05 ноября 2003
Обновлено 17.05.2023

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - изображение обложка

Pax magnifica bellum gloriosum (Мир великолепен, война достославна)

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 1

Давным-давно, еще в прошлом столетии, компания MicroProse произвела очередную революцию в жанре компьютерных стратегий, выпустив Master of Orion. В ее наследницу, MoO II: Battle at Antares , фанаты глобальных космических войн рубятся до сих пор. И даже выход в нынешнем году долгожданного продолжения (не такого успешного, как первые серии) не заставил приверженцев Master of Orion II выбросить допотопный компакт на свалку истории. Великая игра порождает толпу клонов, и MoO не исключение. Однако AI никогда не будет достойным соперником игрока, сколько его ни совершенствуй. А у пошаговой игры по сетке есть существенные минусы — партия затягивается до бесконечности. Что, если перенести глобальную стратегию на стол? Такой вопрос задал себе Кристиан Петерсен , знаменитый разработчик настольных игр и основатель компании Fantasy Flight Games. Построение математической модели, создание игровой вселенной, месяцы кропотливого тестинга — и поклонники космической фантастики получили Twilight Imperium , настольную игру, воплотившую идеи Master of Orion. Ныне игра выходит и на русском языке, под названием " Сумерки Империи ". Космогония

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 2

Прелесть компьютерных стратегий заключается в случайном создании карты игры. Оказывается, и в настольной игре поле может быть неповторимым в каждой партии. Берем карту галактики и режем ее на “гексы”. Каждый “гекс” содержит в себе абсолютную пустоту или космический объект: звездную систему с одной, двумя или тремя планетами, непроходимое астероидное поле, черную дыру (позволяющую совершать “нуль-прыжок”) и другие радости, известные нам по романам sci-fi. Перемешиваем “гексы” и выкладываем нашу галактику, выступая в роли “Большого взрыва”. В центр ставим гигантскую планету Мекатол-Рекс, древний центр ныне почившей звездной Империи, — это аналог Ориона из знакомой игры. Каждая планета имеет две характеристики: ресурсы и влияние (обеспечиваемое ее населением). Сумма ресурсов всех наших планет — это наш ежегодный доход. Влияние же потребуется при дипломатических махинациях в Галактическом Совете. Экономика и строительство Умение обращаться с ресурсами — краеугольный камень глобальной стратегии. Полученные с планет кредиты милитарист потратит на постройку крейсеров, ученый — на приобретение новейшей технологии, а дипломат — на подкуп членов Галактического Совета. Наиболее опытный игрок пожертвует немного каждому министерству и оставит десяток кредитов про запас. Строиться можно только на своих планетах. Список объектов строительства включает, помимо военных кораблей, производственные базы, зенитные комплексы и наземные войсковые отряды, у каждого — своя стоимость. Наш тыл ориентирован в первую очередь на войну — соперничающим расам тесно в галактике, и все, желая мира, живут по принципу “para bellum”. Наука

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 3

Ту же самую валюту можно вкладывать в счастливое будущее, вместо того чтобы погрязать в сиюминутных военных проблемах. Научное древо " Сумерек Империи " состоит из двадцати технологий, по пять в каждой из четырех областей (общенаучная, военная, биологическая, энергетическая). Как можно догадаться, военная отрасль позволяет улучшать вооружение кораблей, а энергетическая — их двигатели. Для покупки новой технологии нужно обладать всеми необходимыми условиями, указанными в тексте карты (другими технологиями). Принцип “Цивилизации”, по всей видимости, является самым успешным в глобальных стратегиях. Колонизация Без захвата новых планет в космической стратегии победить невозможно. Поэтому мы направляем наши десантные суда к ближайшим солнцам и высаживаем колонистов на понравившиеся планеты. Там, на поверхности, нас могут ждать мирные аборигены, остатки древней сверхцивилизации, неожиданная биологическая угроза и другие таинственные обитатели и явления, характерные для неизведанных небесных тел в научной фантастике. Высадив десант и убедившись, что он уцелел при исследовании поверхности, мы объявляем планету собственностью нашей нации. И получаем с нее положенные кредиты и влияние на следующий ход.

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 4

Дипломатия Игра за столом с живыми игроками делает дипломатию в игре самым главным фактором. Союзы и торговые соглашения могут заключаться и расторгаться каждый ход. На своих партнеров можно давить силой корабельных орудий, а можно заманивать их ложными посулами, деньгами и прочими пряниками. Блеф, хитрость, интуиция — лучшие друзья космического дипломата. Одной из главных изюминок игры является Галактический Совет, на котором раз в год (в начале каждого нового хода) собираются предводители всех разумных рас (то есть игроки). Каждый год рассматривается новый законопроект или происходит назначение одного из игроков на ключевую галактическую должность (например, министра продовольствия). Реализуется это за счет колоды политики, из которой случайным образом достают одну из 34 различных карт с вердиктами. Решение принимается или отвергается большинством голосов, а количество голосов у игрока определяется суммой влияния принадлежащих ему планет. Принятое решение, как правило, носит долговременный характер и распространяется на всех игроков, по сути, добавляя в правила игры новое условие. Это может быть всеобщая мобилизация (дающая каждому игроку определенное количество наземных сил), ограничение производства или исследований в одной из научных областей. Война

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 5

Каким бы хорошим дипломатом ни был правитель нации, постоянно сохранять мир и нейтралитет в родных системах ему не удастся. Рано или поздно мы решим расширять границы за пределы чужих владений, или орда враждебных крейсеров вторгнется к нам в гости. Так будем же готовы встретить их с должным гостеприимством! Корабли перемещаются и дерутся поодиночке и флотами. Когда на одном “гексе” встречаются флоты разных игроков, их ждет кровавая битва. Дружественные зенитные комплексы на местных планетах поддержат своего властелина. Вероятность попаданий определяется за счет силы каждого корабля и броска десятигранной кости (d10). Все атаки нападающего и обороняющегося производятся одновременно. За каждый успешный выстрел противника игрок обязан удалить один корабль из своего флота, по собственному выбору (слабенькие, но дешевые истребители исполняют при этом роль пушечного мяса). Бой продолжается до тех пор, пока нападающий не решит отступить, или пока один из флотов не будет полностью уничтожен. После победы в космическом бою нападающий может развить успех и высадиться на чужих планетах, расположенных на этом “гексе”. Наземные отряды сбрасываются с десантного корабля, и происходит схватка на земле по тем же правилам, что и космическая битва. Если все наземные отряды защищающегося уничтожены и у атаковавшего остался хоть один живой “солдат”, планета переходит новому владельцу. Корабли В игре присутствуют корабли четырех типов. К боевым кораблям относятся легкие истребители (не способные сами перемещаться между звездными системами), популярные крейсера и мощные, но дорогие линкоры. Десантные корабли служат как мирным целям колонизации неосвоенных планет, так и захвату чужой собственности. Они перевозят наземные отряды, на них базируются эскадры истребителей. Кроме того, существуют планетарные постройки: зенитный комплекс и производственный док. Наличие последнего на планете является необходимым условием производства здесь любых других “юнитов”. Все корабли, наземные отряды и постройки обозначаются в “Сумерках Империи” пластиковыми миниатюрами, специально разработанными для русского издания игры. В комплект входят 300 (!) фишек-миниатюр шести цветов.

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 6
Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 7
Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 8

События и торговля Помимо макро- и микроэкономической рутины, открытий, стрельбы и напряженных заседаний Галактического Совета, во вселенной “Сумерек Империи” происходит масса иных событий, с одной стороны, менее значительных, с другой — решающих порою судьбу нации.

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 9

Эти события отыгрываются особыми картами действия, которые игроки тянут по одной каждый ход из колоды (78 разных карт) и держат на руках в закрытую. С помощью различных событий можно удвоить скорость флота или вывести его из-под удара превосходящих сил, наложить вето на невыгодный закон в Совете, поднять бунт в чужих системах. Очень полезной картой является “Торговое соглашение”, по обоюдному согласию утверждаемое двумя игроками. Оно приносит каждому из партнеров ежеходно по кредиту за каждую планету партнера. Соглашение более выгодно слабейшему из партнеров, но все же в выигрыше оказываются оба, так как торговля обоим приносит “халявные” ресурсы. Прогресс В течение партии ваша личная империя будет развиваться, получая новые территории, постройки, технологии и соглашения. Как вы, вероятно, уже догадываетесь, тезис “всех убью, один останусь” не является необходимым условием выигрыша в “Сумерках Империи” (хотя военная победа возможна). Более того, вам необязательно иметь крупнейшие вооруженные силы, или богатейшую казну, или самые продвинутые технологии для того, чтобы привести возглавляемую нацию к победе. По мере развития ваша раса будет подниматься на более высокие ступени цивилизации, что отмечается на специальной схеме галактического прогресса. Для перехода на очередную ступень необходимо соответствовать ряду требований (количество контролируемых планет, разработанных технологий и проч.). Высшая ступень гармоничного развития на этой схеме и означает победу в игре. Чтобы перейти на эту ступень, необходимо располагать 30 ресурсами и таким же влиянием, владеть 9 планетами за пределами стартовой системы, разработать 9 технологий и занять планету-столицу Галактики, великий Мекатол-Рекс. Победитель провозглашается новым Императором, и на этом событии завершается долгая эпоха в галактической истории, которую называют Сумерками Империи… Дружба народов

Сумерки Империи. Настольный родственник Master of Orion - фото 10

В галактике 6 рас оспаривают императорский трон. Расы, как и положено в космических стратегиях, сильно отличаются друг от друга. В “Сумерках Империи” мы сможем возглавить людей (какая подобная игра обходится без любимых human’ов?!); насекомоподобных милитаристов сардакков ; амфибий кссча , талантливых дипломатов; моллюсков жол-наров , одаренных изобретателей; удачливых торговцев хаканов с львиными головами; гуманоидов лэтенов , __ обитателей подземелий. Каждая из рас обладает индивидуальными свойствами, характерными только для нее и отражающими ее менталитет. Еще одна раса будет встречаться нам только в виде разрозненных поселков аборигенов — это практически вымершие лазаксы. А ведь когда-то именно они создали Империю и основали столицу на Мекатоле-Рекс… Вселенная “Сумерек Империи” проработана настолько комплексно, что в том же мире разворачивается действие и других фантастических игр от Fantasy Flight Games. Выпускается даже настольная ролевая игра Twilight Imperium RPG!
*** “Сумерки Империи” отличаются удивительной игровой сбалансированностью, достигнутой благодаря отзывам многочисленных фанатов и выходу второй редакции правил (именно новая версия легла в основу русского издания игры). Игра является Стратегией с большой буквы: победить можно, лишь целенаправленно и разумно выбирая вехи своего развития. Практически невозможно выиграть, сделав один-единственный гениальный ход. Необходимо постоянно следить за действиями соперника и пытаться их предугадать. Коварную дипломатию тоже стоит брать в расчет, точнее — не стоит полагаться на ее текущие достижения. Наконец, тактические элементы игры мы обнаружим в перемещении флотов и сражениях между ними, а также в применении карт событий. Глубина этой игры открывается с каждой новой партией, и каждая партия добавит свои пять кредитов в вашу копилку опыта. Роль случая в “Сумерках Империи” сведена к минимуму. У опытных игроков, равных по уровню, одна партия может затянуться на несколько часов. Погружение в эту игру, на мой взгляд, вполне может сравниться с вашим первым погружением в Master of Orion или Civilization.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь