24 декабря 2003
Обновлено 17.05.2023

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - изображение обложка
Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 1

Бескрайние пустоши. Жгучие пески. Багровое солнце. Отчаяние. Смерть… В мире, где нет богов. В мире, где друг готов убить друга за глоток воды. В мире, где выродившиеся народы влачат свои короткие, жалкие жизни в бесконечной борьбе за существование. В мире, медленно умирающем под лучами Темного Солнца… У вас никогда не возникало чувство äåęą āž при погружении в очередную фэнтези-игру? Опять те же паладины, причиняющие добро, те же маги, гордо щеголяющие волшебными феньками противоестественного происхождения, и рейнджеры, шастающие исключительно по изумрудно-зеленым лесам под лазурным небом. Как-то все скучно и однообразно получается, подумали авторы из известной фирмы TSR , уныло перелистывая талмуды Forgotten RealmsGreyhawk. Где же у нас в Фейруне королевство эльфов находилось? А, ну конечно, там же, где и в Dragonlance — в глубокой пуще леса, ну а дварфы, естественно, в горах живут, как Толкин завещал еще пятьдесят лет назад. Нет чтобы им в пустыне оказаться, да и не в королевстве жить, а кочевыми племенами… “Почему бы и нет?” — ответил на это небезызвестный автор Трой Денниг , взяв инициативу в свои руки. Так в далеком 1991 г. появился на свет Dark Sun — один из самых своеобразных сеттингов, написанных для AD &D. Античное фэнтези

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 2

А получилось у Деннинга вот что. Атас ( Athas ), планета, на которой разворачивается действие сеттинга, покрыт пустынями, более всего напоминающими пейзажи любимого многими Fallout’a. Традиционные для фэнтези расы изменились. Место несуществующих богов заняли короли-чародеи. Стальной меч перестал быть верным спутником воина, а магия уступила свои позиции таинственной псионике. В общем, все не так, как привыкли почитатели жанра. Но с другой стороны, сохранилась неуловимая сказочность, характерная для фэнтези. Dark Sun не стал пародией на жанр, где “все с точностью до наоборот”. Темное Солнце предлагает игроку и читателю другой взгляд на фэнтези, основанный не на штампах средневековья, а на примере античного мира. Сеттинг игрокам пришелся по душе. Впервые изданный в 1991 г., он дорос до второй редакции в 1995 — ее писала команда разработчиков под редакторством Билла Славичека. Во второй редакции была значительно расширена география сеттинга, добавлено несколько новых рас и сделан еще ряд изменений, но главное отличие от первой редакции заключалось в том, что хронологически игровое время второго издания ушло на 10 лет вперед. За эти десять лет произошли события, описанные в художественных книгах, посвященных Темному Солнцу, и игроки новой редакции играют в мире, уже охваченном пожаром революции. Темное Солнце в мониторе

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 3

Самый простой способ познакомиться с игровым миром — это компьютерные игры. Темному Солнцу посвящены три игры — Dark Sun: Shattered Lands (1993), Dark Sun: Wake of the Ravager (1994), Dark Sun Online: Crimson Sands. Последняя является сетевой игрой наподобие Ultima Online. К сожалению, поддержка этой игры приостановлена, хотя ее обещают возобновить. Сервер, на котором предположительно в скором времени можно будет играть в Crimson Sands, можно найти по адресу www.avatarpatch.com.
От рассвета до заката

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 4

Издания сеттинга 1991 и 1995 гг., а также первый модуль для Dark Sun.

Dark Sun иногда оправданно называют постапокалиптическим сеттингом, хотя этот термин скорее ассоциируется с жанром научной фантастики, нежели с фэнтези. Дело в том, что в относительно недавнем прошлом Атас пережил магическую катастрофу, по масштабам и последствиям сравнимую с тотальной ядерной войной. Катастрофу, которая чуть было не положила конец жизни на планете, погасив солнце, высушив моря и превратив землю в пустыню. Оставшиеся в живых обитатели быстро деградировали в культурном и социальном плане, и многих коснулись значительные физические мутации от вредоносного воздействия магии. Аналогия с ядерной войной становится еще более уместной, если добавить, что катастрофа произошла по вине жадных до власти людей, получивших в свое распоряжение сверхмощное оружие, а именно — магию Растления ( Defiling magic ). Оружием не замедлили воспользоваться, уничтожая все на своем пути и превращая мир в то, что он представляет собой сейчас. Но в легендах еще сохранились обрывочные сведения о том, какой была планета раньше. В самом далеком прошлом, в годы, невыразимые цифрами, на Атасе царила Голубая Эпоха. В ту пору планета почти целиком была покрыта морями, с редкими островками пышной зелени, расцветающей в лучах лазурного солнца, а населяли ее только цивилизованные полурослики, не чета нынешним дикарям. Ничто не вечно. 14 тысяч лет назад утопии пришел конец. Как это всегда бывает, могущество цивилизации стало причиной ее гибели. В результате экспериментов, проводимых полуросликами над своей планетой, где-то в бескрайнем океане возникло явление, названное позднее Бурым Приливом, которое, как круги по воде, стало быстро распространяться по всему океану, убивая живое на своем пути. В отчаянной попытке спасти положение была построена Башня Первоздания, способная концентрировать в себе энергию голубого солнца. С помощью Башни полуросликам удалось вычерпнуть из солнца достаточно энергии, чтобы уничтожить Бурый Прилив, охвативший уже почти всю планету, но одновременно мир преобразился. Из-за огромных растрат энергии лазурное солнце потеряло интенсивность излучения, став желтым, а на месте бескрайнего океана на поверхности планеты выступили континенты суши. Кроме того, сила Башни Первоздания повлияла и на живых существ, в том числе самих полуросликов, вызвав взрыв спонтанных мутаций, обозначивший переходный период, известный как Возрождение.

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 5

Во времена Возрождения полурослики мутировали, превращаясь в людей, эльфов, орков и другие народы. Постепенно переходный период завершился, и началась новая, Зеленая Эпоха. Юные расы построили великолепные города, развили свою культуру и изобрели уйму религий, которые были скорее забавой, ибо настоящих богов на Атасе отродясь не было — на молитвы никто не отвечал. Основным достижением эпохи стала псионика , которая развилась до небывалых высот и проникла во все сферы жизни. Сохранились воспоминания о подземных туннелях, соединяющих далекие города, по которым проносились платформы, движимые силой мысли, и прочих чудесах света. В это время некто Раджат, представитель таинственного и малочисленного народа пайринов, не обделенный слабостями в виде комплексов неполноценности и властолюбия, сумел изобрести новую науку, которую он назвал магией. Магия, до тех пор неизвестная в мире, оказалась чрезвычайно мощной и эффективной силой. Развив свое умение до совершенства, Раджат выбрал среди людей 15 самых сильных псиоников и тайно обучил их своему искусству. После этого он нашел заброшенную давным-давно Башню Первоздания и с ее помощью перекачал огромное количество энергии желтого солнца в себя и своих учеников, создав банду могущественных чародеев-псиоников.

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 6

Король-чародей города Тира способен превращаться в дракона.

Лишившись еще одной порции энергии, вконец истощенное солнце Атаса приобрело темно-багровый цвет, разрушив хрупкий экологический баланс Зеленой Эпохи, и подоспела новая катастрофа. Но одержимому тайной идеей вернуть мир в Голубую Эпоху Раджату этого было мало (впрочем, возможно, его истинные мотивы были гораздо прозаичнее). Он почему-то решил, что для достижения этой цели необходимо истребить все населяющие Атас расы, оставив лишь одну — ведь именно так это было под лазурным солнцем. По приказу Раджата 15 его прислужников начали систематический геноцид всех рас, исключая, разумеется, людей, которыми они сами являлись, и полуросликов. Никто не мог оказать достойного сопротивления огромному потенциалу прислужников Раджата, и кое-кто из них даже добился успеха, в результате чего с лица Атаса были полностью стерты гномы, орки, огры и ряд иных народов. Но в какой-то момент прислужники задумались: а почему же истреблению не подвергаются полурослики? И тут их озарила догадка, что той самой единственной расой, которой суждено возродить Голубую Эпоху, Раджат решил сделать вовсе не людей, а этих деградировавших недоростков. После этого открытия один из самых безумных чародеев, Борис “Мясник дварфов”, решил восстать против Раджата, и к нему с готовностью присоединились почти все остальные коллеги. Общими усилиями в апокалиптической битве Раджат был свергнут, а его бывшие прислужники разделили между собой единственный оставшийся целым участок планеты, известный ныне как Тирский регион, и учредили свои личные города-государства. Случилось это две тысячи лет назад — наступила Эпоха Королей-Чародеев. Вот мы и добрались до настоящего положения вещей. Последние две тысячи лет короли-чародеи в своих городах-государствах успешно угнетали тех немногих несчастных, которым не повезло уцелеть после последней катастрофы, и продолжали при этом терзать многострадальную планету своей магией Растления. Вот на этой безрадостной и скорее всего последней странице истории мира Темного Солнца авторы предлагают оставить свой след бравым приключенцам. Манускрипты на книжной полке

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 7

Не одними Забытыми царствами богаты полки библиотеки D&D. В официальной линейке Dark Sun вышли в свет 13 художественных книг. Пятикнижие Prism Pentad принадлежит перу самого Троя Деннига. Первые три книги этой серии в 1997 г. были изданы издательством “Азбука” на русском языке.The Verdant Passage (Охота на дракона) The Crimson Legion (Алый легион) The Amber Enchantress (Чародейка) The Obsidian Oracle The Cerulean Storm Другие серии — трилогия Tribe of One и пятикнижие Chronicles of Athas — написаны другими авторами.
Дети умирающей земли

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 8

Дварфы Темного Солнца ничем не напоминают своих прототипов — гномов Толкина.

Несмотря на экстремальные условия жизни, мир Темного Солнца поражает обилием самых разнообразных существ. При этом флора и фауна Атаса весьма своеобразны. На планете почти отсутствуют привычные для нас представители животного мира, а те существа, чьи названия могут показаться знакомыми, под влиянием жестокой природы преобразились до неузнаваемости. Главенствующими формами жизни стали рептилии и насекомые, более приспособленные к высоким температурам и постоянной нехватке пищи и воды. Здесь нет ставших неотъемлемым элементом обычного фэнтези-антуража лошадей, да и коров, свиней и других обычных домашних животных под Темным Солнцем не водится. Вместо них на скудных пастбищах пасутся табуны медоносных пауков, а наездники разъезжают на бескрылых птицах, динозавроподобных ящерицах и гигантских муравьях. Из-за тесных связей мира со стихийными планами элементали и другие создания встречаются на Атасе повсеместно, а жаркими и темными ночами по бесчисленным руинам бродят полчища местных разновидностей нежити. Целых десять рас предоставлены на выбор игроков, так что есть возможность испытать себя в роли гигантского богомола три-крина, двуногой ящерицы птеррана или ааракокры — разумного стервятника. Разумеется, присутствуют и более традиционные расы, но они имеют мало общего со своими собратьями из других миров. Дварфы не то что бород — даже волос на голове не носят. Эльфы селятся кочевыми племенами и промышляют преимущественно разбоем, совершая многосуточные перебежки по пустыням. А милые любознательные полурослики и вовсе превратились в дикарей, рассматривающих людей в первую очередь с кулинарной точки зрения. Наряду с полуэльфами появились полудварфы, или на местном жаргоне мули , сочетающие в себе силу и выносливость дварфов с ростом и ловкостью людей. Силой мулей превосходят только полувеликаны, отличающиеся тугодумием и хоббитским добродушием. Чем богаты, тем и рады **

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 9

Лесные халфлинги не прочь позавтракать человечинкой.**

От населения других игровых вселенных жители Атаса отличаются еще одной примечательной чертой — почти все они обладают таинственной силой, позволяющей делать сверхъестественные трюки безо всякой магии. Сила эта, широкой общественности известная как псионика , в мире Темного Солнца имеет самое широкое распространение. Большинство разумных существ, многие животные и даже некоторые растения обладают ограниченными пси-способностями, а персонажи игроков по определению обладают ими все без исключения. Врожденные пси-способности называются “диким талантом” и позволяют иногда делать маленькие фокусы, вроде передвижения чашки по столу. Любой, у кого есть дикий талант, может стать профессиональным псиоником, выбрав соответствующий класс, отличающийся от простого таланта, как админ от юзера. Занимающийся постижением Пути — учением псионики — способен превращать свое собственное тело в живую броню или оружие, брать под контроль чужой разум, жарить мозги врагов и делать другие полезные вещи. Разумеется, при таком обилии доморощенных псиоников население Атаса воспринимает псионику как самое обыденное явление, хотя это вовсе не означает, что они сталкиваются с ней каждый день.

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 10

Персонаж может быть насекомым. Три-крины вернулись с Третьей редакцией, появившись в Monster Manual II.

В принципе, это можно сравнить с современными информационными технологиями — трудно найти человека, кто был бы с ними совсем не знаком, однако большинство никогда не поднимаются выше навыков простого пользователя. Конкуренцию псионикам составляют представители малоуважаемой профессии магов. Заклинания магов потребляют жизненную энергию окружающих растений, животных и даже других людей, убивая в них все живое. Нынешнее бедственное состояние планеты является прямым следствием широкого применения магии без учета наносимого экологического ущерба. По этой причине магию очень не любит подавляющее большинство населения, хотя на самом деле ее можно использовать осторожно, не причиняя вреда природе. На Атасе существуют два основных учения — магия Растления и магия Сохранения ( Preserving magic ), различающиеся не столько технически, сколько морально. Сохранители считаются правильными ребятами, за что их люто ненавидят короли-чародеи, практикующие Растление. Растление же основывается на максимизации магического эффекта любой ценой. Растлители, как правило, сильнее своих идейных противников, и всюду, где бы ни колдовали, они оставляют после себя выжженную землю. За отсутствием характерного для других игровых вселенных разношерстного пантеона богов, жрецы Темного Солнца вроде бы оказались не у дел, но и тут нашлось им применение. Большинство жрецов поклоняются первозданным стихиям — воде, воздуху, земле и огню. Но самые крутые жрецы, именуемые храмовниками ( Templars ), служат королям-чародеям — божествам местного масштаба.

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 11

Типичный для Dark Sun псионический монстр. Название соответствующее — пожиратель интеллекта.

Короли-чародеи, являясь одновременно мощнейшими псиониками и сильнейшими магами, правят миром Темного Солнца железным кулаком. Общественный строй напоминает восточную деспотию из учебников нашей собственной истории. Процветает рабовладение, нищий народ требует хлеба и зрелищ, на аренах сотнями умирают гладиаторы, а бюрократия государства сосредоточена в руках жрецов. Так как большая часть населения озабочена вопросом пропитания, то продовольствие и скудные запасы питьевой воды являются краеугольными камнями экономики Атаса. Однако в ней есть еще одна примечательная особенность — отсутствие металлов. Неизвестно, всегда ли Атас был беден на металлы или просто все залежи были разработаны в предыдущие эпохи, но факт остается фактом — металл на Атасе является редким явлением. Даже основной денежной единицей является не медная монета, а керамическая. Стальной меч — вещь эксклюзивная и стоит нескольких десятков рабов, и все предметы, которые мы привыкли видеть металлическими, обычно сделаны из заменителей. Например, оружие чаще всего делается из кости, обсидиана или твердых пород дерева. Dark Sun Lives! Купить книги Dark Sun вам, скорее всего, не удастся. В настоящее время компания Wizards of the Coast закрыла линейку сеттинга и не выпускает новых продуктов серии. Но игра жива, пока живы ее поклонники, а у Темного Солнца их достаточно. В интернете можно найти немало ресурсов, посвященных этому сеттингу. www.athas.org — официально одобренная WotC страничка поддержки Dark Sun. Среди прочего тут можно найти “официальную” конвертацию сеттинга под D&D Третьей редакции. home.earthlink.net/~raste/athas.html — неофициальная, но весьма содержательная страничка, с полной библиографией и множеством ссылок. www.crimsonsun.org/DarkSunCentral — специально для интересующихся компьютерными играми по Dark Sun. boards.wizards.com — здесь можно найти официальный форум, посвященный Dark Sun.
Спартак тоже так начинал

Классические сеттинги D&D. Dark Sun: Темное солнце пустыни - фото 12

Псионикой владеет практически любой житель выжженной планеты.

Итак, что же выделяет Dark Sun среди других миров, созданных для D &D? Прежде всего, это жестокий и циничный мир. Как и в других подобных фэнтези-вселенных, в Dark Sun отражается наша собственная история, но если во многих сеттингах реалии соответствующих эпох тушируются ради создания атмосферы сказочности и героизма, то в противоположность им мир Темного Солнца можно смело назвать своего рода фэнтезийной антиутопией, показывающей, какой может стать сказка, если “добрый конец” заменить на “конец реалистичный”, соответствующий социальным и историческим тенденциям. Возможно, многие из нас задумывались: раз магия такая сильная, то почему она безраздельно не правит миром? Или почему безмерно могущественные боги вдруг снисходят до вмешательства в жизнь отдельных смертных, которые для них все равно что муравей для слона? Dark Sun демонстрирует нам фэнтези без розовых очков. Магия — это сила, способная запросто уничтожить мир, и могущественные маги безжалостно порабощают всех, до кого могут дотянуться. Богам до смертных нет дела, пусть эти ничтожные и самодовольные людишки захлебываются отходами, которыми загадили собственную планету. Неудивительно, что героем под Темным Солнцем быть непрестижно, гораздо важнее позаботиться о своем голодном желудке, отобрав кусок хлеба у соседа. В мире Dark Sun, в отличие от более известных Forgotten Realms или Dragonlance , во всей своей красе присутствует самое настоящее рабство, приравнивающее людей к скоту, имеет место расовый геноцид, стандартной формой правления является жестокая тирания, а к магии обычные люди относятся с боязнью и ненавистью. Героем здесь быть нелегко, но именно такому миру настоящие герои нужны больше всего. Докажите, что не боитесь испытаний, сожмите обсидиановый клинок в руке, и, возможно, вам удастся повторить подвиг Спартака! Если не умрете по дороге от жажды…На компакт-диске журнала в разделе “Ролемансера” вы найдете море материалов по Dark Sun для Второй и Третьей редакций D &D.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь