Боярские интриги. Настольная игра “Господин Великий Новгород“

Боярские интриги. Настольная игра “Господин Великий Новгород“

Вне компьютера — Боярские интриги. Настольная игра “Господин Великий Новгород“
"...Вам — представителям знатных и богатых боярских родов — предстоит бороться за политическую власть, плести интриги, жертвовать на церкви и монастыри, заключать выгодные браки, отражать внешние агрессии — словно в какой-нибудь Венеции эпохи Возрождения,
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вне компьютера
Боярские интриги. Настольная игра “Господин Великий Новгород“


   Влажный и холодный ветер с Волхова доносит звуки вечевого колокола. Новгородцы заканчивают давить кровососущих насекомых и, меся сапогами грязь пополам со снегом, стекаются на площадь. Ожидая, пока бояре почтут вече своим вниманием, лузгают семечки и переговариваются о новостях. Немецкий склад давеча сгорел, злодеев так и не нашли, и ливонцы опять напасть грозятся — дай только снегу сойти. А на мосту через Волхов по старой традиции уже разбили кому-то нос, а кто-то и вовсе в полынью отправился. Романтика, одним словом.

   К чему этот коротенький абзац, вызвавший презрительное фырканье историков и кислые гримасы любителей "русского фэнтези"? К тому, что ушедшей осенью на прилавках магазинов появилась новая настольная игра от издательства "Хобби-игры" (известного своими локализациями "Колонизаторов" и "Сумерек Империи") — "Господин Великий Новгород".
   Предупреждаю сразу: здесь вам не придется лузгать семечки и давить клопов. Вам — представителям знатных и богатых боярских родов — предстоит бороться за политическую власть, плести интриги, жертвовать на церкви и монастыри, заключать выгодные браки, отражать внешние агрессии — словно в какой-нибудь Венеции эпохи Возрождения, только лет на триста раньше и верст на тысячу севернее. Игра принадлежит перу отечественного разработчика Ильи Оказова и уже заслужила приветственные отзывы как в России, так и за рубежом.

   Новгородские внутренности

   После вскрытия коробки с симпатичной "этнической" иллюстрацией под пастель из оной извлекаются: обязательные правила, около сотни карт (вырубленных из листов — ножницы вам не понадобятся), два игральных кубика английского производства, множество фишек шести разных цветов и несколько необычное игровое поле. Необычно оно уже тем, что состоит из шести фигурных частей, скрепляемых между собой наподобие гигантского "паззла". Зачем такие сложности? Все очень просто: поле, составленное из шести кусков картона, выгибается в гораздо меньшей степени, чем цельное, следовательно, фишки не будут скатываться с его изгибов. А в том, что это актуально, убеждаешься, собрав поле: оное представляет собой систему таблиц и счетчиков, идущих во всех направлениях. Если вы уже готовы испугаться, немедленно переходите к разглядыванию карт: все замечательные иллюстрации, о которых говорилось на задней стороне обложки, находятся именно здесь.
   Разглядывание карт подведет вас к еще одному умозаключению: карты в "Новгороде" бывают четырех разных типов. "По науке" они называются так: Год, Судьба, Война и Вече. Когда закончите рассматривать рисунки, разложите карты на четыре соответствующие стопки и перетасуйте их. Возьмите по одной карточке с верха каждой стопки — на начало игры у вас их должно быть четыре, все разных типов. Кроме карт, имеются квадраты с пронумерованными сторонами — Знатность, Богатство и Ратный опыт, — по одному такому квадрату каждого вида также должно достаться до начала игры каждому из игроков.
   Стартовые условия, как видите, пока одинаковые. Самое время добавить индивидуальности. На время игры вам предлагается взять одну из фамилий богатых боярских родов Новгорода — от лица которого вы и будете выступать. Выбирайте: Борецкие, Глуховы, Тимофеевы, Берденевы, Своеземцевы, Вежины. Если найдете среди этих фамилий свою — имеете полное право ее взять, если только не играете с родственниками. Не найдете — можно и попрепираться с другими игроками на предмет выбора фамилии: потом уже будет поздно, боярский этикет заставит вести себя культурно. Выбрав фамилию, возьмите себе все фишки соответствующего цвета и переключитесь на квадраты.
   Квадраты, как вы уже, возможно, догадались, отражают знатность, богатство и ратный опыт каждого из боярских родов. Числа по сторонам — от 0 до 3 — показатель соответствующей характеристики. Все очень просто: каким числом к вам повернут квадрат, таково и текущее значение. Увеличили, положим, знатность — развернули соответствующий квадратик. Уменьшили богатство — аналогично. Только учтите, что ни одна характеристика не может быть больше трех или меньше нуля. А на начало игры сумма значений всех трех ваших характеристик должна быть равна трем. Например, по одному в знатности, богатстве и ратном опыте. Или ничего в ратном опыте, два в богатстве и один — в знатности. Несложно подсчитать, что существует всего 10 вариантов такого распределения — советую испытать их все.

   Время и пространство игры

   Приступим теперь к расшифровке игрового поля. Главная шкала, которую мы там замечаем, называется "Почет". Почет в "Новгороде" — это одновременно самый главный ресурс и мера вашего продвижения к победе.
   Забегая вперед, скажу, что в игре несколько вариантов победы, но на практике чаще всего побеждает набравший больше всех почета. На начало игры у каждого боярина имеется по 5 очков почета; ниже нуля текущее значение этой характеристики опускаться не может.
   Вторая по
значимости шкала — счетчик денег. На старте у каждого имеется по 500 рублей, в процессе игры эта сумма может серьезно меняться — как опускаться до нуля, так и зашкаливать за 10 тысяч. На счетчике номер три отмечается воинская слава игроков — результат ведения ими войн. Борьбе политической посвящено сразу две шкалы: "Выборы" (используется только в одноименной фазе хода) и "Опыт выборного", где фиксируется, какие должности уже занимал каждый из бояр. Ну и, наконец, имеется на игровом поле и счетчик ходов — игровых лет. Если к концу 15 года никакое из боярских семейств не достигло условий победы, выигрывает самый знатный — тот, у кого больше всех почета.   
   Итак, вы взяли по четыре разные карты, определили стартовые знатность, богатство и ратный опыт, собрали игровое поле, расставили свои многочисленные фишки на стартовые позиции — что дальше? Дальше надо, как и в большинстве игр, определить, кто будет ходить первым. Как вы это сделаете — значения, по существу, не имеет. Главное — запомнить следующее: каждый ход состоит из пяти фаз; в каждой из фаз игроки действуют по очереди, по часовой стрелке, начиная с первого; на каждом следующем ходу первым действует тот, кто на прошлом действовал последним.
   Фазы хода такие: "Новый год", "События", "Война", "Выборы", "Завершение года". Начинается год с того, что долгими зимними вечерами бояре готовятся делать соперникам всякие нехорошие вещи, придумывают планы на год и перетряхивают арсеналы интриг. В игре это отражается тем, что игроки добирают карты из четырех колод. При этом бояре закладывают основы своей стратегии на этот ход: готовящийся к войне берет по преимуществу "военные карточки", а желающий занять политический пост — побольше "вечевых".
   Весной происходят первые события: каждый игрок может выложить одну карту "Год" и одну карту "Судьба", при этом первые действуют на всех игроков, а вторые — как правило, на одного. События могут быть самые разные: от утроенных урожаев и выгодных браков до пожаров и народных волнений. Чаще всего результатом событий является изменение текущих почета и денег игроков. Лето — традиционное время ведения войны, а по осени проходят выборы (подробнее о том и другом — чуть ниже). Наконец, к зиме боярам поступают доходы от имений: каждый игрок кидает столько кубиков, каков показатель его Богатства, плюс еще один, и получает столько сотен рублей, какова сумма этих бросков.


   Борьба военная и политическая

   Войны в "Новгороде" бывают двух видов: походы и нашествия. Походы — это завоевательные, усмирительные и разбойничьи войны самих новгородцев, а нашествия — с точностью до наоборот: когда грозный враг подступает к стенам древнего кремля. Соответственно, в первых победить проще, зато вторые приносят больше славы. Каждый игрок вправе выложить одну карту похода или нашествия. Когда игроки определятся, кто будет участвовать в войнах и в каких, начинаются собственно сражения.
   Сначала определяется мощь врага: она равна указанной на карте войны силе плюс бросок кубика. Затем воевода может сыграть карты "Войско" (как правило, увеличивающие силу новгородцев) и оплатить услуги наемников. Плюсы за карты и наемников прибавляются к ратному опыту воеводы, делается еще один бросок кубика (на сей раз за новгородцев), все это составляет мощь новгородского войска. Далее по специальной таблице, учитывающей как разницу в мощи сторон, так и мощь врага, определяются результаты. Это может быть увеличение ратного опыта, воинской славы, почета, богатства — равно как и потери (в случае поражения).
   Выбираться можно на одну из четырех должностей: сотник, кончанский староста, тысяцкий, посадник. Причем избирающийся должен обладать определенным минимальным почетом, а также опытом в каждой из предшествующих должностей.
   Выборы на каждую должность происходят раздельно. Можно подкупить избирателей деньгами или подготовить предвыборные ходы с помощью карточек "Вече". Затем для каждого кандидата бросается кубик, результат суммируется с набранными ранее "политическими очками", ушедший дальше всех выигрывает выборы. Интересно, что, кроме самих игроков, в выборах участвует "независимый кандидат", способный иногда здорово подгадить. Выбранные на должность получают очки почета, могут (в зависимости от должности) отказаться от ведения войны или назначать воеводу, а также подвергаются действию отдельных карт "Год" и "Судьба".

   Победители и отыгравшиеся

   Как уже говорилось, вариантов победы несколько. Можно стать посадником и занимать этот пост в течение года. Можно набрать 100 очков почета и по 3 очка в знатности и воинской славе — тогда боярина пригласят в Новгород княжить. Князем можно стать и просто за доблесть — набрав 7 очков воинской славы. Наконец, если к концу 15 года никто не выполнил ни одно из вышеперечисленных условий, побеждает самый почетный из новгородских бояр.
   В общих чертах — это вся игра. Однако, как и во всякой другой хорошей настолке, вышеизложенным далеко не исчерпывается все богатство игровых ситуаций. Вы можете двигаться к победе множеством путей: через политическую борьбу, войны, богатство, личный почет... Сочетания сыгранных карт иногда приводят к очень интересным и напряженным ситуациям. А поскольку в текст правил включены подсказки для начинающих игроков — даже первые ваши партии в "Новгород" не превратятся в тоскливое разбирание правил. Хотите узнать, кто станет править богатейшим из древнерусских княжеств? Так чего же вы ждете?!
   Интересно, что для "Господина Великого Новгорода" иллюстрации (а их около сотни!) делало несколько известных художников, среди которых — Геннадий Григорьев и Дмитрий Лукьянов, сотрудничающие также с нашим журналом и с "Миром фантастики".
Комментарии
Загрузка комментариев