11 марта 2021
Обновлено 17.05.2023

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - изображение обложка

Огарок свечи тускло освещает мою маленькую типографию. Этой ночью я работаю один: мне предложили напечатать откровенно еретический сборник учений, и втягивать в это дело подчинённых попросту опасно. Конечно, мне бы хватило наглости и красноречия, чтобы издать книгу в открытую, но тогда доброе имя семьи, которое я и так основательно подпортил в детстве, будет окончательно уничтожено.

Типография работает, но мысли заняты другим. Нужно подружиться с младшим братом. Срочно отдохнуть, чтобы восстановить запас сил. Не дать репутации семьи упасть до нуля, сплотить родственников, чтобы (каким-то образом) вылечить мать от смертельной болезни. Не развалить шпионскую сеть и при этом помешать будущему восстанию. Не дать старшему брату-дворянину избавиться от сестры-простолюдинки и наконец прокачать навык интриганства, чтобы превратить украденный порох в ружья.

В эту ночь я совсем не чувствую, что проживаю чью-то жизнь. Я чувствую себя жонглёром, которому кто-то постоянно подкидывает новые тарелки.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 1

Что вершит судьбу человека?

The Life and Suffering of Sir Brante — представитель редкого жанра текстовых ролевых игр. Она стилизована под книгу и всецело посвящена жизни единственного — Сира Бранте. Причём последнее стоит принимать буквально: игрок видит жизнь Бранте от его рождения до самой смерти и своими решениями определяет, как сложится личность героя и какой путь его ждёт.

Как и положено книге-игре, The Life and Suffering of Sir Brante целиком состоит из чтения: к счастью, история Сира Бранте написана на неожиданно высоком уровне. Непосредственно литературные тексты получились лёгкими, но при этом образными, будто открыл действительно интересную классическую книгу. Персонажам уделено достаточно внимания, чтобы у игрока сформировалась ощутимая симпатия или неприязнь, а лор вселенной раскрывается в те моменты, когда сам герой узнаёт об окружающем мире.

Жизнь Сира Бранте состоит из множества коротких эпизодов, которые постепенно складываются в многочисленные сюжетные линии, а решения игрока часто напоминают о себе в будущем — в финале каждого эпизода ждёт неизбежный выбор. Подобная структура не даёт интересу угаснуть: события постоянно сменяют друг друга на протяжении всей игры, мир раскрывается с новых ракурсов, акценты смещаются. Так, детство Сира Бранте по большей части протекает наивно и беззаботно — ничего, кроме игр и общения с семьёй, вас волновать не будет. Но взросление принесёт с собой и ответственность за имя рода, и попытки повлиять на судьбу целой страны.

Порой даже внутри отдельных сюжетных веток встречаются небольшие (а иногда и весьма важные) развилки, но качество повествования при этом не проседает. The Life and Suffering of Sir Brante ловко находит способы сделать каждый виток нарратива в какой-то мере личным — как для игрока, так и персонажа. Если вы решили бороться с несправедливостью местных законов, то потому, что знаете о ней не понаслышке. Откликнулись на зов свыше и стали священником? Неудивительно — Бранте слышал этот зов с детства. Встали на путь дворянства, чтобы вернуть честь своему роду? Игра предусмотрительно показала, как этот жест важен для ваших родственников. По какому бы пути вы ни двинулись, авторы твёрдо стараются рассказать историю о простых, но важных вещах. Семейный долг, доверие, борьба с собственной судьбой — каждое прохождение заостряет внимание на чём-то своём.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 2

Изредка игра показывает небольшие, но красиво нарисованные катсцены

Хотя общая картина получилась сложной и поистине многослойной, есть ощущение, что авторы будто бы немного не совладали с деталями. Лучше всего, на мой взгляд, эту проблему иллюстрируют персонажи. Их образы, на первый взгляд, получились эмоциональными, но на поверку оказываются плоскими и одномерными. Глубина второстепенных героев ограничивается одной-двумя чертами характера, за которыми будто бы ничего больше и нет. Старший брат — задира, готовый на всё ради титула, сестра — бойкая бунтарка, дед так вообще карикатурный душегуб. Персонажи хорошо работают на нарратив, но совершенно не склонны удивлять или меняться: а ведь игрок, напомню, проведёт в компании некоторых из них целую жизнь.

Есть вопросы и к устройству мира. Одна из основных тем игры — это «Уклад», жестокий свод законов, делящий всех людей на касты. И если «благородным» можно всё, то «простолюдины» живут под гнётом прямо-таки идиотских запретов. Им можно вступать в браки с людьми голубых кровей, владеть имуществом и вести бизнес, но при этом нельзя, скажем, заниматься искусством, рассуждать о религии и (почему-то) есть сладости. Подобные заповеди лишены здравого смысла, но подаются абсолютно серьёзно, без единого намёка на сатиру, — в отличие от, например, Beholder, где петь песни и кушать яблоки тоже было запрещено.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 3

Характер старшего брата можно понять уже по первой встрече с ним

Похожей проблемой оборачивается и потенциально интересная идея с реинкарнацией. В мире The Life and Suffering of Sir Brante у каждого человека буквально есть три жизни: после первых трёх смертей можно, как ни в чём не бывало, воскреснуть уже на следующий день. Было бы любопытно взглянуть, как устроена культура в обществе людей, наделённых столь абсурдным даром, но игра даже близко не подходит к этой теме. Перерождение остаётся сугубо механической фишкой, и на первых порах выглядит неплохо. Бранте действительно может трижды восстать из мёртвых, причём смерть приближает героя к пониманию местной религии, да ещё и награждает тем или иным откровением.

Но чем дольше играешь, тем больше появляется надуманных условий и оговорок. В какой-то момент выясняется, что реинкарнация, по каким-то причинам, не работает на тех, кому дарована большая власть. Смерть сюжетно важных персонажей неминуемо сопровождается глупыми уточнениями в духе «ой, это как раз была четвёртая смерть, какое совпадение». А если разработчики хотят наказать за ошибки проигрышем, то внезапно выясняется, что способы убить человека с первого раза всё-таки существуют — и Сир Бранте, конечно же, встречает именно такой конец. Зачем вообще нужна эта механика, если игра всё равно может убить героя, когда ей вздумается?

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 4

Впрочем, «неокончательные» смерти довольно неплохо поданы

Детство. Отрочество. Калькулятор

В The Life and Suffering of Sir Brante в принципе не так уж и много геймплейных механик, но, к сожалению, они чаще раздражают, чем не. Пока Сир Бранте ещё ребёнок, всё просто: у героя есть три характеристики и один ресурс — запас сил. Те или иные действия требуют либо траты запаса сил, либо достаточно прокачанной характеристики. Например, чтобы обмануть злого деда, нужно иметь три единицы хитрости, — успешная шалость поднимет значение ещё на единичку. Не обладаете нужным навыком? Тогда можно потратить силы и просто закатить истерику, результат будет примерно тот же. А можно вообще проигнорировать ситуацию и пойти играть с сестрой — никакой прокачки не будет, но отдых восстановит силы.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 5

Однако чем старше становится герой, тем больше появляется параметров, за которыми нужно следить. Со временем важную роль начинает играть отношение других персонажей к Бранте, а в определённый момент — характеристики семьи (богатство дома, репутация, единство) и города. Взрослая жизнь, как в жестокой шутке, стремительно превращается в менеджмент цифр и таблиц. Нужно поднять единство семьи, чтобы родня наконец помирилась, но каждый вариант, повышающий единство, снижает репутацию, а доводить её до нуля жуть как не хочется — иначе семья получит клеймо позора. Пока вы пытаетесь усидеть на двух стульях, в городе нарастают революционные настроения, — если допустить несколько ошибок, то волна народного гнева сметёт и дом Бранте. Ещё нужно не дать местной версии Дийкстры из «Ведьмака» отправить героя на виселицу, следить, чтобы члены семьи не поубивали друг друга, постоянно держать запас сил на приемлемом уровне, прокачивать личные навыки для активации особого события…

Иногда The Life and Suffering of Sir Brante ставит в невероятно драконовские условия, и речь тут не столько о завышенных цифрах, сколько о логике происходящего. Если сестра Бранте всем сердцем любит своего брата, значит опции «не признать» её претензии на титул просто нет — ваше отношение к персонажу никого не волнует. Не спасли соседскую девочку от толпы всадников? В следующий раз, когда ей вновь понадобится спастись бегством, некоторые варианты действий будут просто закрыты, хотя на то нет никаких оснований. Будьте любезны начать всю главу заново и не загубить жизнь Сира Бранте на этот раз. Справедливости ради, можно возразить, что кризисный менеджмент создаёт хоть какой-то геймплей и даже прибавляет реалистичности — в жизни мы тоже не всегда ведём себя так, как хочется. Вот только из-за подобных глупостей игрок вполне может попасть в тупиковую ситуацию, где не остаётся ничего, кроме как смириться с плохим исходом или вообще умереть. Естественно, без шанса на воскрешение — будьте любезны начать всю главу заново.

Пускай персонажи не могут похвастать проработкой, трогательные моменты с их участием всё равно западают в душу

В итоге игроку, так или иначе, приходится принимать решения опираясь не на отыгрыш персонажа, а на холодные цифры. Поступить по-другому практически невозможно: перед началом каждой главы игра любезно показывает ключевые будущие события и необходимые для них характеристики. Желание отыгрывать смешанного персонажа пропадает быстро — чем дальше, тем выше требования к навыкам, а заранее узнать, сколько ещё есть шансов прокачать их, нельзя. В определённый момент я с разочарованием заметил, что в первую очередь обращаю внимание не на текст действия, а на то, какие бонусы в теории получу. Для ролевой игры с сильным акцентом на сюжет это вообще недопустимо, но в The Life and Suffering of Sir Brante манчкинизм может оказаться единственным способом увидеть финал.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 6

В перерывах между сценами игра показывает сводки новостей, но иногда число имён и титулов запутывает ещё сильнее

Стоит ли этот финал бесконечных смертей, менеджмента цифр и проблемной ролевой составляющей? На самом деле, более чем. The Life and Suffering of Sir Brante скорее всего не позволит вам отыгрывать персонажа именно так, как вы хотите, однако в ней всё ещё есть отлично написанный, нелинейный сюжет, крепкая атмосфера и множество запоминающихся сцен. Главное — сразу смириться с тем, что эта текстовая ролевая игра в гораздо большей степени про текст, нежели про ролевую игру.

Обзор The Life and Suffering of Sir Brante. Но в основном, конечно, страдания - фото 7
Вердикт

Играть в The Life and Suffering of Sir Brante — всё равно что читать достойную книгу в тесном вагоне метро. В процессе чтения вам оттопчут ноги и испортят нервы, но запомните вы только сильный сюжет и мастерский слог автора.

Достоинства
👍
  • увлекательный нелинейный сюжет
  • моральные дилеммы на каждом шагу
  • тексты хорошо написаны и легко читаются
  • приятное аудиовизуальное оформление.
Недостатки
👎
  • прокачка слишком отвлекает от отыгрыша
  • мир и персонажи выполнены красочно, но слишком плоско
  • отличная идея с реинкарнациями приносит больше вреда, чем пользы
  • некоторым событиям недостаёт логики.
Как мы играли

Во что: ключ приобретён автором.

На чем: PC.

Сколько: около 16 часов.

Локализация
Вся игра достойно написана и озвучена на русском языке.
Ачивка редакции

«Жизнь и удовольствия Сира Бранте»

Всю игру принимать только те решения, что восстанавливают запас сил, чтобы умереть счастливым и отдохнувшим.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь