Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых

Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых

Рецензии — Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
Талантливая, но местами неряшливая адаптация американских ужастиков под российские реалии.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностыхОбзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
Близкие по духу
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
The Last Door
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
Fran Bow
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
«Очень странные дела»
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
«Оно» Стивена Кинга
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
«Бесконечное лето»
Мимо «Дома русалок» легко проскочить, не обратив внимания. «Очередное малобюджетное инди в пикселях… подумаешь!» Но на деле всё не так просто. Авторы игры — творческое объединение «Овод» — попытались воспроизвести успех «Оно» и «Очень странных дел» в сеттинге России 90-х, сыграть на ностальгии по ушедшей эпохе. Только светлые и радостные воспоминания, по их задумке, должна пробуждать Россия времен дефолта, разрухи и разгула преступности.
Звучит почти невыполнимо, но у разработчиков получилось, пускай и не без огрехов. Ведь игра, на самом деле, не про бандитов и беспредел, а про детство.

Взгляни на пиксели детскими глазами

На дворе 1996 год. Где-то далеко гремит Первая Чеченская война. Рубль, несмотря на заверения правительства, в очередной раз вот-вот обвалится, а те гроши, что ещё остались у потерявших работу людей, всеми силами стараются выманить расплодившиеся телеэкстрасенсы. В новостях то и дело мелькают сводки об убийствах очередного криминального авторитета, а в провинциальном N-ске (где разворачивается действие игры) без вести пропадают десятки жителей.
Одна из 42-х пропавших. С ней мы еще столкнемся позже
Впрочем, все эти взрослые проблемы пока ещё далеки от наших героев. Интроверт Женя, только что потерявший родителей, девочка-пацанка Даша, герои анекдотов «толстый и тонкий» Лёша и Кеша. Никого не напоминает? У этого «Клуба Неудачников» есть даже своя «Пустошь», где они любят взрывать петарды. Разве что клоун за ними не гоняется, и детство их проходит не в одноэтажном американском пригороде, а в знакомых и близких нам дворах, зажатых угрюмыми многоэтажками.
«Двор» в игре, как и для многих реальных детей, — это понятие растяжимое. Гулять нам предстоит не столько среди качелей и песочниц, сколько в местах куда более интересных для игр: в лабиринтах гаражей, подворотнях, подъездах и заброшенных подвалах. Суть 90-х отлично передана в цвете. Вокруг всё серое и обшарпанное, стены домов стонут по капитальному ремонту и покраске, а заборы исписаны отборной матерщиной.
Местный аналог шайки Генри Бауэрса
Каждая локация вызывает в памяти то особое, противоречивое ощущение беззаботного уличного детства в условиях разрухи. Конечно, в полную силу магия сработает, только если вы хорошо знакомы с «игрушками» детей той эпохи. Скажем, пробовали жевать гудрон, держали в руках перочинный нож в форме рыбки, набивали карманы кусками карбида, оставленными рабочими после сварки (их можно добавить в бутылку с водой, и получится бомба!). Но даже часть из тех, кто родился уже в двухтысячных, обязательно наткнётся в игре на что-то близкое и понятное: «дворовое детство» — явление вневременное.
Знакомство с подростками, их разговоры и постоянные подколы друг друга прописаны так естественно, что уже минут через двадцать сам начинаешь рассуждать как ребёнок. Наблюдая за тем, как Женя забредает в очередной тупичок далеко от дома, невольно ловишь себя на мысли: «если бы мамка узнала, что я здесь гулял, — убила бы». А если зачитаться посланиями на разрисованных стенах в тёмном подъезде, то становится искренне любопытно, кто такие Катька и Беня, и чем они заслужили ненависть местного дворового сообщества.
Самая актуальная информация о соседских подростках и их музыкальных вкусах на одной стене

Мы не пойдем другой дорогой, товарищи!

Геймплей же в «Доме русалок» довольно прост. Но, как это нередко бывает в point-and-click квестах, незамысловатые задачки только играют на руку бодрому и динамичному повествованию — они не отвлекают на себя чересчур много внимания. Головоломки здесь лишь мотивируют исследовать мир и находить артефакты былых времён. Прослушав очередной диалог, в 95% случаев нам предстоит выполнить элементарное задание в стиле «принеси-подай» или «найди-смастери». Хочешь подружиться с парнями со двора? Помоги им соорудить штаб из хлама, добудь верёвку — местная тётка как раз сушит бельё на подходящей. Но прежде чем стащить квестовый предмет, даму придётся чем-то отвлечь. Например, взорвать старый телевизор с помощью самодельной карбидной бомбы.
Всего за игру нам доведётся управлять пятью подростками: компания будет то собираться вместе, то разделяться, расходясь по домам и сталкиваясь со своими персональными кошмарами. История каждого из них — будто маленький самостоятельный ужастик, вдохновленный Лавкрафтом, Стивеном Кингом, Робертом Стайном и городскими легендами тех времён. Тут и зловещее наследие древних племён кочевников, и чёрная-чёрная кассета на чёрном-чёрном чердаке, и призраки в заброшенном интернате, и маньяк.
Некоторые элементы сюжета один в один напоминают Resident Evil
Вот только все эти события, отсылки и концепции едва ли вяжутся друг с другом, особенно если учесть, что пройти «Дом русалок» можно всего за три-четыре часа. С одной стороны, повествование, несмотря ни на что, удалось сделать лёгким и непринужденным. Сюжет не трещит по швам от ненужных подробностей и огромного количества бессмысленных записок, как этим грешат многие современные игры. Каждый клочок бумаги рассказывает только то, что нужно знать в данный момент, без воды и лишней графомании.
С другой стороны, после финала может сложиться впечатление, что из релизной версии игры вырезали целые куски сюжета. Более-менее внятно рассказана только история города и вышедшего из под контроля эксперимента местных безумных учёных. Тайны зловещих видеокассет и картриджей для приставок остаются нераскрытыми, а некоторые ключевые персонажи пропадают без малейшего намёка на их судьбу. Маньяк же всю игру орудовал где-то рядом, но так и остался за пределами кадра. Покажут нам его только мельком.
Архивное фото из прошлого. НИИ ещё не закрыли, а учёные работают на светлое коммунистическое будущее. По пятнам крови становится ясно, что получилось у них так себе
Возможно, в этом и была задумка, ведь вся соль страшилок и городских легенд в недосказанности. Они оставляют простор для фантазии, а неизвестность пугает больше всего. Однако смотрятся такие страшилки рядом с научно-фантастическими ужасами не лучше, чем скандинавские боги с генетически модифицированными солдатами. Но что поделать, сочетать несочетаемое сейчас в моде.

Самый сложный квест

Игра от разработчиков без опыта ожидаемо не обошлась без пары-тройки серьёзных технических недоработок. Нормально «Дом русалок» работает только в Full HD, о чём нас честно предупреждают на стартовом экране. Я же играл в разрешении 2560x1440, и в некоторых моментах взять или использовать квестовые предметы было крайне непросто. Точки взаимодействия, которые активируют скрипты, смещались то вверх, то вниз, то по диагонали. Например, в одном сегменте нужно подобрать с пола сосиску. Сосиска лежит в одном месте, но кликать надо в другом — гораздо правее и ниже, там, где вообще ничего нет. Найти нужное место возможно только методом тыка, а в помощь — лишь курсор, который меняет вид, когда натыкается на кликабельную область. Воистину хардкорный пиксель-хантинг.
Подбор сосиски с пола — сложнейшая головоломка в игре
Самое забавное, что в игре нет опции «настройки». Поэтому для комфортного прохождения понижать разрешение экрана придётся в настройках Windows. Что делать владельцам старых мониторов, у которых Full HD не поддерживается, — не ясно.
Еще одно упущение — топорные интерфейс и управление. Ощущения взаимодействия с окружающим миром нет абсолютно. Клики по объектам никак не выделяются, звуковой отклик отсутствует. Часто бывает так, что подобрать/использовать предмет не выходит с первого раза, так как герой находится слишком далеко, и нужно подвести его вплотную при помощи клавиш «A» или «D». Подходить к предмету по клику мыши персонажи почему-то не хотят. Конечно, приноровиться можно. Вот только зачем нужны были эти сложности в point-and-click квесте, которые обычно прекрасно управляются при помощи одной только мыши?
И всё же, ругать «Дом русалок» всерьёз совершенно не хочется. Игра, созданная силами нескольких энтузиастов без опыта, бюджета и команды маркетологов, оставляет приятное послевкусие и совершенно точно запоминается. А из-за того, что детство во дворах с наступлением нового тысячелетия проводить не перестали, жуткое приключение способно понравиться даже тем, кто не застал 90-е. Рекомендуется всем ценителям ужастиков, кто хотя бы пару раз играл в прятки и в курсе, как построить настоящий военный штаб из веток и арматуры.
  Порадовало
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
  • мощный заряд ностальгии;
  • внимание к деталям и мелочам;
  • куча отсылок к зарубежным и отечественным фантастам;
  • запоминающиеся герои;
  • интересный сюжет.
  Огорчило
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
  • проблемы с разрешением экрана;
  • неудобный интерфейс и управление;
  • смешанные в одну кучу маньяки, мистика и научные эксперименты плохо сочетаются.
  Как мы играли
Во что: ключ приобретен автором.
На чем: PC.
Сколько: 5 часов.
  Ачивка редакции
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
«Гурман»
Заказать в строительном магазине партию гудрона и навсегда забыть про Orbit.
  О локализации
Игра полностью на русском, ачивки же в Steam почему-то на английском. В текстах встречаются опечатки, но так как игра про подростков, смотрятся они вполне органично.
Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Талантливая, но местами неряшливая адаптация американских ужастиков под российские реалии. Ностальгию вызывает на раз-два, атмосферу мистики тоже создает исправно. Баги, неудобное управление и проблемы с интерфейсом порой раздражают, но на них можно закрыть глаза. Ведь главную функцию эта кое-как собранная, неказистая машина времени выполняет прекрасно.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев