудников, включая руководство, просто ушли кто куда. В результате релиз пришлось отложить ещё на год. Несмотря ни на что, в 2009-м «Приключения капитана Блада» начали озвучивать и тестировать, а заодно продолжили показывать на выставках. На КРИ-2010 игра победила в номинации «Лучшая игровая графика», вскоре мастер-диск передали в издательство, а команду переправили на другие проекты.
2007 год
На этом — всё. «Капитан Блад» так и не поступил в продажу, полностью пропал с радаров и признаков жизни больше не подавал. Недавно на cyber.sports.ru появилась информация о том, как игру постигло забвение. Некто представился одним из работавших над игрой фрилансеров и рассказал, что причиной тихой смерти проекта стала некомпетентность руководства. По его словам, из-за халатности менеджмента игра просто не смогла получить возрастной рейтинг на Xbox 360, после чего легла под сукно. Когда же к проекту вернулись, чтобы выпустить хотя бы на ПК, оказалось, что исходники уничтожены. Благодарить за это якобы стоит системного администратора, который почистил жёсткие диски с ценной информацией. Глупая, нелепая смерть.
Правда, Николай Барышников, CEO компании «1C», эти сведения опроверг, хоть и отказался давать какие-то комментарии. Так что достоверно о «Капитане Бладе» известно только одно — проект мёртв. Похоже, уже окончательно.
Морское сражение из 2008 года
На этом история едва ли не самой амбициозной российской игры заканчивается. Она была в разработке семь лет. Её релиз стабильно переносили каждый год, а разработку перезапускали как минимум трижды, прежде чем полностью похоронить проект. Самое обидное, что выглядела-то игра хорошо! Да, по пути к так и не состоявшемуся релизу она потеряла многие фишки — но в её гибели явно виноваты не кривые руки разработчиков. Можно винить «эффективный менеджмент», незадачливого сисадмина, курс доллара, положение планет или «победу бизнеса над геймплеем», как выразился Андрей Подшибякин в своей книге «Время игр!». Но в чём — или, скорее, в ком — конкретно было дело мы, похоже, так никогда и не узнаем наверняка.
Спите спокойно, капитан. Ваша судьба стала самой яркой иллюстрацией ко всей российской игровой индустрии. Печальнее на свете может быть, наверное, только повесть об Axle Rage. Но об этом — как-нибудь в другой раз.
Наверное, последний трейлер игры, датированный 2010 годом. Благодаря стилизованной картинке «Приключения капитана Блада» и сегодня неплохо смотрятся. Жаль, что кроме роликов от них ничего не осталось
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Кирилл Никифоров
Кирилл Никифоров
Юрист, преподаватель, журналист, автор-исполнитель, французский иностранный легионер. Никогда не врёт и принц Нигерии. Беспощаден к врагам Р’льеха. Любит пост-панк, постапокалипсис, постебаться и озорные каламбуры.
IMP