Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы

Самопал — Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы
"...На Западе готовят именно "специалистов по разработке компьютерных игр", а у нас - "специалистов по разработке чего-нибудь". Компьютерные игры в это "что-нибудь" тоже входят..."
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Самопал
Фабрика звезд: куда пойти учиться на разработчика. Отечественные вузы
43 Kb
Приемная комиссия одного из
столичных вузов. Вечный
вопрос: куда пойти учится,
чтобы потом не было жалко
потраченного времени и денег.
    В первой части статьи “Фабрика звезд”, опубликованной в первом номере “Игромании” за этот год, мы разобрались, в какие зарубежные вузы стоит идти учиться на разработчика компьютерных игр. Мы узнали об образовательных программах, об учебных заведениях, из стен которых выходят “разработчики с дипломом”. Мы даже поговорили с президентом знаменитого художественного института из США (The Art Institute).
    Но не все имеют возможность и хотят уехать из России, чтобы стать настоящими игроделами. Неужели в России нет ни одного учебного заведения, где могли бы дать такие нужные игроделу навыки?! Оказывается, такие вузы есть.

   
Два подхода к одной проблеме
   
У нас все не так, как на Западе. Исследовательская группа “Игромании” после тщательного поиска не обнаружила ни одного вуза, где напрямую готовят специалистов для игровой индустрии. Специализации, непосредственно касающиеся разработки компьютерных игр, отсутствуют как класс. Но, с другой стороны, наши учебные заведения дают базовые знания, которые можно успешно применять в этой области.
    Практически так же, как это сделано на Западе, можно разделить “игродельческие” учебные заведения на два типа: готовящие программистов и выпускающие из своих стен художников-дизайнеров. Таких вузов достаточно много. Весьма существенна и программа обучения. На Западе готовят именно “специалистов по разработке компьютерных игр”, а у нас — “специалистов по разработке чего-нибудь”. Компьютерные игры в это “что-нибудь” тоже входят. Свои плюсы и минусы есть как у первого, так и у второго подхода к обучению. Спорить по этому поводу можно долго. Поэтому давайте просто примем это как факт.
    Поскольку в России учебные программы стандартизированы и среди них не наблюдается программ, прямо связанных с разработкой игр, обзор российских вузов мы построим несколько по другому принципу, чем обзор иностранных. Мы не станем рассказывать о том, как поставлен процесс обучения по “подходящим” специальностям в том или ином учебном заведении. Их слишком много, и большинство похожи друг на друга, как два выстрела из шотгана.
    Мы обсудим интересующие нас вопросы с руководителями лучших вузов страны в каждой из двух категорий — программистской и художественно-дизайнерской.

    Программисты
(зарубежный аналог — Real-Time Interactive Simulation)
   
МГУ
41 Kb
Вид на главное здание МГУ со
стороны метро “Университет”.
Реставрация явно пошла
высотке на пользу.

   
Название: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
    Местоположение: 119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2-й учебный корпус, ВМиК
    Официальный сайт: http://cmc.cs.msu.su
    Одно из самых известных учебных заведений, где обучают программистскому искусству, — МГУ. Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) высоко котируется как у нас в стране, так и за рубежом. Это один из ведущих центров подготовки программистов в России. МГУ всегда славился глубокой фундаментальной подготовкой. Поступление и успешная учеба по таким дисциплинам, как прикладная математика и информатика, а также информационные технологии, требуют от абитуриентов недюжинных усилий и прилежания. Звание “математик, системный программист” нужно заслужить потом на зачетах и кровью во время сессий. За время обучения студенты должны усвоить как минимум три языка программирования.
    Стоит ли говорить, что ВМиК хорошо оснащен вычислительной техникой? Факультет тесно сотрудничает с такими компаниями, как Microsoft, Intel, IBM, Hewlett-Packard, Sun, Cisco, SAP, Samsung... На факультете создано много научных лабораторий. Одна из них — лаборатория компьютерной графики и мультимедиа. Есть даже несколько мощных графических станций (в их числе HP Apollo-9000).

    СПбГИТМО
   
Название: Санкт-Петербургский государственный институт информационных технологий, механики и оптики (технический университет). Бывший Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (СПбГИТМО).
    Местоположение: Санкт-Петербург
    Официальный сайт: www.ifmo.ru
52 Kb
СПбГИТМО
    Казалось бы, какое отношение может иметь институт, в названии которого присутствуют “механика и оптика”, к компьютерным играм? Для несведущего человека оптика — это что-то связанное с биноклями и телескопами. При чем тут игры? Кого может готовить такой институт?
    Между тем, СПбГИТМО — один из самых прославленных вузов нашей страны, который готовит программистов и специалистов в области интернет-технологий. Можно сказать — флагман. Факты? Пожалуйста. Страна должна знать своих героев.
    Что такое интернет, известно всем. Сейчас. А в начале 90-х годов, когда нити Всемирной паутины только потянулись к России, это слово обозначало для большинства что-то смутно-туманное. Уже в 1993 году университет возглавил работу по созданию российской федеральной университетской компьютерной сети. Той, которая сейчас широко известна под названием RUNNet.
    Когда почти все, услышав слово “интернет”, еще в недоумении чесали затылки, университет уже вплотную занимался продвижением его в Россию. В 2000 году коллектив авторов во главе с ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором В.Н. Васильевым, получил премию Правительства Российской Федерации за разработку научно-организационных основ и создание сети RUNNet. Будете пользоваться RUNNet — помните, откуда он произошел.
    Программисты — отдельная история. Начнем с того, что данный вуз — самое “орденоносное” учебное заведение в нашей стране. И основная часть наград — за победы студентов на международных соревнованиях по программированию. А эти соревнования — крупнейшие в мире. На ежегодном студенческом чемпионате по программированию среди сборных команд высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest) команда университета всегда была среди лучших и не раз получала золотые медали. Любопытно, что несоизмеримо более широко известные у нас американские университеты Гарварда и Беркли отставали от нашей команды на такое же несоизмеримо большое количество очков.
    Прагматичные американцы никогда ничего не делают просто так. За чемпионатом мира пристально следят акулы компьютерного бизнеса. Только одна Microsoft за последние четыре года вложила в эти соревнования 27 миллионов долларов. Вы
28 Kb
Победители чемпионата мира
по программированию —
команда СПбГИТМО (ТУ).
Слева направо — Евгений
Южаков, Андрей Станкевич
(тренер), Александр Штучкин,
Тимофей Бородин, проф.
Владимир Глебович Парфенов.
верите в доброго и бескорыстного дядюшку Билли? Нет? Правильно! Чемпионат дает американцам представление, где искать самые квалифицированные кадры. Диплом какого вуза должен стать счастливым билетом для приема на работу.
    Мы можем гордиться — наши среди лучших. Конечно, не все. По рейтингу, составленному по результатам выступлений команд за последние несколько лет, первая тройка отечественных вузов выглядит таким образом:
    — Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ), о котором мы ведем речь, с результатом 91 балл;
    — Московский ГУ/МГУ (82 балла);
    — Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ (66 баллов).
    Делайте выводы, господа абитуриенты.
    Чемпионат настолько интересен сам по себе, что, вероятно, мы напишем об том отдельную статью. А пока — интервью.
    Поговорить с нами согласился декан прославленного факультета компьютерных технологий и программирования СПбГИТМО (ТУ), член Международного исполнительного комитета чемпионата мира по программированию, профессор Владимир Глебович Парфенов.
    “Игромания” [И]: Владимир Глебович, ваш университет готовит программистов самого высокого международного уровня. Студенты побеждают на престижных мировых чемпионатах. Каким образом, получив под свое начало простого российского школьника, вы добиваетесь таких результатов?
    Владимир Глебович Парфенов [ВГ]: А кто говорит о “простом российском школьнике”? На мировом первенстве участвуют и команды, составленные из первокурсников. Если бы эти команды состояли из обыкновенных школьников, то ни о каких высоких результатах не могло бы быть и речи.
    Да, основная масса новоявленных студентов — это молодые люди, которые закончили школу и успешно сдали вступительные экзамены. Это обычный
35 Kb
Владимир Глебович Парфенов.
Скромный российский
профессор. Со скромной
российской зарплатой.
Обладатель многочисленных
дипломов по
программированию.
путь поступления в вуз — как в наш, так и в любой другой. Однако мы стремимся набирать не просто способных. Мы целенаправленно ищем таланты по всей России. Они отбираются по результатам Всероссийских школьных олимпиад по информатике и программированию. Обычно это 35—40 человек. Вдумайтесь в цифру. 35—40 талантливых школьников из сотен тысяч! За эти светлые головы потом ведут борьбу лучшие российские вузы. Как правило, к нам идет до трети из них. Скажем прямо, этой группой мы занимаемся особо.
   
Студенты этой элитной группы, помимо обычных предметов, проходят специальную подготовку. Только тренируют они не быстроту реакции, как кибератлеты по Counter-Strike. Под руководством тренеров рекруты ежедневно шлифуют мастерство в решении задач по программированию.
    [И]: Не секрет, что многие молодые люди впервые задумываются о программировании как о будущем поле своей деятельности после знакомства с компьютерными играми. Касаетесь ли вы разработки игр в ходе обучения?
    [ВГ]: Мы не ставим вопрос так узко. Все наши студенты учатся искусству программирования. Они получают знания, с помощью которых смогут работать над проектами любой сложности. В их распоряжении находится самая передовая компьютерная техника и лучшие преподавательские кадры. Как и все российские вузы, мы, конечно, сталкиваемся с определенными проблемами. В первую очередь это низкая заработная плата преподавателей.
    Наши студенты, окончив университет, получают высокооплачиваемую работу (от 1000 долларов). А люди, которые их обучали, имеют оклад 2000 рублей. В такой ситуации рано или поздно встает вопрос: уходить в бизнес или продолжать такое существование? Сколько можно работать на энтузиазме? Тем не менее нам удается привлекать к процессу обучения в качестве лекторов даже авторов книг по компьютерной тематике, получивших всероссийскую известность. Кстати, многие из них — наши бывшие ученики. Секрет наших успехов прост. Мы сосредоточили усилия в одной точке. Собрали все силы, чтобы обеспечить студентов самой передовой техникой, и набираем лучших юношей и девушек. Печально, но с каждым годом собрать группу “особо одаренных” становится все труднее. Падает общий уровень подготовки в школах.
   
Странное время
затянувшейся “экономики переходного периода”. Преподаватели одного из лучших в мире центров по подготовке программистов имеют весьма скромный заработок. При этом у них есть возможность получать намного больше, используя свои знания в бизнесе. То есть им экономически невыгодно заниматься обучением... И все же они продолжают работать.
    [И]: Вы сказали, что студенты получают достаточно знаний для того, чтобы работать над проектом любой сложности. Компьютерная игра — как раз из таких проектов. Ваши студенты становились разработчиками игр?
    [ВГ]: Несмотря на то что в учебном плане нет дисциплин, связанных непосредственно с разработкой игр, некоторые студенты успешно этим занимаются. Вот, посмотрите...
   
Владимир Глебович выудил из кипы бумаг плотную пачку. На титульном листе было напечатано: “Игра “Морской бой”. Курсовая работа студента 3-го курса...” Остальные 40 листов были заполнены строгими колонками строк программного кода.
    [ВГ]: Вы где-нибудь видели, чтобы студенты третьего курса могли сделать работу подобного объема? Иногда игростроительная лихорадка очень мешает. Зная высокий уровень подготовки у наших студентов, вокруг них постоянно крутятся представители едва вылупившихся “компаний”. Мы в шутку называем их “Рога и копыта”. Они где-то получили деньги на проект и сманивают несознательных студентов “хорошими”, долларов в 200, заработками. Для студента это деньги.
    Начиная с четвертого курса мы помогаем нашим студентам с получением работы. В частности, в компаниях так называемого оффшорного программирования. Но не со второго же курса! Разработка игры требует массы усилий. Результат известен: сон на лекциях, заваленная сессия, отчисление. Надо сначала получить прочные базовые знания.
    Я специально не отслеживал, в разработке каких известных игр принимали участие наши студенты и выпускники. С ходу на память приходят только “Дальнобойщики”.
   
Компании оффшорного программирования работают по заказам американских и западноевропейских корпораций. В нашей стране из-за дешевой рабочей силы и высококвалифицированных специалистов создавать проекты очень выгодно. Многие наши разработчики, сегодня широко известные, начинали именно в таких конторах.
    Когда
мы прощались, Владимир Глебович показал мне статью “Танки и автоматы” заведующего кафедрой информационных систем профессора А.А. Шалыто. И хотя под автоматами имелись в виду не автоматы Калашникова, статья имела самое непосредственное отношение к компьютерным играм. У студентов есть примеры для подражания.
39 Kb
Санкт-Петербургский
университет кино и телевидения


   
Художники (зарубежный аналог — Game Art & Design, Art Creation)
   
Университет кино и телевидения
   
Название: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
    Местоположение: Санкт-Петербург, филиалы в Москве, Якутске, Советске (Калининградская область)
    По неформальному рейтингу, в основу которого положен конкурс среди абитуриентов, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения занимает прочное место в пятерке самых престижных вузов России. Университет готовит кадры по 14 специальностям. В их число входит специальность 051900 “графика” (специализация 051905 — “анимация и компьютерный дизайн”). Выпускник получает квалификацию художник-дизайнер компьютерной графики. В ходе обучения студенты изучают основы композиции и дизайна, рисунок, живопись, основы мультипликации, компьютерную графику.
    В итоге дипломник университета может работать по следующим направлениям:
    — анимационная компьютерная графика для кино и телевидения;
    — мультимедиа-технологии рекламных клипов, видеоклипы;
    — традиционное искусство в новой технологической среде;
    — компьютерная графика обучающих симуляторов и тренажеров;
    — сетевая графика (веб-дизайн).
    Конкурс на факультеты очень высок. Но мы обратили особое внимание на университет кино и телевидения не случайно. Дело в том, что в нем можно получить высшее образование по художественно-творческой специальности “режиссура компьютерной графики”. Это уже редчайшее сочетание. Вузов, которые имеют право на подготовку режиссеров, — единицы. Сделать красивые модели порой не так важно, как создать в видеоролике правильную атмосферу. В этом плане
режиссура компьютерной графики
33 Kb
Профессор Василий
Афанасьевич Коновалов
вплотную приблизилась к классической режиссуре в кино и телевидении. Только методы работы отличаются.
    Сочетание в одном вузе обучения классической режиссуре и ее компьютерным аналогам побудило нас выехать на место и детально разобраться, насколько высок уровень обучения в университете. С нами согласился побеседовать заведующий кафедрой компьютерной графики и дизайна профессор Коновалов Василий Афанасьевич.

    [И]: Над чем работают студенты на вашей кафедре?

    Василий Афанасьевич Коновалов [ВА]: В первую очередь, они занимаются сценарным творчеством. В основе обучения лежит изуч
37 Kb
Компьютеры, инженерный
кульман и киносъемочная
установка в одной аудитории.
Особенность кафедры —
налаженные отношения с
режиссерским факультетом
экранных искусств.
ение базовых дисциплин. Студенты осваивают методы классической мультипликации. Работают над созданием персонажей с ярко выраженными характерными чертами. Делают сначала слайд-фильм, затем короткий анимационный ролик и в результате сдают законченные работы в виде полной анимации.
    [И]:
Какие программы для работы с 3D-графикой осваивают студенты?

    [ВА]: В основном это 3D Studio 4-й версии (под DOS). С этой версией графического пакета мы работаем потому, что в ней наиболее четко выстроена логика и терминология. На старших курсах студенты приступают к изучению Maya. Вообще, трехмерная графика преподается для того, чтобы студенты могли прочувствовать общее построение законченного видеоролика. Она более кинематографична. И все-таки упор у нас делается на ручное изготовление анимации. На классические методы. В этом мы достигли определенных успехов. В прошлом году работы наших студентов были представлены в Национальном центре анимации и изобразительного искусства во Франции. Среди всех вузов нашей страны, занимающихся информационными технологиями, был выбран именно наш. Иностранцев привлекло то, что в понятии “компьютерная графика” мы на первое место ставим слово “графика”.

    Использование
университетом DOS-версии 3D Studio может, на первый взгляд, вызвать удивление. Но в этом есть свои плюсы. Во-первых, лицензионная копия программы дешева. Во-вторых, она не требовательна к ресурсам. Минимальные требования на сегодняшний день просто смешны — 486-й процессор, 8 Мб оперативной памяти и около 20 Мб свободного места на жестком диске. У студентов не бывает проблем с приобретением программы и компьютера для работы дома.
    Минусы тоже есть. Переход к 3DS Max требует переучивания. Интерфейсы этих программ значительно отличаются друг от друга. Но самое главное — логика действий и терминология — остается неизменным.

33 Kb
Логотип ВГИКа — “вечный
оператор с видеокамерой”
.
    ВГИК
   
Название: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
    Местоположение: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК. Художественный факультет
    Официальный сайт: www.vgik-edu.ru
    Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) известен в нашей стране каждому. Однако далеко не все знают, что помимо подготовки актеров и режиссеров художественных фильмов институт занимается обучением специалистов “игродельческого” профиля. Специальность “режиссура” (050200) включает в себя направление режиссура анимации и компьютерной графики. Вторая “нужная” специальность — “графика” (051900) — тоже присутствует в списке (точное название — “изобразительное решение мультипликационного фильма; анимация и компьютерная графика”).

    Поступление во ВГИК часто видится абитуриентам как многокилометровые очереди у приемной комиссии. А обязательный атрибут для поступления — как “папа — крутой бизнесмен”. Спешим вас разубедить. Вот сводка с конкурсного фронта, отгремевшего не так давно: на актерский факультет — конкурс 108,3 человека на место, на режиссуру компьютерной графики и анимации — всего 4! Поступить не так сложно.

    Тем не менее, несмотря на более лояльное отношение к компьютерным играм, непосредственно обучать игровому 3D-моделированию здесь никто не будет. Бал
правит теория. В числе которой: основы мульт-режиссуры, теория музыки в мультфильме, история искусства анимации, теория компьютерной графики, основы компьютерного монтажа и прочие не менее интересные и важные для игродела предметы.
20 Kb
Работы художников
MondoMedia — разработчики 3D
Studio Max использовли их для
официальной демонстрации 3-й
версии своей программы.

    Кисти, краски
   
Я бы обратил внимание будущих художников, желающих связать свою судьбу с играми, не только на факультеты, в названиях которых есть слово “компьютер”. Классическое обучение живописи в России имеет глубокие корни. Хороший художник способен научиться работать с 3D Max и Adobe Photoshop очень быстро. Во всяком случае, в объеме, достаточном для успешной работы. А вот компьютерщику, знающему 3D Max, стать хорошим художником значительно сложнее.

    Вот пара довольно типичных примеров из зарубежной практики.
    ...В ответ на вопрос “где вы учились трехмерному моделированию?” Эрик Чадвик из Mondo Media смеется: “На работе!” Поначалу Эрик знал только Photoshop. Упорный художник сам выпросил у руководства задание по трехмерному моделированию. “Я думаю, что порученное не было реальным проектом. Его дали, чтобы я успокоился”. Он просидел за клавиатурой не одну неделю, освоил 3D Max и успешно справился с заданием. С тех пор он участвовал в качестве художника трехмерной графики в разработке нескольких известных игр, например Need For Speed: Motor City, Blade Runner.

    ...Художница Лейла Нурани изучала изобразительное искусство в Мичиганском университете. Придя в Mondo Media, она понятия не имела о 3D Max. Его пришлось изучать уже в офисе, в нерабочее время. Она говорит, что ей потребовались “неделя усилий на знакомство с 3D Max, а также некоторое время на самостоятельное изучение пакета и на работу с обучающими программами”. Этого оказалось достаточно, чтобы получить хорошую должность. “Большую часть компьютерных навыков я приобрела на работе”. После этого Лейла участвовала в создании таких известных игр, как MechWarrior 3 и Prince of Persia.
14 Kb
Многие художники
MondoMedia
занимались
изучением
трехмерной графики
самостоятельно. Энди
Мердок — из их числа.
    Так что не стоит обходить вниманием такие вузы, как:
    Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Адрес: 109004, Москва, Товарищеский
пер., 30;
    Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 21.

    Путь в компанию разработчиков через эти “не компьютерные” вузы не такой уж длинный.

   
Итоги
   
Получить в нашей стране диплом о высшем образовании в области разработки компьютерных игр пока невозможно. Наша образовательная система не хочет замечать рынка видеоигр стоимостью в 10 миллиардов долларов. Если вы решили связать свою жизнь с этой трудной, но такой интересной профессией, придется получать образование по “смежным” специальностям. Кроме действительно нужных знаний, вы будете усваивать и такие, которые никогда не потребуются. Чем-то это напоминает покупку товара с нагрузкой. Причем от “нагрузки” невозможно отказаться.
    В более выгодном положении находятся будущие программисты. Наша школа программирования признана во всем мире одной из лучших. Кроме безусловных лидеров, о которых упоминалось выше, набирают вес и региональные вузы. Среди них: Орловский ГТУ, Новосибирский ГУ, Петрозаводский ГУ. Особо хочется отметить Саратовский ГУ. Его команда по программированию имела феноменальный успех в 2002—2003 году. Ребята завоевали звание чемпионов Европы и получили серебряные медали на чемпионате мира по программированию.     Художникам — сложнее. Название факультета “компьютерная графика и анимация” совсем не гарантирует, что вы будете изучать моделирование персонажей для компьютерных игр. С другой стороны, никто не мешает после окончания вуза применять полученные знания в других областях. Главное — чтобы эти знания были.
    Кстати, на “художественных” факультетах обычно достаточно негативно относятся к компьютерным играм. Так что будьте готовы, что придется заниматься любимым делом “подпольно”. Уровень подготовки “компьютерных графиков” в разных вузах сильно различается и зависит не столько от программы вуза, сколько от мастерства преподавателей.

    Куда пойти? Куда податься?
   
Однозначные оценки качеству обучения в том или ином вузе поставить крайне сложно. Для этого надо как минимум поучиться в каждом из них какое-то время. На это не хватило бы времени даже баобабу. Причем надо было бы дотянуть до диплома. Тем не менее мы подойдем к вопросу со всей серьезностью и попробуем дать максимально достоверную информацию, опираясь на косвенные признаки.
    Исходя из “математической” специфики профессии, наиболее точные косвенные признаки имеют вузы, в которых обучаются будущие разработчики игровых движков. На что ориентируются игродельческие конторы, выбирая себе работников? В первую очередь — на итоги чемпионата мира по программированию среди студентов. По результатам соревнований организаторами создается рейтинг-лист. Истинная оценка выставляется вовсе не конкретным студентам, а вузу, который сумел их подготовить.
    Чтобы все было понятно, кратко рассказываю, как
формируется оценка. Для максимальной объективности рейтинг-лист включает в себя результаты выступлений команд за последние несколько лет. Общая формула:
    R = 2*R1 + 1.5*R2 + R3, где R — итоговый рейтинг; R1 — рейтинг последнего года; R2 — рейтинг предыдущего года; R3 — рейтинг двухлетней ветхости.
    Испугавшимся столь сложной формулы, наверное, стоит подумать о выборе другой профессии. Остальных прошу обратить внимание, что самый свежий результат приносит максимальное количество баллов в итоговую оценку.
    Замечания по приведенной ниже таблице. В рейтинг-лист входит 96 вузов северо-восточного европейского региона. Подавляющее большинство из них — вузы нашей страны. Это огромное количество учебных заведений; полная таблица заняла бы очень много места. По этой причине в таблицу включены только 20 первых номеров (пропуская вузы других стран) рейтинг-листа. Кроме них, в составленную нами таблицу входят все участвующие в чемпионате вузы Москвы (спешим оправдать ваши пожелания, высказанные на форуме). В первой графе в скобках указано место, которое занимал вуз в предыдущем рейтинге. Полный текст рейтинг-листа (и расчет дополнительных очков) вы можете взять с нашего CD/DVD.
    Выдержка из рейтинг-листа командного чемпионата мира по программированию ACM 2002/2003 г.

Место
1
Вуз
2
1999/00 (R3)
3
2000/01 (R2)
4
2001/02 (R1)
5
Итог (R)
6
1. (2)
Санкт-Петербургский ГИТМО/СПбГИТМО (ТУ)
14.550
21.850
22.200
91.725
2. (3)
Московский ГУ/МГУ
16.550
19.000
18.550
82.150
3. (1)
Санкт-Петербургский ГУ/СПбГУ
24.400
22.250
4.350
66.475
4. (12)
Саратовский ГУ
6.600
10.150
18.450
58.725
6. (4)
Уральский ГУ
12.150
15.450
9.100
53.525
7. (7)
Новосибирский ГУ
10.000
9.400
9.750
43.600
8. (13)
Орловский ГТУ
7.450
8.900
10.400
41.600
9. (14)
Петрозаводский ГУ
9.800
6.900
10.500
41.150
10. (6)
Южно-Уральский ГУ
10.700
14.000
4.200
40.100
13. (17)
Алтайский ГТУ
7.000
9.150
2.700
26.125
14. (19)
Пермский ГТУ
8.700
4.100
5.600
26.050
15. (39)
Башкирский ГУ
0.000
7.000
7.700
25.900
16. (11)
Дальневосточный ГУ
4.000
9.700
3.400
25.350
17. (29)
Новгородский ГУ
2.000
4.700
7.400
23.850
19. (16)
Нижегородский ГУ
0.000
14.100
0.000
21.150
20. (22)
Уфимский ГАТУ
3.300
4.600
5.400
21.000
21. (9)
Оренбургский ГУ
8.900
8.000
0.000
20.900
22. (8)
Томский ГУ
7.300
7.600
1.000
20.700
23. (-)
Самарский муниципальный университет
0.000
8.200
4.200
20.700
24. (28)
Красноярский ГТУ
2.000
3.000
6.100
18.700
Московские вузы, не попавшие в первую двадцатку
32. (-)
Московский инж.-физ. институт (ТУ)
0.000
0.000
5.700
11.400
33. (35)
Московский авиационный институт
0.000
4.000
2.500
11.000
75. (63)
Московский энергетический институт (ТУ)
1.000
0.000
0.000
1.000

    В заключение хотелось бы отметить, что скепсис по поводу объективности рейтинга как показателя качества обучения в указанных вузах не оправдан. Да, подготовка и отправка команды на турнир стоят денег. Некоторые вузы объясняют свое неучастие именно этим. Странно только то, что зачастую так оправдываются крупные учебные заведения, денег у которых заведомо больше, чем у вузов с периферии, которые все же посылают своих студентов на соревнования.
    Некоторые вузы утверждают, что рейтинг необъективен потому, что по ходу соревнований команды занимаются вовсе не написанием полезного софта. Они решают специальные задачи. Задачи такого рода могут никогда не встретиться выпускникам в реальной жизни. Отсюда заявления, что способность быстрого составления программ для решения абстрактных задач программисту не нужна. Поэтому, мол, мы этому не учим и, соответственно, не принимаем участие в чемпионате. Что ж, доля истины в этом есть. Только представители таких вузов сами ставят себя в положение “подозреваемых”. Отсутствие в рейтинг-листе команд из числа этих вузов настораживает: они не хотят подготовить команды или не могут?! Как ответить на этот вопрос, в каждом конкретном случае абитуриентам придется решать самим.

   
* * *
   
Общий совет абитуриентам будет таким. Во-первых, выбирайте для поступления лучшие вузы. В этом — гарантия качества образования. Во-вторых, стоит обязательно навести дополнительные справки о факультете. Прежде всего это касается будущих художников. Не ограничивайтесь рекламной информацией. Лучше всего побывать на месте. Найдите стенды с выставленными работами студентов. Порой они расскажут вам об уровне преподавания намного больше. Лучше один раз увидеть, а уж потом решать, стоит ли подавать заявление на поступление.
Комментарии
Загрузка комментариев