27 апреля 2023
Обновлено 17.05.2023

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне - изображение обложка

Команда Triumph Studios, создавшая серию Age of Wonders , решила не терять времени зря, выпуская четвёртую часть. Новую фэнтезийную стратегию анонсировали в январе, на следующий месяц игру дали попробовать журналистам, а уже через несколько дней Age of Wonders 4 доберётся до релиза!

Ещё пару месяцев назад мы делились впечатлениями от игры, а теперь, когда разработчики несколько улучшили стратегию, пришло время снова засесть за Age of Wonders 4. И провести в ней десятки часов. С больш и м (и порой даже очень большим) удовольствием строя всё новые империи, радуясь достижениям и невероятной магии, эпичным баталиям и хитростям… И искренне печалясь, когда что-то идёт совсем не так, как надо. В основном в хорошем смысле.

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне - фото 1

На пути к масштабной войне

О ключевых особенностях игры мы писали в превью, так что в этот раз сосредоточимся на самом важном. Игроков Age of Wonders 4 ждёт фэнтезийная стратегия с пошаговыми сражениями. Мы выступаем в роли лидеров государств в мире, полном необычных существ и, конечно же, магии. Разработчики предусмотрели для изначального выбора девятнадцать рас со своими особенностями. Тут и люди, и гномы, и орки, и эльфы, и антропоморфные животные, и полурослики… Кто-то добр и предпочитает магию, тот злой и готов создавать орды всевозможных тварей, а есть кто-то нейтральный — со своими бонусами и недостатками.

И всё это реализовано в огромной песочнице, где геймеры могут и сами настраивать, за кого и с какими чертами им играть (и в каком мире!). Triumph даёт полную свободу для экспериментов по созданию своих фракций. И такую же свободу для их изменения со временем. То же мировоззрение легко меняется в зависимости от нашего выбора в той или иной ситуации. Дать противнику бой или отпустить на все четыре стороны? Помочь нейтральному городу-государству в беде или получить выгоду? Подыграть оппоненту, чтобы улучшить отношения, или надуть его, наплевав на все возможные приличия?

Если вы начинаете добряком — это совсем не значит, что через пару десятков ходов вы не задружитесь с условной нечистью. Если же вы встали на путь мрака, что ж, вы тоже можете пойти по пути света. Но важно помнить об особенностях фракции: кто-то получает бонусы от того, насколько он зол или добр, и резкая смена парадигмы не даст ничего хорошего.

Другое дело, что быть воинами света — совсем не значит быть безгрешными. Привет местным «благородным паладинам» и их вечным охотам на ведьм. Зато и «Орки Кровавого клыка», суровые варвары и беспощадные налётчики, способны стать интернационалистами и защитниками природы. Наверняка вы и сами удивитесь, куда приведёт вас дорога, вымощенная благими и не очень намерениями. Но этот путь — спасибо ролевым элементам Age of Wonders 4 — окажется невероятно увлекательным и заставит привязаться даже к самым маленьким и скромным жителям вашего мира.

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне - фото 2

Иногда мы просто не можем отказаться от битвы (в данном случае можем, но мы пришли сюда сражаться!). Но даже так можно немного улучшить свою репутацию.

Империя игрока строится по мере развития городов — увеличения числа их жителей с ростом запасов еды. Каждые несколько ходов (поначалу очень быстро, а затем придётся ждать дольше) мы можем присоединять к себе по одной провинции и строить там уникальные сооружения: одни приносят единицы производства для строительства, другие пищу, третьи золото, а другие — очки маны или знаний. Всё это так или иначе важно, но в конечном итоге именно последнее даёт наибольшее преимущество и на поле боя ( прежде всего на поле боя), и на глобальной карте, и в самих городах.

Но вернёмся к поселениям. Age of Wonders 4 — это игра не про широкие, а про высокие империи. То есть у вас, как и у соперников, будет не так много городов. И всё же вам будет тесно, а развиваться придётся. Расширение происходит как естественным путём, когда вы создаёте новые поселения, так и присоединением новых территорий: мирно или насильственным образом.

Первый путь длится дольше. Вам порой придётся идти на компромиссы, в чём-то помогать будущему вассалу, тратить на него очки своего авторитета… Но это позволяет, например, задействовать свои войска для уничтожения агрессивных монстров. Реальной угрозы. Зато второй путь куда интенсивнее. И от него не сбежать, какими бы миролюбивыми вы ни были. Рано или поздно начнётся местная «мировая война», и было бы очень неплохо, если бы вчерашний союзник не решил ударить вас в спину. И ваша армия сможет оказаться у стен вражеского полиса.

Мы начинали новые партии в Age of Wonders 4 пару десятков раз. Большая часть из них длилась лишь 20-30 ходов — просто чтобы оценить новую фракцию. Но в случаях, когда игра близилась к финалу, всегда начинались войны. Как правило, появлялись два противостоящих блока. Потому что держащиеся особняком ИИ как правило погибали первыми. Даже если играть за исключительно мирную фракцию, стараясь одержать победу пацифиста, рано или поздно возникнет конфликт интересов. Два ваших союзника ссорятся и оба стучатся к вам, прося выступить именно на их стороне. В итоге те иные договоры разрываются, торговля прекращается, начинаются откровенные провокации… Да, добро должно быть с кулаками. Ну, и зло тоже, если вы захотите стать местным злодеем. Потому что в Age of Wonders 4 глобальная война, кажется, неизбежна.

Очки авторитета оказываются крайне полезными при экспансии (как и при дипломатии и развитии империи). Но и лишний вассал не повредит.

Искусство войны в Age of Wonders 4

Но вернёмся к битвам! Когда подбираемся к городу, начинаем осаду, создавая два-три проекта для эффективного взятия поселения (например, ломаем оборонительные сооружения и создаём катапульты для обстрела противников). Ждём несколько ходов. И затем — горячая битва посреди возникшей разрухи. Или видим, как враг собирает силы и бьёт первым, что бывает довольно часто. Но и в таком случае наша главная задача — победить. А обороняющимся сделать это несколько проще.

Именно защитники получают преимущество первого хода, а значит у них куда больше шансов занять выгодные позиции. А потом и использовать магию (обычно заклинания во время битвы становятся доступными только на втором ходу, но можно получить способность колдовать и в самом начале). В общем, мы просто видим силы врага и встаём так, чтобы либо самим нанести мощный упреждающий удар, либо позволить неприятелю атаковать вас по самым надёжным щитам. Или призванным животным или элементалям, которых не жалко.

Но даже атакующие игроки могут получить аналогичное преимущество. Если вам некуда спешить — то есть на поле нет условий, из-за которых задержка приводит к потерям (например, вы получаете периодический ледяной урон на опасной локации) — уже на втором ходу обороняющийся ИИ может стать самым активным атакующим. И бездарным атакующим. Вы же занимаете оборону и ждёте, когда тот, кому надо стоять на выгодной позиции, теряет преимущество и сам идёт вперёд.

Благодаря подобным странностям ИИ — возможно, он излишне самоуверен — мы можем выигрывать даже изначально проигрышные битвы.

Допустим, вас ждёт сражение с тремя армиями неприятеля по шесть отрядов (в том числе героями) в каждой. Каждая сама по себе уступит вашим легендарным бойцам, но, поддерживая друг друга, они просто могут задавить числом. Что делать? Перемещаем свои войска из центра на один из флангов и ждём, пока до нас доберутся первые противники. Расправившись с ними и немного отступив на другую выгодную позицию, мы несколько поколебали боевой дух врагов. Так что центральная группа противника, потеряв лишь пару бойцов, уже готова отступать. Ваш ход — ещё два неприятеля погибли — и оставшиеся попросту бегут с поля боя. Игра спрашивает: объявить ли о победе? Нет — добиваем тех, кто не успеет убежать. И в итоге из трёх полностью укомплектованных армий остаются лишь два полуживых героя и ещё три бойца поддержки. Которые не выдержат ещё одной битвы на этом же ходу.

Битвы на суше здесь куда интереснее, чем морские сражения.

Но даже умелый полководец, который, вопреки словам Сунь-цзы о воинском искусстве, выиграет все свои сражения, рано или поздно должен будет остановиться. Постоянная агрессия, поощряемая в кровожадных фракциях, приводит к катастрофическим потерям. И далеко не все готовы мириться с ними. Особенно если вы теряете легендарного бойца, получая взамен лишь какой-то жалкий отряд первого ранга… Поэтому нужно иногда просто остановиться, вздохнуть и позволить бойцам перевести дух и восстановить здоровье. И не забывать расширять территорию своих владений поближе к неприятелю — мало ли.

К тому же игроки, зарабатывая опыт, будут получать уровни и тратить их не только на персональные навыки героев вроде увеличения урона или защиты, но и на черты, улучшающие характеристики всей армии. Раз — и ваши бойцы всегда получают опыт. Два — теперь они мастера в обороне. Три — и даже казалось бы обречённые отряды можно вновь сделать полными сил. А там и научиться призывать уже упомянутых ранее элементалей или огромных животных.

Плюсом ко всему у каждого героя есть экран с личной экипировкой, основными и вспомогательными предметами и ездовым животным. По мере прохождения мы находим всевозможные артефакты и оружие, настраивая персонажей так, как считаем нужным. И думая, например, на ком они будут ездить. Автору рецензии больше всего пришлись по душе пауки, хотя при желании можно оседлать варга или единорога. Животные позволяют использовать свои возможности в бою: этот способен обездвижить врага, тот скачет по полю, а другой снижает боевой дух ближайших неприятелей. Следует выбирать с умом.

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне - фото 3

При желании мы можем изменить не только экипировку героя, но и его внешность.

Приятное развитие

Пожалуй, в Age of Wonders 4 нет ничего слаще победы в масштабной битве, где могут сойтись сразу несколько армий. С мечом и магией, с огромными животными и элементалями, с лучниками и копейщиками, с нежитью и драконами… Но ещё большую сладость обещает нам желание новых сражений, которые мы начнём обновлённой фракцией и улучшенными войсками.

Одна из самых приятных вещей в Age of Wonders 4 — изучение местных книг, содержащих как новую магию, так и дополнительные виды войск, строений и особенностей. Мы получаем очки знаний и со временем открываем всё новые книги. И при этом куда более полезные, продвинутые книги. Они посвящены защите и вере, некромантии и производству, вере и природе, пиромантии и демонам… Некоторые заклинания позволяют призывать на поле боя или карту новые создания, в том числе «богов», другие открывают глобальную магию вроде телепортации, но самое интересное — это трансформация твоей фракции.

Изучаешь некое таинство, проводишь ритуал — и ваши орки становятся маленькими, но более плодовитыми. Или ещё огромнее и здоровее. А эта книга позволит всему народу лучше защищаться от всевозможной магии… Но есть и относительно локальные трансформации, позволяющие, например, сделать стрелы лучников ядовитыми, а бойцам ближнего боя — позволить наносить больше урона в схватке с врагом. Есть в этом что-то очень приятное — видеть, как твоя фракция наглядно меняется в лучшую сторону. Ну, или хотя бы в сторону, которую выбрал ты сам.

Паладины идут к Богу-Императору.

Вообще, изучение новых книг — это один из способов достижения победы. Помимо экспансии или военного триумфа, а также лидерства по счёту по истечении времени. Хотя иногда в партии для победы мы можем достичь и определённых условий: например, заключить союз с тремя враждующими королевствами (можно и просто победить их) или уничтожить местную «Снежную королеву», которая изначально доминирует на карте. Но каким путём идти к победе — решать вам.

При этом разработчики Age of Wonders 4 прекрасно реализовали систему Пантеона. Одержав победу в одной партии, вы увековечиваете своего правителя, чтобы получить возможность призвать его в новых кампаниях на своей стороне. И получаете уровни, чтобы открывать новые карты, косметические предметы или ценные способности. Так, завершив одну игру, автор этих строк сразу же принимался за новую, полный желания потратить ещё несколько часов на победу другого типа. Да и пусть наконец победит добро…

Обзор Age of Wonders 4. Фэнтезийная стратегия об эволюции и неизбежной войне - фото 4

Игра вознаграждает вас за успехи и по итогу предлагает открывать в Пантеоне что-то новое.

Не каждая игра может увлечь на десятки и десятки часов. Не в каждую игру хочется возвращаться снова и снова. Чтобы проверить это, изучить то и ещё раз попробовать что-то новое. У создателей Age of Wonders 4 всё получилось достаточно хорошо, чтобы увлечь и восхитить.

Да, в игре встречаются досадные мелочи вроде, например, периодических вылетов (судя по всему, разработчики в курсе этого и будут оперативно исправлять ошибки). Но можно только представить, насколько удивительной игра способна стать уже через пару недель, через месяц и через год.

Если эта фэнтезийная стратегия придётся по вкусу игрокам и особенно любителям мультиплеера, а сами разработчики и талантливые моддеры будут активно улучшать стратегию, она точно сможет расцветать ещё многие годы. Хочется верить, что так и будет.

Вердикт

Age of Wonders 4 радует почти всегда на протяжении игры: с момента выбора фракции до финальной битвы или последнего хода. Интересно, какой может стать стратегия в будущем, если это только её фундамент!

Достоинства
👍
  • Потрясающая реиграбельность
  • Ролевая система
  • Развитие империй и народов
  • Картинка
  • Простор для мультиплеера и модов
  • Почти всегда всё сводится к войне.
Недостатки
👎
  • Периодические вылеты
  • Далеко не идеальный ИИ
  • Почти всегда всё сводится к войне.
Как мы играли

Во что: игра предоставлена издателем.

На чем: PC.

Сколько: около 50 часов.

Локализация
Текст в игре хорошо переведён на русский язык. Но не без недочётов: часто встречаются проблемы с окончаниями (особенно в именах собственных), пропуски слов и т.п.
Ачивка редакции

«Ещё один ход…»

Играть до поздней ночи, вспоминая известное правило «Цивилизации». Уснуть довольным врунишкой.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь