23 декабря 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege - изображение обложка

В декабре 2015 года мы постигали тонкости работы спецназа в тактическом шутере от Ubisoft. В 2010-м — заново исследовали пострадавший от всемирного катаклизма Азерот. Зимой 2005-го — учились с гордостью носить татуировки японского мафиози. А в 2000-м — отправлялись в мрачную и безумную версию кэрролловской Страны чудес. Пришла пора вспомнить, во что мы играли в декабре 5, 10, 15 и 20 лет назад.

5 лет назад — Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

Тактические шутеры всегда были крайне специфичным жанром: они созданы не для тех, кто хочет просто расслабиться и пострелять, — последним вполне достаточно хитов вроде Doom или Serious Sam. Они для тех, кто предпочитают сперва думать, а потом уже делать. Rainbow Six всегда была именно такой: каждая операция здесь на 90% состояла из подготовки, подбора снаряжения, изучения местности и прочего планирования, и только 10% игрового времени отводились, собственно, стрельбе. Выход такой сложной и неоднозначной, но по-своему сильной концепции в Сеть был лишь вопросом времени — и именно Siege перенесла серию в формат сессионного онлайн-FPS.

Получилось, как водится с сетевыми играми, неоднозначно. С одной стороны, здесь действительно очень важную роль играет тактическая сторона: все оперативники разные, каждый со своими фишками и слабостями. Уровни очень тесные, да ещё и разрушаемые. Палят буквально из каждой щели, а если подходящей щели нет, то её можно просто пробить прямо в стене. Почти как в реальной жизни, каждое попадание становится если и не смертельным, то чрезвычайно болезненным: валяться на полу, зажимая рану, после первой же пойманной пули — то ещё удовольствие. Короче говоря, в идеале нужно действовать строго по плану.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege - фото 1

Но сетевой шутер всегда остаётся сетевым: найти толковую команду в случайных стычках непросто, и рулят здесь чаще всего умелые «папки», которым не нужны ни союзники, ни их планы. Если коллектив так и не смог собраться в кучу, то все хитрые механики Siege просто перестают работать, превращая сложную и глубокую игру в клон CS: GO. Впрочем, даже так от неё вполне можно получить удовольствие.

Ну и разумеется, Ubisoft не была бы собой, если бы запуск Rainbow Six Siege прошёл без эксцессов. На старте игра щеголяла багами, падающими серверами и высоченным пингом. Лютые лаги — вещь, недопустимая для соревновательного сетевого шутера, где победу от поражения может отделять сотая доля секунды. Однако нужно отдать авторам должное: они собрали волю в кулак и довели своё перспективное, но проблемное детище до ума. Сегодня Siege прочно заняла своё место в сердцах ценителей тактического геймплея, а конкурентов такого высокого уровня у неё, можно сказать, и нет.

Как бы скверно ни играли вы или ваши напарники, любая стычка в Rainbow Six Siege похожа на сцену из фильма про SWAT.

Изрецензии Игромании на Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

10 лет назад — World of Warcraft: Cataclysm

В эту рубрику редко попадают дополнения к играм, но Cataclysm — особый случай. Это третий (после The Burning Crusade и Wrath of the Lich King) аддон к World of Warcraft, которая во второй половине нулевых переживала свои золотые годы. И аддон этот чрезвычайно богат на контент. Конечно, Blizzard в первую очередь отработала обязательную программу: здесь повысили максимальный уровень развития героев до 85-го, добавили две новые расы, оборотней-воргенов и зеленокожих милашек гоблинов, а ещё новые квесты, рейды, монстров, боссов, предметы… Но всё это не главное.

Главное, чем запомнилась Cataclysm, — это глобальная катастрофа, которая полностью перетряхнула и заново перекроила привычный уже Азерот. Предвестник апокалипсиса, дракон Смертокрыл, вырвался на свободу, и вместе с ним по миру прокатился тот самый катаклизм: ураганы, землетрясения, извержения вулканов и бог знает что ещё. В результате появились новые локации, а старые изменились (порой до неузнаваемости) или вовсе пропали; поменялась планировка городов и деревень, и привычные места превратились в нечто совершенно незнакомое.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege - фото 2

Естественно, поклонники «ванильной» версии приняли новинку в штыки. Cataclysm ругали за «оказуаливание» прокачки и системы развития героев. Ругали за порталы, связавшие все ключевые точки игрового мира. Ругали за отлично написанные, но слишком простые и часто недоделанные квесты с дешёвыми роликами на движке… Да и много ещё за что.

Но в целом с выходом «Катаклизма» WoW стала куда дружелюбнее к новичкам и одиночкам, хотя это не значило, что инстансы стали лёгкими, а схватки на аренах потеряли остроту. Да, довольны были не все, но к релизу этого дополнения Blizzard уже успела разработать формулу идеальной MMO — и просто дали большинству игроков то, чего они и хотели.

Сегодняшняя аудитория хочет «всё того же, но побольше», и этот запрос Cataclysm выполняет на все сто.

Изрецензии Игромании на World of Warcraft: Cataclysm

15 лет назад — Yakuza

Японский рынок видеоигр всегда был каким-то отдельным миром со своими законами. Там очень много такого, что создаётся специально для внутреннего потребления и вообще, по идее, не должно пересекать границу Страны восходящего солнца: от эроге с тентаклями до патинко-симуляторов и невообразимо странных RPG. А Yakuza — пожалуй, самая японская из всех японских игр. На Западе она поначалу не прижилась, но виной тому вовсе не низкое качество игры, а бездарный маркетинг и топорное позиционирование в качестве конкурента Grand Theft Auto.

А ведь общего с GTA у Ryu Ga Gotoku (оригинальное японское название Yakuza) на самом деле довольно мало — разве что открытый мир да бандитская тематика. По сути, первая часть — это трёхмерный битэмап пополам с JRPG, в котором даже машиной нельзя было управлять. Но непохожесть на San Andreas точно не делает Yakuza плохой игрой. Ведь это по-настоящему многогранный симулятор мафиози: с закрученным сюжетом в духе то ли «Крёстного отца» , то ли корейской дорамы, с многогранными персонажами, пафосными километровыми диалогами и кучей забавных дополнительных активностей.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege - фото 3

Есть ли резон играть в первую Ryu Ga Gotoku сегодня? Скорее нет, чем да (а если сильно захочется, то лучше попробовать её ремейк — Yakuza Kiwami) . Но недавняя Yakuza: Like a Dragon фактически перезапустила серию и нежданно-негаданно стала одной из лучших игр уходящего 2020 года — может, пора познакомиться с Yakuza через неё?

20 лет назад — American McGee’s Alice

Геймдизайнер Американ Макги получил вес в индустрии, работая ещё над Doom и Quake, но широкая публика узнала о нём именно с выходом American McGee’s Alice. Думаете, самая необычная интерпретация «Алисы в Стране чудес» принадлежит Тиму Бёртону? Ничего подобного!

Книги Льюиса Кэрролла и без того можно называть детскими лишь с большой натяжкой. А уж когда безумие литературного первоисточника дополняют сумасшедшие идеи и неуёмный креатив Макги, то тут уж совсем тушите свет, ибо на сцену выходит American McGee’s Alice — самая странная и извращённая версия старой сказки.

В первой «Алисе Макги» нас ждали жуткие версии знакомых персонажей, самой страшной из которых была, пожалуй, сама главная героиня с лицом фарфоровой куклы и немигающими глазами самки богомола. Уровни с искорёженной геометрией порой менялись прямо на ходу, а разнообразные, но одинаково уродливые враги гибли от оружия вроде крокетного молотка или жезла Бармаглота. Создатели обошлись с оригинальной историей максимально вольно: они скорее вдохновлялись героями и местами, упомянутыми в романе Кэрролла, чем пытались повторить всем известный сюжет дословно.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: American McGee’s Alice, Yakuza, WoW: Cataclysm, Rainbow Six Siege - фото 4

Главное, что геймплей у этого безобразия был вполне на уровне: игра брала не только по-хорошему чокнутым арт-дизайном, шикарной психопатической музыкой и загробным эпатажем. Алисой было комфортно управлять, на её анимации было приятно смотреть, а резать антропоморфные игральные карты полуметровым Вострым ножом было сущим удовольствием. Хотя, пожалуй, без назойливого платформинга можно было и обойтись.

К сожалению, серия так толком и не состоялась. Продолжение, Alice: Madness Returns, получилось симпатичным внешне, но потеряло имя Макги из названия и в целом игралось так себе. Хотя самое обидное, что ничего значимого (да и просто толкового) из-под пера Американа так и не вышло ни до, ни после Alice. Что ж, чтобы заработать звезду на виртуальной аллее славы видеоигр, достаточно и одного большого успеха.

American McGee’s Alice увлекательна, необычна, динамична и колоритна; жанр сделал глубокий вдох, честное слово.

Изрецензии Игромании на American McGee’s Alice

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь