Двое из ларца. Игра на двух мониторах - экзотика или реальность?

Двое из ларца. Игра на двух мониторах - экзотика или реальность?

Экзотика — Двое из ларца. Игра на двух мониторах - экзотика или реальность?
"...Можно с уверенностью говорить о том, что режим игры на двух или нескольких мониторах не является плодом воображения маркетологов - он действительно позволяет получать от игр новые ощущения. Если вы уже используете конфигурацию из двух мониторов для по
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Экзотика
Двое из ларца. Игра на двух мониторах - экзотика или реальность?
    Как известно, на степень погружения игрока в игру влияет множество факторов: правдоподобная графика, звуковое оформление, гибкие настройки управления и так далее. Конечно, производители оборудования и разработчики игр прилагают все усилия, чтобы сделать плоды своего творчества более реалистичными.
    Но вот
уже многие годы мы смотрим в игровой мир через крохотное (15 или 17 дюймов) оконце монитора. Конечно, можно купить 21-дюймовый монитор, но позволить себе такую роскошь могут далеко не все. Однако есть и альтернативный вариант: можно играть сразу на двух мониторах! Причем в условиях падения цен на 15" и 17" ЖК-панели данное решение становится все более привлекательным. К тому же, почти все современные видеокарты поддерживают работу с двумя-тремя дисплеями.

    Если бы да кабы
   
Современные игры не торопятся задействовать все преимущества двух мониторов. Ибо разработчики, конечно, осознают, что, несмотря на все преимущества, играть на двух мониторах будет в лучшем случае два-три процента аудитории. Поэтому все элементы интерфейса размещаются на одном экране.
    Возьмем, для примера, сверхпопулярную игру
Battlefield 1942. Как бы было удобно, если бы на основном экране отображалась игра, а на втором экране — большая версия игровой карты и окно с чатом! Тогда геймер не отвлекался бы на переключение между окнами.
    В гонках на втором дисплее выводился бы вид сверху, в результате чего игрок мог бы четко определить свое местоположение на трассе. Да и важную информацию в стратегиях реального времени или экономических симуляторах больше не приходилось бы прятать за пунктами меню или сочетаниями горячих клавиш.
    Реальность, конечно, далека от идеала. Если игры и поддерживают расширение видимой области за пределы одного монитора (Surround Gaming), то такой режим эффективен только при наличии трех мониторов — ведь вы не желаете видеть на месте геометрического центра изображения пластмассовые кромки мониторов? Эффективно использовать систему из двух мониторов может только ограниченное число игр. Самые популярные из них — X2 — The Threat от Egosoft и Microsoft Flight Simulator 9 — A Century of Flight. Собственно, с их помощью мы и проведем тесты нашего обзора.
51 Kb
Мастер установки позволит
выставить правильные
настройки.

    Не только игры
   
Слаженный дуэт мониторов будет полезен не только в играх, но и в офисных приложениях, графических
программах и т.п. — поскольку вместо нагромождения окон на одном экране вы сможете разместить их оптимальным образом по площади двух мониторов.
    Но перед тем как перейти к самим играм, давайте посмотрим, что у нас есть в области аппаратной поддержки этой замечательной идеи. Какие карты поддерживают работу с двумя мониторами и какие режимы у них присутствуют?

   
Двойной удар NVidia
   
Карты линейки GeForce FX поддерживают все четыре режима работы (см. соответствующий текстовый блок) с двумя дисплеями. Режимы можно переключать с помощью утилиты nView, которая входит в состав драйверов. После установки драйверов карта "почует" присутствие второго дисплея, и вы сможете выставить правильные настройки.

55 Kb 28 Kb
Слева: здесь профили создаются.
Справа: однажды задав профили, вы
сможете легко переключаться между ними.
    Мы рекомендуем создать в nView профили для каждого приложения. Тогда вы сможете легко переключаться между ними. Скажем, один профиль будет служить для работы (в нем оба монитора будут выводить картинку в разрешении 1280x1024), а второй будет использоваться специально для игр (там будет выставлена горизонтальная растяжка с разрешением 2048x768). Порядок работы с профилями таков: сначала создаете новый профиль (закладка Profile в nView), затем изменяете настройки для этого профиля. Не забудьте потом сохранить профиль.

    Двойной удар ATI
   
Графические карты ATI Radeon также поддерживают работу с несколькими мониторами, хотя ассортимент режимов ограничен — есть только Dual-View и Clone. Режимы вертикальной и горизонтальной растяжки, которые используются в большинстве игр, картами ATI не поддерживаются. Настройку двух мониторов можно осуществить через драйверы, а для расширенных опций стоит использовать утилиту HydraVision (скачивается отдельно с сайта ATI). Утилита позволяет использовать несколько виртуальных рабочих столов аналогично окружению Unix/Linux X. ATI называет такое окружение термином “Multi-Desktop”.
65 Kb 55 Kb
Слева: утилита HydraVision — здесь вы можете задать
работу с двумя мониторами, а также множество других
опций. Справа: простейшие опции можно задать и
через драйверы.
    Мы не знаем, почему карты ATI не поддерживают режимы растяжки. Скорее всего, проблема носит программный характер. ДрайвераCatalyst рассматривают карты ATI с поддержкой двух мониторов как два отде льных устройства — каждое со своим драйвером. Ну а нам остается только признать, что карты ATI не особенно подходят для игр с использованием нескольких мониторов.

27 Kb
Возможные варианты
подключения.
    Подключение
   
Большинство карт NVidia поставляются с одним разъемом VGA и одним — DVI
. Адаптер DVI-to-VGA позволяет подключить второй ЭЛТ-монитор. Ситуация усложняется, если вы желаете подключить два ЖК-монитора через цифровые интерфейсы (2xDVI), поскольку лишь небольшое число производителей поставляют карты с двумя выходами DVI. Если вы ищете именно такие модели, рекомендуем прошерстить линейки продуктов Gainward и XFX.
    Карты Radeon обычно тоже используют комбинацию одного выхода VGA и одного DVI. И здесь вы можете использовать адаптер DVI-to-VGA для подключения
54 Kb
Игра X2 — The Threat на
одном мониторе.
второго аналогового ЭЛТ-монитора. На данный момент мы не встречали на рынке карты Radeon с поддержкой двух выходов DVI (кроме решений для рабочих станций).

    Открытый космос от NVidia
    Технология работы с двумя мониторами появилась не так давно, поэтому игр с поддержкой этой технологии не так много, как хотелось бы. Одна из них — X2 — The Threat. Игра сильно напоминает классику жанра космических военно-торговых симуляторов — Elite. Геймер путешествует по космосу
на своем космическом корабле и зарабатывает деньги, выполняя различные миссии. Деньги позволяют приобрести большие и быстрые корабли, а также оборудование для них.
    После установки патча 1.1 игра может работать на двух или трех мониторах. Однако владельцы карт ATI не смогут ею воспользоваться, поскольку при этом требуется поддержка режима
горизонтальной растяжки (Horizontal Span). Если режим поддерживается, игра при запуске определяет второй дисплей,
69 Kb
Игра после запуска предложит
выбрать специальные
варианты разрешения.
после чего на второй (если есть, то и на третий) монитор выводятся дополнительные ракурсы. Поэтому режим X2 с поддержкой двух мониторов очень близок к играм Surround Gaming. Однако X2 предлагает не просто расширение области видимости, а вывод на дополнительные мониторы информации и внешних ракурсов корабля игрока или вражеских кораблей. Настройки вывода можно изменять в меню опций игры.
    Чтобы запустить игру на картах NVidia, сначала создайте профиль в режиме горизонтальной растяжки (Horizontal Span) и активируйте его. После запуска X2 меню конфигурации предложит
новые "широкие" разрешения. Чтобы не получить искаженную картинку, рекомендуем выбрать горизонтальное разрешение в два раза большее "нормального" — к примеру, 2048x768 (1024 по горизонтали на каждый монитор).
    После запуска игры вы обнаружите, что заставка игры отображается на обоих мониторах. Оказавшись в кабине
корабля, нажмите F5 — это активирует режим игры с несколькими мониторами. Дополнительные настройки доступны в меню опций (вызывается по нажатию Esc). Секция Monitor Layout предлагает настройки для режима с несколькими мониторами. Опция Dual 1—1 означает, что второй экран отобразит дополнительный вид. Следовательно, опция 1—4 отобразит четыре вида на втором экране .
32 Kb
При выборе режима 1—4
появятся дополнительные
опции для новых видов. Для
каждого вида может быть
выбрана своя цель, к примеру
корабль или станция.

    Из-за увеличенного разрешения графической карте приходится обрабатывать большее число пикселей, что приводит к снижению производительности. Ниже показаны результаты производительности, полученные нами во время тестирования. Для зловещих экспериментов над X2 — The Threat мы использовали специальный тестовый режим игры, а также запись полета. На втором экране были активны два дополнительных вида. Во время тестирования были включены 4x полноэкранное сглаживание и 8x анизотропная фильтрация.
    Результаты X2 Benchmark
Карта FPS
NVidia GeForce FX 5950 Ultra один монитор 54,6
NVidia GeForce FX 5950 Ultra два монитора 38,9
    Как показывают результаты, увеличение разрешения "съедает" некоторую часть производительности, но играть это не мешает.

36 Kb
39 Kb
Вверху: Режим Dual 1—1.
Внизу: Режим Dual 1—4.
    Microsoft Flight Simulator 9 — A Century of Flight
   
Мы не случайно выделили девятую часть Microsoft Flight Simulator в отдельную главу. Игра поддерживает как режимы Surround Gaming (NVidia, Matrox), так и конфигурации Dual-View (ATI, NVidia, Matrox). Рассмотрим каждый вариант отдельно.

    Режим Surround Gaming (NVidia, Matrox)
75 Kb
В игре появятся новые режимы
с увеличенным горизонтальным
разрешением.

   
Данный режим работает только на картах, поддерживающих горизонтальную растяжку (Horizontal Span) — то есть тут выбор геймера ограничен продуктами NVidia и Matrox. Как и в X2, здесь нужно установить данный режим перед запуском игры. После запуска игра предложит выбрать новые режимы и разрешения.
   
Во время игры вид можно растягивать на оба монитора. При этом приборную доску можно масштабировать для соответствия разрешению. Окна с дополнительными видами можно свободно распределять по обоим мониторам. К сожалению, в MFS нет какой-либо опции для закрепления видов и панелей в определенных местах.
    При этом, однако, возникает существенный недостаток — рамка по центру, не отображенная на иллюстрациях. Поэтому для двух мониторов мы бы порекомендовали режим, когда второй экран используется исключительно для вывода дополнительных видов.

54 Kb
Наслаждаемся полетом на
двух экранах.
    Режим Dual-View (ATI, NVidia, Matrox)
   
В конфигурациях Dual-View настройка игры под два монитора несколько сложнее. Microsoft даже предлагает краткое руководство по настройке по адресу:
    www.microsoft.com/games/flightsimulator/fs2004_multimonitor.asp.
    Второй монитор в этом режиме может быть использован только для дополнительных видов. После запуска игры вам нужно указать соответствующие настройки для обоих мониторов.

    После запуска второй дисплей все еще будет неактивен. Чтобы на него можно было переносить виды, игру нужно переключить в полноэкранный режим (нажать Alt+Enter или перейти в меню игры: Alt->Views->Full
Screen).
    Вы можете добавить новые виды через меню View, однако для их переноса на второй дисплей необходимо произвести операцию Undock. Для этого правой клавишей мыши на дополнительный вид и выберите Undock. Теперь вид имеет свое собственное окно, и его можно перенести на второй дисплей. Виды GPS, дросселя и других инструментов можно перенести на второй экран точно таким же способом.

   
К сожалению, в игре нельзя сохранить конфигурацию. Поэтому вам придется повторять всю процедуру при каждом новом полете. Примечание: если вы переключитесь обратно в оконный режим по нажатию Alt+Enter или перейдете на
рабочий стол Windows по нажатию Alt+Tab, виды на втором дисплее могут сместиться на основной дисплей. Тогда вам придется вновь провести указанную выше операцию.
97 Kb 96 Kb
Слева: через меню View можно добавлять новые виды.
Справа: выполняем операцию Undock.

   
Производительность
   
Мы разделили тесты на две части. Сначала мы решили посмотреть, как влияет на производительность GeForce FX 5950 Ultra режим горизонтальной растяжки (Horizontal Span). А затем стали выяснять, как эта карта работает в конфигурации Dual-View. Кроме стандартного ракурса, мы использовали два дополнительных (Spot Plane и Tower). Дополнительные виды достаточно сильно снизили производительность. Чтобы показать, насколько заметно упала производительность, мы также провели тестовые проходы как с включенными, так и с выключенными ракурсами при использовании одного монитора. Производительность измерялась с помощью FRAPS. Во время тестирования были включены 4x полноэкранное сглаживание и 8x анизотропная фильтрация.

Результаты MS Flight Simulator (Horizontal Span)
Карта fps
NVidia GeForce FX 5950 Ultra один монитор 46,4
NVidia GeForce FX 5950 Ultra один монитор, два вида добавлено 22,7
NVidia GeForce FX 5950 Ultra два монитора, два вида добавлено 17,4

    Как можно заметить, дополнительные виды действительно снижают количество кадров в секунду. Из-за высокого разрешения производительность в режиме горизонтальной растяжки оказывается еще хуже.
    Затем мы провели тест в режиме Dual-View — тоже с участием карты ATI Radeon 9800 XT. Мы перенесли два дополнительных вида на второй монитор, оставили вид башни в стандартном размере и увеличили вид на самолет настолько, насколько было возможно, чтобы при этом не перекрывался вид башни. Во время тестирование были включены 4x полноэкранное сглаживание и 8x анизотропная фильтрация.

Результаты MS Flight Simulator (Dual-View)
Карта fps
NVidia GeForce FX 5950 Ultra один монитор 46,4
Radeon 9800 XT один монитор 47,8
NVidia GeForce FX 5950 Ultra один монитор, два вида добавлено 22,7
Radeon 9800 XT один монитор, два вида добавлено 24
NVidia GeForce FX 5950 Ultra два монитора, два вида добавлено 41,9
Radeon 9800 XT два монитора, два вида добавлено 44

   
А вот здесь результаты оказались довольно интересными. Поначалу мы наблюдаем предполагаемое падение производительности при активации дополнительных видов на одном мониторе. Однако в реж
име Dual-View обе карты работают заметно быстрее и практически достигают уровня производительности одного монитора без дополнительных видов. Вероятно, это связано с устройством
48 Kb
Как только вы расположите все
виды нужным вам способом,
вы вновь можете
переключиться в полный экран
через меню View или нажав
Alt+Enter.
3D-движка, который обрабатывает каждый ракурс индивидуально. В режиме одного монитора дополнительные виды пересекаются с обычной перспективой. Поскольку каждый вид просчитывается индивидуально, а затем накладывается на другие при выводе, частота кадров падает соответствующим образом. При выносе дополнительных видов на второй дисплей в режиме Dual-View накладывания видов друг на друга не происходит, поэтому мы наблюдаем производительность практически на уровне одного монитора без дополнительных видов.
    Отметим, что в этом режиме карты могут сильно нагреваться.
Поэтому — следите за температурой.

   
Один в поле не воин
   
Можно с уверенностью говорить о том, что режим игры на двух или нескольких мониторах не является плодом воображения маркетологов — он действительно позволяет получать от игр новые ощущения. Если вы уже используете конфигурацию из двух мониторов для повседневной работы на компьютере, до игры на двух мониторах рукой подать. Нужно произвести необходимые настройки в играх и драйверах
. И вы сможете наслаждаться игрой на двух мониторах.
   
Для этого хорошо подходят видеокарты от NVidia и Matrox. Решения от этих компаний поддерживают все режимы работы с несколькими мониторами. Чипы от ATI не поддерживают режим горизонтальной растяжки (Horizontal Span). Из-за этого обладатели карт от ATI смогут нормально поиграть только в Microsoft Flight Simulator 9.
44 Kb
Вы можете масштабировать
и переносить виды.

    Многие игры требуют кропотливой ручной настройки для корректной работы с несколькими мониторами. Будем надеяться, что разработчики учтут это, и в новых играх процесс настройки станет проще.
    Однако наибольшую степень погружения в игры обеспечивают три монитора. Впрочем, на текущий момент работать с тремя мониторами могут только карты от Matrox, производительность коих явно мала для современных 3D-игр.
    Хотя разработчики нечасто балуют нас играми, способными “работать на два фронта”, надеемся, что появление интерфейса PCI Express даст этой технологии второе
дыхание. Ведь эта шина позволяет устанавливать в систему несколько графических адаптеров. Что, в свою очередь, даст возможность нормально играть на двух мониторах даже в самые навороченные игры. До той же поры игра на двух мониторах остается уделом энтузиастов, которых больше всего среди фанатов летных симуляторов.

    Режимы работы с двумя мониторами
   
На данный момент существует четыре основных режима работы с двумя дисплеями.
    — Dual-View: на каждый монитор выводится отдельная картинка. При этом разрешение и частота обновления могут быть выбраны отдельно для каждого экрана.
    — Clone-View: второй дисплей отображает ту же картинку, что и первый.
    — Растяжка экрана по горизонтали (Horizontal Span): два монитора рассматриваются как один цельный продолговатый экран, причем рабочий стол разбивается пополам. В данном случае горизонтальное разрешение удваивается. Частота обновления идентична для обоих мониторов. Такой режим поддерживается играми наиболее часто.
    — Растяжка экрана по вертикали (Vertical Span): режим аналогичен горизонтальной растяжке, однако рабочий стол растягивается по вертикали. Соответственно, разрешение по вертикали удваивается.
Комментарии
Загрузка комментариев