01 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

Операция Silent Storm

Операция Silent Storm - изображение обложка

Разведчик-японец выныривает из тени и в считанные секунды устраняет часового. Подходит к бездыханному телу, прячет в рукав окровавленные сюрикены и ныряет обратно в темноту. Теперь можно начинать основную фазу операции. Короткая очередь бьет по баллонам с газом, стоящим под стеной здания. Раздается громкий взрыв, и через пролом в стене наружу вылетает изувеченный вражий труп. Гранатометчик взваливает на плечо внушительную трубу “панцершрека” и выпускает в пролом осколочный заряд. После очередного взрыва внутрь здания проникают бойцы подразделения. Навстречу по коридору уже бегут охранники. Попав под перекрестный огонь, один за другим они валятся на пол. До нашей цели — папки с ценными разведданными — всего несколько шагов. Вернее, несколько ходов. Тысяча и один детектив &nbsp1943; год. Вторая Мировая. Еще вчера мы выполняли задания на фронтах этой страшной войны. Еще вчера мы считали, что нет опаснее противника, чем тот, против которого сражаемся. Ну а сегодня мир катится к черту — на сцену выходит новый враг, рядом с которым в одночасье меркнут ужасы всех фронтов Второй Мировой. И нам приходится бросить ему вызов… Свежепоявившаяся на горизонте " Операция Silent Storm " от знаменитого российского разработчика Nival — как раз та игра, которую мы так долго ждали. Закрученный детектив в антураже Второй Мировой. В начале игры вы становитесь во главе небольшого, но очень опасного подразделения специального назначения, выступающего на стороне Союзников (Великобритания, Советский Союз и США) или стран Оси (Германия, Италия, Япония).

Операция Silent Storm - фото 1

- Противник спрятался за стеной. Не ожидал, бедняга, что уже через несколько минут этой стены не станет
Первые задания кажутся довольно легкими: разведка во вражьем тылу и расследование нескольких ординарных происшествий. По ходу действа вам придется сражаться с противником, искать ценные улики и документы, захватывать и допрашивать пленных, встречаться с информаторами и так далее. Постепенно, когда добытые сведения, будто кусочки гигантской мозаики, начнут складываться воедино, станет ясно — не все так просто в этом мире, как казалось сначала… Отчасти такая подача сюжета объясняется нелинейностью игровой кампании. Фиксированы в игре лишь несколько вариантов начала и концовки, а все остальное генерируется случайным образом — меняются цели миссий, на карте по-разному располагаются улики и ключевые персонажи. Поэтому каждый раз, когда игрок нажимает на надпись “новая игра”, то начинается… действительно новая игра , не похожая на предыдущую. Впечатляет? Однако перед тем как начать проходить кампанию, игроку придется некоторое время повозиться со сложным набором географических карт. Первой в списке у нас идет глобальная карта, на которой расположилась почти вся Европа и внушительный кусок Советского Союза. Следом за глобальной картой идет карта сектора. На ней отмечены сюжетные миссии, а также, время от времени, появляются “случайные задания”. Ну и, наконец, после щелчка по значку миссии отряд, потратив некоторое время на перемещение, оказывается на трехмерной изометрической карте локации, где и предстоит выполнять задание. Стоит заметить, что в “Операции Silent Storm” нет и тени шаблонности — главного недостатка большинства игр со “случайным” сюжетом. Местные миссии совершенно не похожи друг на друга. В одной игроку предстоит вместе с отрядом союзников отбивать атаку противника на главный штаб. А в другой уже поручат разведку боем и забросят в глубокий вражеский тыл… Даже “случайные события”, предназначенные в основном для прокачки команды в боях, очень разнообразны и абсолютно не скучны. Этот безжалостный мир Разобраться в боевой системе “Операции Silent Storm” не составит труда любому, кто хотя бы немного знаком с тактическими играми вроде Jagged Alliance.

Операция Silent Storm - фото 2

- Английские солдаты решили махнуть через забор за яблочками - однако сторож не дремлет! Один вор бездыханным трупом уже лежит под забором
Бойцы перемещаются по карте в режиме реального времени, но стоит на горизонте появиться противнику, как начинается самое интересное — походовая тактика. Каждому бойцу, в зависимости от его личных параметров, выдается некоторое количество очков действия. Эти очки могут быть потрачены на перемещение, стрельбу, перезарядку оружия и другие действия. После нажатия кнопки “Конец хода” ход передается остальным действующим сторонам — союзникам, солдатам противника или мирным жителям, если таковые оказались на поле боя. Все просто и привычно. Однако не обошлось и без некоторых нововведений. Так, у подведомственных бойцов есть возможность “замаскироваться”. В таком “скрытом” состоянии ваш боец будет тратить на перемещение больше очков действия, зато заметно понизится вероятность его обнаружения противником. Также можно приказать подчиненным при перемещении удерживать взгляд на определенной точке — грамотное использование этой возможности позволит вам чаще обнаруживать врага. Кроме того, бойцы умеют определять местоположение противника на слух и запоминать место, где в последний раз его видели. Ну а самым главным нововведением в боевой системе стала широко разрекламированная абсолютная интерактивность окружающей среды. Взрыв гранаты вышибает дверь и разбивает стекла в ближайших окнах. Пулеметная очередь в щепки разносит деревянный забор и выбивает кирпичи из оказавшейся за ним стены. Конечно, по большому счету, все это было еще в древнем X-COM образца далекого 1994 года, но никто до Nival не смог воплотить подобную систему в полном 3D и сделать ее настолько безупречной с точки зрения физики. Не хотите входить в здание через парадный вход? Тогда просто взорвите парой гранат соседнюю стену. Подниматься на второй этаж можно не только по лестницам, но и в любом другом месте — достаточно проделать дыру в потолке и, подтянувшись, пролезть наверх. А можно вообще сделать так, что злополучный этаж сам приедет вниз — достаточно заложить в фундамент здания как можно больше взрывчатки. Чтобы процесс разрушения окружающего пространства стал еще более веселым и эффективным, разработчики ввели в игру забавную штуку под названием “панцеркляйн” — тяжеловооруженный и отлично бронированный боевой костюм. Пара фрицев, наряженных в подобные костюмчики, способна в считанные ходы отправить весь ваш многочисленный отряд на свидание с праотцами. Чтобы выйти победителем из подобного сражения, придется разрабатывать новую тактику и побеждать хитростью, а не силой… Конечно, ничего подобного в истории Второй Мировой не было, однако фантастический сюжет “Операции Silent Storm” дает разработчикам полное право добавлять в игру хоть летающие тарелки на педальной тяге. Несколько сюрпризов может преподнести и вполне обычное вооружение. Например, у снайперской винтовки есть режим, позволяющий целиться в течение нескольких ходов и уверенно отстреливать недругов даже на противоположном конце карты.

Операция Silent Storm - фото 3

- Ребята в правой части экрана хорошо подготовились к обороне - с такими пушками они вполне могут остановить маленькую армию
Традиционные гранаты можно использовать не только для пиротехнических забав, но и, например, для минирования дверей или оконных рам. И подобных примеров — масса. Достойный соперник Искусственный интеллект в игре действует очень убедительно. Противник отлично “понимает” карту, причем относится это не только к общему рисунку уровня, но и ко всем разрушениям, которые появились во время боя. Ваш покорный был немало удивлен, когда обнаружил, что несколько супостатов заняли удобную позицию возле сквозной дыры в стене, проделанной буквально пару ходов назад. Причем сделали они это совершенно не случайно — просто именно оттуда было удобнее всего обстреливать мой отряд. Управляемые компьютером бойцы отлично действуют в группе. Они стараются не перекрывать друг другу линию огня, ну а если подобное все-таки происходит, то оказавшийся позади солдат никогда не станет стрелять в спину товарищу, а просто попробует занять более удобное положение для стрельбы. Компьютерный соперник вообще очень хорошо подбирает боевые позиции для своих подчиненных. Например, в конце хода враги всегда находят укрытие: прячутся за углами, ныряют внутрь здания, укрываются за деревьями и так далее. Если во время боя одного из ваших бойцов засекли, то будьте уверены — даже если ему удастся спрятаться, противник просто начнет поиски, причем продвигаться он будет очень осторожно , дабы не подвергнуть своих подчиненных лишней опасности. Еще одна очень интересная особенность AI — противник динамично меняет линию поведения в зависимости от сложившейся ситуации. То бишь если супостат имеет численное преимущество, то и действовать будет нагло и напористо. Ну а если игрок нанесет врагу значительный ущерб, то оставшиеся недруги ударятся в панику, попрячутся по укрытиям и надолго затаятся. Впрочем, следует отметить, что искусственный интеллект все же не всесилен — у него есть свои слабые стороны. Например, компьютер очень предсказуем в позиционной борьбе и предпочитает банально переть “в лоб”. Фланговые атаки врага и проникновения в тыл случаются очень редко. Еще один момент — бойцы противника полностью игнорируют положение “в упоре лежа” и крайне редко используют гранаты. Ну и, конечно же, AI не настолько гениален, чтобы самостоятельно ломать постройки в тех местах, где ему надо. Дом, милый дом В перерывах между выполнением миссий нам предстоит коротать время на базе. Секретный штаб поделен на несколько комнат, главная из которых — отдел кадров, где можно набрать бойцов в отряд. На выбор предлагаются двадцать персонажей различных национальностей: от англичан и немцев до выходцев из далекой Кореи и не менее далекой Африки. Плюс в игре есть возможность выбрать свое альтер-эго еще из шести бойцов. Ну а если внешний вид или показатели кандидатов вас не устраивают, можно, как в заправской RPG, создать собственного персонажа с уникальными внешним видом и характеристиками. Кстати, о характеристиках. Бойцы в “Операции Silent Storm” делятся на шесть условных классов: снайпер, разведчик, гренадер, солдат, инженер и медик. Класс определяет базовые параметры (сила, ловкость и разум) и навыки (меткость, скрытность, медицина и так далее). Следует отметить, что персонажи у нас — большие универсалы и специализируются не только в выбранной профессии. Например, в горячке боя инженер всегда сможет перевязать раненого товарища, но медик сделает это значительно быстрее и лучше. В процессе игры бойцы постепенно набирают опыт — растут как базовые параметры, так и навыки, причем из последних качаются только те, которые активно используются в сражениях.

Операция Silent Storm - фото 4

- Патруль расстрелян, машина сожжена - на повестке осталось только устранение командира отряда
Если, например, боец предпочитает автоматическое оружие, то и расти будет навык “стрельба очередями”. Ну а если в руках окажется снайперская винтовка, тут же начнет подрастать навык “снайперский огонь”. Набравшись опыта, боец достигнет нового уровня, на котором можно будет выбрать одно из “умений” вроде увеличенного поля зрения или повышенной точности стрельбы из определенного вида оружия. Есть у местной ролевой системы и одна очень странная особенность — массовая уравниловка. Дело в том, что опыт персонажей, которые ожидают “в резерве” — на базе, — увеличивается значительно медленнее, чем у тех, кто принимает активное участие в боях. Однако если такого солдата взять в отряд, то его характеристики начнут расти как на дрожжах, и уже очень скоро зеленый новобранец нагонит своих коллег-ветеранов, после чего все вернется на круги своя, и дальше все подчиненные будут прокачиваться с равной скоростью. Причина подобного решительно непонятна. Также не находит логического объяснения и система распределения опыта между бойцами отряда — характеристики у тех персонажей, которые отсиживаются за укрытиями, растут так же бодро, как и у тех, кто сражается на передовой… Однако вернемся на родную базу. Помимо комнаты, где происходит комплектация отряда, в штабе есть еще несколько очень ценных помещений. Например, лазарет. Вообще-то наши подчиненные — ребята очень крепкие, и несерьезные раны на них заживают как на собаках. А если и не заживают, на помощь всегда приходит штатный пилюлькин — боец класса “медик”. Но все тяжелые травмы и переломы лучше все-таки лечить в лазарете. Кстати, о травмах: ранения в игре бывают нескольких видов — от банального понижения уровня здоровья и до серьезных увечий вроде временного ослепления, когда боец в течение нескольких ходов не может стрелять и совершать прочие сложные действия. Неподалеку от лазарета располагается арсенал, где можно экипировать отправляющихся на задание подчиненных. Ассортимент оружия в “Операции Silent Storm” весьма внушителен: пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, обычные пулеметы, гранатометы и несколько экспериментальных образцов вооружения, прибывших прямиком из секретных исследовательских лабораторий. Кроме того, на складе пылится огромное количество боеприпасов, холодное оружие множества разновидностей, осколочные и фугасные гранаты, разнообразная взрывчатка, мины, и, наконец, вспомогательная экипировка, вроде отмычек, аптечек, специальных стимуляторов-анаболиков… И все это — вы не поверите! — совершенно бесплатно. С одной стороны, отпадает потребность мародерствовать на поле боя, но с другой — существенно страдает геймплей. “Накопить денег и купить вон ту пушечку” — просто нельзя, потому что в “Операции Silent Storm” нет никаких денег. Игра, таким образом, сводится к незамутненной излишней экономикой тактике. Хорошо это или плохо — вопрос крайне спорный. По работе оружия есть всего несколько замечаний. Во-первых, стволы совсем не изнашиваются, не ломаются и не заедают. Разработчики объясняют эту особенность тем, что операции, в которых участвует наш отряд, быстры и скоротечны, и потому оружие просто не успевает износиться за столь короткое время.

Операция Silent Storm - фото 5

- Озверевшая леди из местных жителей подбирает пистолет и выходит на тропу войны. Все-таки нам придется на некоторое время забыть, что обижать женщин - нехорошо
Во-вторых, очень мощным оказалось холодное оружие. Если в большинстве других тактических игр почти все игроки предпочитали даже на минимальных дистанциях использовать что-нибудь стреляющее, то в “Операции Silent Storm” подошедшего вплотную противника укокошить эффективнее всего можно именно вострым ножиком. И, наконец, в-третьих, очень неудачно реализованы пистолеты-пулеметы. Лично я просто не нашел им места в местной боевой системе. На больших расстояниях властвуют винтовки и пулеметы, на средних — те же самые винтовки с пулеметами плюс гранаты, а для ближнего боя лучше всего подходят пистолеты и холодное оружие… Мед и деготь Про игровой движок, а вернее про полную интерактивность окружающей среды уже было сказано выше. Теперь настало время более детального разбора. Начнем с того, что, помимо тотальной разрушаемости, в игре присутствует весьма мощная физика. Падая, тела переваливаются через перила, считают ступеньки на лестницах и смешно подпрыгивают при попадании очередной пули. Винтовка, выпавшая из рук стоящего на возвышенности бойца, может докатиться до самого подножья. При попадании мощной гранаты в центр вражеской группы можно наблюдать картину “перелетные трупы отправляются на юг”. Еще одна гордость движка “Операции Silent Storm” — восхитительная картинка. Очень красивые текстуры, качественные модели, потрясающая детализация. Почти каждый уровень игры — маленький шедевр. Добавьте к этому очень качественную анимацию: например, положение снайперов при стрельбе выглядит именно как положение снайперов при стрельбе, а не пьяный танец вприсядку. Видно, что разработчики консультировались у профессионалов. Радует также и то, что разрушения в игре выглядят крайне натурально. Вид расстрелянного из пулемета газетного киоска, вокруг которого хаотично разлетается немецкая периодика, способен заворожить почище всякого северного сияния. Ну а главный приз зрительских симпатий, несомненно, достается жилому дому, который подвергся гранатометному обстрелу. Осыпавшаяся каменная крошка, сиротливо выглядывающие из проломов столы и шкафы и разбитая домашняя утварь… Впрочем, в этой бочке меда найдется и ложечка-другая смачного дегтя. Есть, например, серьезные претензии к физической модели — похоже, что при ее создании разработчики ориентировались первым делом на зрелищность, а не на реализм происходящего.

Операция Silent Storm - фото 6

- В игре нельзя расслабляться ни на секунду! Диверсанты не дремлют: в засаду можно попасть даже в глубоком тылу
Противники прощаются с жизнью слишком уж пафосно и обожают сопроводить уход в иной мир каким-нибудь невообразимым кувырком с подлетом; просто падать на землю в “Операции…” — немодно. Ну и самый главный (но весьма спорный) минус — системные требования. Движок способен заставить попотеть даже самый мощный компьютер. Поэтому нет ничего странного в том, что на указанной разработчиками “желательной” конфигурации игра то и дело начинает заметно тормозить. Впрочем, “моторчик” игры явно создавался “на долгую перспективу”, и поэтому, вероятнее всего, в будущем мы увидим продолжение или хотя бы аддон. А может, даже совершенно новый проект. Первые, пока неофициальные слухи, подтверждающие эту догадку, уже появились. Впрочем, о них еще рано говорить. Двойственное впечатление оставляет игровой звук. С одной стороны — очень качественные звуковые эффекты и весьма симпатичная музыка. С другой — просто ужасная озвучка практически всех игровых персонажей. Причем дело даже не в актерах, которые как раз выполнили свою работу очень качественно. Нет, наказания не меньшего, чем публичная порка на Красной Площади, заслуживают те, кто писал реплики персонажей и занимался их смысловым распределением. Согласитесь, немецкий солдат, трижды промазавший по противнику и при этом победно кричащий “Один есть!”, — это настоящая комедия. Ну а сцена, в которой медик говорит истекающему кровью товарищу, что с ним все в порядке, — уже попахивает нарушением клятвы Гиппократа. Похожая беда и с большинством других реплик — они банально “не в тему”… Кроме того, в первые дни после выхода “Операции Silent Storm” появилось очень много сообщений о нестабильной работе игры. Впрочем, тревога оказалась ложной. Практически все проблемы решались снятием “разгона” с процессора и видеокарты и тотальным обновлением драйверов, причем не только для “традиционных” устройств, но и (обратите внимание!) для чипсета материнской платы. *** Ну вот, наконец, и настало время сводить дебет с кредитом. У разработчиков получилось соединить новейшие технологии с качественным и захватывающим геймплеем — Nival продолжает утверждаться как фирма, способная делать игры мирового уровня. Даже несмотря на ряд перечисленных выше недостатков, “Операция Silent Storm” удалась. Более того — перед нами одна из лучших игр этого года.


Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 8 Рейтинг “Мании”: 9.0 Дождались? Эффект от “Операции Silent Storm” чем-то похож на эффект от обстрела деревенского дома мощной авиационной пушкой. Устои и традиции сносятся моментально и до самого основания. Отныне нельзя будет создать успешную тактическую стратегию, не учитывая опыта этой игры. Оправданность ожиданий: 90%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь