Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Прямым текстом — Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Разбираемся, чем так хороша Persona 4 Golden и почему её интересно проходить даже сейчас.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam? Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Выход Persona 4 Golden на PC стал настоящим сюрпризом. 13 июня игра просто появилась в Steam — без всяких анонсов и предзаказов. Но публика приняла её с восторгом: Persona 4 Golden дебютировала на четвёртом месте в топе продаж платформы, а одновременно играть в неё сели почти тридцать тысяч человек. Внушительные цифры для жанра — и уж тем более для порта старой консольной игры, который вышел без шума и хайпа.
Репутация оригинала сработала лучше любой рекламы: пройти мимо игры, которую в унисон хвалили критики и игроки, оказалось просто невозможно. И, что ещё важнее, Persona 4 Golden за годы не растеряла своей актуальности. Затягивает она похлеще многих новинок, а сюжет заставляет не только переживать за судьбы героев, но и задуматься о многих современных проблемах.

Персона, приди!

Вообще, Persona — это не просто ещё одна знаменитая японская ролевая серия. Даже в рамках этого экстравагантного жанра она всегда выделялась за счет психологизма и злободневной тематики. В 1996 году Atlus решили разнообразить сюжеты и механику Shin Megami Tensei, заменив постапокалиптический антураж на современный. Настоящие боги и демоны стали воплощениями коллективного бессознательного, а избранные герои — простыми школьниками, которые внезапно столкнулись с паранормальной напастью. Так на свет появилась Revelations: Persona, которая и положила начало этой серии.
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Термины из аналитической психологии здесь используют не просто для красного словца: «Персона» на полном серьёзе обращается к архетипам, теням и прочим концепциям, созданным Карлом Густавом Юнгом. Персонажам серии приходится разбираться не только с внешними врагами, но и с собственными комплексами, травмами и ошибками прошлого. Причём не в одиночку, а с помощью других людей — так герои учатся ещё и понимать и принимать друг друга.
Серия опередила своё время: использовать игры как метод терапии или способ сделать социальный комментарий на тему взросления стало модно лишь в последние лет пять. «Персона» же не стесняется говорить о важном уже двадцать четыре года, и за это её особенно любят. К тому же достойных конкурентов на этом поприще у неё до сих пор нет. Им пыталась стать созданная выходцами из Atlus Caligula Effect, но, увы, при хорошей идее исполнение подкачало.
В открывающем видео Persona 3 Portable количество терминов на секунду экранного времени просто зашкаливает
Но, несмотря на народную любовь, основные части серии не спешили покидать родную PlayStation (зато отметились на всех консолях Sony от PS1 до PS4, да и на PSP с Vita заглянули). Единственный порт на PC до этого был только у самой первой Persona в далёком 1999 году. Так что неудивительно, что не охваченная ранее аудитория бросилась приобщаться к легенде. Ведь это не очередная ванильная история о том, как храбрые рыцари и симпатичные волшебницы спасают мир от катастрофы, а нечто действительно необычное.

Мама, я в телевизоре

В центре событий Persona 4 Golden оказывается школьник, которому пришлось на время переехать из столицы в тихий провинциальный городок Инабу: родители парня уехали в заграничную командировку, а сына отправили погостить у дяди. Однако жизнь на периферии оказывается не такой скучной, как ожидал герой. Вскоре после его приезда в Инабе происходит жуткий инцидент: опутанный проводами труп скандальной журналистки находят на антенне одного из домов. Та же участь спустя несколько дней настигает и девушку, обнаружившую тело, — полиция сбивается с ног, но не может найти ни одной зацепки.
Жизнь в провинции кажется скучной и пресной. Но, когда приходит беда, тихие вечера перед телевизором начинаешь вспоминать с ностальгией
Протагонист и его новообретённые друзья решают провести собственное расследование. И весьма необычное: ребята обнаруживают у себя способность проходить сквозь экран телевизора и попадать в сюрреалистичный мир, населённый монстрами. К тому же, по словам одного неожиданно дружелюбного жителя этого мира, кто-то отправляет туда людей на растерзание чудовищам. Но кто? Как? Зачем? Что это вообще за мир такой, и как он связан с реальностью? Можно ли закрыть туда дорогу раз и навсегда, чтобы избежать новых трагедий? Ответы на все эти вопросы и предстоит узнать героям.
Расследование убийств — занятие не для слабонервных

Кривое зеркало

На первый взгляд перед нами обычный мистический детектив для подростков. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях — точнее, в подтексте истории. Мир с монстрами по ту сторону телеэкрана не зря выглядит так метафорично: он создан коллективным бессознательным, а значит, наполнен нашими страхами и подавленными эмоциями. А ещё там водятся Тени — физические воплощения качеств, которых мы не хотим в себе замечать и всячески отрицаем. Именно с ними героям и приходится сражаться, чтобы продвинуться дальше в расследовании… и принять себя, каким бы мерзким это настоящее «я» ни оказалось.
Правда может ранить, но лучше принять её, чем вечно убегать от самого себя
И нет, комплексы подростков из японской глубинки двенадцатилетней давности (изначально Persona 4 вышла на PlayStation 2 в 2008 году, а её дополненная версия Golden — уже в 2012-м на PlayStation Vita) не покажутся современному западному игроку чуждыми и надуманными. Наши представления о себе, о том, что правильно и неправильно, формируются под влиянием установок, навязанных обществом. А они меняются не так быстро и не так сильно разнятся от страны к стране. Игра показывает, насколько разрушительными могут быть гендерные стереотипы, самоуничижение и идеализация окружающих, потеря индивидуальности за удобными для общества масками… Рассказать о проблемах конкретных героев было бы нагляднее, но Atlus просит воздержаться от спойлеров, да и мы сами не хотим портить поездку в Инабу тем, кто ещё там не был.
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
При этом Persona 4 Golden не утомляет излишней заумностью или морализаторством. Её персонажи не только копаются в себе и беседуют о высоком — они живут полной жизнью с кучей мелких событий вроде поездок на море или неудачных кулинарных экспериментов. Да и потусторонние приключения отнимают немало времени: монстры же сами себя не победят!

Золото не ржавеет

Чётко определить жанр Persona 4 не так-то просто: перед нами гибрид ролевой игры и визуальной новеллы. Геймплей в потустороннем мире — это классический симулятор подземелий с пошаговыми боями и процедурно генерируемыми лабиринтами. В закоулках припрятаны полезные вещицы, по коридорам бродят монстры, а в конце прячется огромный и опасный босс — словом, рай для любителей олдскула.
У монстров, как и у героев, есть слабость и иммунитет к разным видам атак. К счастью, держать их в голове не нужно: достаточно один раз найти уязвимость или невосприимчивость, и система будет их показывать. А друг-навигатор начнёт услужливо (и навязчиво) подсказывать, что лучше сделать
Как в любой классической ролевой игре, героев здесь можно прокачивать, экипировать разным оружием и бронёй. Вот только навыки выбирать можно не у всех. Друзья протагониста способны развиваться лишь в одном направлении: один лечит, другой сдувает ветром, третий жарит огнём и т.п. — всё зависит от специфики их характеров и уникальных персон. Только главный герой может менять свои персоны по желанию, получая их в качестве награды после боя или даже создавая новых. Причём они тоже растут в уровне и получают новые навыки, как эдакие метафизические покемоны.
Подружиться можно не только с людьми, но и с суровой лисичкой!
Но раскрыть весь потенциал персон не получится без социальных связей — того самого «симулятора свиданий», который появился в Persona 3 и стал неотъемлемой частью серии. Добивайся расположения соратников и остальных приятелей, выбирая нужные ответы в диалогах, и сможешь создать персон посильнее. Развивай свои общественные навыки вроде храбрости и усидчивости, и сможешь расширить круг знакомств, а заодно узнать побольше об окружающем мире и персонажах. Звучит нехитро, но именно общение вносит в игру разнообразие и ускоряет её темп. Ведь друзей, хобби и подработок у главного героя так много, а времени в сутках так мало! Всё как в реальной жизни.

Начнём с середины

Некоторые игроки переживают о том, стоит ли начинать знакомство с серией с четвёртой части, — и совершенно напрасно. Как и в случае с Final Fantasy, сюжетно игры серии связаны друг с другом лишь горсткой едва заметных отсылок, поэтому тот, кто не играл в прошлые части, ничего не потеряет.
Для релиза на PC Atlus (это тот редкий случай, когда разработчик сам занимается портом, а не привлекает стороннюю компанию) отрисовала портреты в высоком разрешении, а текстуры привела в божеский вид. Возраст игры всё равно заметен, особенно по фонам, но выглядит она прилично. Большего вряд ли стоило ждать, ведь это именно порт с PS Vita, а не ремастер
Конечно, геймплей Persona 5 (и уж тем более Persona 5 Royal) куда богаче на разные фишки и мини-игры, а тамошние дворцы с их продуманной архитектурой и головоломками проходить интереснее, чем случайно сгенерированные лабиринты. Да и выглядит последняя номерная часть серии гораздо современнее. Но разница между проектами не настолько велика, чтобы сторониться четвёртой части как какого-то архаизма.
В отличие от третьей и пятой части, Persona 4 обращается в первую очередь к японской мифологии, так что для западного игрока отсылки будут не так очевидны. Зато это отличный повод расширить кругозор и узнать об Идзанами и Идзанаги, Коноханасакуе, Томоэ Годзэн и других богах и героях Страны восходящего солнца
Споры же о том, в какой «Персоне» лучше сюжет и серьёзнее темы, не утихают среди фанатов до сих пор. Наибольшим почётом пользуются Persona 2: Innocent Sin и Persona 2: Eternal Punishment, но будем честны: браться сейчас за игры с первой PlayStation рискнут разве что самые закалённые поклонники серии и жанра.
Ну а выбирать лучшую историю среди игр последней трилогии — это всё равно что спорить о том, какой цвет красивее. Это дело вкуса. Одному ближе окажется готический пафос и размышления о бренности бытия в Persona 3, другому — призыв взбунтоваться против порочной системы и обрести внутреннюю свободу в Persona 5, третьему — поиски истины и самоанализ в Persona 4. Проходных игр здесь нет: каждая хороша и интересна по-своему. А четвёртая часть, пожалуй, даже окажется самой жизненной и злободневной в нашу эпоху гендерной критики и борьбы со стереотипами.
В Atlus явно считают, что полюбить одну «Персону» и обойти вниманием остальные просто невозможно, так что радуют фанатов кроссоверами вроде ролевой серии Persona Q и файтинга Persona 4 Arena
Успех Persona 4 Golden на PC — яркий пример того, что оригинальность всегда будет в цене, а сарафанное радио работает лучше любой рекламы. Отличная игра из самобытной серии обрела новых поклонников и позволила старым поностальгировать за большим экраном — и это не может не радовать.
Как и постепенное освоение новой платформы, которым занялись в Atlus. Хочется надеяться, что успехи Catherine Classic и Persona 4 Golden вдохновят разработчиков на то, чтобы портировать и другую проверенную временем классику. А там и о новинках или ремастерах можно будет помечтать.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Ксения Аташева
Ксения Аташева
Специалист по странной японщине. Обожает файтинги, приключения и ролевые игры, коллекционирует фигурки любимых героев и ориентируется в Токио по картам из Shin Megami Tensei. Скрывает увлечения американской фантастикой, немецкой электронной музыкой и польскими настолками, чтобы не портить имидж безумной анимешницы.
Игра в материале
Persona 4 Golden
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
Серия: Shin Megami Tensei
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Atlus, P Studio
Издатель: Atlus
Дата выхода: 14 июня 2012