31 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

12 стульев: Как это было на самом деле

12 стульев: Как это было на самом деле - изображение обложка

Заседание продолжается! Из первоисточника

рехнулись.

12 стульев: Как это было на самом деле - фото 1

- Предводитель на фоне знаменитой площади трех вокзалов. Между прочим, последняя воссоздана в игре по реальным историческим фотографиям
Не в последнюю очередь — от скуки… К счастью, " 12 стульев " от " Софт Индастри " и " МедиаХауз " среднестатистическим квестом не является. Вся игра — от начала до конца — проходится часа за два с половиной. Что до остановок, связанных с разрешением некоторых задач, — со мной таковые случались пару раз за всю игру, и каждая заняла не более пяти минут. Не меньше порадовало и то, что логика героев игры — а значит, и разработчиков, — ничем не отличается от общечеловеческой. И если товарищу Бендеру потребовалась, к примеру, лупа — так это именно для того, чтобы разобрать мелкий шрифт провинциальной газетенки, а вовсе не для разжигания костра, дым от которого должен создать плотную завесу, чтобы под ее прикрытием… ну и так далее. Нет. В игре все легко и прозрачно. Ключи открывают двери, ножи вспарывают обивку стульев, перья годятся только на то, чтобы выводить на бумаге буквы — внутренний мир игры устроен на редкость просто и логично. Сказать, что задачи перед нами стоят столь уж легкие — не поворачивается язык. Иностранец, я уверен, методично застревал бы на каждом втором экране. Но любой игрок, которому посчастливилось родиться и возмужать в СССР-России, будет щелкать все эти проблемы, как белка орешки. Ну кто, к примеру, не знает, что без “магарыча” с нами не будет откровенничать даже дворник? Кто не понимает, что, заявляясь в любое госучреждение по любому пустяшному делу, лучше заранее обзавестись удостоверением официального лица? Одним словом, любой человек, общавшийся с представителями нашей родной бюрократии или посещавший хотя бы участковую поликлинику, пройдет игру без труда. Да, кстати, — никаких “логических головоломок” из цикла “расставьте разноцветные предметы по порядку следования цветов в солнечном спектре” здесь нет! Что лично меня радует безумно — не хватало еще, чтобы Великий Комбинатор по сорок минут комбинировал цветные стеклышки. С простотой разработчики, пожалуй, даже переборщили.

12 стульев: Как это было на самом деле - фото 2

- Игра начинается в дворницкой со слов: “Барин из Парижу приехали!”. Невольно чувствуешь приступ дежа вю
Для прохождения примерно одной шестой части эпизодов не требуется ничего, кроме досконального знания книги. Да кто ж ее не знает? Впрочем, остальные пять шестых сюжета потребуют от вас не только хорошей памяти, но и наблюдательности, и сноровки, и умения логически мыслить. В дебрях возможностей И все же — парадокс. С одной стороны, “12 стульев” — простой, если не сказать элементарный квест, но при этом он не выглядит пресно и скучно. Как вы думаете, почему в каждом игровом эпизоде нам не приходится просиживать по несколько часов для поиска правильного пути? Одна причина была уже указана — решение загадок должно быть логичным. Но мы-то с вами по опыту знаем, что почти в любой ситуации “просто логичных” решений может быть несколько, и каждое — не хуже остальных. Игра учитывает и это. Более того, множество вариантов решения одной и той же проблемы — и есть ее основной конек. Каждый эпизод можно “покинуть” тремя разными способами, а всего к финалу ведут сто две различные дороги! Хотя почему к финалу? Правильней сказать — “к финалам”; в игре четыре различные концовки. Если в первом же эпизоде вы подобрали и прочитали старую газету — то старгородские стулья обнаружатся в доме мадам Грицацуевой. А вот выбрав вариант с консультацией у дворника, вы обнаружите эти же стулья совсем в другом месте. После вы в любом случае окажетесь в Москве, на площади трех вокзалов. Но площадь эта в различных вариантах прохождения выглядит, представьте себе, неодинаково. В одном варианте у нас на дворе ранняя осень, в другом — поздняя. В одном варианте пейзаж украшен кумачовым знаменем, в другом — нет. Я уж не говорю о мелких деталях. В Москве вам, кажется, все-таки не миновать отдела льготного распределения, но присылают вас туда из трех различных учреждений. Иногда сюжет зависит от совсем незначительных вещей — и если вы не забрали у несчастной вдовы Грицацуевой ситечко… нет, что вы, вам не придется проходить игру заново. Просто придется обойтись без него, а это значит, что на сюжетной дорожке появится новая развилка. Чтобы понять тот масштаб работы, которую проделали разработчики, игру надо пройти как минимум пять раз.

12 стульев: Как это было на самом деле - фото 3

- Классическая книжная сцена: рисование “сеятеля облигаций” в самом разгаре
Вот тогда полная захваченность — хотя бы процессом поиска нестандартного варианта — вам обеспечена. Этот квест, ей-богу, кружит голову и заставляет снова и снова начинать все сначала. Все в пингвинарий! Да-да! Именно так, и никак иначе. С таким плакатом вам доведется столкнуться в Минводах. И товарищ с указующей путь рукой на плакате тоже будет, не переживайте. Игра вообще переполнена шедеврами наглядной агитации двадцатых годов. “Каждому по потребностям, остальным — по возможностям!” Перл, не правда ли? Или, еще того лучше, — “Не требуя много, ты помогаешь другим!”. С этим и сегодня трудно поспорить… Но лично меня совершенно покорил следующий образчик агитпропа: “Чистые улицы — путь к коммунизму!”. Какая мощь — куда уж тут современной худосочной рекламе… Причем, заметьте, — всех этих лозунгов в первоисточнике Ильфа и Петрова нет. Разработчики сподобились покопаться в пыльных архивах и вытащить на свет божий все эти шедевры. За что им большое человеческое спасибо. Отдельный поклон авторам и за работу по воссозданию улиц Москвы в соответствии с их историческим обликом. Старая архитектура, старьевщики у Ярославского вокзала, веселые извозчики, горбатые трамвайчики и так далее и тому подобное… Поиграешь, посмотришь, — тут тебе и ностальгия, тут и отлично соблюденный стиль. Подозрительно похожими “на исторические реалии” смотрится не только Москва, но и Нижний, и Минеральные Воды, и все интерьеры помещений — начиная от дворницкой и заканчивая советскими госучреждениями… Да что я рассказываю, — сами все увидите. Одним словом — все в пингвинарий, товарищи! А почему бы и нет? Мелочи быта Их много, этих мелочей, причем далеко не все они связаны с развитием сюжета. Среду не назовешь целиком и полностью интерактивной, но некоторые вещи (к примеру, портреты на стенах, зеркала) можно пораскачивать просто для собственного удовольствия. Или раскрыть сервант только для того, чтобы полюбоваться его содержимым. Окна в игре открываются и закрываются, причем это не просто художественный эффект — в распахнутое окно можно выбросить другие предметы, например, те же стулья, — Киса внизу подберет.

12 стульев: Как это было на самом деле - фото 4

- Полотно в духе исторического материализма - “Утро совслужащего”
Но что уж точно приводит в состояние тихой радости, — так это наличие мест, куда можно сбыть накопившееся за игру и ставшее ненужным барахло, причем получить за это неплохие деньги. А деньги в игре — это взятки, это покупки, это “подмазы”, это… это практически все! Есть у игры и недостатки, главный из которых — как ни печально, графика. Персонажи анимированы крайне аскетично, особенной “остолбенелостью” страдает Киса, коллега нашего альтер эго Остапа. В любой ситуации, в любой обстановке отец русской демократии стоит в совершенно одинаковой позе. А учитывая тот факт, что Воробьянинов таскается за вами всю игру, к финалу этот “болванчик” порядком надоедает. Тем более что польза от него минимальна — в действии он практически не участвует. Понятно, что “12 стульев” без Кисы невозможны — как невозможен Шерлок Холмс без доктора Ватсона или Василий Иванович без Петьки… Ну так и не стоило тогда превращать беднягу Кису в статиста. Второй большой недостаток игры — ее склонность к непредсказуемым вылетам в систему. Причем вылеты эти неприятны тем, что происходят в строго определенных местах всегда, напрочь закрывая нам некоторые сюжетные “ветви”. Здесь хотелось бы написать о необходимости патча, но патч уже есть, и он, увы, устраняет далеко не все проблемы в игре… *** Но все же. Несмотря на некоторые недоработки, вещица получилась на славу: динамичный нелинейный квест — это, без преувеличения, нечто доселе невиданное. Возможно, что “12 стульев” — это один из первых шагов на пути к долгожданной реанимации всего жанра…


Геймплей: 8 Графика: 5 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 7 Новизна: 7 Рейтинг “Мании”: 7.5 Дождались? В “12 стульев” хочется играть, более того — хочется пройти игру несколько раз, а для квеста это — наилучшая рекомендация. Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Оправданность ожиданий: 80%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь