04 октября 2023Игры в разработке
Обновлено 04.02.2024

Делимся впечатлениями от Total War Pharaoh. Египетские грабли

Обложка: постер Total War: Pharaoh
Обложка: постер Total War: Pharaoh

В конце прошлой недели стартовал ранний доступ к Total War: Pharaoh. Стратегия была доступна до 2 октября, предлагая игрокам сыграть за две фракции и сделать 60 ходов (начинать с начала можно было бесчисленное количество раз).

Для получения раннего доступа нужно было купить Total War: Pharaoh. Да, стратегия недоступна в российском Steam, но лично я рад, что предзаказал новинку. Потому что во время игры не раз ловил себя на мысли, что всё равно могу вернуть деньги. И, возможно, сберегу средства тех, кто думал о покупке.

Потому что сейчас «Фараон» кажется как минимум неоднозначной игрой. Ветеранам она не предложит почти ничего нового. А новичкам для знакомства с серией подойдут совершенно другие части.

О мире Total War: Pharaoh

За разработку «Фараона» отвечает команда, создавшая Total War Saga: Troy. «Троя» относительно небольшая игра, полная проблем на старте, но на релизе ты закрывал на них глаза — всё же стратегию раздавали бесплатно. Здесь же с нас просят деньги (только не рубли) за во многом ту же стратегию, но выросшую в масштабах (и рост оказался сомнительным). И ставшую куда менее личной и захватывающей.

Возможно, кто-то прибавит к этому и куда менее разнообразный геймплей за местных героев. Но в раннем доступе были предложены только две фракции, и играть за них предстоит по-разному. Так что вполне допускаю, что релизная версия в этом плане может приятно удивить.

Стартовое месторасположение восьми фракций отображено на карте ниже. Каждая ограниченная линиями территория — это регион. Из двух-трёх-четырёх регионов состоит провинция, для которой игроки могут издавать указы с бонусами для этой территории. В общем, максимально знакомая история.

Делимся впечатлениями от Total War Pharaoh. Египетские грабли - фото 1

Жёлтым (Рамсес) и красным (Ирсу) выделены фракции, за которые можно было играть в раннем доступе. В обоих случаях игроков ждёт быстрая экспансия (а за Ирсу — очень быстрая) по указанным направлениям. И необходимость следить за счастьем населения и влиянием государства в провинциях.

Затем предстоит глобально решить, к какому двору примкнуть (и стать в итоге Фараоном или Великим царём Хатти). И определить для себя миссию вроде контроля над чудесами света или выстраивания тёплых отношений с вассалами.

А вот так выглядят лидеры, войска и уникальные строения восьми доступных на релизе фракций (4 из них — египтяне, 2 — ханааниты, 2 — хетты).

И чтобы завершить тему глобальной карты. Даже если она изначально кажется вам большой, то на деле она ощущается относительно компактной. Пусть здесь нет скоростного перемещения в духе «Заката самураев» для Total War: Shogun 2 , но генералы с армиями двигаются по суше довольно быстро.

Конечно, здесь есть и перемещение по воде: прежде всего, по восточному Средиземному морю, а также по Нилу. Подводим армии к воде — они становятся «кораблями».

Помимо дорог, связывающих поселения, в «Фараоне» присутствуют аванпосты — они дополнительно ускоряют армии. В регионах можно построить до четырёх таких сооружений, которые располагаются поблизости от поселения. Это может быть религиозное, экономическое, военное или административное здание, дающее тактическое преимущество или бонус региону/провинции.

Делимся впечатлениями от Total War Pharaoh. Египетские грабли - фото 2

В регионе может быть по одному сооружению каждого типа, то есть построить два форта или святилища нельзя. Если любое такое строение посетит армия, она получит некое преимущество (например, плюс к морали или снижение затрат на содержание), а также увеличение скорости. Причём эти бонусы суммируются, так что за один ход армия может сделать действительно большой рывок.

И всё это вовсе не плохо. Как минимум поначалу ты действительно задумываешься, где и что строить. А когда новые аванпосты, начинаешь использовать их по максимуму. Они помогут побыстрее пересечь смертельные пустыни или развить успех на войне… И в то же время благодаря им понимаешь, насколько на самом деле мал мир игры.

Политика и экономика

Глобально Total War: Pharaoh вновь предлагает две конфликтующие стороны. Как у Рима есть Карфаген, а у Императора — Сёгун, у южного египетского Фараона есть северный соперник, Великий царь Хатти. И игрокам предлагают присоединиться к той или иной группировке — если, конечно, вы не решите пойти своим путём.

Следом за лидером в иерархии этих двух лагерей идут придворные. Пять должностных лиц, отвечающих за казну, тайные убийства или элитные войска… Заняв одну из таких должностей, вы получаете дополнительные возможности. Например, став Визирем, сможете устранять неугодных без особых последствий. Подобное положение можно получить, если в этой пирамиде есть свободные места, а у вас есть лишнее золото. Ну а сесть на трон можно в ходе гражданской войны… Если вы заявите права на место Фараона или Великого Царя.

Будучи придворным, вы станете активно плести интриги, заниматься подкупом, просить об одолжениях и так далее. Каждый из ваших коллег может оказать вам какую-нибудь услугу или «обеспечить» дополнительной легитимностью. А если кто-то вас не устраивает, избавьтесь от соперника. И не забывайте, что кто-то может плести интриги и против вас.

Фракции Total War: Pharaoh поклоняются кому-то из нескольких местных богов. Игроки и ИИ по мере развития могут выбирать одного, двух или трёх богов. Каждый из них, если строить храмы и святилища, даёт бонусы. Чем больше храмов и святилищ, тем больше бонусов.

На глобальном уровне важно следить и за «шкалой кризиса» — она находится чуть ниже изображения вашего правителя в верхней части экрана. Всё может идти хорошо, может наступить кризис или настоящий коллапс — настоящее испытание для государства.

В раннем доступе мне не довелось оказаться в стадии коллапса. Но в это время, судя по всему, будут чаще происходить катастрофы, ресурсов будет меньше, а варвары окажутся сильнее и активнее. А поскольку с ними не договориться, приходится активно защищать свои границы и надеяться, что ИИ вновь будет глупить.

Если же говорить об экономике, сразу обращаем внимание на пять ресурсов:

  • Пища;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Бронза;
  • Золото.

Все эти ресурсы нужды для двух целей: пища и бронза прежде всего требуются для найма и содержания войск, а камень и дерево — для строительства. Ну а золото пригодится и там, и там. Каждый из регионов специализируется на том или ином ресурсе, так что если вы чувствуете нехватку чего бы то ни было, направьте войска в сторону ближайшего специализированного поселения. Или займитесь дипломатией, заключая выгодные сделки.

Поначалу ресурсов может не хватать, а бронза или пища окажутся в дефиците… Но создать систему, которая обеспечивает рост всех ресурсов, довольно просто.

Но даже если вы заполните все свои сокровищницы или склады ресурсами, вы не сможете моментально соорудить в провинции или регионе самые важные и ценные строения. Этому помешает как минимум потребность в рабочей силе.

Каждое сооружение будет требовать определённое число «рабочих», так что пока ваша шкала рабочей силы не достигнет уровня 3, вы не сможете создать здание, нуждающееся в этих самых трёх «рабочих». Так что шкала рабочей силы будет то заполняться до 4-5-6-7, то вновь откатываться назад, до минимальных значений.

Кстати, на рост рабочей силы, строительство и добычу ресурсов в провинции влияют влияние и счастье населения. Так что не стоит забывать об увеселительных заведениях или зданиях, укрепляющих ваши позиции.

И, конечно, экономика, дипломатия, войска и т.п. зависят и от «новых технологий». Их здесь относительно немного, а так выглядит полное древо.

Сражения и глупость

Время от времени главному герою нашей фракции будут предлагать определить для себя амбиции. То есть поставить перед собой цель, при достижении которой вы получите награду. Иногда предлагают соорудить здание определённого типа, но чаще всего задания будут связаны с войсками, завоеваниями и сражениями. И если говорить о последних…

Искусственный интеллект в битвах и при подготовке к ним по-настоящему экстраординарен. Если можно совершить глупость, компьютер почти наверняка сделает глупость. Пара примеров.

Мастерство стратегии. Собрав все свои силы в кулак — 19 отрядов в армии — ИИ выдвигается к врагу. По пустыне. Испытывая постоянные потери от истощения. Так что к месту приходит лишь каждый третий. И все они погибают после первой же битвы.

К слову. Судя по всему, в Total War: Pharaoh нет агентов, способных делать пакости на глобальной карте или поддерживать поселения и армии. По крайней мере, за полторы кампании мне они не встретились.

Мастерство тактики. Во время обороны города ИИ контролирует все возможные подходы. Куда бы мы ни пошли, нас будут ждать отряды противника. Но стоит лишь втянуть в сражение одну из групп ИИ, он сразу же сам пойдёт в атаку. Тут же он устроит столпотворение около одного из выходов из города. Вы посылаете пару отрядов, чтобы обойти врага со спины. Боевой дух неприятеля резко падает (особенно если у вас есть колесницы). И бравый защитник, ставший нелепым атакующим, бежит.

Делимся впечатлениями от Total War Pharaoh. Египетские грабли - фото 3

И так почти всегда. Обладая выгодной позицией, ИИ идёт вперёд. В разы превосходя по числу лучников, не использует преимущества. Готовясь атаковать, не учитывает рельеф местности и не совершает важных манёвров. Так что если между вами река, а рядом поле, которое могло бы стать отличным местом для боя, ИИ пойдёт через реку. Не пытаясь ни вынудить вас атаковать, чтобы именно вы шли вперёд по воде, ни обойти с фланга.

Когда ИИ обладает численным превосходством, он может постараться окружить вас. Но чаще всего в таких случаях компьютер просто симулирует толпу, и тогда даже один ваш отряд сдержит хоть трёх неприятелей. Если кто-то ударит по ним с тыла. Всё это на стандартном уровне сложности. И хотелось бы, чтобы на высоком всё менялось. Но практика показывает…

Известно, что оборона почти всегда даётся легче атаки. Но в Total War: Pharaoh, кажется, обороняться стало куда проще обычного. Объявляя войну, вы можете всегда провоцировать неприятеля, а он будет всегда идти на вас. И заметно быстрее проигрывать. Тем более, что вы почти всегда сможете устраивать максимально успешные засады.

В любом случае, ИИ слаб и на тактическом, и на стратегическом уровне.

Зачем атаковать сразу всей армией, если можно посылать по 3-4 отрядам и постоянно проигрывать?

Зачем атаковать сразу всей армией, если можно посылать по 3-4 отрядам и постоянно проигрывать?

Стоит ли играть?

Действие Total War: Pharaoh разворачивается на рубеже веков, около 1200 года до нашей эры. Незадолго до Троянской войны, о которой те же разработчики рассказывали три года назад. И если посмотреть на карту «Фараона», легко представить, как чуть западнее вскоре произойдут более значимые и интересные события.

Может быть, команда Creative Assembly Sofia когда-нибудь объединит эти миры наподобие того, что произошло с Warhammer. И тогда часть греческой эпичности снизойдёт до однотипных пустынь. Но как будто делать это совсем не обязательно.

Ко всем минусам Total War: Pharaoh стоит добавить и проблемы с производительностью — на том же железе, которое хорошо справлялось со Starfield, наблюдались постоянные и сильные просадки FPS. И через 20 ходов играть в «Фараона» становилось попросту мучительным. Ходы противника занимали в разы больше времени, а мир игры или её меню превращались в несмешную пародию на «Шесть кадров». Но спасибо спасающей перезагрузке, после которой всё приходило в норму.

Конечно, многое можно улучшить, снизив графику, но почему-то с игрой Bethesda на том же PC подобные манипуляции не требовались. Наоборот: там игра изначально выставила недостаточно высокие настройки, так что пришлось улучшить качество картинки.

Делимся впечатлениями от Total War Pharaoh. Египетские грабли - фото 5

Возможно, когда-нибудь в Total War: Pharaoh добавят русский язык. Возможно, когда-нибудь разработчики избавят игру от проблем с производительностью. Возможно, стратегия станет симпатичнее или глубже… Но вряд ли она лишится своих основных проблем. Сейчас игра кажется и максимально необязательной, и попросту скучной. По крайней мере, если вы играли в предыдущие исторические Total War.

Не хочется, чтобы после проходного «Фараона» Creative Assembly решилась на ещё один такой же или ещё более лишний проект. Пусть лучше Total War: Pharaoh побудит разработчиков как следует постараться и создать что-то очень масштабное и очень желаемое…

В конце концов, Empire 2 сама себя не сделает.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь