17 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

Massive Assault

Massive Assault - изображение обложка

Мы очищаем место бою Стальных машин, где дышит интеграл… Александр Блок

Воистину, ч у дны дела Твои, Господи! Не в меньшей степени и чудн ы… Очередным доказательством этого служит появление на свет игры Massive Assault — походового 3D-варгейма (уже необычно звучит, правда?) с футуристическим уклоном. Чтобы блюдо, изготовленное по столь причудливому рецепту, оказалось съедобным, да еще вдобавок и вкусным — необходимо настоящее чудо. Попрошу занести в протокол удивительный факт: как раз оно и случилось. Размышления перед боем Последней попыткой испечь что-то удобоваримое из тех же ингредиентов можно считать походовый варгейм 1914 , появившийся на прилавках весной этого года. Несмотря на явную бюджетность, игра получилась не такой уж плохой, однако “приза зрительских симпатий” не получила.

Massive Assault - фото 1

- Борьба за джунгли: скотчер идет на прорыв и плюется в неприятеля файерболами фиолетового оттенка
Виной тому стала сильная привязка 1914 к историческим реалиям — это настраивает на очень серьезный лад, и от игры начинаешь ждать дотошной и, по возможности, полной симуляции (особенно если это варгейм тактического уровня), хотя с другой стороны — даже распоследнему новобранцу понятно, что выражение “реалистичный бой в пошаговом режиме” раздирают неслабые внутренние противоречия. “Футуристичность” Massive Assault заранее избавляет проект от груза предвзятых ожиданий и избыточных требований к соблюдению исторических реалий. И чем уж точно не является игра — так это варгеймом с тактическим уклоном. Хотя на первый взгляд очень похоже. Представьте себе: пара десятков условных танчиков перестреливаются на фоне вполне мультяшного ландшафта, в который кое-где вкраплены отдельные здания. Чем не тактика в духе, скажем, Battle Isle? Однако когда узнаешь, что вот эти вот “танчики”, собственно говоря, и есть вся армия целого государства, а бетонное сооружение на дальнем плане, ни много ни мало, — столица последнего, отношение к происходящему резко меняется. На самом деле, друзья, перед нами глобальная стратегия с некоторым закосом под тактический варгейм. Слишком серьезно к этому относиться не стоит: закос — он закос и есть. Там, на неведомых планетах… У человека, прочитавшего предыдущую главу, вполне мог возникнуть резонный вопрос: а в чем, собственно, подвох? Иными словами — а стоит ли вообще подробно говорить об этой игре и посвящать ей две полновесные страницы? Со всей ответственностью отвечаю: да, стоит. И не только говорить, но и играть с раннего утра до позднего вечера, отложив все прочие дела в долгий-предолгий ящик. Вам когда-нибудь приходилось видеть походовую стратегию, динамичность которой способна заткнуть за пояс иной экшен? Не приходилось? Ну так посмотрите. Итак. В далеком будущем (а именно — в 2365 году) два военно-стратегических альянса “Ось Добра” и “Темная Клика” ведут борьбу за обладание ресурсами нескольких колонизированных планет. Причем колонизированных настолько, что на их поверхности успел уже возникнуть не один десяток самостоятельных государств. На этом о сюжете можно спокойно забыть — ведь на самом деле мир игры чрезвычайно условен. Тотальные войны (по канонам научной фантастики, разумеется) вполне способны устраивать любые разумные расы.

Massive Assault - фото 2

- Приграничная беседа боевого робота и мортиры: “пора бы и в бой, товарищ - там наших бьют!”
Даже негуманоидные. Но проверить, какие именно существа схлестнулись друг с другом, на полях Massive Assault не получится — ни одного пехотного подразделения на карте у нас не появится, а определить по внешнему виду машин, что за руки (или, может быть, щупальца) ими управляют, можно лишь приблизительно. Впрочем, техника в игре напоминает земную, так что, скорее всего, в очередной большой заварушке коротают досуг именно люди. Впервые начав игру и загрузив любую из предложенных миссий, мы попадаем на трехмерную глобальную карту, где с высоты птичьего полета наблюдаем очень недурственно прорисованные ландшафты. Что до графики в игре — это, друзья, тихий… праздник. Тихий — поскольку вроде бы ничего особенного, а праздник — потому что смотрится это, тем не менее, великолепно. Описывать пиротехнические эффекты даже и не буду пытаться: взгляните на скриншоты — они объяснят все гораздо лучше любых слов. Впрочем, наслаждаться картинкой предстоит недолго — нас в крайне вежливой (я бы даже сказал, политкорректной) форме попросят “раскрыть наших союзников”. Это еще зачем, а главное, что это такое? На самом деле все банально — мы выбираем стартовые государства, от чьего имени и развяжем войну. Каждый ход мы будем точно таким же образом раскрывать по одному союзнику, — тем самым неостановимая эскалация мирового конфликта нам гарантирована. Никаких других вариантов развития событий не предусмотрено: пламенем войны рано или поздно будет охвачена вся планета. Так что цель игры проста и понятна — достижение мирового господства. Достижение тотального контроля над видимой частью вселенной не ограничено привычными по другим глобальным стратегиям “излишествами” — никакой занудной торговли, дипломатии или, боже упаси, внутренней политики. Забудьте и о технологических “деревьях” — закончим мы игру с тем же самым модельным рядом боевой техники, с каким и начали. Впрочем, какие-то зачаточные признаки экономики в игре сохранены, а именно — каждое государство приобретает технику, растрачивая на это собственный бюджет (который, по правде говоря, ни на что иное потрать просто нельзя)… Камера перемещается от континента к континенту, вдоль государственных границ встают армии вторжения, а где-то в подкорке возникает ощущение нарастающего жесткого ритма, постепенно переходящего в самый настоящий драйв.

Massive Assault - фото 3

- Тяжелая артиллерия в действии: еще секунда - и от вражеского смоллфута останутся одни дымящиеся обломки
Интерфейс подогнан под геймплей идеально — камера нависает над территорией дружественной страны, где-то справа как по заказу возникает окошко покупки войск, после чего следует незамедлительное размещение “джипов”, “танков” и “бэтээров” на местности. Любое игровое событие словно подчеркнуто необходимостью совершать те или иные значимые (и навязчиво заметные) манипуляции с интерфейсом. Ощущение ритма от этого еще более усиливается. Сам боевой процесс невероятно упрощен, но в случае Massive Assault это смотрится как нечто само собой разумеющееся. Каждый юнит за ход может либо переместиться на местности, либо выстрелить. Либо — либо. Самое интересное состоит в том, что если юнит выстрелил, то сменить дислокацию он уже не может. Но не наоборот. Не ищите в этом каких-либо математических закономерностей: никаких action points в игре нет и в помине. Просто таковы правила. И сделано это, как и все в игре, ради усиления одной-единственной составляющей — динамики происходящего. В игре возможен и “откат” — если ваш юнит выстрелил и даже уничтожил вражеский отряд, но до окончания хода вы обнаружили для него более подходящую цель — нет проблем! Возврат одного хода назад, и вуаля — вражеский юнит восстанет из обломков в целости и сохранности. Столицы государств “прозрачны” для юнитов — как в прямом, так и в переносном смысле. Вы можете разместить в столице гарнизон, и выделенный для этой цели юнит будет просвечивать сквозь “городские стены”. И это не просто еще один штрих к общей картине, но значимый для геймплея момент. Ибо захват вражеского государства подразумевает под собой “въезд” в его столицу — если не на белом коне, то уж точно на боевом роботе. Не рассчитывайте, однако, что простота правил гарантирует вам легкие и бездумные победы. А кто в это не верит, пусть вспомнит, что в шашки выигрывать ничуть не легче, чем в шахматы. Особенно у опытного соперника. Компьютер управляет войсками на редкость слаженно, и учитывая, что уровней сложности в игре нет, то для достижения окончательной виктории вам придется здорово поработать головой. Биотанк и все-все-все Кто сильнее — птеролет или высокотехнологичная мортира? И это не абстрактный юмор, а вполне правомерный вопрос. Да будет вам известно, что конфликтующие стороны в области технологий разошлись не меньше, чем в сфере высокой политики.

Massive Assault - фото 4

- Высадка десанта на остров. Между прочим, на этом клочке суши умещается целое государство
И если “хорошие” — поборники традиционной инженерии, то “плохие” пошли по пути развития биотехнологий. Так что оружие у них, почитай, живое. Простому танку на полях сражений непосредственную конкуренцию составит биотанк, реактивному штурмовику — уже упомянутый птеролет, а десантному кораблю — ихтиандроподобная амфибия. Впрочем, все боевые показатели у юнитов каждой “пары” одинаковы — различаются они лишь внешним видом да наименованием. Параметров у каждого отряда немного, и они вполне стандартны — жизненная энергия, скорость перемещения, дистанция поражения, наносимый урон, ну и, конечно, цена. Причем во всем соблюден здоровый баланс: если, например, у отряда зашкаливает здоровье, можете не сомневаться — подвижностью, дальнобойностью и вредностью его тоже не обделили, но покупка его съест весь наличный доход государства. И подобных примеров — воз и маленькая тележка. *** &nbspMassive; Assault — редкий в наше время пример того, как скупыми, пожалуй, даже аскетичными средствами можно обеспечить головокружительно интересный, захватывающий и сочный геймплей. И хотя по большому счету игра не привносит ничего нового в дело развития жанра, ей, я уверен, обеспечен самый теплый прием среди геймеров. Не все же нам неделями корпеть над Europa Universalis , — нужно иногда и на чем-то отдыхать. Тем более что внешняя простота в случае с Massive Assault — отнюдь не признак примитивности… На территории России игра издана усилиями компании " Медиа-Сервис 2000 " в полностью локализованном варианте. Сказать, что перевод Massive Assault отличается особой оригинальностью, нельзя. Все вполне стандартно: хорошо подобранные шрифты, качественный литературный текст и так далее и тому подобное. Словом, можно играть по-русски.


Геймплей: 9 Графика: 7 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 7 Рейтинг “Мании”: 8.0 Оценка локализации : 2 Дождались? Простые правила и нелегкие победы: походовые войны будущего в упаковке на редкость динамичного геймплея. Оправданность ожиданий: 80%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь