Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил

Железный цех — Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Не понимаете, как выбрать телевизор под новую консоль и на что смотреть? Мы всё объясним.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Железный цех
Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правилКак выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Консоли нового поколения — это отличный повод оттащить на помойку пузатый телевизор и наконец купить нормальный. Главное — не прогадать, что брать: производители врут напропалую, прописывают космические характеристики, а иногда, кажется, и сами не особо понимают, чем торгуют. Впрочем, для рынка бытовой техники это нормально — тут вам не компьютеры. 
Так как телики мы подбираем именно для консолей нового поколения, то определиться с необходимым проще простого. Sony и Microsoft клятвенно уверяют: шагаем в эру 4K гейминга (да-да, опять) к стабильным 60 fps, а если повезёт, то и к 120. По дороге же нас ждёт HDR, а также технологии синхронизации частоты обновления (VRR, FreeSync) и автоматического переключения в игровой режим (ALLM). Вот на это, плюс на теоретические знания по игровым мониторам, и будем ориентироваться.
Банальное перечисление моделей оставим для второй части материала. В этой же дадим чёткие правила, применяя которые, вы и без нас купите лучший телевизор. Причём не только для игр, но и для кино и всего остального.

Правило №1: размер

Это самое важное правило: берите телик побольше. Боитесь, что 50 дюймов — это слишком для вашей комнаты? Тогда купите 55, а ещё лучше — 60 дюймов. Запомните: слишком больших телевизоров не бывает.
Как только новая покупка окажется у вас дома, вы подумаете: «как хорошо я угадал(а) с размером!», а через месяц привыкнете и будете думать о том, почему не купили побольше. Да, есть специальные таблицы для расчета правильной диагонали в зависимости от расстояния до экрана. Но я скажу так: сейчас играю с трёх метров на проекторе в 105 дюймов, и я бы хотел ещё больше.
Пожалуй, единственный случай, когда не стоит гнаться за размерами, — это если вы собираетесь основательно погрузиться в онлайн-шутеры. Вот тут да, здоровая матрица может помешать, так как вы не охватите её взглядом целиком. 

Правило №2: разрешение

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Если наша консоль — Series S, то можно купить и Full HD телевизор, но если речь идёт о Series X или PlayStation 5, то нужно 4К, не меньше. В целом теликов не с 4K сейчас никто особо и не делает, но в бюджетном сегменте такие встречаются. При этом производители не стесняются лепить на них стикеры а-ля Super HD Ready, Fantastic Resolution и тому подобную ересь. Не попадитесь: смотрите в конкретные технические характеристики. Там должно быть написано «3840х2160», не меньше. Больше — можно. Консоли нового поколения знакомы с 8K. Но откуда вы будете брать контент для такого разрешения — мы не знаем. 
Кстати, в интернете порой появляются утверждения, что 4K не разглядеть более чем с трёх метров. Не верьте. Разница между 4К и Full HD видна и с пяти, и с семи метров. Проверено. 

Правило №3: матрица

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Расклад такой: хотите цвета почестнее — ищите матрицу IPS (это, как правило, LG), хотите максимум контраста и скорости — VA (как правило, Samsung). Если вдруг увидите обозначение TN — бегите как от огня. В мониторах таким матрицам ещё можно простить многие недостатки, но в телевизоре маленькие углы обзора сведут вас с ума.
Отметим, что чем выше по ценовой лестнице, тем больше вариаций этих типов будет попадаться. Уже с 35 000 рублей IPS у LG получит новую подсветку и будет называться Nano Cell. А с 56 тысяч переименуют и VA у Samsung — за счёт, опять же, оригинальной подсветки: на квантовых точках она превратится в QLED.
Наконец, за отметкой в 140 000 рублей появится OLED. Это органические светодиоды, которые светятся сами по себе. Точнее, светятся только белые пиксели, но всё равно — это высшая точка развития матриц. 

Правило №4: частота

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Частота матрицы указывает на то, сколько кадров в секунду может показать телевизор. Консоли обещают стабильные 60 fps, а это значит, что телевизоры нам нужны минимум на 60 Гц. И вот тут держитесь за стул: таких в нашей стране нет.
Производители телевизоров по старинке привязывают матрицы к частоте сети в розетке, а она у нас равна 50 Гц. И да: все телевизоры прописаны на эти 50 Гц. При этом те же самые модели в США выдают 60 кадров, потому что сеть у них идёт на 60 Гц. Вот такая вот несправедливость. 
Со 120 Гц, которые вроде как поддерживаются консолями нового поколения, тоже засада. Большинство производителей, конечно, отвязались от розетки и пишут нормальные 120 кадров, но некоторые — Sony например — могут и 100 Гц предложить.
Впрочем, это всё пережитки прошлого. Консоли и компьютеры освоили стандарты VESA, и выводят наши модели на нормальные 60 Гц.
Казалось бы, и так уже путаница — но нет, производители продолжают удивлять. Размашисто написать 100 Гц на телевизоре, который держит 50/60? Легко, Sony вон не стесняется и 400 писать. Поэтому обязательно лезьте в технические характеристики и проверяйте, что там написано. Нас интересуют конкретные Герцы, а не всякие там Motion Plus, Transfer Image и тому подобные.
Для ориентира запомните, на конец 2020 года все телевизоры до 67 000 рублей идут на 50/60 Гц. При этом некоторые модели, например, Samsung 50TU8570, по магазинам могут пробиваться как 120 Гц. Но это лишь потому, что Samsung прячет эту характеристику и указывает на сайте только загадочный Motion Rate, который равен 120 и к реальной частоте не имеет никакого отношения. 
Подобные уловки вообще любят все производители. У LG есть True Motion, у Samsung — Motion Rate, у Sony — Motion Flow. Имейте в виду, это не частота матрицы — это технологии, которые должны повысить плавность изображения. Если у вас включён фильм на 24 кадра в секунду, то, чтобы не показывать на 50 Гц матрице по два одинаковых кадра подряд, телевизор на автомате дорисовывает промежуточные картинки. Из-за этого может появляться эффект «мыла», когда кажется, что актёры двигаются быстрее, чем на самом деле. Когда же на матрицу поступают полноценные 50 или 60 кадров, эти технологии не работают. Кстати, в играх все эти Motion очень желательно отключать, так как они повышают инпут лаг.
В итоге по частоте скажем так: всегда проверяйте, сколько реально кадров выдаёт матрица. Стоит ли гоняться за 120 Гц — решать вам. Но имейте в виду: игр с такой частотой будет мало, потому что 120 кадров с 4К — это практически нереальный показатель для современного железа. Также надо понимать, что если подать на 120 Гц матрицу видео в 60 кадров, то можно получить фризы. Чтобы их избежать, обращайте внимание на поддержку телевизорами таких технологий, как AMD FreeSync, NVIDIA G-Sync и VRR. Они синхронизируют частоту кадров телевизора с реальным fps консоли. У многих производителей они уже или появились, или появятся с обновлением прошивки.

Правило №5: отклик и инпут лаг

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Отклик и инпут лаг — это одни из самых важных показателей для игрового экрана. Отклик — это скорость, с которой пиксели меняют свой цвет. Инпут лаг — это время между поступлением сигнала на вход телевизора и появлением картинки на экране. 
В компьютерном мире нормальным считается отклик в 5 мс. Киберспортсмены гоняются за 1 мс. К сожалению, к этим показателям на бумаге подходят только OLED, остальные телевизоры за ними не поспевают, поэтому производители их стыдливо скрывают — а разброс там может быть от 8 до 20 мс. 
Аналогично с инпут лагом. В последнее время производители телевизоров неожиданно стали упоминать об этом показателе, но дальше голословных заявлений в духе «у нас самые низкие уровни задержки» никто не уходит. Более-менее реальные показатели можно найти только в сторонних тестах, но методика плавает от издания к изданию, да и уверенно тестировать научились только Full HD при частоте 60 Гц. С 4K и 120 Гц всё ещё явные проблемы. 
Впрочем, формула выбора по инпут лагу более-менее понятная: VA-матрицы в среднем показывают задержку в 9-10 мс. IPS чуть медленнее: от 12 до 15 мс. При переходе на 120 Гц разница практически исчезает, и лаг падает до 5-7 мс.
Ещё раз напомним: на инпут лаг сильно влияют любые «улучшайзеры» картинки, поэтому во время игры переводите телевизоры в игровой режим. Если же у ТВ есть поддержка ALLM, то при запуске игры он будет отключать эти технологии автоматически. 

Правило №6: HDR

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Значок HDR сегодня висит практически на каждом телике — даже за 10 000 рублей, — а все консоли и прошлого, и нового поколений поддерживают этот эффект. Проблема в том, что про работу с HDR производители телевизоров опять же «немного» недоговаривают. HDR расшифровывается как High Dynamic Range, и за ним скрываются передовые технологии по работе с картинкой. 
Во-первых, это 10-битная цветопередача, которая отмечается как DCI-P3 и отображает больше 1 млрд оттенков. Для справки: все телевизоры из нижнего и среднего сегмента работают с 8-битным цветом и могут вывести 16,7 млн оттенков. Правда, тут есть хитрость. Так как матрицы на честные 10 бит стоят очень дорого, многие производители пользуются уловкой под названием frc, которая смешивает цвета для получения новых оттенков и дотягивает матрицу до нужного показателя. Особой опасности в этом нет. 
Во-вторых, HDR умеет подсвечивать яркие зоны. К примеру, если у вас в кадре появляется солнце, то телевизор должен его так подсветить, чтобы у вас глаза отвалились. И это не фигура речи: честный HDR требует возможности повышать яркость до 1000 нит против обычных 300-400. Более того, HDR требует, чтобы эти 1000 нит вылезали не просто по всей плоскости экрана, а в конкретном месте. И вот тут есть большая загвоздка.
Сами по себе пиксели не светятся, и их надо освещать. Для этого за матрицей или по её периметру ставят LED-лампочки, которые и дают равномерный свет. Ключевое слово — равномерный. Для зонального освещения надо, чтобы подсветка за экраном была точечной (Full Array Local Dimming), самих лампочек было как можно больше и они управлялись независимо друг от друга. Ну либо нужен OLED, когда светятся сами пиксели. 
Все остальные ТВ с надписью HDR лишь прикидываются таковыми. Они либо просто балуются с контрастностью изображения, что выглядит ужасно, либо идут от обратного: не повышают яркость определённых зон, а, наоборот, понижают её в тех местах, которые не должны светиться. Это, кстати, более-менее похоже на правду, хотя и выглядит не так эффектно.
В общем, правило по HDR такое: смотрите в характеристики и проверяйте, есть ли там запись про 10 бит (или 8 бит + frc), а также зональная подсветка. У LG это могут быть OLED или Nano Black. У Samsung — скорее всего, QLED с пометкой Local Dimming. Последняя может быть как Full Array, так и Edge. Первая — самая правильная, вторая просто подсвечивает отдельные полосы во всю высоту экрана. У остальных производителей будут аналоги этих матриц.

Правило №7: система

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Так как все телевизоры сегодня «умные», над программной оболочкой ТВ стоит основательно подумать. Тут штука вот какая: если вы не собираетесь смотреть потоковое видео из интернета, пользоваться всякими там Netflix, YouTube или «Кинопоиском», то можете не напрягаться и вообще не обращать на это внимание. 
Но если вы настолько же ленивы, как и я, и хотите смотреть фильмы и ролики, не вставая с кровати, то стоит призадуматься. Телевизоры по оболочкам можно разделить на два типа: первый — только лицензионные сервисы и всё за деньги; второй — полная анархия: ставь что хочешь, смотри торренты и не плати ни копейки.
Честным гражданам подойдут оба варианта. А не особо честным надо смотреть в сторону полноценного Android TV, который стоит на теликах Sony, TCL и Philips (кстати, этот бренд давно продали китайской TPV). Также можно обратить внимание на Samsung с их Tizen OS. Последняя прикидывается честной, но на YouTube хватает инструкций, как её совратить. А вот LG webOS, скорее всего, вам не поддастся, и, если ваша душа темна, придется докупать какую-нибудь Android TV-приставку. Они, кстати, не особо дорогие, и на них запускаются GeForce Now и Steam Link.

Правило №8: интерфейсы

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Вот это очень простое правило: всяких портов на телевизоре должно быть побольше. HDMI желательно иметь штуки три, чтобы подключить и пару консолей и, возможно, ещё и компьютер. При этом очень хорошо, чтобы HDMI шёл в версии 2.1, так как именно она поддерживает все фишки новых консолей. Впрочем, если мы говорим о телевизорах с частотой в 60 Герц, то и 2.0 вполне хватит.
Также стоит обратить внимание на выходы по аудио. Если вы планируете использовать хорошую акустику, неплохо бы иметь, как минимум, оптический выход, а не только 3,5-мм джек, обслуживаемый дешёвым ЦАП. Естественно, стоит обратить внимание на наличие сетевых интерфейсов. Для потокового кино очень хорошо иметь в запасе обычный LAN. Но, как правило, в телевизорах ставят WiFi. Следите, чтобы он был в версии WiFi 5 или WiFi 6 —  по-другому их записывают как 802.11ac и ax. Варианты с 802.11n лучше обходить стороной: они медленные.

Правило №9: фирменные технологии

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
У всех производителей телевизоров есть фирменные технологии для каждой линейки. И по ним у нас правило такое: даже не пытайтесь в них разобраться. К техническим реалиям все эти Crystal HDR, Advanced Zooming и SuperFast True Hertz не имеют никакого отношения. Точнее, возможно, и имеют, но придумывающие эти названия специалисты настолько оторвались от реальности, что уже и сами не понимают, что и как у них называется. 
Поэтому пытаться сравнивать телевизоры по присутствующим там технологиям нет смысла. Максимум, на что стоит обращать внимание, — это на индустриальные стандарты вроде DTS:X, Dolby Vision, HDR10, HDR10+ или DCI-P3. Вот эти штуки полезны. Остальное — маркетинг, как правило, сводящийся к такому описанию: «раньше было плохо, но в этом году все изменилось, зелёный теперь точно зелёный, а чёткость такая, что вы увидите гораздо больше деталей, чем раньше».

Правило №10: названия телевизоров

Как выбрать телевизор для PlayStation 5 и Xbox Series X? 10 простых правил
Нейминг телевизоров — это такая же непростая задача, как и список фирменных технологий. Причём когда начинаешь искать подробности, обзоры и тесты, один и тот же телевизор может вылезать под разными названиями. Но в целом у всех производителей есть чёткие схемы, по которым они называют свои модели. 
Возьмём Samsung UE-50TU7090XLT: 
  • UE — это то, для какой страны выпущена модель;
  • 50 — диагональ;
  • T — год выпуска;
  • U — тип матрицы;
  • 7 — серия;
  • 0 — порядковый номер в серии;
  • 90 — тут шифруют всякие мелочи: какая подставка, какой пульт управления, какой цвет;
  • XLT — как правило, тут прописывают типы тюнеров.
Учить это всё особого смысла нет, поэтому обращайте внимание только на размер диагонали и серию с порядковым номером. Тогда названия будут сокращаться до более понятных 50TU70 — для поиска и анализа данных этого вполне хватит.
На этом всё — удачных вам покупок. А если лень самим разбираться со всем этим, то в следующей части материала, который выйдет в ближайшее время, у нас будет большой список телевизоров из разных ценовых категорий. 
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Колганов
Дмитрий Колганов
Редактор «Железного цеха». Инженер-электромеханик по образованию, пять лет изучал строение электровозов и все последующие годы пытался понять зачем. Влился в сталелитейные цеха «Игромании» в 2006 году, с тех пор стал главным спецом по «железкам» в журнале и на сайте.