29 апреля 2004
Обновлено 17.05.2023

FIFA 2004

FIFA 2004 - изображение обложка

Прискорбный факт: с каждым новым футбольным сезоном словосочетание “футбольный фанат” все больше и больше приближается по смыслу к слову “отморозок”. А отморозки, как вы наверняка знаете, — это парни пострашнее Деда Мороза, Пикачу и Рональда Макдональда вместе взятых. Поэтому, что бы ни говорили любители острых ощущений, просмотр футбольных матчей по телевизору — гораздо более комфортное занятие. Есть, кстати, и еще куча аргументов в пользу этого варианта: на порядок лучший обзор, повторы забитых голов и интересных моментов плюс профессиональные комментарии. Но и телевизор, в свою очередь, блекнет перед футболом виртуальным, ибо одно дело — просто пялиться в голубой экран, и совсем другое — самолично управлять командой. Поэтому год от года растет число любителей симулятора FIFA , а главный благодетель всех спортивных симуляторщиков — EA Sports — продолжает бесконечное совершенствование своей футбольной серии.

FIFA 2004 - фото 1

Штрафной в ворота российской сборной. С такой дистанции легче забить, чем промазать, так что теперь вся надежда - на вратаря.
Танцы на траве Несмотря на то, что разработка симуляторов хоккея, футбола и баскетбола — дело разных компаний, работающих под крылом EA Sports, “генеральная линия партии” четко прослеживается во всех играх этих серий. Ключевые задачи, которые поставила EA перед своими “вассалами” в этом году, можно сформулировать следующим образом: доработать игру в защите и привинтить ко всем симуляторам функции простенького спортивного менеджера (он же — dynasty mode). О “режиме династии” у нас будет особый разговор, а для начала мы сосредоточимся на самой игре. Вы наверняка помните, что предыдущим частям FIFA сильно недоставало профессионализма виртуальных защитников, в результате чего виртуальный футбол частенько превращался в аркадную беготню от одних ворот к другим. Разумеется, иногда этот монотонный процесс разбавлялся голевыми моментами, но силовая борьба имитировалась из рук вон плохо, в первую очередь из-за наличия так называемого “чистого отбора” — когда мяч у оппонента можно было отнять исключительно честными способами. Теперь эта халява приказала долго жить: в моменты, когда чистый отбор невозможен (например, ваш игрок находится позади соперника и просто физически не может отнять мяч без фола), можно попробовать отвоевать мяч с небольшим нарушением правил — толчком в спину или несильным ударом по ногам. Предупреждения за такие фокусы не выписывают, но штрафной или свободный вполне могут назначить. Более того — мне за подобные отборы в своей штрафной зоне раза три назначали пенальти. Одним словом, теперь нужно внимательно относиться не только к подкатам, но и к обычному отбору мяча.

FIFA 2004 - фото 2

Арбитр решил немножко помучить сфолившего Гатуссо - желтую карточку можно было вытащить уже минуту назад.
Следующее по важности нововведение — система “off the ball control". Звучит запутанно и страшно, но возможности открывает очень интересные: с помощью этой системы можно заранее выбрать свободного игрока, которому будет отдан пас, а затем, управляя им, выйти на позицию для приема передачи. Однако у этой благой затеи есть и существенный минус — необходимость использования сложных клавиатурных комбинаций, в результате чего в большинстве случаев происходит одно и то же: или игрок не успевает отдать пас и у него отбирают мяч, или передача получается неточной, или игрок, которому адресована передача, попадает в офсайд. В общем, реально эту новинку можно использовать только в ситуациях, когда есть время на раздумья, — например, при подаче угловых. Кстати говоря, угловые тоже претерпели существенные изменения: во-первых, теперь мы можем выбрать один аж из четырех вариантов их подачи, а во-вторых, благодаря уже упомянутой системе off the ball control, можем здорово обманывать защитников соперника. Розыгрыш штрафных и свободных ударов также доработан — теперь это, по сути, аркадные мини-игры. Кроме всего прочего, в большинстве случаев при реализации штрафных, так же как и при подаче угловых передач, отныне можно выбирать варианты розыгрыша мяча: просто пробить по воротам или же разыграть одну из комбинаций. Отдельный поклон разработчикам — за очень живые ролики на движке игры. Споры с арбитром, разборки “команда на команду” после грубейшего подката защитника, мальчишеская радость вратаря, когда его коллега пропускает гол, — в общем, это надо видеть. Подозреваю, что где-то через полгодика активной игры ролики изрядно наскучат, но — никак не раньше. Уж очень качественно и разнообразно они сделаны. Не обошли нововведения и режим повторов: особо хитрые комбинации, завершившиеся голом, теперь разбираются детально, шаг за шагом: камера застывает на приличном удалении от поля, а невидимая рука начинает обводить разноцветными маркерами игроков, которые принимали участие в распасовке, и рисовать стрелки, обозначающие передачи, перемещения игроков и траекторию движения мяча. Описать словами, как круто это выглядит, просто невозможно — лучше увидеть собственными глазами.

FIFA 2004 - фото 3

Промазавший по воротам Андрей Шевченко в отчаянии молится главному футбольному богу. Пока что не помогает.
В общем и целом, геймплей FIFA 2004 не тянет на полномасштабную революцию, но различных нововведений запросто наберется на приличный дворцовый переворот. Единственное, что сильно огорчает, — шаблонность поведения AI, особенно в нападении. Даже на высоких уровнях сложности электронные болваны брезгуют “навесами” в штрафную и грамотными распасовками, предпочитая линейные прорывы и длинные пасы вглубь обороны противника. Мышиные конвульсии Теперь о грустном. Интерфейс FIFA 2004 — это не только худший интерфейс за весь период существования серии, но и, пожалуй, главный претендент на звание “Мистер антиэргономика-2004” среди игр вообще. Графическое исполнение — тихий ужас, удобство — максимум на один балл по десятибалльной шкале. Зачем было плодить такое число разных меню и заставлять игрока совершать десятки ненужных кликов — просто уму непостижимо. Иначе, как сознательной диверсией, я такое издевательство объяснить не могу. Кстати, чудовищный интерфейс — первая причина отвращения к упомянутому выше “режиму династии”. Если во время матча об этой проблеме еще можно забыть, то как только вы возьметесь за руководство собственным клубом — она встанет в полный рост. Впрочем, сам “режим династии”, поверьте, не стоит того, чтобы обращать на него пристальное внимание. Трансферы практически не изменились по сравнению с предыдущими играми серии, а остальные нововведения сводятся к коряво реализованным командным и индивидуальным тренировкам. Причем командная тренировка делится лишь на две разновидности — обычную и усиленную. Смех, да и только.

FIFA 2004 - фото 4

Прорыв к воротам останавливает подлец-голкипер, который отважно бросился под ноги. Ужо мы с ним поквитаемся во время перерыва в раздевалке…
Управление, увы, также далеко от идеала. Разработчики не скрывают, что уже не первый год они в первую очередь ориентируются на геймпады, сохраняя поддержку клавиатуры только из-за слабой распространенности этих устройств среди PC-аудитории. И с каждым годом, по их же признанию, делать одинаково удобное управление и для клавиатуры, и для манипуляторов становится все труднее и труднее. Но легче от осознания этого факта не становится. Шутка ли — зажимать по четыре клавиши для выполнения финта при обводке? Кстати, вы будете смеяться, но без патча в игре нельзя даже поменять раскладку клавиш. Вопиющее безобразие. То, что в FIFA 2004 будет использован графический движок из предыдущей части, не было секретом, но вот то, что из него можно будет выжать такие красоты, оказалось приятным сюрпризом. Модели игроков, в особенности лица, стали лучше — это видно невооруженным глазом. Есть, правда, и промахи в виде плохо пристыкованных кистей рук и треугольных коленок игроков, да еще иногда шокируют модели лиц футболистов (Рональдо почему-то напоминает Фредди Крюгера в молодости). Но, по большому счету, прогресс — налицо. Скажем, теперь игроки могут запачкать форму грязью — мелочь, а реалистичности прибавляет. Но круче всего сделаны стадионы: превосходные модели, прекрасное освещение, отличные текстуры — просто высший класс. Единственное “но” — нет обещанной реализации погодных эффектов, только смена времени суток. Но в целом графика новой FIFA оставляет исключительно приятные впечатления, особенно в сравнении со своими “двоюродными сестрами” — NHL 2004 и NBA 2004. По поводу звука сказать практически нечего: звуковые эффекты на слух не отличаются от FIFA 2003 , музыкальная подборка — не хуже (но и не лучше), чем раньше, комментаторы — все те же, разве что толпы на трибунах стали более адекватно реагировать на происходящее. *** Вообще-то в завершение обзора я мог бы заслуженно попинать разработчиков за грубые ошибки в составах разных команд, поворчать по поводу традиционного отсутствия российских клубов и поудивляться несуразностям в персональных рейтингах игроков. Но я не буду этого делать. Во-первых, потому, что к подобным промахам EA Sports мы уже давно привыкли, а во-вторых — потому, что главная прелесть хорошего футбольного симулятора вовсе не в этом. Главное — геймплей, и с этим у новой FIFA почти полный порядок. И если в следующем году разработчикам удастся подтянуть интерфейс и управление, то FIFA 2005 обеспечена как минимум 9,5 наших баллов.


Геймплей: 8 Графика: 9 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 3 Новизна: 5 Рейтинг “Мании” : 7.0 Дождались? Рецепт футбольного коктейля FIFA 2004 прост: отличный симулятор — 1 шт., простенький футбольный менеджер — 1 шт., ужасный интерфейс — 0,5 л, звук и графика — по вкусу. Не деликатес, но есть можно. Оправданность ожиданий: 55%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь