30 мая 2021Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - изображение обложка

Вы читаете «Во что мы играли» — ежемесячную рубрику, где мы вспоминаем, какие игры выходили ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. В майском выпуске мы ищем пиратские сокровища Либерталии, пытаемся доказать, что не убивали никаких королей, роняем рояли, люстры и людей с балконов на лучших вечеринках Европы и Америки, а также пробиваем себе путь на свободу сквозь горные породы Марса.

5 лет назад — Uncharted 4: A Thief’s End

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - фото 1

В апрельском выпуске мы проводили на покой Dark Souls 3 и похвалили разработчиков FromSoftware за то, что они вовремя и с надлежащими почестями похоронили самую успешную из своих франшиз. Энтропия и депрессия погибающего мира в третьей части чувствовались настолько сильно, что ясно было: ни о каком продолжении не может быть и речи — некоторым вселенным нужно дать умереть спокойно.

А месяцем позже, в мае 2016-го, Naughty Dog тоже удачно завершила легендарную серию, которая была настоящим лицом PlayStation с самого начала жизненного цикла PS3. Только там, где Dark Souls 3 убеждала игрока в том, что больше жить не может, Uncharted 4: A Thief’s End, наоборот, намекала: пора бы уже наконец дать Нейтану пожить по-человечески. И с той концовкой, к которой приводило главного героя самое яркое и объёмное приключение в истории серии, спорить тоже не получалось. Иногда размеренная жизнь с семьёй и возможность скучно проводить выходные на диване — самая большая награда, которая может достаться бывалому искателю сокровищ.

Сюда просится и ещё одна занятная параллель. Если FromSoftware посвятила всю третью часть Dark Souls рефлексии над тем, что золотой век серии прошёл и никаких шансов вернуть былое величие не осталось (а значит, самое время распрощаться с любимым миром), то Naughty Dog пошла от обратного — задвинула планку качества последнего выпуска настолько высоко, чтоб всем стало ясно: лучше, чем в A Thief’s End, уже не будет — даже пытаться не стоит.

Титул «Игры года» от Игромании Uncharted 4 получила отнюдь не из-за отсутствия конкуренции (в том же году компанию ей составили не только вышеупомянутая DS3, но и Doom с Overwatch). Самым ярким впечатлением и самым большим блокбастером 2016 года она стала просто потому, что не могла не стать. В комплекте с безупречным (насколько это слово вообще применимо к историям в духе «Индианы Джонса» ) сюжетом в ней шли не менее безупречные графика, атмосфера, дотошная проработка мельчайших деталей и, разумеется, захватывающе поставленный экшен, от которого исправно падала челюсть все 15 часов прохождения. И, несмотря на свой пятилетний возраст, Uncharted 4 до сих пор не кажется постаревшей: такого уровня качества мы пока не дождались (и ещё неизвестно, когда дождёмся) даже на PS5. А в начале мая разработчики отчитались, что за пять лет в игре побывали аж 37 млн игроков — и это при том, что всего консолей PS4 с 2013 года выпустили около 116 млн.

Перед эпилогом один из главных героев говорит самое важное: «Каким бы классным ни было приключение, после него в душе остается пустота».

Uncharted 4 — из тех игр, после финала которых еще минут десять сидишь в полной тишине, пока не собираешься с силами, чтобы наконец-то сказать: «Ничего себе». Единственная в своем роде работа талантливой студии, привыкшей выходить за границы дозволенного и делать вещи, никого не оставляющие равнодушным. Ну и вместе с этим — просто роскошное приключение, которому в 2016 году нет равных.

Из рецензии Игромании на Uncharted 4: A Thief’s End

10 лет назад — «Ведьмак 2: Убийцы королей»

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - фото 2

Десять лет в этом месяце стукнуло «Убийцам королей» — пожалуй, ключевому для истории CD Projekt RED проекту, который окончательно вывел польскую студию из второго эшелона игровых разработчиков в высшую лигу и превратил «Ведьмака» в бренд, который стал известен всей индустрии. Не говоря уж о том, что именно вторая часть заложила фундамент для строительства легендарной третьей: без этой главы приключений Геральта «Дикая охота» наверняка была бы совсем другой игрой что в сюжетном, что в геймплейном плане.

Для многих «Ведьмак 2» также стал первым опытом в серии: до экспериментального и во многом колченогого первого «Ведьмака» добрались далеко не все, а вот доведённая до ума вторая часть стала по-настоящему массовым продуктом. Хотя порог вхождения не то чтобы сильно опустился: вместо того, чтобы в угоду широкой аудитории упростить боёвку, CD Projekt, наоборот, сделала её напряжённой и не прощающей ошибок — до такой степени, что даже обучающий уровень в начале было не так-то просто осилить с первого раза. Подобно жёсткое отношение к игроку сохранялось в течение всего прохождения, причём не только с точки зрения сражений, но и по части истории. Портал The Gamer лаконично охарактеризовал сюжет «Убийц королей» как « “Игру Престолов” на стероидах» — и, надо признать, это не такое уж и преувеличение. Политические интриги, убийства и казни, заговоры, кровавые побоища, пытки, секс, набитые матершиной диалоги — словом, полный набор чернухи, на которую в таких объёмах не отваживалась ни одна другая RPG того времени (да и третья часть едва ли превзошла в этом свою предшественницу). Неприятные выборы приходилось делать на каждом шагу, предугадать их последствия было не так-то просто, а пустить судьбы ключевых персонажей под откос можно было десятком разных способов. Вторая из трёх глав истории так и вовсе разделялась на две совершенно независимые ветки с разными персонажами и квестами в зависимости от принятых в первой главе решений.

А отдельным игровым событием 2011 года стало появление Трисс на обложке польского журнала Playboy — однозначное признание значимости «Ведьмака» для массовой культуры, ради которого художники CDPR, некогда прославившие первую часть эротическими картинками, которые выдавались за сексуальные похождения Геральта, несколько недель трудились над максимально реалистичной «фотосессией» обнажённой Трисс.

Редкий случай: перед нами игра, которая практически полностью соответствует нашим ожиданиям. Это большая (до 20 часов только на основную сюжетную линию) RPG, предоставляющая игроку довольно широкую свободу выбора и не забывающая, что его, вообще говоря, надо развлекать. Даже гигантские боссы здесь есть, словно речь идет не об экшен/RPG, а о каком-нибудь японском слэшере вроде Bayonetta или еще не вышедшего Asura’s Wrath. Куда уж веселее. Есть, правда, сомнения, как все это воспримут люди, не знакомые с первоисточником, — но такие «Ведьмаком 2» вообще заинтересуются вряд ли. Для тех же, кто помнит еще первую встречу Геральта и Фольтеста и может без запинки десять раз повторить имя нильфгаардского императора Эмгыра вар Эмрейса, игра станет самым настоящим подарком.

Из рецензии Игромании на «Ведьмак 2: Убийцы королей»

15 лет назад — Hitman: Blood Money

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - фото 3

26 мая справила пятнадцатилетний юбилей Hitman: Blood Money — одна из самых любимых игроками частей серии и однозначно лучшая из всей классической линейки. И хотя сейчас большинство фанатов лысого убийцы обратили свои взоры на три части современного перезапуска, где и графика получше, и ИИ поумнее, и вариативность повыше, именно Blood Money, как и второй «Ведьмак» в предыдущей главке, сделала серию всемирно знаменитой и подарила ей нынешнее лицо.

После мрачной серьёзности первых трёх частей Hitman, где главным условием успеха было устранение цели любыми средствами, «Кровавые деньги» сместили фокус каждого уровня с результативности убийства на его постановку. Конечно, творческий подход к делу вознаграждался в серии и раньше, но именно в Blood Money «Хитман» стал именно тем, за что мы любим его сейчас: полным чёрного юмора карнавальным представлением, где пушки куда как менее эффективны, чем удачно подобранные костюмы и изящно срежиссированные «случайности». Вдобавок игра начала напрямую наказывать пользователя за топорные методы: влезли в открытую стычку, оставили за собой лужу крови, попались на камеру — и вот Агент 47 уже красуется на первых полосах газет, а на следующем уровне каждый второй прохожий узнаёт его сверкающую макушку и мгновенно поднимает панику.

Но такую беспощадную систему узнаваемости с лихвой окупало обилие возможностей для скрытного прохождения. Заменить бутафорский пистолет в театре на настоящий, чтобы убийство актёра произошло прямо на сцене, сбросить жертве на голову рояль, заправить гриль керосином и устроить «зажигательное» барбекю, отравить молодожёнов свадебным тортом… Если удавалось обставить гибель цели как несчастный случай и выйти с уровня незамеченным, 47-й получал максимальный гонорар, а за него можно было накупить новых гаджетов и обвесов для оружия. Правда, зачем нужно было последнее, если реально в дело шла лишь снайперская винтовка, да и то лишь на паре миссий, — большой вопрос. Такими же сомнительными решениями оказались и некоторые другие новшества вроде возможности заслоняться в бою живым щитом: на кой чёрт пытаться зайти кому-нибудь за спину во время стрельбы, если стычка в лобовую — это уже, считай, поражение и перезагрузка уровня?

Но, так или иначе, Blood Money осталась в истории как однозначный успех IO Interactive и едва ли не лучший из эпизодов «Хитмана» вообще (концовка так и вовсе оставила фанатов в восторге, хотя особо изобретательного сюжета от похождений Агента 47 никто особо и не ждал). Последовавшая через шесть лет Hitman: Absolution вышла уже куда более спорной.

Несмотря на все недочеты и недоработки, Blood Money — это самая лучшая игра в серии. Разработчики не стали трогать геймплей и оригинальную концепцию, добавив к ним несколько интересных фишек, хороший сюжет и замечательные задания. А на те элементы, от которых нет толку, внимание можно и не обращать — играть интересно и без них.

Из рецензии Игромании на Hitman: Blood Money

20 лет назад — Red Faction

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - фото 4
Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Uncharted 4, «Ведьмак 2: Убийцы королей», Hitman: Blood Money, Red Faction - фото 5

А последняя именинница в майском выпуске — первая часть Red Faction, довольно абсурдной научно-фантастической серии шутеров, на которых Volition набивала руку, прежде чем подарить миру ещё более абсурдные The Punisher и Saints Row. Казалось бы, к 2001 году, когда все уже десять раз успели набегаться по Марсу в Doom, удивить кого-то стрельбой в сеттинге красной планеты не представлялось возможным. Но тут Volition вынула из рукава впечатляющий по тем временам козырь: разрушаемость окружения. Оригинальный движок Geo-Mod позволял свободно пробивать не только стекло и стенки, но и буквально горную породу на своём пути — хватило бы только ракет.

Впрочем, козырь как вынули, так и засунули обратно в рукав. Несмотря на преимущества движка, за задумками Volition не поспевали ни мощности тогдашнего железа, ни собственные силы разработчиков, а потому обещанная разрушаемость в реальности оказалась скорее декоративной, чем ключевой для геймплейных механик. В одиночной кампании возможность разбомбить то или иное препятствие встречалась лишь эпизодически, а большую часть времени приходилось покорно сновать по коридорам космической станции со скромным набором огнестрелов. Зато даже неразрушаемые стальные двери и стены отлично простреливались насквозь, так что уложить первую волну врагов из пулемёта можно было ещё перед заходом в следующую комнату. Мультиплеерные карты давали больше свободы в плане разрушаемости, но возможность посоревноваться с живыми игроками онлайн или посидеть с кем-то за PS2 в режиме сплит-скрина в 2001 году всё ещё была привилегией для избранных. Зато хотя бы ИИ виртуальных противников не разочаровал — по меркам того времени враги у Volition вышли более чем сообразительные: они активно уходили с линии огня, прятались за укрытиями и в целом создавали достаточно проблем, чтобы игрок не заскучал посреди прохождения.

Поиграть, кстати, можно и сейчас: оригинал есть в Steam и GOG, а для PS4 несколько лет назад даже выпустили обновлённую версию с поддержкой широких экранов.

Будьте внимательны на дорогах: не следует поддаваться искушению крушить все подряд — может выйти боком. Эту истину я усвоил после того, как отстрелил крепежки моста, на котором сидели снайперы. Было забавно, и все бы ничего, но по этому мосту мне предстояло в следующей миссии совершить пеший рейд. Также очень интересно бывает пострелять по мосту, на котором стоишь…

А так — рекомендую всем. Игру, игру, а не по мосту стрелять.

Из рецензии Игромании на Red Faction

А во что вы играли в мае пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад? Обязательно расскажите в комментариях.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь