05 ноября 2003
Обновлено 17.05.2023

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа "руль"

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа "руль" - изображение обложка

Пословица гласит, что телеге пятое колесо — ни к чему. Хорошая, правильная, добрая и одновременно безнадежно устаревшая народная мудрость. Ибо любому современному автомобилю (который в случае отечественного автопрома мало отличается от телеги) пятое колесо — оно же рулевое — необходимо как воздух. Отдельный случай составляют виртуальные средства передвижения, где пятое колесо по сути единственное. Не секрет, что управление при помощи руля_манипулятора и управление при помощи клавиатуры, мягко говоря, различаются. И дело тут не только в точности позиционирования или удобстве. Настоящий, “всамделишный” руль — это источник информации, который опытному водителю может сказать очень многое. Рули для автомобильных симуляторов тоже научились “разговаривать” с игроком при помощи технологии force feedback. Конечно, виброотдача пока еще не может на 100% воспроизвести поведение настоящей “баранки”, но такие нюансы, как смена дорожного покрытия, столкновение с препятствием или момент срыва машины в занос, вы не только увидите на экране, но и прочувствуете своими собственными руками. Однако выбрать достойный руль — вовсе не тривиальная задача. Как и приснопамятные йогурты, разные модели игровых рулей имеют свои достоинства и свои недостатки. Помочь в выборе может только тестирование, желательно — с использованием максимального количества автосимуляторов. Я тестировал рули с помощью следующих игр: F1 2002, Racing Simulation 3, Colin McRae Rally 2, Need For Speed: Hot Pursuit 2, “Дальнобойщики 2”. Но давайте перед началом нашего тест-драйва “нарисуем портрет” идеального руля. Эдакого “эталона красоты”, приобрести который мечтает всякий бывалый компьютерный автогонщик. Идеальный руль должен: 1. Надежно крепиться к столу; особенно это важно для рулей с мощной виброотдачей. Идеальный вариант — крепление к столу при помощи струбцины c затяжными винтами. Советую обратить внимание на покрытие прижимающих элементов — стальной зажим может испортить поверхность стола, оставив на нем вмятины и царапины. 2. Руль должен быть сделан из качественных, прочных материалов. Очевидно, что металлическая конструкция прослужит дольше, чем пластиковая. 3. Покрытие рулевого колеса должно быть сделано из мягкой пористой резины или натуральной кожи, как у Logitech MOMO Force. Дешевое пластиковое рулевое колесо с большой вероятностью будет проскальзывать в ваших потных, натруженных долгой гонкой руках. Для справки: повышенное потоотделение конечностей для геймера не исключение, а скорее правило — своеобразный добрый знак того, что руки еще не оторвало виброотдачей. 4. Руль должен иметь достаточное количество программируемых кнопок. Чем их больше — тем лучше: это дает возможность перенести управление игрой полностью на руль (пользоваться в игре одновременно рулем и клавиатурой практически невозможно). 5. Жесткость руля не должна быть чрезмерно слабой или наоборот — сильной. В моделях с виброотдачей жесткость руля обычно можно настраивать; если такой возможности нет, это недостаток. 6. Угол поворота руля должен быть не менее 180 градусов в обе стороны. А еще лучше — не менее 270. 7. Люфт руля (зона свободного — без вращения колес — хода) должен быть минимальным. Чем меньше люфт, тем точнее будет управление машиной в игре. 8. Качество сцепления педального блока с полом должно быть надежным. Этот фактор зависит от массы педального блока и от качества резиновых прокладок на днище. Некачественный педальный блок будет “уезжать” вперед при нажатии педалей и может испортить вам удовольствие от игры. Если вы будете устанавливать педальный блок на ковровое покрытие, проверьте, имеются ли на днище зубчатые щетки, обеспечивающие сцепление блока с ковром. 9. Расстояние между педалями должно быть таким, чтобы нельзя было случайно нажать одновременно на газ и на тормоз. 10. Педали должны быть жесткими и иметь большую величину хода. Мягкие педали и педали с малым ходом не позволяют плавно газовать и тормозить. В результате эффект от игры с таким педальным блоком будет сильно походить на управление с клавиатуры, когда газ и тормоз выполняются продолжительным нажатием на клавиши курсора. Также весьма желательно, чтобы педаль тормоза была более жесткой, чем педаль газа. Сегодня мы намерены представить вашему вниманию три весьма интересных манипулятора типа “пятое колесо”, недавно появившихся на российском рынке и серьезно претендующих на звание “идеального” руля.

**

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 1

Logitech MOMO Force**

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 2

Logitech MOMO Force

Интерфейс: USB Количество программируемых кнопок: 6, плюс 2 подрулевых штифтера Переключение скоростей: подрулевые штифтеры MOMO Force — это мечта любого виртуального гонщика. Удивительно красивый, надежный и удобный руль. В чем же секрет? Все просто: конструкторам поставили задачу “слизать” дизайн руля с болидов “Формула_1” , с чем они с честью и справились (вот, кстати, откуда в название руля затесалось название фирмы MOMO ). Тут уж ни о какой “игрушечности” и речи быть не может — внешне все выглядит как настоящее, причем не только руль полностью соответствует своему прототипу — точно скопирована и подставка. Хват руля потрясающе удобен. Не подкачало и конструктивное исполнение — баранка MOMO Force обшита настоящей кожей. Угол поворота руля составляет 270 градусов в обе стороны, что позволяет комфортно играть в любые автосимуляторы: точное и плавное управление гарантировано. Для дополнительного управления имеется 6 программируемых кнопок и подрулевые рычаги для переключения передач. Увы, сделать полноценную рукоятку конструкторы или не захотели, или не смогли. Впрочем, металлические рычажки достаточно прочны и удобны, и через некоторое время к такому способу управления начинаешь привыкать. Крепление руля к столу осуществляется при помощи двух металлических струбцин с затяжными винтами_фиксаторами. Очень надежно, но не совсем удобно — выступающие винты могут мешать ногам (упираются коленки). Педальный блок также может похвастаться превосходным фирменным качеством исполнения. Хорошо продумана конструкция — среди прочих характеристик можно, например, регулировать угол наклона педали относительно стопы. Педальный блок тяжел и имеет хорошую резиновую подложку, что практически полностью исключает проскальзывание блока на обычной поверхности; вы можете газовать и тормозить без опаски — контроль над машиной в любой момент будет стопроцентным. Тем не менее щеток_фиксаторов в конструкции блока нет, и поэтому на ковровом покрытии педали устанавливать не рекомендуется. Люфт у руля практически отсутствует. Уже упомянутый большой угол поворота также весьма положительно влияет на точность управления. Более того — точному управлению не мешают даже эффекты force feedback , которые тоже реализованы на высочайшем уровне. Играть с MOMO Force — неописуемое удовольствие. Особенно он хорош в раллийных гонках — таких как Colin McRae Rally. Дизайн 5 Удобство руля 5 Удобство педалей 5 Надежность крепления 5 Функциональность 4 Цена $175 Logitech MOMO Racifg Force

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 3

Logitech MOMO Racing Force

Интерфейс: USB Количество программируемых кнопок: 6, плюс 2 подрулевых штифтера Переключение скоростей: подрулевые штифтеры, рукоятка на струбцине справа Казалось бы, какая мелочь — всего одно слово в названии. Однако рули Logitech MOMO Force и Logitech MOMO Racing Force — это два совершенно разных продукта. В отличие от своего старшего собрата Racing Force имеет пластмассовую конструкцию, поэтому априори нуждается в более бережном обращении. Кстати, крепление руля к столу тоже осуществляется при помощи трех хлипких на вид пластмассовых (а не металлических) затяжных винтов. Несмотря на это, руль крепится к столу довольно прочно, а сами крепления никоим образом не мешают конечностям. Внешне “баранка” смотрится симпатично, но не оригинально, ибо такой или очень похожий дизайн имеет подавляющее большинство игровых рулей. Единственная относительно самобытная особенность, почему_то отсутствующая у старшей модели, — это рукоятка переключения скоростей, расположенная на струбцине справа. Хорошая новость для левшей: при желании эту рукоятку можно установить на струбцине с другой стороны — для этого необходимо отвинтить пластмассовый крепежный руль, снять рукоятку и, вытащив пластиковую заглушку слева, вставить рукоятку и закрепить ее на новом месте. Честно говоря, за эту рукоятку переключения скоростей рулю можно простить многое, даже недостаточно большую зону хода — Racing Force обеспечивает угол поворота всего на 110 градусов в каждую сторону. На практике, во многих играх угол поворота не так уж и важен, и куда большее значение имеет возможность ручного переключения скоростей. Например, этот руль отлично показал себя в “Дальнобойщиках”. Педали должного впечатления не произвели. В основном потому, что они так же, как и все остальные элементы, выполнены из пластмассы. Отсюда неестественная легкость и общая хлипкость конструкции. Не имея достаточного веса, педальный блок на гладком покрытии уезжает вперед, наплевав на резиновые прокладки. С ковром, правда, ситуация обстоит значительно лучше: днище помимо резиновых ножек имеет выдвижную щетку_фиксатор, которая вгрызается в ковер и не дает блоку проскальзывать. Спасая себя от преждевременных переломов (пластмасса — это, как вам скажет каждый химик, не металл), механизм педалей оказывает очень слабое сопротивление при нажатии; дозировать газ очень тяжело: чуть нажал, и педаль уже утоплена в пол. Тормоз чуть пожестче, но все же недостаточно для комфортной игры. Виброотдача реализована на твердую четверку. Все эффекты присутствуют, но силенок у руля не хватает — очевидно, опять же оттого, что конструкторы опасались за конфронтацию хлипкой пластмассы и сильных геймерских рук. Даже при всех настройках, выставленных на максимум, эффекты обратной связи остаются недостаточно сильными. Дизайн 4 Удобство руля 4 Удобство педалей 3 Надежность крепления 4 Функциональность 5 Цена $125 Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 4

Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel

Интерфейс: USB Количество программируемых кнопок: 8, плюс 2 подрулевых штифтера, качающаяся планка под рулем для переключения скоростей и 8_позиционный хэт Переключение скоростей: качающаяся планка под рулем или подрулевые штифтеры Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel — новая модель руля от именитого производителя игровых манипуляторов. Дизайн в точности копирует реальный руль гоночного болида знаменитого Шумахера. Для всех сомневающихся в руководстве пользователя приводятся цветные фотографии: отличить игровой руль от настоящего руля_прототипа можно разве что по программируемым кнопкам (а Шумахер — вообще как живой).

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 5

Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel

Кстати, по количеству кнопок Thrustmaster опять впереди планеты всей: 8 штук на руле, удобный 8 _позиционный хэт, плюс два подрулевых штифтера и качающаяся планка, которую можно использовать для переключения скоростей. Планка и штифтеры сделаны из дюраля и производят впечатление прочной и долговечной конструкции. Да и сам руль выглядит довольно прочным. Более точную и достоверную информацию о долговечности конструкции может дать только стресс_тест — например, использование руля в играх в состоянии сильного алкогольного опьянения. Увы, недостатки эргономики выявляются сразу, стоит только взять руль в руки. Удобному хвату баранки мешают уже упомянутые штифтеры и планка — за них постоянно цепляешься костяшками пальцев. Второй недостаток — слишком тонкий обод рулевого колеса. Конечно, приятно, что ты управляешь рулем, один в один похожим на руль Шумахера, однако

Пятое колесо, или в поисках идеального манипулятора типа руль - фото 6

Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel

Шумахер рулит в перчатках (да и без перчаток Шумахер тоже рулит по полной программе), поэтому тонкий обод ему не помеха. Есть желающие поиграть в автосимуляторы в перчатках или рукавичках, связанных любящей бабушкой? Я так и думал. Зато угол поворота руля просто отличный — те самые, нужные 270 градусов. Также порадовало отсутствие люфта и хорошая реализация обратной связи: лучше, чем у MOMO Racing Force , но немного хуже, чем у MOMO Force. Педали этого комплекта очень прочны, база хорошо утяжелена и снабжена качественными резиновыми прокладками. Еще один плюс — правильное сопротивление педалей нажатию. Тормоз такой, как и должен быть — то есть более жесткий, чем газ. К сожалению, и тут не обошлось без недостатков: педальный блок не имеет средств фиксации на ковре и при первом же торможении может уехать далеко под стол. Поэтому ставить его осмысленно только на голом полу. По непонятной причине верхняя часть педального блока и сами педали имеют дюралевое покрытие: то есть ни в тапочках, ни тем более в носках уже не поиграешь — ноги будут соскальзывать как с самих педалей, так и с блока. Лучше всего этот руль проявил себя в “формульных” играх — F1 2002 и Racing Simulation 3. Дизайн 5 Удобство руля 4 Удобство педалей 4 Надежность крепления 5 Функциональность 4 Цена $175 Финиш По старой традиции в конце… простите, на финише — небольшой разбор полетов… простите, заездов. Как ни странно это прозвучит, но универсального “солдата” среди тестируемых моделей не оказалось. Одному рулю лучше удавались раллийные гонки ( Logitech MOMO Force ), другой лучше показал себя в “Дальнобойщиках” ( Logitech MOMO Racing Force ), ну а жанровые пристрастия третьей модели были ближе всего к классическим — “формульным” гонкам. Однако победу в тестовом заезде, а также почетный значок “Редакция рекомендует” мы присуждаем ветерану на рынке игровых манипуляторов — рулю Logitech MOMO Force. Хотите верьте, хотите — нет, но эта модель продается уже без малого три года, и, несмотря на такой большой срок, до сих пор является лучшим (хотя и дорогим) выбором для любителей автогонок, в очередной раз подтверждая справедливость поговорки “старый друг лучше новых двух”. Большое спасибо компании “Алион” (www.alion.ru), предоставившей на тестирование манипуляторы MOMO Force , MOMO Racing Force и Thrustmaster F1 Force Feedback Wheel.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь