Рождение мага, путь мага


Этот кубок — не самое ценное, что досталось игроку.
Все игроки Magic: The Gathering начинают с изучения правил игры и знакомства с картами, что само по себе процесс увлекательный. Потом наступает период создания собственных колод и битв с первыми оппонентами. Затем приходит время настоящих турниров. Но вскоре люди теряют интерес к “Магии”, как и ко всякой другой игре. Многие уходят, формально оправдываясь тем, что не хватает времени, жалко денег или не нравятся новые форматы. Хотя на самом деле причиной является именно потеря интереса, отсутствие мотивации для дальнейшей игры. И разочарование от поражений, причины которых ускользают от понимания игрока. Вот тут и наступает момент, когда маг либо покидает игру, либо начинает менять свой подход и свою технику. Именно так начинается путь к вершинам Про Туров и Чемпионата Мира. Именно так обычная игра превращается в путь самосовершенствования. О преградах на этом пути мы и поговорим сегодня. Маги бывают разные Пару лет назад Нат Хейс, один из лучших авторов почившего ныне Mindripper.com , наткнулся в Сети на очередной спор на тему какой-то ничем не примечательной карты. Привлекла его не сама тема, а аргументация сторон. Одни говорили: “Эта карта никуда не годится, потому что ни в одной турнирной колоде ей нет места!” На что им отвечали: “Да вы посмотрите на это большое и страшное существо 9/9 flying, trample! Ну разве не здорово вывести его на стол и растоптать противника?” Ясно, что ни до чего путного эти люди не договорились, так как налицо — различие целей, ими преследуемых. Они стоят на диаметрально противоположных позициях: для первых “Магия” — это спорт, для вторых — способ приятного проведения времени. Тогда у Ната и родилась идея классифицировать игроков по их отношению к игре и мотивации. Привожу список, получившийся в итоге. 1) Про (сокращение от “профессионал” ) Убийственный.Мотивация : деньги.Описание : можно встретить на Про Турах. Деньги способны сподвигнуть на активные действия. Использует всевозможные способы получения максимального преимущества в игре. Не сядет за стол без приличной ставки на кону. Играет и готовится к турнирам в команде себе подобных. 2) Про Пишущий.Мотивация : известность, деньги (в меньшей степени).Описание : место обитания — Про Туры. Публичная известность — основная причина его действий. С легкостью поделится своими приемами игры ради обретения популярности и признания благодарной аудитории. Может даже написать ради этого статью. Не станет играть, если нет способа привлечь к себе общественное внимание или выиграть деньги. Играет в специальных тестинг-группах и ближайших клубах. 3) Про Нерегулярный.Мотивация : удовольствие, известность, деньги (в наименьшей степени).Описание : иногда заглядывает на Про Туры. Бывший спортсмен с парой удачных выступлений в прошлом. Любит играть с друзьями, но больше, если речь идет о популярности или деньгах. Большинство авторов-магов попадают в эту категорию. Играет везде, где только предоставляется случай.

Знакомьтесь — Jonny “Magic” Finkel, Великий и Ужасный!
4) Стремящийся.Мотивация : известность, деньги и удовольствие.Описание : растущий Про, которому не хватает чуть-чуть умения или удачи для реализации своих амбиций. Будет играть везде, стараясь поднять свой уровень. Встречается в малых игровых группах и местных клубах в большом количестве. 5) Изредка Стремящийся.Мотивация : удовольствие, общение с друзьями, известность.Описание : ему нравится сама игра, но регулярно ею заниматься не выходит. Появляется на заметных (и не очень) локальных турнирах. Может играть просто потому, что кто-то из друзей тоже играет. 6) Любитель.Мотивация : удовольствие, общение с друзьями.Описание : не знает, что такое DCI, __ и не интересуется легальностью колод в формате. Будет играть теми картами, которые ему нравятся, даже зная, что они слабые, — просто картинка понравилась или название. Может появляться в клубах, но предпочитает играть с близкими друзьями. 7) Анархист.Мотивация : удовольствие, общение с друзьями, нереальные комбинации.Описание : не признает дуэль один на один как класс. Вот человек пять — это уже интересно. Любит политические интриги. Иногда встречаются и в локальных клубах, но чаще — в домашней обстановке. Знает правила, но предпочитает им не следовать. Эта довольно удачная классификация прекрасно иллюстрирует связь мотивации и уровня игры. Если все, чего игрок добивается — это весело провести время, то ясно, что собственный уровень игры интересует его в весьма малой степени. Известность в обществе и уважение окружающих просто так не даются. Но и здесь можно обойтись без серьезной магической подготовки. Вот деньги способны заставить человека прикладывать определенные усилия к профессиональному магическому росту. Тот же Нат Хейс в другой своей статье говорит, что есть два вида профессионалов: чемпионы и философы. Чемпион играет ради побед, и конечная его цель — стать лучшим из лучших. Философ не интересуется победами как таковыми. Для него главным в игре становится креатив. Создание собственных колод, предсказание метагейма, разработка новых стратегий. Он стремится вернуть себе то первоначальное удовольствие, которое приносила ему когда-то “Магия”. Итак, пока перед вами не стоит цели “всех убью, один останусь” , вы среди любителей. Как только вы приходите к выводу, что игра сама по себе уже не приносит той же радости, что и раньше, приходит время выбора — уходить или расти. Как и куда — вот в чем вопрос!

Эй, что ты там прячешь!?
Саперы не играют в MTG Потому что имеют право всего на одну ошибку. А маги ошибаются постоянно. Даже самые лучшие. Разница лишь в частоте и уровне. Научиться находить и исправлять свои ошибки — первоочередная задача профессионального мага. Ошибки делятся на две категории — тактические и стратегические (они же — оценочные). Вот сидите вы пятый час за игрой и долго просчитыв аете финальную атаку, находя способ обойти оборону противника. Наконец, способ н айден. И вы говорите — “Ход!” Это — оно! Забыв пойти в атаку или получив manaburn за излишек маны, вы совершаете тактическую ошибку. Настоящие Про таких вещей не делают. А если и случается на Pro Tour с кем подобная лажа — так все магическое сообщество пару месяцев перемывает ему косточки. Отловить подобную ошибку довольно просто. Даже если сами вы ее не заметили, то она все равно очевидна любому, кто внимательно следит за ходом вашей партии. Наиболее частыми здесь можно считать неверный числовой расчет, упущенный из виду игровой объект и тривиальная забывчивость. Второй тип ошибок — из области неправильно выбранной стратегии. Не пересдать вовремя стартовую руку, играть неоправданно агрессивно — типичные примеры. Эти ошибки гораздо сложнее отслеживать. Приходится воспроизводить всю партию по ходам. Учиться, учиться и еще раз учиться! Как ни странно, но победы нас ничему не учат. Учат только поражения.“Как же я был крут, сегодня мне не было равных. А если где и ошибался, так это ж не помешало. Можно и не заморачиваться!” — думаете вы после очередного выигранного турнира. И все. Никаких выводов. Поражение ставит вопрос: почему? Может, оппоненты более удачливы? Или звезды сегодня не так расположены? Это неправильные ответы. Дело в том, что вы совершали ошибки как в первом, так и во втором случае. Бессчетное количество, можете мне поверить. Только в первый раз вас за них не наказали, и вы забыли о них. Проигранные партии — самый богатый материал для анализа. Итак, как бороться с тактическими ошибками? Самое главное — быть внимательным. Первый шаг на пути к исправлению — следить за происходящим за столом. За ВАШИМ столом! Второй шаг — опыт. Он, как “сын ошибок трудных” , позволяет избегать стандартных просчетов. Так, долго играя Атогом , вы наконец запомните, что каждая карта в руке — это не 0,5 или 2, а ровно 1,5 хита вреда. Хотя я знаю людей, которые, играя несколько месяцев Слайдом, так и не научились правильно укладывать эффекты в стек. Надеюсь, это не ваш случай! Кроме того, со временем вы все меньше тратитесь на стандартные расчеты и уже имеете готовые решения часто возникающих ситуаций. Джемми Вейкфилд, легенда колодостроения и один из первых интернет-теоретиков “Магии”, предлагал довольно эффективный способ самоконтроля. В тестовых партиях, которые вы играете в спокойной обстановке, кладите рядом с собой кубик. Можно начинать с двенадцатигранника. Совершив одну ошибку, вы переворачиваете кубик на следующее число. Когда числа на кубике кончатся, записывайте себе поражение в партии, независи мо от ситуации на столе. Со временем берите кубик с меньшим числом граней. Если делать это для себя, то не будет вопросов, совершен а ли ошибка. Никому не надо ничего доказывать, не перед кем оправдываться. Был не прав — переверни кубик. Этот метод позволяет отслеживать не только количество ошибок в игре, но и свой прогресс в их исправлении.

Может, не стоило ходить в эту атаку?
Исправлять стратегические ошибки значительно сложнее. Для начала нужно понять, откуда они происходят. Первая серьезная проблема всех начинающих игроков — отсутствие плана игры. К какому ходу ваша колода должна убивать? К какому типу она принадлежит — контроль/комбо/агро? Сколько земель ей нужно к 4-му ходу? А к 10-му? Сколькими способами убийства она обладает? Какие противники для нее благоприятны, а какие — нет? И как с кем играть? Ответы на все эти вопросы вы должны знать ДО начала игры. План игры может меняться и модифицироваться в ее процессе. Всегда нужно помнить, что из ценных карт осталось в колоде, есть ли еще способы убить противника, может ли он убить вас, у кого раньше кончится колода, что вы способны сделать с текущими угрозами противника. Одна из типичных ошибок новичков в построении плана игры — это игра от защиты. Помните, что мертвый оппонент вам уже ничем не угрожает. План строится от метода убийства противника. Где собака порылась? В угаре магической битвы, под давлением турнирной обстановки, при лимите времени и прочих неблагоприятных условиях весьма легко не заметить сделанную ошибку. Есть несколько способов ее отследить. Первый и самый простой — это спросить у тех, кто наблюдал за игрой. В первую очередь у оппонента. Уж он наверняка все видел. Второй способ — это вспомнить, что и как вы делали во время партии. Вы не поверите, с какой точностью и какими подробностями можно восстановить ход игры, особенно если велась достаточно аккуратная запись жизни. Третий способ подразумевает, что партия проходила в Magic Online. Там есть совершенно гениальная опция — replay. Здесь видны все ошибки. Причем не только ваши. Полезно анализировать решения, которые предшествовали той или иной ситуации. Вы можете оценить, был ли верен ход мысли, приведший к сделанному выводу. Несложно будет понять, как надо было играть для победы в партии. И можно ли было догадаться об этом, исходя из тогдашней игровой ситуации. “Магия” во многом напоминает шахматы. Кто рассчитал свои действия на большее количество ходов вперед, тот и выиграет партию. Только считать надо, исходя из вероятностей прихода определенных карт в руку. Правда и вымысел о магическом везении “Better lucky than good.” Последняя фраза принадлежит перу самого Кая Бадде, лучшего игрока в истории “Магии”. Он пошутил, но многие его не так поняли. И до сих пор исповедуют религию магической кармы.“Про, они такие же как мы. Просто им фантастически везет.” Вот что говорят приверженцы это веры. Такой подход ведет в никуда.

И этот человек выиграл Pro Tour?!!
Раздел математики, занимающийся изучением теории игр, гласит, что существуют три базовых типа игр: азартные, комбинаторные и стратегические. Простейший пример азартной игры — “орел-решка”. Один человек загадывает, что выпадет, а другой — подбрасывает монету. Если оба играют честно, то от них ничего не зависит. Только от случая. Комбинаторная игра — это шахматы, шашки или игра “ним”. Вся информация изначально известна, остается только выбрать правильную последовательность ходов, ведущую к победе. Пример стратегической игры — это чуть измененный вариант “орла и решки”. Один игрок подбрасывает и ловит монету. Затем смотрит на то, что выпало и сообщает вам результат. Вы должны угадать, сказал он правду или солгал. Большинство игр представляют собой смесь этих типов. Например, преферанс на этапе раздачи являет собой азартную игру, во время торговли — стратегическую, а при розыгрыше — комбинаторную. Так же дело обстоит и с Magic: The Gathering. Вопрос в том, насколько азартный элемент влияет на результат игры. Опыт многочисленных крупных турниров ранга Grand Prix и Pro Tour показывает, что из тысяч участников наверху, среди победителей, постоянно оказываются одни и те же люди. Причем перечень их известен всем, интересующимся “Магией”, чуть ли не наизусть, а количество персоналий из верхней части списка не превышает полусотни человек. Пример тех же Кая Бадде и Джона Финкеля говорит нам о многом. Теперь к вопросу о мистической везучести этих “Про”. Если углубляться в эзотерические дебри, то можно найти много различных объяснений, от хорошей кармы до проданной души. Но если перейти к статистике, то вывод прост — чем больше человек готовится и играет, тем выше у него эта самая “удача”. Тот же Кай на пике своей формы на целый год откладывал учебу, чтобы посвятить больше времени “Магии”. К чему это нас приводит? К тому, что пока человек списывает все свои поражения на случайность или неудачу, он не растет. Ведь дело не в том, что он начал со стартовой рукой из двух земель при средней цене карт в 4 маны, а в неудачных топдеках. Конечно, если, играя против Гоблинов, оставить себе сдачу, работающую только с пятого хода, то во всем виноват излишне везучий оппонент. Забыл зайти в атаку — так все равно проиграл бы, ведь земель было слишком много. Подобных игроков предостаточно. И уровень их редко изменяется к лучшему. Говорить с ними об ошибках — занятие бесполезное, потому что они верят в Удачу. Нет, я не утверждаю, что ничего не зависит от случайности в этой игре. В среднем одна из 10 партий будет проиграна из-за неудачного прихода карт. Но ведь это на всех распространяется! Учтите, что каждая ошибка в такой партии будет стоить вам намного больше, чем обычно. Опыт не пропьешь Вот вы научились бороться с собой и думать во время игры, отреклись от лжеверы в магическую карму. Что теперь? Необходимо поддерживать игровую форму. Выберите свой любимый формат и изучайте его как с теоретической, так и с практической стороны. У настоящих профессионалов нет неизученных форматов, хотя у каждого — свои предпочтения. Чем больше вы практикуетесь, тем выше ваш уровень. Но помните, что практика не должна превращаться в бездумное шлепанье картами. Такой опыт идет только во вред. Каждая игра должна приносить вам что-то. Пусть вы только опробуете очевидно бредовую идею или всего лишь узнаете о некоторой особенности использования одной карты — даже это уже хорошо. Старайтесь играть с более сильными, чем вы, противниками. Такие люди видят больше и прощают меньше. Ваши ошибки они видят заранее. Играя с ними, можно многому научиться. Допустим, пришло время нового формата или же вы покинули игру на время. Неужели все начинать заново? Нет, пра ктика показывает, что игровой уровень не теряется. Просто потребуется некоторое время, чтобы перестроить себя под обновленную игру. Если выясни тся,

Ты все еще думаешь, что ложки нет?
что результаты значительно ухудшились, то дело скорее всего в том, что вы и раньше были не слишком хороши. Не огорчайтесь, ведь вам есть куда расти! Подводя итог Мы с вами выяснили, что первой преградой на пути к магическому просветлению служит отсутствие мотивации улучшать свою игру. Второй преградой — совершаемые ошибки. Третьей — уверенность в том, что вы их не совершали. Ошибки надо уметь находить и исправлять. И помнить, что все их совершают. Исключений нет. Что же до мотивации, то здесь каждый должен решить для себя сам, как и зачем он играет в “Магию”. Разобравшись с этими трудностями, вы сделаете большой шаг вперед. Не обольщайтесь — это только первый шаг. Впереди долгий путь, на котором вы столкнетесь с множеством проблем, требующих от вас принципиально новых методов и подходов. Но чем дальше вы будете продвигаться, тем ближе будет идеал. Когда-нибудь титул Чемпиона Мира станет для вас лишь промежуточным этапом к чему-то большему. Все зависит от вас. И пусть “Магия” будет всегда приносить вам удовольствие. Остальное — приложится!