26 октября 2025

История аниме-студии Kyoto Animation — пожар и восстановление после горя

«Вайолет Эвергарден» / Kyoto Animation
«Вайолет Эвергарден» / Kyoto Animation

Kyoto Animation — одна из самых известных аниме-студий Японии. Ещё до трагедии 2019 года компания подарила миру такие хиты, как «Вайолет Эвергарден», «Форма голоса», «Кланнад», «Кэйон!», «Мелочи жизни», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Хёка» и многие другие.

Процветание этого уникального коллектива не вызывало сомнений, пока 18 июля 2019 года в здание студии не вошёл Синдзи Аоба. Мужчина неоднократно направлял угрозы, обвиняя Kyoto Animation в плагиате его творчества, хотя эти заявления не имели под собой оснований. Он запер двери и, вылив около 40 литров бензина, поджёг помещение вместе с находившимися там сотрудниками. 36 человек погибло, ещё 33 получили ранения. Впоследствии Синдзи Аоба был приговорён к смертной казни, а трагедия стала самым смертоносным поджогом в истории современной Японии.

Студия до пожара.

Источник: Getty Images

Студия до пожара.

Источник: Getty Images

Студия после пожара.

Источник: Getty Images

Студия после пожара.

Источник: Getty Images

Это заставило пересмотреть предохранительные меры в зданиях по всей Японии, являющейся одной из самых безопасных для жизни стран мира. Были ужесточены условия покупки бензина. Правительство объявило траур, а в фонд помощи было собрано более 6 миллиардов иен. Национальный парламент Японии впервые в истории принял решение не облагать собранную сумму налогом. Поддержку оказали западные компании — Aniplex, Funimation, Crunchyroll и Nickelodeon. Весь мир скорбел о погибших талантах, а «КёАни» предстоял долгий путь к восстановлению.

Сегодня мы хотели бы поговорить как раз об этапе восстановления и нынешнем состоянии студии. Какие дополнительные испытания им пришлось пройти, и вернулись ли они на свой уровень? Давайте разбираться.

Портрет убийцы и кто такой Синдзи Аоба

Со слов соседей, поначалу они пытались найти с ним общий язык, но особенности поведения этого мужчины быстро отпугнули всех. Аоба плохо одевался, от него исходил неприятный запах, и он регулярно доставлял неудобства всему дому. «Он выглядел как человек без увлечений, которому всё безразлично — не как тот, кто любит аниме», — вспоминал один из соседей.

Синдзи часто включал громкую музыку — или, скорее, гул и металлический шум — как днём, так и ближе к полуночи. За два года до пожара полиция выезжала к нему шесть раз. После каждого визита он ненадолго затихал, но вскоре всё повторялось. За четыре дня до трагедии Аоба угрожал смертью соседу, который вызвал полицию, заявив, что ему «нечего терять». Позже экспертиза признала его полностью вменяемым.

Почему он смог легко проникнуть в здание

Цветы в память о погибших.

Источник: Getty Images

Цветы в память о погибших.

Источник: Getty Images

Во-первых, это была Япония, где часто даже входные двери не запирают. Во-вторых, Аоба, будучи давним поклонником Kyoto Animation, знал план здания и распорядок работы. В-третьих, угрозы, которые он высылал по почте, выглядели как обычный спам — и потому не воспринимались всерьёз.

Почему пожар оказался таким смертоносным

Аоба действовал целенаправленно: он разлил по помещению горючую жидкость и поджёг её. Как отметил в своём отчёте доцент Киотского университета Томоаки Нисино, химический состав топлива стремительно изменил физику здания. «Жизнь или смерть людей были определены не позднее, чем через тридцать секунд после возгорания», — говорится в документе.

Сомнительные обвинения в плагиате

Работа Аобы даже не прошла первый этап ежегодного конкурса Kyoto Animation, но он продолжал утверждать, что студия украла его идеи. Его претензии сводились к несущественным совпадениям. Например, в «Кэйон!» персонаж говорит: «Я остался на второй год», а в романе Аобы похожую фразу произносит учитель. Или в «Клубе стрельбы из лука» герой покупает мясо со скидкой 20%, а у Аобы — героиня берёт мясо со скидкой 50%. На таких мелочах и строились все обвинения.

Реакция Kyoto Animation

Хидэаки Хатта общается с журналистами.

Источник: Getty Images

Хидэаки Хатта общается с журналистами.

Источник: Getty Images

После трагедии студия сосредоточилась на помощи семьям погибших. Её основатель, Хидэаки Хатта, переживал тяжёлое эмоциональное состояние: вечерами пребывал в шоке, а ночами не мог заснуть. Он оставался допоздна в резервной студии, занимаясь организацией поддержки пострадавших и защищая их от давления СМИ.

Когда предлагалось направить часть пожертвований на восстановление компании, Хатта категорически отказался. Ему было уже за шестьдесят, и, несмотря на мысли о пенсии, он заявил: «Если мы уйдём сейчас, я буду сожалеть. В чём тогда заключалась моя жизнь?»

Как изменилась безопасность индустрии

После трагедии были пересмотрены протоколы безопасности, а полиция стала внимательнее относиться к письмам с угрозами. Уже через три месяца после пожара был арестован мужчина по имени Нориаки Инукай, который направлял интернет-угрозы в адрес студии Gainax.

Первые тяжелые шаги

В 2021 году проект «Вайолет Эвергарден» взял премию Tokyo Anime Award в номинации аниме-фильм года.

Источник: Kyoto Animation

В 2021 году проект «Вайолет Эвергарден» взял премию Tokyo Anime Award в номинации аниме-фильм года.

Источник: Kyoto Animation

В августе 2019 года, спустя месяц после пожара, сотрудники Kyoto Animation вернулись к работе в новом здании. Число работников сократилось со 176 до 137, а шестерым из выживших потребовались длительные перерывы, чтобы восстановиться психологически. Уже в ноябре были возобновлены программы по обучению новых аниматоров.

Первым шагом в возвращении к полноценному производству стало ускорение выхода фильма-продолжения «Вайолет Эвергарден: Вечность и призрак пера». Картина вышла на большие экраны 6 сентября. Однако следующая работа во франшизе столкнулась с общемировой проблемой: пандемия COVID-19 заставила перенести премьеру финала — «Вайолет Эвергарден. Фильм» — с января на сентябрь 2020 года. Так история об «автозапоминающей кукле», прекрасной девушке Вайолет, подошла к своему завершению.

Идея об экранизации «Вольного стиля» утвердилась в том числе и благодаря активности пользователей tumblr. На основе рекламного ролика они создавали отдельные биографии и истории персонажей, чем привлекли внимание.

Источник: Kyoto Animation

Идея об экранизации «Вольного стиля» утвердилась в том числе и благодаря активности пользователей tumblr. На основе рекламного ролика они создавали отдельные биографии и истории персонажей, чем привлекли внимание.

Источник: Kyoto Animation

Испытаниям подверглись и другие франшизы. Производство «Вольного стиля» серьёзно забуксовало, но всё же обрело свой финал в виде двух фильмов 2021–2022 годов: «Вольный стиль! Последний гребок» и «Вольный стиль! Последний гребок 2». История коллектива по плаванию, метящих на самые высокие места, стартовала на малом экране ещё в 2013 году. Kyoto Animation не только выдали завершение аниме, но и сделали это на том же высоком уровне.

Возвращение на телевидение

На 2025 год «Дракон-горничная госпожи Кобаяси» содержит в себе два сезона, один спецвыпуск и один полнометражный фильм.

Источник: Kyoto Animation

На 2025 год «Дракон-горничная госпожи Кобаяси» содержит в себе два сезона, один спецвыпуск и один полнометражный фильм.

Источник: Kyoto Animation

Настал момент вернуться в телесетку, и первыми туда попали проекты-продолжения: второй сезон «Дракона-горничной госпожи Кобаяси» (2021) и второй сезон «Клуба стрельбы из лука». Две столь непохожие друг на друга истории тоже не были забыты. Первая повествует о мистическом драконе Тору, устроившейся в добровольные горничные к офисной работнице. Вторая — о юноше Минато Нарумии, который, поступив в старшую школу, вступает в кружок стрельбы из лука. Сказ о сверхъестественном и спортивная драма — всё это на привычно высоком уровне анимации.

Большая история, приковывающая взгляды

У аниме «Звучи, эуфониум!» есть ответвление в виде фильма «Лиз и синяя птица». В эту историю выносится развязка дружеской драмы между Мизорэ и Нозоми.

Источник: Kyoto Animation

У аниме «Звучи, эуфониум!» есть ответвление в виде фильма «Лиз и синяя птица». В эту историю выносится развязка дружеской драмы между Мизорэ и Нозоми.

Источник: Kyoto Animation

Отдельным пластом хочется выделить франшизу «Звучи, эуфониум!» Дело в том, что над фильмом «Последняя клятва», вышедшем в апреле 2019, как раз и работала весомая доля сотрудников, погибших в пожаре. Франшиза, вторя предыдущим, стала нечто большим, нежели просто творчеством.

После долгого «выдоха» на большие экраны вышел фильм-продолжение — «Соревнование ансамблей». А уже в 2024 году «Звучи, эуфониум!» вернулась в эфир с третьим, заключительным сезоном, вновь подняв анимацию студии на новый уровень. Это был успех относительно нишевой истории о девушке Кумико, вступившей в школьный оркестр и прошедшей с ним весь путь за три года. Анимация сияла на экране, перекликаясь с крепким сюжетом и проработанными образами, но в итоге проект остался незаслуженно без наград, уступив их десяткам более хайповых тайтлов.

«Звучи, эуфониум!» сковал времена «до» и «после» в единую цепочку памяти о талантах. Проект, чьей сердцевиной являлась идея пути вперёд через большие трудности, стал настоящим украшением 2024 года.

Причины, по которым студия выстояла

Автор ранобэ «Хёка», Хонобу Ёнэдзава, не из тех людей, которые спешат завершить свои произведения. С момента экранизации (2012 года) был выпущен всего один том.

Источник: Kyoto Animation

Автор ранобэ «Хёка», Хонобу Ёнэдзава, не из тех людей, которые спешат завершить свои произведения. С момента экранизации (2012 года) был выпущен всего один том.

Источник: Kyoto Animation

Среди нюансов, позволивших Kyoto Animation вернуться на прежний уровень, в первую очередь стоит отметить преданную фан-базу. Во времена, когда сакуга (взрыв анимации на экране, присущий в большей степени современенным сёненам) диктует модель успеха, компания из Киото выстроила свою систему работы с поклонниками. Некоторые экранизации, такие как «Вайолет Эвергарден», получили зелёный свет благодаря победе во внутренней премии Kyoto Animation Awards. Иными словами, именно фанаты студии определяли, какие истории они хотят увидеть, а «КёАни» уже доводили их до совершенства.

Второй причиной стоит упомянуть работу с производственными комитетами (сторонний симбиоз компаний, руководящий финансированием, маркетингом, формированием персонала и многим другим). В то время как подавляющее большинство студий задыхается от условий, которые им диктует производственный комитет, Kyoto Animation напротив — сами выставляют эти условия. Бо́льшая часть прибыли не распределяется между множеством мелких компаний, а остаётся у студии. Как правило, в состав любого проекта входят лишь Kyoto Animation, их дочерняя компания, телеканал-партнёр и музыкальное издательство.

Макото Синкай называл фильм «Форма голоса» изысканным и грандиозным творением, которое не смог бы повторить даже он.

Источник: Kyoto Animation

Макото Синкай называл фильм «Форма голоса» изысканным и грандиозным творением, которое не смог бы повторить даже он.

Источник: Kyoto Animation

Третьим нюансом является домашняя атмосфера. Аниматор, получивший право старта карьеры в таком месте и закрепившийся там, редко покидает «родное гнездо». Студия старается создавать такие условия для талантов, которых сама же выращивает, что у них нет соблазна кочевать куда-либо ещё. Например, в места, где художников и аниматоров часто ожидают жёсткие дедлайны и несправедливо низкие выплаты.

Помимо самодостаточной модели существования, студия одной из первых начала сотрудничать с западными прокатчиками, которые, в отличие от японских комитетов, не диктуют Kyoto Animation, как выстраивать свои проекты. Долгосрочные контракты принесло и партнёрство с телевизионной станцией TBS, а множество удачных маркетинговых решений со временем превратили «КёАни» в место мечты для любого аниматора.

Всё это и многое другое позволило компании в кратчайшие сроки вернуться на привычные рельсы — даже во времена пандемии. И на сегодняшний день реализуются новые проекты.

Настоящее

Таити Исидатэ, режиссёр «Города», в 2011 году был помощником режиссёра в экранизации «Мелочи жизни», другой манги автора первоисточника.

Источник: Kyoto Animation

Таити Исидатэ, режиссёр «Города», в 2011 году был помощником режиссёра в экранизации «Мелочи жизни», другой манги автора первоисточника.

Источник: Kyoto Animation

Продолжение известной франшизы — фильм «Дракон-горничная госпожи Кобаяси: Одинокий дракон», вышедший на большие экраны в июне, — в первые месяцы проката собрало более 400 миллионов йен, ещё даже не выйдя в западных странах. Отличный результат, который сразу привлёк внимание Crunchyroll. Западная компания выкупила права на показ картины по всему миру, за исключением азиатского региона.

А в телесетку нынешнего летнего сезона ворвался харизматичный проект под названием «Город» (City: The Animation) — история от автора «Мелочей жизни», но выполненная в жанре сэйнен (аниме и манга, рассчитанные на молодых мужчин от 18 лет и старше). Сюжет рассказывает о жизни небольшого городка и его многочисленных обитателей. Центральная идея — то самое ощущение, когда человек переступает порог взрослой жизни, но не хочет терять ребёнка внутри себя.

«Город» содержит 13 эпизодов. Показ последнего из них завершился 29 сентября 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

«Город» содержит 13 эпизодов. Показ последнего из них завершился 29 сентября 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

Красочный ситком с шикарной режиссурой Таити Исидатэ заигрывает с огромным количеством аниматорских решений, обёрнутых в стилистику минимализма. Гэг-комедийность там узконаправленная и, если бы проект не был относительно нишевым, то претендовал бы на продакшн года. Чего стоит пятый эпизод, что с определенного момента, поделив экран, демонстрирует восемь самодостаточных историй. Эти истории соприкасаются друг с другом, пока не образовывают общую картину. Тщательный просмотр тридцатиминутной серии может занять на десять-двадцать минут больше. Такой опыт предоставляют не каждый день. И не каждая студия.

Однако весомая часть юмора чрезмерно целевая, тяжеловесная по своему наполнению и направленная на небольшой процент, даже касательно японской аудитории. А это означает, что «КёАни» не планируют разбогатеть на этом сериале, возможно, работая себе в убыток. Отсюда напрашивается вывод: финансовая подушка у компании сформирована и доступна, и это — положительный сигнал.

Будущие анонсы

Ранобэ «История электричества в двадцатом веке» было полностью опубликовано в 2018 году.

Источник: Kyoto Animation

Ранобэ «История электричества в двадцатом веке» было полностью опубликовано в 2018 году.

Источник: Kyoto Animation

На сегодняшний день анонсирован лишь один проект, но при этом долгожданный. В 2018 году в сети появились постер и кадры для рекламного ролика по экранизации ранобэ «История электричества в двадцатом веке», однако последующий пожар заставил студию отложить задуманное до лучших времён. И вот, наконец-то, 25 октября нынешнего года выдали полноценный тизер.

Старая версия чардизайнов и фона из анонса 2018 года.

Источник: Kyoto Animation

Старая версия чардизайнов и фона из анонса 2018 года.

Источник: Kyoto Animation

Новая версия чардизайна и фона из анонса 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

Новая версия чардизайна и фона из анонса 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

Это история про далёкое лето 1907 года, во времена которого было суждено встретиться юноше, отвергающего веру в богов и продвигающего положительные эмоции от скорых перемен, и девушке, сохранившей в себе традиционные верования. Им предстоит найти общий язык и поддержать друг друга в эпоху перемен.

Главная героиня из анонса 2018 года.

Источник: Kyoto Animation

Главная героиня из анонса 2018 года.

Источник: Kyoto Animation

Главная героиня из анонса 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

Главная героиня из анонса 2025 года.

Источник: Kyoto Animation

В первую очередь взгляд привлекает измененная палитра. Теперь она вырисовывается в стиле большого экрана, а необычный стиль фонов и экспериментальная работа с окружающими чардизами добавляют запланированному сериалу оригинальности. Зная поход «КёАни» к творчеству, можно быть уверенным в том, что они выдадут номинанта на продакшн года. Серьёзное произведение по уже полностью изданному первоисточнику появится на ТВ-экранах в следующем, 2026 году.

Заключение

«Памятник, соединяющий волю» был открыт 14 июля 2024 года и представляет собой 36 птиц, машущих крыльями, символизирующих 36 жертв пожара.

Источник: Getty Images

«Памятник, соединяющий волю» был открыт 14 июля 2024 года и представляет собой 36 птиц, машущих крыльями, символизирующих 36 жертв пожара.

Источник: Getty Images

С уверенностью можно сказать, что Kyoto Animation в производственном плане выстояла и вернулась на свой уровень. Однако это не способно стереть трагедию, через которую студии пришлось пройти шесть лет назад. Мемориальный памятник, воздвигнутый в историческом парке города Удзи, до сих пор притягивает множество людей, желающих почтить память ушедших талантов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь